Комплекс методических рекомендаций по теме: Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года.
методическая разработка по истории по теме

Ли Марина Геннадьевна

Методическая разработка посвящена комплексу учебно-воспитательных мероприятий, которые были реализованы в течение одного учебного года и состояли из трех этапов. На первом этапе осуществлялось формирование мотивации учащихся к изучению темы, второй этап был связан с проектной и конкурсной деятельностью, а на третьем этапе проведено подведение итогов на праздничном историческом балу в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_avtora_li_m._g._taganrog_-_kopiya.docx311.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

        Такая последовательная поэтапная деятельность направлена на расширение и углубление знаний по истории Отечества, развитие эстетического и этического мировосприятия, формирования навыков поисково-исследовательской работы, творческого подхода к заданиям.

        Актуальность данной методической разработки не вызывает сомнения, поскольку предусматривает системный подход к духовно-нравственному воспитанию школьников, что является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса.

Немаловажным является и то, что автор в своей программе учебно-воспитательных мероприятий делает упор на синтез двух основных направлений образования: исторического и духовно-нравственного.

        Работа в данном направлении способствует активному сотрудничеству, сплочению классных коллективов.

        Представленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий имеет  также практический результат – создание  юбилейного календаря «Путеводитель по 1812 году».

        В целом данная методическая разработка может быть использована по аналогии, как метод погружения в любое знаменательное событие в масштабах воспитательной работы всей школы.

Разработка снабжена печатными, видео- и фотоприложениями.

Методическая разработка посвящена комплексу учебно-воспитательных мероприятий, которые были реализованы в течение одного учебного года и состояли из трех этапов. На первом этапе осуществлялось формирование мотивации учащихся к изучению темы, второй этап был связан с проектной и конкурсной деятельностью, а на третьем этапе проведено подведение итогов на праздничном историческом балу в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Комплекс учебно-воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, посвященных 200-летию победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. в общеобразовательной школе, работающей в режиме экспериментальной площадки по духовно-нравственному развитию школьников

Методическая разработка выполнена учителем истории и обществознания Ли Мариной Геннадьевной, руководителем дискуссионного клуба «Вуз жизни» и исторического школьного кружка.

«Когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви,

мы возрастаем духовно…»

Из выступления, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений

Пояснительная записка

В концептуальных основаниях перехода на новые общеобразовательные стандарты говорится о необходимости формирования российской гражданской идентификации личности, актуальность этого показывают современные вызовы времени: кризис российской идентичности; сохраняющиеся риски распада России; неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений; снижение качества образования. Кризис российской идентичности выражается в недостатке сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни; в недостатке согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения; в отсутствии созидательных ориентиров смысла жизни. В новых общеобразовательных стандартах ставится необходимость создания такой социальной ситуации развития обучающихся, которая бы обеспечивала их социальную самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности через восприятие учащимися ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

И сейчас в образовательных кругах ставится серьезно вопрос о том, чтобы найти другой народ, который бы стал преемником российской культуры, так как российский народ скоро не сможет ее транслировать. И в этих условиях все более актуальным становится преподавание основ православной культуры на научной основе. Главной задачей этого предмета является  формирование в учащихся  любящего доброго отношения к родной земле, к вере своего народа; пробуждение  в детях любящего понимания православной культуры, как корневой системы российской истории». В этой связи ясно решение Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева 2012 год назвать Годом истории.

Исходя из всего вышесказанного, наша школа отказалась от проведения разовых мероприятий, а тему своей работы в условиях первой областной экспериментальной площадки определила как «Системный подход к духовно-нравственному воспитанию школьников». Здесь воспитательная работа ведется не только на уроке, но и во внеурочное время, а также предлагает единство целей и ценностных ориентиров для всех учителей школы. Это некое воспитательное пространство, воспитательная среда, в которой находятся все дети и педагоги. Во внеурочной деятельности мы постоянно ищем новые формы взаимодействия. Так, в прошлые годы мы ввели в традицию нашей школы празднования Рождества Христова, Пасхи, Дня славянской письменности и культуры, причем все праздники носят общешкольный характер, ко многим подготовка в форме классных часов, диспутов, семинаров идет в течение всего года. Мы стремимся наполнить нравственным воспитанием и такие привычные формы, как спортивные праздники, семейные посиделки, даже знакомство с природой имеет ту же направленность.

В этом же ключе системного подхода был задуман и осуществлен данный проект, в основе которого  лежит метод погружения в историческую эпоху XIX века. Славный юбилей  200-летия победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. стал прекрасной воспитательной возможностью проникнуть  в детали, лица, события, культуру – в страницы великой эпохи нашего героического прошлого. Победа русского народа над завоевателем, который  к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом непобедимости, поразила воображение современников и поныне волнует нас, их потомков. Впереди нас ждет очень интересный год – век кавалергардов и прекрасных дам, век доблести, балов и славы.

Цель программы – формирование гражданско-патриотических ценностей учащихся через приобщение его к отечественной истории. К духовным истокам русского патриотизма и мужества, к традиционным представлениям о Родине, семье, народе.

Цель реализуется в ходе решения следующих задач:

-создать комфортные условия для знакомства с эпохой Отечественной войны 1812 г., при которых ученик будет чувствовать свою интеллектуальную состоятельность, используя такие интерактивные формы обучения как погружение в историю и реконструкцию;

-помочь учащимся постичь их духовный смысл;

- создать у учащихся целостный образ начала XIX столетия;

- организовать учебный процесс так, чтобы практически все учащиеся оказались вовлеченными в процесс познания и имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают;

- сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;

- содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков;

- помочь в постижении духовного смысла событий и знаменательных дат;

- содействовать определению учащимися значения вклада русского народа в общеевропейскую борьбу с Наполеоном;

- научить связывать, очеловечивать историю посредством приобщения к внутреннему миру и деятельности великих личностей;

- развивать у учащихся понятие истории как живого процесса, через понимание великих личностей как ориентиров в жизненных ценностях;

- повышать интерес к изучаемым предметам, посредством этого улучшить качество знаний; повысить мотивацию к обучению, в т.ч. посредством дискуссий, учебных игр, встреч активизировать мотивацию учащихся к обучению;

- на примере великих деятелей истории взращивать уважительное отношение к своим историческим корням; духовному наследию;

- раскрывать перед учащимися необходимость соединения полученных знаний с нравственным образом жизни, показывая плоды служения великих полководцев Родине вызвать свободное и осознанное приятие нравственного пути, нравственного подвига.

Все вышеназванные цели позволят обучать всех и каждого

  1. качественно и быстро,
  2. радостно и победно,
  3. напряженно и без перегрузки,
  4. на высоком теоретическом уровне и доступно.

Здесь реализуются следующие идеи педагогического опыта:

  1. Идея личностного подхода к воспитаннику;
  2. Идея здоровьесберегающего обучения;
  3. Идея гуманизации образовательного процесса;
  4. Идея обучения и воспитания в деятельности;
  5. Идея неразрывного единства обучения и воспитания;
  6. Идея развивающего обучения;
  7. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе;
  8. Идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека.

Методические рекомендации по реализации программы учебно-воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, посвященных 200-летию победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812г.

Данная программа учебно-воспитательных мероприятий основана на синтезе двух основных направлений образования: исторического и духовно-нравственного. Комплекс реализуется в течение одного учебного года, и состоит их трех этапов. Первый этап – формирование мотивации учащихся к изучению темы, второй этап – проектировочный, конкурсный, третий – подведение итогов на праздничном историческом балу в честь победы в Отечественной войне 1812 г. над Наполеоном.

Практический результат программы -  создание брошюры «Путеводитель по 1812 году»   с информационными страничками о каждом месяце года.

Программа учебно-воспитательных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, посвященных 200-летию победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.реализуется  в ходе годовой кружковой работы по истории. Планирование кружка   вошло  в общешкольный воспитательный план  в раздел «Гражданско-патриотическое воспитание школьников».

Данная программа состоит из трех частей, отражающих три этапа учебно-воспитательной работы. Ниже представлен план работы кружка.

                                            ПЕРВЫЙ ЭТАП

      «Без знания истории мы должны признать себя          случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».

(В. О. Ключевский)

Прежде всего на первом этапе необходима работа над формированием мотивации школьника. Здесь важно не просто заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставит его в такие условии и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Работа проводилась в масштабах всей школы, но ядром в данной школе являлись участники дискуссионного клуба «ВУЗ жизни» и исторического кружка. В начале работы автор взял во внимание разные уровни познавательных мотивов учащихся:

  1. Интерес к отдельным фактам;
  2. Интерес к отдельным фактам, закономерностям и обобщениям;
  3. Интерес не только к знаниям, но и к способам их добывания;
  4. Интерес к самообразовательной деятельности.

При этом  учитывались и разные уровни следующих социальных мотивов:

  1. Долг и ответственность, понимание социальной значимости учения;
  1. Стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;
  2. Ориентация на разные способы взаимодействия с другими учащимися.

На первом совместном заседании двух школьных клубов происходит планирование проектировочной работы, в которой все классы среднего и старшего звена получают задание разработать один месяц юбилейного календаря знаменательных дат и событий Отечественной войны (по жеребьевке).

Для того чтобы не было разночтений в рубриках, на втором совместном заседании двух школьных клубов, предлагается работа в форме интерактивных методик «большой круг», «аквариум», «мозговой штурм». Последние помогают не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы других и подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. Итогом этой деятельности является составление рубрики школьного календаря в честь славного юбилея победы.

Далее учащимся предлагается работа по выбору в разных секциях по интересам, запросам и уровням. Автор предложил следующие формы работы:

  1. секция «Львы и двуглавый орел» (Дипломатия как наука и игра).

Здесь ребята изучают азы дипломатической науки. На примере дипломатических отношений России с другими странами в начале 19 века учатся практическому применению этих навыков в реальной политике.

  1. секция «Семейные портреты на фоне эпохи».

Под руководством учителя ребята проводят исследовательскую работу в данном направлении таким образом, чтобы  сначала учащиеся встретились с историями о героях войны, вызывающих желание понять, узнать, найти и т.д.; Например, история героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны, которую современники называли «любовью века»; история семей Раевских,  Дуровых и т. д.

  1. секция «Исторический кинозал».

Здесь также проводится поиск, отбор документальных, научных и художественных фильмов, которые правдиво и профессионально раскрывают мировоззрение, события той эпохи. Затем ребята организуют просмотр этих фильмов для школьной аудитории всем желающим. Далее идет их обсуждение.

  1. секция «Встань за веру, русская земля!».

Ребята изучают правила фортификации, маневров и другие стадии военного искусства, производят макеты боев, для этого изучают и изготавливают оружие и обмундирование военных, учатся строевой подготовке под военные марши тех времен; то есть подростки - мальчики готовятся к выполнению своего долга перед Родиной, Это является здоровым детским желанием поиграть в «войну», ( в отличие от компьютерных войн)    

  1. секция «Историческая нумизматика».

    Любители изучать старинные монеты изучают денежные знаки начала 19 века, а также юбилейные монеты и рубли. Готовят статьи в школьную газету и на сайт «Истории  аверса и реверса ».

  1. секция «Ах, этот ослепительный бал!»

Девочки изучают правила проведения балов и их социальное значение; узнают о традиции, введенной императором Александром I – устраивать балы в честь героев Отечественной войны 1812 года. Мысленно побывают на первом таком балу, состоявшемся еще в 1814 году во время проведения Венского конгресса. Вместе с европейцами удивятся размаху, роскоши, красоте русских дам и изысканности и изобилию русской кухни. Заинтересовавшись, изучают направление моды XIX века – стиль ампир, а также особенности крестьянской, дворянской, купеческой одежды, изготавливают выкройки, шьют бальные платья и русские наряды, изучают со своими  подругами  сложные прически. Изучают словоплетение «мазурочной болтовни». Раскрывают девочки и кулинарные тайны царского, дворянского и крестьянского стола. Эта работа проводится совместно с преподавателями изобразительного искусства и технологии.

  1. секция «Знаете ли вы в истории более красивую эпоху?» (герой 1812 г. С. Волконский)

 Здесь после трудов всех ребят ждет преподаватель хореографии, чтобы научить сложным па полонеза, мазурки и вальса и других бальных танцев. Отдыхают участники тоже исторически: играют в бальные, салонные, народные игры того времени, загадывают загадки, соревнуются в скороговорках, таким образом погружаются в атмосферу начала XIX века;

Все новости из секций, лучшие результаты, проекты освещаются как на промежуточных заседаниях клуба, так и в школьной газете, в передачах  школьного радио и на страницах школьного сайта. Таким образом, на этом этапе изучаются быт, традиции, культура эпохи. Тем самым возникает мотивационный интерес к глубокому изучению темы.

Итогом первого этапа станет совместное заседание двух школьных клубов, на котором  в форме интерактивных методик  будут выявлены лучшие проекты празднования, величания, памятования дат, связанных с Отечественной войной 1812 г. (в нашей школе первый этап занял первую и вторую четверти учебного года).

ВТОРОЙ ЭТАП

О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?

В. А. Жуковский

Второй этап начинается с общешкольного мероприятия «Защита Отечества», в котором раскрывается духовное значение военного подвига, заключенного в величии русского патриотического духа и праведности русского народа. Далее следует проведение мероприятий по составленному школьному юбилейному календарю. Каждый класс по жеребьевке получает задание составить ту или иную юбилейную месячную страницу в календаре по следующим рубрикам:

1. «Ведь были ж схватки боевые, да говорят еще какие» (значимые события Отечественной войны 1812 г)

2. История Отечественной войны 1812 года в лицах героев.

3. Награжденные в двенадцатом… (история наград и орденов).

4. «И дым Отечества нам сладок и приятен…» или Родословная (Донской край и г.Таганрог в событиях начала 19 века. История краеведения об этом периоде. Герои войны 1812 г., наши земляки).

5. «Эскадрон гусар летучих» (изучение истории гусарских полков и их военных действий в 1812 г.).

6. «Ангел-хранитель, общий отец..» (из биографии Александра Первого Благословенного).

7. Храбрые славны вовеки! Или Только доблесть бессмертно живет. ( война 1812 года в русской поэзии и музыке).

8. «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин.» (Женские героические лики 1812 г.).

9. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». (или) Победа « есть превыше сил человеческих». ( Вера русского воина или народа).

10. «Подвиг, обернувшийся в камень» (музеи - заповедники, памятники победы.)

11. «Вглядись истории в лицо» (знакомимся с историческим документом).

12. «А знаете ли вы что…» (интересные случаи из истории войны и военного времени.)

Итогом второго этапа станет общешкольный праздник «Только доблесть бессмертно живет!», где каждый класс представляет свою страницу юбилейного календаря по рубрикам. Жюри, состоящее из педагогов и учащихся – членов школьного самоуправления, определяют победителей   по результатам работы над реализацией проектов первого и второго этапа программы в честь юбилейного календаря. Победители получают право представлять героя  или другое действующее лицо на историческом балу в честь победы. На совместном заседании двух школьных клубов ребята    вырабатывают сценарий   «Бала  в честь победы над Наполеоном   в Отечественной войне 1812 г» (наша школа второй этап прошла за 3 четверть).

ТРЕТИЙ ЭТАП

  «Время незабвенное, время славы и восторга.

Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»

                                                                                                                  А. С. Пушкин

Сценарий проведения исторической игры-реконструкции:

«Бал в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.»

(Дети, одетые в ливреи, встречают гостей)

Звучит музыка Глинки «Полонез».

Распорядитель бала:  Дамы и господа бал объявляется открытым! Полонез!

Звучит музыка из фильма «Гусарская баллада», где танцуют полонез. Полонез П.И.Чайковского.

Участники: танцуют полонез.

Распорядитель бала:

Дамы и господа, его высочество Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский и Подольский, Князь Эстляндский. Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский, Полоцкий. Ростовский. Ярославский, Государь Еверский и прочая, и прочая, и прочая.

(звучит музыка Глинки «Славься!» без слов)

Участники: по двум сторонам в глубоком реверансе, офицеры отдают честь.

Дамы и господа, сегодня мы собрались здесь, чтоб отпраздновать нашу великолепную победу над французскими войсками, вставшими под знамена Наполеона! Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное наше Отечество. Видя уже его, с неукротимою яростию вступившего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой и обещать Царству Нашему, что Мы не отпустим его, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле Нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись. Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!.. Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили его душу. Ныне с сердечною радостию и горячею к Богу благодарностию объявляем: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей…Сам гордый повелитель и предводитель их едва отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство… Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить! Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы…у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Вместо тщеславия и кичения о победах Наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями… И вот сегодня на праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВО мы ликуем и восклицаем вместе с нашим народ троекратное УРА! УРА! УРА!

Участники: УРА! УРА! УРА

Звучит музыка Глинки « Славься!»

Распорядитель бала: Внимание дамы и господа! Его Величество император Александр Первый будет производить награждение!

Выходит император и начинает награждение.

экран: Идет презентация «Портреты героев».

Фанфары перед награждением.

Распорядитель: Награждается орденом Святого Георгия первой степени, чином генерал-фельдмаршал и титулом князь Смоленский Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович – Главнокомандующий русских войск. Для принятия награды приглашается его внук генерал-майор Толстой.

Внук М. И. Кутузова (Толстой): «Я рад, что мой дед сумел прославить славное имя русского воина и сейчас защищает его в заграничных походах, очищает Европу от неприятеля, благодарю Ваше Высочество за то, что мой дед стал первым полным кавалером Российского военного ордена»

Распорядитель: Поэт Александр Сергеевич Пушкин Михаилу Илларионовичу Кутузову

( на экране портрет М.И.Кутузова)

Поэт:

«Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!»,

Ты встал и спас…

Внемли ж и днесь наш верный глас,

Встань и спасай царя и нас».

Фанфары перед награждением

Распорядитель: Атаман Донского войска генерал - лейтенант Матвей Иванович Платов награждается орденом Святого Андрея первозванного и чином генерал от кавалерии, а также за многочисленные воинские заслуги перед Отечеством возведен в графское достоинство Российской империи»

Атаман: Служу Отечеству

Распорядитель: Поэт Василий Андреевич Жуковский атаману Платову.

Поэт:

Хвала, наш вихорь-атаман,

Вождь невредимых платов

Твой очарованный аркан

Гроза для супостатов.

Орлом шумишь по облакам ,

По полю волком рыщешь

Летаешь страхов в тыл врага,

Бедой им в уши свищешь.

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала: Приглашается командир батальона Ахтырского гусарского полка, командир партизанского отряда , который «проводил французов со своими партизанами до самой границе» , пленил двухтысячную колонну французов – Денис Васильевич Давыдов за отличие в компании 1812 награждается георгиевским крестом и чином генерал-майор

Давыдов: Служу Отечеству

Распорядитель бала: Поэт Федор Глинка Денису Васильевичу Давыдову

Поэт: Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан,

Но милым он дарит в своих куплетах розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала: Награждается Александр Иванович Кутайсов орденом Святого Владимира 3-й степени посмертно. Для получения награды приглашаем его сестру Надежду Ивановну Кутайсову.

Распорядитель бала: Василий Андреевич Жуковский генералу Кутайсову из сборника «Певец во стане русских воинов»:

Поэт: А ты, Кутайсов, вождь младой...

Где прелести? Где младость?

Увы! он видом и душой

Прекрасен был, как радость;

В броне ли, грозный, выступал —

Бросали смерть перуны;

Во струны ль арфы ударял —

Одушевлялись струны...

О горе! верный конь бежит

Окровавленный из боя;

На нем его разбитый щит...

И нет на нем героя...

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала: Приглашается Михаил Богданович Барклай – де Толли, показавший себя талантливым полководцем в сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Бар – Сюр – Об, Фершампенаузе, а также в Финляндии и Польше. Он награждается Орденом Святого Георгия 2-степени — «За участие в сражении при Бородине 26-го августа 1812 года»;

Распорядитель бала : Поэт Сергей Бехлер М.Б.Барклаю-де-Толи.

Поэт: Простой солдат. Однако дошёл до генерала.

Был ревностный служака, кого коснулась слава,

Как будто на излёте, как будто невзначай,-

В мундирской позолоте застыл живой Барклай.

Я вглядываюсь в лица вчерашних генералов:

В них гром Аустерлица, залог побед и славы.

Военного министра в двенадцатом году

Молва осудит быстро, но я же не могу.

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала : Награждается полководец, генерал от инфантерии военный министр Коновницын Пётр Петрович орденом Святого Георгия 2-й степени и званием генерал-адъютанта.

Распорядитель бала : Василий Андреевич Жуковский Коновницыну Петру Петровичу

Поэт: Хвала тебе, славян любовь,

Наш Коновницын смелый!..

Ничто ему толпы врагов,

Ничто мечи и стрелы;

Пред ним, за ним Перун гремит,

И пышет пламень боя...

Он весел, он на гибель зрит

Со спокойствием героя;

Себя забыл... одним врагам

Готовит истребленье;

Пример и ратным и вождям

И смелым удивленье.

Фанфары перед награждением.

Распорядитель бала : Награждается Багратион Петр Иванович Орденом Святого апостола Андрея Первозванного посмертно. Для получения ордена приглашается его младший брат Роман Иванович.

Распорядитель бала: Гавриил Романович Державин Багратиону Петру Ивановичу

Поэт: О, как велик, велик Наполеон!

Он хитр, и быстр, и тверд во брани;

Но дрогнул, как к нему простер в бой длани

С штыком Бог-рати-он.

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала : Награждается Александр Иванович Остерман- Толстой Орденом Святого Александра Невского за храбрость проявленную в Бородинском сражении.

Распорядитель бала : Поэт Корниенко Остерману-Толстому

Поэт: «Во времена былых сражений.

Не ради денег и наград.

Не зная горечь поражений.

В атаку шли, как на парад.

Вы ложь и трусость, презирали.

Закалку, получив в боях.

Распорядитель бала объявляет: Приглашается генерал – лейтенант Отдельного Кавказского Корпуса Иван Михайлович Вадбольский за отличие в компании 1812 награждается Российским орденом Св.Анны 1-й степени с алмазами.

Распорядитель бала: Поэт Жуковский Ивану Михайловичу Вадбольскому:

Поэт:

Хвала бестрепетным вождям!

На конях окрыленных

По долам скачут, по горам

Вослед врагов смятенных;

Днем мчатся, строй на строй; в ночи

Страшат, как приведенья;

Блистают смертью их мечи;

От стрел их нет спасенья;

По всем рассыпаны путям,

Невидимы и зримы;

Сломили здесь, сражают там

И всюду невредимы.

Распорядитель: Поэт Ф. Глинка Царю-отцу Александру I.

Поэт: Ангел небесный, правит кем Бог.

В силе чудесной ад превозмог.

Ангел-хранитель! Общий отец!

Ты повелитель душ и сердец!

Богом избранный злобу уймет

Ангел, венчанный слезы отрет.

Скоро свершенье; распрям конец

Злобе-паденье; любви - венец!

Выходит император и начинает речь

Распорядитель бала: Романс «Генералам 1812 года посвящается»

Распорядитель бала: Мазурка, господа!

ЭКРАН: Идут кадры из фильма «Гусарская баллада», где танцуют мазурку.

УЧАСТНИКИ: Тоже танцуют мазурку.

Распорядитель бала : Внимание дамы и господа! Ее Величество императрица Елизавета Алексеевна!

УЧАСТНИКИ: по двум сторонам в глубоком реверансе.

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала : Дамы и господа! Ее Величество императрица Елизавета Алексеевна будет производить награждение героинь Отечественной войны!

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала : Награждается штаб-ротмистр Надежда Андреевна Дурова Георгиевским крестом за спасение раненого офицера в разгар сражения.

Императрица: Я хочу лично вручить Вам награду. Скажите кто Ваши родители? Кто воспитал такую талантливую девицу?

Н.Дурова: Мать моя урожденная Александровичева замужем была за ротмистром Дуровым. Воспитывал меня гусар Астахов. Он сажал меня на лошадей, учил махать саблей, давал играть с пистолетом. Благодаря ем у я освоила воинское дело.

Императрица: Но как же удалось Вам попасть в полк?

Н. Дурова: Я с детства мечтала сбежать в армию, Ваше высочество. И однажды, когда казацкий полк воевал рядом с нашим домом, я взяв саблю, отправилась в путь и уже наутро догнав казаков назвалась Александром Васильевичем, именем Великого Суворова, а фамилию взяла Соколов, вот так меня временно приняли в отряд.

Императрица: Тяжело Вам, наверно, в полку было?

Н. Дурова: Да, Елизавета Алексеевна. Каждый день я вставала на заре и училась вместе со всеми маршировать, стрелять, владеть пикой. Уставала я смертельно. Вскоре мне выдали мундир, саблю, пику, шерстяные эполеты, каску с султаном, белую перевязь с подсумкой, все это было очень красиво, но очень тяжело.

Императрица: А что же было самым тяжелым, для Вас душенька?

Н. Дурова: Ужасней всего были сапоги. Они как железные.

Императрица: Но почему же Вы не вернулись домой, если так непосильна была служба?

Н. Дурова: Я наслаждалась драгоценным даром неба - свободой!        

Император: Разрешите, Елизавета Алексеевна задать вопрос Надежде. А когда мы впервые с Вами встретились?

Н. Дурова: В 1807 году, когда в Тильзите, Вы - ваше высочество заключали мир с Наполеоном.

Император: Ах, да. Припоминаю. Вы еще кажется, стояли в первых рядах вместе с Вышемирским. Я тогда обратил на вас внимание и осведомился о вас у Каховского. Он говорил, что Вы до того храбрый, что Вас надо держать на уздечке!

Н. Дурова: Да, государь. А потом мы еще раз встретились с Вами.

Император: Именно тогда я и узнал, что Вы девушка. Но сейчас я вижу, не зря, я разрешил Вам носить мое имя. Вы делали это с честью. Через несколько дней вы спасли русского офицера, отбив его у неприятеля. За что Вы и удостоились Георгиевского креста.

Фанфары перед награждением

Распорядитель бала: Награждается Василиса Кожина серебряной медалью « В память Отечественной войны» за подвиги перед Отечеством.

Императрица: Что подвигло Вас создать партизанский отряд?

Василиса Кожина: Прямо на моих глазах занявшие хутор французы зарезали моего мужа за то, что он отказался отдавать им последний хлеб. И тогда я поклялась отомстить врагам за его смерть.

Императрица: Что же это был за отряд? Где вы взяли оружие?

В. Кожина: Наш отряд, Ваше высочество, состоял из подростков и женщин. Мы были вооружены лишь вилами, косами и топорами.

Императрица: Как же вы смогли побороть французов?

В. Кожина: Мы нападали на вражеские отряды, уничтожали обозы, захватывали пленных. Как заслышали этих супостатов, мы притаились по задворью. Тут, вынув ноги, мы нагрянули – и ну работать! Кто забарахтался, тому смерть, а кто не ершился, того живым приводили в армию.

Распорядитель бала: Награждается медалью « В память Отечественной войны» за смелость и отвагу девица Прасковья.

Императрица: Откуда родом Вы, душенька?

Прасковья: Ваше величество, родом я из деревушки Соколова Смоленской губернии.

Императрица: Как же решились Вы в лес уйти и войско собрать, ведь вы кружевница?

Прасковья: В мою деревню явился французский отряд, стали отнимать у жителей все, что им приглянется. Зашли и ко мне два француза. Я уже не помню, как очутилась в лесу, а только перед глазами убитые варвары лежат.

Император: Слышал я от своих адъютантов, что ты собрала страшное войско? 20 сильных парней, вооруженных топорами, косами и вилами и во главе их двадцатилетняя красавица Прасковья. Теперь и сам вижу, что не солгали мне адъютанты. Как же вы действовали?

Прасковья: Мы стерегли французов у дороги и нападали на них, когда их было не больше десяти человек. Скоро наши косы и топоры сменились оружиями и саблями, взятые у французов, тогда и правое дело наше пошло шибче.

Император: Сказывали мне, что за голову вашу французский генерал, посаженный в Смоленске губернатором, давал огромную сумму, уж больно испугался, когда вы со своим отрядом отбили изрядную долю французского оснащения и провианта.

Прасковья: Да, Ваше величество, но поймать меня не смогли, не нашелся на нашей земле предатель.

Император: Ну что ж благодарю за службу.

Прасковья: Служу Отечеству!

Император: Елизавета Алексеевна, среди героинь войны встречаются, те люди, которые одарены мужеством духа и смелостью, позвольте представить Вам Маргариту Михайловну Тучкову, вдову генерала Тучкова, героя Бородино..

Императрица: Приветствую Вас Маргарита Михайловна, мне рассказывали о вашей судьбе и уже окрестили вашу любовь к мужу « любовью века».

Маргарита Тучкова: О, нет, я совсем недостойна, иметь честь быть упомянутой столь высоко, а то, что я действительно счастлива в браке и любима, то абсолютно верно. Со мной после бракосочетания случился удивительный случай, нищий бросил мне в ноги посох, произнеся: «Мать Мария, возьми посох». Скажу Вам честно, до сих пор не могу понять чтобы, это значило? Может, предвещал мне великие потери? Бог весть.

Император: Я помнится, подписывал ваше прошение быть рядом с мужем в действующей армии в Пруссии?

М.Тучкова: Да, Ваше величество, потому что любила его очень. И не только в Пруссии, но и в шведских походах я находилась рядом с мужем, верхом на коне, переодетая в платье денщика.

Император: Видимо тогда вас и прозвали солдаты Ангелом-Хранителем!

М. Тучкова: Да, Ваше величество! Вскоре, у нас родился сын Николай. А в 1812 году мне приснился сон, будто муж подносит на руках Николеньку и говорит: «вот все, что тебе осталось», а затем слышу другой голос: Твоя участь решится в Бородине. В сильном волнении проснулась я, но муж успокоил меня, так как он даже не нашел таинственное Бородино на карте.

Император: Ужасное происшествие, а 26 августа Ваш муж отправился в последний поход под Смоленск, знаю я, его храбрость, один он шел под шквальным огнем врагов! Оробели его солдаты! Картечь разбила его грудь… Мои соболезнования.

Императрица: Правда, что после отступления французской армии Вы отправились в Бородино искать останки мужа?

М. Тучкова: Да, Ваше величество. Всю ночь я ходила среди сотен тел. За ночь я преодолела девять верст вместе с иеромонахом Иосафом, но так и не нашла его тело. Так я и вернулась в Москву.

Император: Знаю я, что всем погибшим вы хотели построить памятник - часовенку, но я жертвую десять тысяч, ради благо дела и вы поставьте там церковь во имя Спаса Нерукотворного.

М. Тучкова: Спасибо, Вам за эту честь.

Император: Ну что ж памятуя ваш удивительный случай после венчания, думается, что Ваш ждет теперь и духовный подвиг.

М. Тучкова: присела в глубоком реверансе.

Распорядитель бала: Котильон, господа !Водит дочь Надежда Дурова!

В голове зала стоит дама с цветком. К ней подходят два кавалера. Одному дама отдает цветок, а с другим идет танцевать тур вальса. Теперь к кавалеру с цветком подходят 2 дамы. Одной даме кавалер отдает цветок, а с другой танцует и так далее.

Распорядитель бала: Романс, господа!

Участники: ( выходят и начинают между собой мазурочную болтовню) Рассказывают смешные случаи из военной жизни. (все смеются)

Участники разыгрывают сценку. Один офицер говорит другому:

-А знаешь, мы же францев били везде, даже в лазаретах

-Мы хорошо их гнали, но в лазаретах…Я слышу в первый раз! Расскажи, друг!

-Лежал я как-то с легким ранением, и привезли раненого в грудь русского гренадера. Лекарь наш был из пленных французов. Стал его осматривать, с боку на бок переворачивать, искать, где пуля засела. Боль была, конечно, адская, но гренадер стиснул зубы,- и ни звука. Я поинтересовался:

- , Тебе, братец, что ж, не больно разве?

- Как не больно, ваше благородие, - ответил тихо гренадер, - мочи нет, да ведь лекарь – то франц, нельзя перед ним слабость свою показывать.

Лекарь очевидно, неопытный был, искал пулю долго. Офицер, который лежал рядом, ответ гренадера передал своим соседям. В палате все притихли, наблюдали. И вдруг слышат, как гренадер зубами заскрипел, а следом стон тихий у него вырвался… Что такое? А гренадер, с трудом повернув голову к офицеру, говорит:

- Я не от слабости, а от стыда, ваше благородие. Прикажите, чтоб лекарь меня не обижал.

- Да чем же он, - спрашивает офицер, - тебя обижает?

- А зачем он спину мне щупает, я русский, я грудью шел вперед.

Разговор продолжается, на авансцене собрались участники бала и слушают игру на гитаре.

Один гусар другому: «А знаешь, что в нашем полку служила кавалерист-девица. И проявила такое мужество, какому и мы гусары позавидуем!»

Другой гусар отвечает: «А ведь можно ее спросить, я слушал она здесь!»

Гусар1: «Надежда Андреевна, подтвердите мои слова»

Надежда Дурова: Да, ротмистр. Однажды в бою под Гудштадтом, наш конно-польский полк несколько раз ходил в атаку поэскадронно. Я же ходила в бой с каждым эскадроном. Смелость моя была отмечена нашим генералом. Но я признаюсь вам честно, это не от излишней храбрости, а от не знания моего, как это ходить поэскадронно»

Гусар: « Это еще одно подтверждение, что девицам надо в куклы играть»

Надежда Дурова: « Кукол я оставила уже давно. Спой подруга, о том, как мы кукол оставили.»

ЭКРАН: Идут кадры из фильма «Гусарская баллада», звучит романс «Спи моя Светлана».

Распорядитель бала: Вальс - галоп, господа!( светский ручеек )

Распорядитель бала: Дамы и господа! Полонез!

Кадры из фильма «Гусарская баллада», где танцуют полонез. Звучит полонез П. И.Чайковского

Участники танцуют полонез.

Распорядитель бала:

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Дамы и господа, воскликнем, еще раз! Виват Россия!

Участники:  Виват! Виват! Виват!

( на экране поверженные штандарты французов и речь М.И. Кутузова из фильма «Война и мир»)

Распорядитель бала: Бал объявляется закрытым! Салют победы!

На экране кадры о салюте и в зале звучит «Славься!».

Звучит музыка полонез Глинки и все расходятся.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.         

 «Едет посол, но без дороги, сам посол немой, везет грамоту, но не написанную». Такую загадку о голубе, который вернулся в ковчег Ноя с зеленым листом в клюве,   загадывали наши предки своим детям. Вот такая со-бытийная атмосфера  царила в ту самую «седую древность». Дети органически вживались в коренную систему ценностей своей земли. И если сегодняшние ученики, которые  завтра станут страной, поймут, по слову протодиакона Андрея Кураева, «что корни культуры – это убеждения, система ценностей, нравственных ориентиров, то они  узнают что культура – это не только то, что творят гении. Культура – это то, что творим мы с вами, отнюдь, не будучи гениями, что это мир обычных людей, а не только гениальных». И от того, каков будет этот мир, и зависит наше будущее, наше счастье. Вообще я ребятам говорю, что в Православии есть рецепт счастья. Он изложен в Нагорной проповеди, но выбор всегда остается за человеком

Список учебно-методической литературы:

Андрианова И.А. Спаситель Отечества: Жизнеописание М.И. Голенищева-Кутузова. – М.: «Олимп»: Русич, 1999.

Аркадьева О. Тайна корнета Александрова // Искорка. – 1983. - №10.

Барков А. Военная хитрость Дениса Давыдова : Рассказ // Детская роман-газета. – 1997. - №5

Бартов А. А. Десять писем императора Наполеона I императ-

рице Марии-Луизе в 1812 году во время похода в Россию и ряд со-

путствующих этому обстоятельств [Текст] : из цикла «Жизнь и подвиги

Наполеона Бонапарта» / Аркадий Анатольевич Бартов // Нева. —

2006. — N 9.

Бахревский В. Бородинское поле: ист. роман / В. Бахревский //

Путеводная звезда. — 2006. — N 3.

Безотносный В.М. Атаман Платов в 1812 году // Вопросы истории. – 1997. - №10

Бескровный Л.Г. Бородинское сражение. – М.: Моск. рабочий, 1971.

Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 года. – М.: Моск. рабочий, 1968.

Бессонова Т. Камень под соснами : повесть / Т. Бессонова //

Наш современник. — 2001. — N 11.

Бординское поле: 1812 год в русской поэзии / Сост. Л.Г. Фризман. – М.: Дет. лит., 1989.

Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: История России от Рюрика до 1917 года. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Вдовин Н. Пехота и пешая артиллерия 1812 года. // Юный художник. – 1985. - №12

Вдовин Н. Русская кавалерия в 1812 году. // Юный художник. – 1984. - №2

Глинка В. М. Дорогой чести : повесть. 

Глинка Ф. И. Письма русского офицера. 

Голубов С. Н. Багратион: роман. 

Давыдов Д. Сочинения.  

Данилевский Г. П. Сожженная Москва. 

Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы / Сост. В.П. Коркия. – М.: Правда, 1987.

Загоскин М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 году : роман. 

Зотов Р. Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона :

роман.

Камбулов Н. И. Денис Давыдов  : повесть. 

Курганов Е. Шпион Его Величества : роман / Ефим Курганов ;

публ., вступ. сл., пер. с фр. С. Серикова // Нева. — 2005.

Лазарев А.В. Ну ж был денёк!: Каким удивили Бородинское сражение непосредственные участники и очевидцы // Чудеса и приключения. – 2003. - №11

Надежа Дурова. Записки кавалерист-девицы.

Оськин А.И. Надежда Дурова – героиня Отечественной войны 1812 г. – М.: Просвещение, 1962.

Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона в Россию.

Павленко Н.И. 1812 год: Бородинская панорама: Альбом / Авт.-сост. И.А. Николаева, Н.А. Колосов, П.М. Володин. – М.: Изобр. Искусство, 1985.

Энциклопедия для детей. Т.5. История Россия и её ближайших соседей, ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта +, 2001.