Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
творческая работа учащихся по истории (8 класс) на тему

Гайнутдинова Лира Рифовна

 

В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской империи, но я родом из Башкирии и поэтому остановилась на участии в ней наших земляков.

История на сегодняшний день - единственная наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_gotovyy.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ургала муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»

Выполнил:  Шарипов Ильсаф ученик 8б класса МБОУ СОШ с. Ургала

Научный руководитель: Гайнутдинова Лира Рифовна, учитель музыки МБОУ СОШ с. Ургала

                                        2011-2012 учебный год

                                                  Оглавление

Введение

Глава 1.Воины Башкортостана в войне 1812 года

1.1 Участие башкир в Отечественной войне

1.2 Башкирские полки

Глава 2.Влияние Отечественной войны 1812 года на различные жанры башкирского фольклора

2.1 Изобразительные произведения, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года

2.2 Башкирские народные песни

2.3 Исторические песни о войне 1812 года

Заключение

Литература

Введение

В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской империи, но я родом из Башкирии и поэтому остановилась на участии в ней наших земляков.

История на сегодняшний день - единственная наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.

Отечественная война 1812 года - общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе и наших земляков - башкир. Все поднялись на защиту.

В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. Но еще ранее, после объявления манифеста 1806 года о созыве ополчения и провозглашении вербовки народов России, «с хребтов Урала двинулись в поход 23 пятисотенных полка... В полки поступило дворян, башкирских князей и мурз до 400».

Впервые французы познакомились с башкирской конницей ещё в 1807 году, когда она прикрывала отход русской армии в бою с армией Фридланда. В 1812 году башкиры и мещеряки составляли уже 4 полка в корпусе атамана М.И. Платова.

 Отечественная война 1812 года  заметно отразилась на различных жанрах фольклора башкирского народа. Особенно она охарактеризована в исторических песнях и легендах.

Исторические песни о войне 1812 года были рождены в условиях  огромного и душевного подъема башкир: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились их мысли и чаяния.

В связи с актуальностью темы работы цель ее состоит в изучении основных ключевых вопросов, касающихся конкретно участия в войне против Наполеона башкирских воинов, их подвигов, и возникновении исторических песен связанных с Отечественной войной 1812 года. Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить башкир, как воинов России;

- рассмотреть участие наших земляков в Отечественной войне 1812 года;

-рассмотреть изобразительные произведения, посвященные Отечественной войне;

- рассмотреть народную песню как синтез поэтического текста и мелодии;

-возникновение башкирских народных песен об Отечественной войне.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования.

                   Глава 1.Воины Башкортостана в войне 1812 года

1.1 Участие башкир в Отечественной войне

Наиболее массовым было участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан.

После вторжения наполеоновской армии в пределы России в мечетях оглашали Манифест императора Александра I и предписание с призывом об обороне Отечества.

В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкиры собрали и подарили армии 4139 лучших строевых лошадей. Народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом; на войну вместе с мужьями шли даже женщины.

С началом Отечественной войны 1812 г. мусульмане собрали в пользу армии 500 тысяч рублей и отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Вскоре было сформировано свыше 30 башкирских и татарских полков по 500 рядовых в каждом, были в русской армии и отряды крымских татар. В командный состав этих воинских формирований входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1 -- 2 писаря и 10 пятидесятников. Также при каждом полке постоянно находился мулла. Воины имели традиционное для них вооружение и 2 коня.

1.2 Башкирские полки

В начале ХIХ века основная территория компактного проживания башкир входила в состав Оренбургской губернии, состоящей из 12 уездов: Оренбургского, Уфимского, Стерлитамакского, Верхнеуральского, Белебеевского, Бирского, Мензелинского, Троицкого, Челябинского, Бугульминского, Бугурсланского и Бузулукского. Во главе губернии стоял генерал-губернатор с резиденцией в Оренбурге.

Кратко характеризуя экономику края можно отметить, что уже в то время в Оренбургской губернии достаточно велика была роль горнозаводской промышленности. Накануне Отечественной войны 1812 года на ее территории находилось 4 казенных завода - Златоустовский, Миасский, Саткинский, Кусинский и более 20-ти частновладельческих.

Военная служба башкир - исторически сложившийся вид повинности. Башкирское войско отличалось строгой дисциплиной. Военная тактика башкир определялась главенствующей ролью конницы.

С вхождением Башкирии в Русское государство башкиры признали себя его подданными и согласились нести ряд повинностей: в первую очередь выполнять за свой счет военную службу и платить ясак. Военная служба для башкир стала постоянной и делилась на внутреннюю и внешнюю.

Основной формой внутренней службы была охрана юго-восточных границ страны.Внешняя служба заключалась в участии башкирских конников в войнах, которые вела Россия с другими государствами. Её башкиры также несли за свой счет. Лишь за участие в дальних походах они могли получать денежное и хлебное жалованье. Воины отрывались от своего хозяйства, часто вообще не возвращались с войны. Все это делало военную службу тяжелой и разорительной повинностью, но одновременно залогом сохранения вотчинного права на землю.

Воинское снаряжение башкир в разное время состояло из пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами, кистеня (сукмар), щитов различной формы, позднее огнестрельного оружия (ружья и пистолетов); некоторые воины надевали перед боем латы и кольчуги.

Наибольший интерес представляли луки со стрелами и пики. Они изготовлялись самими башкирами. Боевой сложный лук склеивался из двух половинок - березовой и еловой и обклеивался снаружи берестой. Тетива делалась из крепкой конопляной бечевки или сухожилий. Луки были примерно 1,5 метра длиной и несильно выгнутые. Боевые стрелы состояли из железных наконечников широколопастной или ромбической формы и черенка. Помещались стрелы в колчанах острием вниз, по 15-30 штук в каждом. Башкиры мастерски стреляли на большое расстояние в цель. Обычно стрела, выпущенная воином, могла пронзить на 30 метров не только человека, но и лошадь.

Другим важным оружием башкира-воина была пика. Железные пики с глубокой втулкой насаживались на длинное древко. Башкиры великолепно владели пикой, которую в то время называли царицей холодного кавалерийского оружия. Верхом на лошади башкиры наносили пикой смертельные удары по противнику.

Кроме того, боевым помощником воина всегда был конь. Башкиры должны были иметь две лошади (строевую и вьючную). Войска делились на тысячи (мен), сотни (йоз), пятидесятки (илле), десятки (ун), во главе которых стояли командиры (башлыктар).

В начале ХIХ века башкир превратили в военных людей. Вместо уплаты налогов они отныне должны были нести военную службу. Башкиры охраняли восточные границы Русского государства. Вместе с русскими войсками они участвовали во всех войнах России. Самый большой след оставили башкирские конники в Отечественной войне 1812 года. Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск.

С 20-х годов получила распространение знаменитая златоустовская сабля. С 60-х годов в вооружение башкир поступил кинжал, длина которого без рукоятки была 54 см.

Для башкирских полков война с наполеоновской Францией началась ещё в 1806 - 1807 гг. Уже 26 декабря 1805 г. в подкрепление русским войскам двинулись из Оренбургского края 600 калмыков, 1000 оренбургских и челябинских казаков и 7 тысяч башкир.

Глава 2. Влияние Отечественной войны 1812 года на различные жанры башкирского фольклора

2.1 Изобразительные произведения, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года

Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию в творчестве Орловского, относятся, вероятно, к 1806 году, основная же их часть создается в 1812--1813 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей. Характерной особенностью его творчества стали изображения лошадей, которые были зарисованы им с такой виртуозностью, которой не обладал ни один художник, работавший в России в то время.

В своих произведениях он с особым вниманием относился не только к передаче национальных особенностей лица модели, но и стремился проникнуть во внутренний мир человека. Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова башкира» (1817, Варшава).

К одной из последних работ этой серии относится акварель «Всадник-башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе. Её большие размеры, скрупулезность изображения и обилие всевозможных деталей говорят о желании художника создать законченную картину. Орловский достоверно изображает оружие -- лук и стрелы башкир, форму колчана, своеобразие одежды -- халат, перевязанный кушаком, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. Пытаясь предельно верно изобразить одежду, оружие и особенности лица, художник не остается в плену этнографии.

Живые человеческие чувства, эмоциональная выразительность, которые он вложил в образ, создают основное достоинство его работы. Произведения «Башкирской сюиты» выполнены в основном в графической технике (акварель, пастель, графический карандаш), но есть среди них и написанные маслом на холсте. В начале XIX века в России получает распространение литография, которой увлеклись многие известные художники того времени. Первыми известными литографиями, созданными в России, также стали работы А.О. Орловского: из них одна изображает курда, а другая - разговаривающих башкир, сидящих на лошадях, обе выполнены в 1816 году.

Как уже отмечалось, башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.

                              2.2 Башкирские народные песни

У башкирского народа было бесценное богатство, в правди вость которого верил каждый, богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе; богат ство вдохновляющее, с верой в будущее, это – песня народная.

Венгерский ученый Вильгельм Проле, собиравший в 1901 году в башкирии народные песни, пришел к заключению, что «баш киры известный как поэтически и музыкально высокоталантливый народ, и их песни поются повсюду в соседних областях».

В башкирском фольклоре чрезвычайно богато представлена на родная песня (йыр). Являясь сокровищницей башкирской музы кально-поэтической культуры, песни, наряду с кубаирами и эпи ческими поэмами, занимают выдающееся место в художественном творчестве народа. Содержание башкирского устного народного творчества, особенно песен, как эпических, так и лирических, представляет собой, в сущности, опоэтизированную историю и быт народа. В них в наиболее совершенной художественной форме выражен национальный характер народа, раскрыт высокий уро вень его музыкально-поэтического творчества.

В народной песне, целостность которой достигается синтезом поэтического текста и мелодии, заложена особая сила идейно-эсте тического воздействия. Русские краеведы и этнографы, интересо вавшиеся бытом и культурой башкир, высоко оценили их музы кально-поэтическое творчество. Музыкант-этнограф С. Г. Рыба ков, который в конце XIX в. очень много сил вложил в собирание и изучение башкирских народных песен, писал, что они «музы кальны, эффектны и дышат какой-то особенной ширью и разма шистостью; веет от них своеобразной прелестью и чувствуется стремление к чему-то неопределённому, мечтательному… В со держании башкирских песен заметен элемент житейской филосо фии, склонность к философским взглядам на вещи».

По своей тематике и содержанию старинные башкирские на родные песни чрезвычайно богаты и разнообразны. Можно ска зать, что все или почти все они, по всей вероятности, созданы в период, охватывающий XVII – XIX века. Более древние песни (точнее - поэтические тексты песен) трудно установить: они про сто не дошли до нас, а если и дошли, то в процессе различных из менений потеряли признаки конкретной эпохи, стали неузнавае мыми.

2.3 Исторические песни о войне 1812 года

Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.

На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах. На свет появились такие песни как» Вторая армия», «Французская песня», «Эскадрон», «Рыжий конь со звездочкой на лбу», «Кутузов», «Командир Кахым» и многие другие. В песнях освещены основные моменты военной службы: уход в армию, линейная служба, походная жизнь, война, смерть, победа, возвращение на родину. О всенародном характере Отечественной войны 1812 года сви детельствуют песни об участии в ней женщин-башкирок. Так, в песне «Иремель» говорится о женщине, вместе с мужем отпра вившейся на войну против французов. Она, напоминает известный «Рассказ башкирца Джантюры», записанный от участника войны В. Зефировым и опубликованный ещё в 1847 году. Главным образом, баш кирские народные песни об Отечественной войне 1812 года, имели  большое познавательное и музыкально-поэтическое значение.

Бесстрашные башкирские войска в составе русской армии под командо ванием Кутузова сражались с врагами. Французы за меткость стрельбы из луков прозвали башкир «северными амурами». А пат риотические чувства этих «северных амуров» можно было бы пе редать следующими словами из песни о храбром джигите Аслаеве:

Сосна, чтоб украшать простор, растёт;
Летают пчелы, собирая мёд.
Из-за богатства жадный умирает,
Джигит во славу родины умрет.

Перевод И. Милованова

В песне «Вторая армия» устами старого и мудрого воина пат риота выражены напутствие и боевой наказ отцов своим сыновьям, отправляющимся на фронт, благословение их на победу над ино земными захватчиками:

Круглы да быстры у коней копыта,
Не угадать, не предсказать их путь.
И знай: на свете пули не отлито,
Чтобы пробить мужей бесстрашных грудь.

Но оттого, что в руки взял ты стрелы,
Ты не безумствуй, не бросайся зря.
Ты беркутом седым кружися смело,
В борьбе с врагом бесстрашным будь всегда.

Перевод И. Гизатуллина

В народной песне «Эскадрон», записанной Кудряшевым, шедевре башкирского песенного творчества мы встречаемся с обра зом легендарного голубого уральского камня, о который точил свой булатный меч башкирский конник, уходя на войну с наполео новской армией. И конник, прощаясь со своей любимой девушкой, говорил:

На войну иду кровавую
За царя, за царство Русское,
За родных и за приятелей,
За тебя и за любовь твою!
Пусть враги узнают злобные,
Сколь могучи наши батыры;
Каковы их сабли острые,
Каковы их стрелы меткие,
Копья крепкие, булатные!..
Я клянусь священной книгою,
И клянусь твоей любовью:
Если – имени башкирского
Ко стыду и посрамлению -
Я забуду должность батыра,
Оробею пред злодеями,
Пусть покроюсь бесславием,
Пусть с тобою ни увижусь,
Не увижу милой родины!
Пусть воды Урала быстрого
И кумысу благовонного
Никогда мне не удастся пить!..

И башкирский воин с честью выдержал клятвенное слово, дан ное родине и своей любимой.

Отечественная война 1812 года, явившаяся суровым испыта нием для всей России, укрепила дружбу башкирского и русского народов. Тема традиционной дружбы, патриотический подъем и героический дух солдат пронизывают башкирские народные песни о войне с наполеоновской армией. В песне «Кутузов» воспевается слава великому русскому полководцу, в составе армии которого сражались и башкирские воины. Радость одержанной победы над врагом выражена в кавалерийской песне «Любизар»:

Наполеона знали мы,
Да и Париж видали мы,
Когда французов побеждали,
Землю потрясали мы.
Любезники, любизар,
Молодчина, молодец!

Образ воина-героя, наделённого яркими национальными чер тами, показан в песне «Командир Кахым», посвященной коман диру одной из башкирских частей. Он изображен энергичным, ум ным и волевым руководителем солдат. Напев узун кюй вольный, свободный, и начинается он с фазы диапазоном почти в две октавы, как бы намечающей широкий горизонт песни. И на этом фоне выражается печаль солдат по поводу безвременной утраты командира (Кахым-туря после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Влади мире).

В популярной песне «Баик» рассказывается о последнем этапе Отечественной войны - о том, как башкирский народ с радостью и ликованием встречал возвратившихся домой воинов славной кутузовской армии-победительницы.

                                                     

Заключение

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где по их словам, «доказывали преданность и усердие Отечеству». Французы отмечали их удивительную меткость и смелость. Боевые качества башкирских конников - смелость, решительность, бесстрашие и выносливость - отличали их во всех военных походах и сражениях. Они представляли собой довольно значительную военную силу, особенно когда действовали в привычных условиях - в лесах, степях и горах, где они были почти неуловимыми, угнаться за ними было невозможно.

Участие в многочисленных войнах в составе российской армии, в охране границ принесли славу башкирским воинам. Совместная служба, совместные походы с русскими казаками и солдатами способствовали воспитанию чувства солидарности и взаимопомощи. Наши предки, проливая кровь, защищали свою Родину. Об этом мы должны всегда помнить, сохраняя память о героизме башкирских джигитов, укрепляя дружбу между всеми народами, живущими в нашем родном Башкортостане.

Отечественной войне 1812 года посвящены много изобразительных произведений, но все же, значительное место в историко-песенной поэзии башкир занимают народные песни этих лет. Исполненные чувством патриотизма, любви к России они выражают героический дух баш кирских конников, готовых умереть за общую Родину. Во многих песнях говорится о проводах башкир на войну, о легендарных исторических личностях, отличившихся на войне героизмом, о том, как народ воздает славу и хвалу тем, кто вернулся с победой.

Итак, благодаря творческому наследию  башкирского народа мы имеем возможность заглянуть в прошлое наших предков, и гордится ими за их отважную и героическую службу во имя Родины.

Литература

1. Акманов И.Г. и др. Рассказы по истории Башкортостана. Учебник для 5 класса. - Уфа: Китап, 2005.

2. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса. 2001.

3. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т.1. - Уфа: Китап, 2004.

4.Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3.

5. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. - Уфа: Китап, 2005.

6. «Татарская газета» http://tatar.yuldash.com

7. Журнал «Российская Федерация сегодня» http://russia-today.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Внеклассное мероприятие Открытое заседание клуба: «Строгановское наследие» Тема: Павел Александрович Строганов – герой Отечественной войны 1812 года.

Внеклассное мероприятие проводиться в виде классного часа и показывает результат определенного периода работы клуба " Строгановское наследие". Проводиться в виде демонстрации материала, полученного в ...

Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".

Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....

Комплекс методических рекомендаций по теме: Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Методическая разработка посвящена комплексу учебно-воспитательных мероприятий, которые были реализованы в течение одного учебного года и состояли из трех этапов. На первом этапе осуществлялось формиро...

Статья о народном сопротивлении в Отечественную войну 1812 году

Статья о народном сопротивлении в Отечественную войну 1812...