Метапредметный интегрированный урок "Родина. Патриотизм"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

 Урок метапредметный, интегрированный для учащихся 6 классов. Предметы для интеграции: история, обществознание и литература. Задачи урока: воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны; воспитание на примере гражданской позиции защитников Отечества в разные периоды исторического развития;  развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; отработка понятийного аппарата по обществознанию; повторение и систематизация знаний по теме: “Нашествие монголо-татар на Русь»; определение непрерывности исторического процесса; развитие навыков анализировать произведения литературы;  обучающая – знакомство с творчеством поэтов времён Великой Отечественной войны.  Личностно - значимая проблема:  предложить учащимся поразмышлять о  понимании  сути понятий «патриотизм» и «лжепатриотизм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.rar1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка фрагмента метапредметного

интегрированного урока  «Родина. Патриотизм»

6 класс

Предметы для интеграции: история, обществознание, литература

Фрагмент разработан учителями истории   и обществознания  

МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»

Горных Н.А., Поддубской Н.М.

Эпиграф к уроку:

Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала!
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить    шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной…

                            Е. Евтушенко
.

Цели урока:

      воспитательная – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбу своей страны;  воспитание на примере гражданской позиции защитников Отечества в разные периоды исторического развития;

     развивающая – развитие навыков работы с историческими источниками и умения давать характеристику личности; отработка понятийного аппарата по обществознанию; повторение и систематизация знаний по теме: “Нашествие монголо-татар на Русь»; определение непрерывности исторического процесса; развитие навыков анализировать произведения литературы;

   обучающая – знакомство с творчеством поэтов времён Великой Отечественной войны.

   Личностно- значимая проблема:  предложить учащимся  поразмышлять  о  понимании  сути  понятий «патриотизм» и «лжепатриотизм».

Средства обучения:

- презентация (Приложение 1);

- видеофрагмент фильма «Батый»;

- раздаточный материал к уроку (Приложение 2);

План фрагмента:

  1. Актуализация знаний по понятиям «патриот», «Родина».
  2. Проблемное задание.
  3. Работа с историческим источником.
  4. Домашние мини-проекты.
  5. Проблемный вопрос. Подведение итогов по общей теме.

Ход урока:

Блок учителя истории

      Вводное  слово учителя с использованием цитаты  Е.Евтушенко, который писал:

 Не смеем говорить о чувстве Родины бесчувственно –

 Нам права Родина такого не дала!

 У нас такие за спиной встают пожарища,

 Такие страшные могилы за спиной,

 Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,

 Как будто Родина нам стала неродной… (Слайд2).

    Беседа учителя с учащимися по вопросам:

1.Что такое Родина? Кто такой патриот? (Слайд3).

3. Как патриотизм проявляется в мирное и в военное время? ( Слайд 4).

- Поскольку мы заговорили о войне, то вспомним войну русского народа с монголо-татарами.(Слайд 5).

Рассказ учителя о войне и о предводителе хане Батые.

Демонстрация видео фрагмента «Батый».

  Проблемное задание (слайд 6):

- Можно ли считать хана Батыя и его воинов патриотами?

  Беседа с учащимися о патриотизме. Формирование понятия «лжепатриотизм».

Блок учителя литературы – анализ произведений

\стихи А. Суркова, К. Симонова\

 - Исторических источников о Великой Отечественной войне очень много, в том числе и поэзия. Мы уже рассмотрели сегодня стихотворения поэтов А. Суркова и К. Симонова, где они показали своё видение  событий далёкого лета 1941 года.

Блок учителя истории

Беседа с учащимися

  1. К каким историческим источникам мы можем обратиться, чтобы узнать о событиях монголо-татарского нашествия? (Летописи).
  2. Чем летописи отличаются от поэзии? (Изложение не может быть субъективным, отражены только события).
  3. Чем летописи схожи с о стихами? (описывают события). (Слайд 7).

    Работа с историческим источником в парах. Раздаточный материал. (Приложение 2). (Слайд  8).

   Устные ответы учащихся.

    Общий вывод: Итак, и поэты Симонов и Сурков, и летописцы говорят о страданиях русского народа и о героизме защитников Отечества.

    Рассмотрим ваше домашнее задание «Мини-проекты о событиях и о героях войны с монголо-татарами».

    Защита мини проектов:

1. Защита и защитники Рязани.

2. Подвиг Евпатия Коловрата.

3. Злой город Козельск.  

Подведение итогов, рефлексия:

1.Ваши ассоциации со словами «война»  и  «патриотизм» (слайд 12).  

2. На уроках каких предметов мы можем ещё поговорить о патриотизме?

Диспут (слайд 13):
Отличается ли патриотизм 13 века от патриотизма в годы Великой Отечественной войны?
Домашнее задание: Эссе на тему «Отличается ли патриотизм 13 века от патриотизма века 20»

Приложение №1 – см. презентацию в архиве

Приложение №2 – исторические источники:

Документ №1

В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых Церквей огню предали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве, В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича  схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли.

Документ №2

Татары, станы свои урядив около города Владимира, пошли и  взяли Суздаль, и святую Богородицу разграбили, и двор княжеский огнем пожгли, и монастырь св. Дмитрия сожгли, а другие разграбили, а монахов и монахинь старых, и попов, и слепых, и хромых, и глухих,  и людей всех порубили, а молодых монахов и монахинь, и попов, и дьяконов, и жен их и дочерей, и сыновей их повели в станы свои и сами пошли к [городу] Владимиру... В субботу Мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю  Мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в 7 день... и взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот у [церкви] св. Спаса по примету  через городские стены, а отсюда с северной стороны от Лыбеди к Орининым воротам и к Медным, а отсюда от [реки] Клязьмы к Волжским воротам, и так вскоре взяли Новый город, и бежали Всеволод и Мстислав и все [оставшиеся в живых] люди в Печерный город.

Документ №3

А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами, и со внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже все взяли себе в добычу... И убиты были архимаидрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосий Спасский, и прочие игумены, в монахи, и монахвни, и повы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...

Документ  №4

Пошли окаянные те кровопийцы на великого князя Юрия, и одни шли к Ростову, а другие к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и завоевали все по Волге даже до Галича Мер- ского; а другие пошли на Переяславль [Залесский] и тот взяли, а оттуда всю страну и города многие, даже до Торжка, захватили, и не было места, мало было таких деревень и сел в Суздальской земле, где татары не воевали, и взяли они 14 городов, кроме слобоц и погостов, за один месяц.., И пошли безбожные татары на [реку] Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба [войска], и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками, и тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные в повели в станы свои. Зло это случилось месяца марта в 4 день... И тут убит был князь великий Юрий на реке Сити, и дружинников его много убили...

Документ №5

В лето 1239. Того лета татары взяли Переяславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли, и, захватив много людей и имущества, ушли... Того же лета взяли татары Чернигов... и город сожгли и людей перебили и монастыри пограбили... Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали в город... Гороховец сожгли и вернулись в станы свои...

Документ №6

А епископ Митрофан и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами, и со внучатами и прочие княгини владимирские с детьми, и многое множество бояр и всего народа, укрывшиеся в церкви св. Богородицы, без милости огнем запалены были... Татары, выломав двери церковные, увидели одних от огня погибших, других же оружием до конца смерти предали, церковь разграбили, чудесную икону, украшенную золотом и серебром и драгоценным каменьем, ободрали, все монастыри и иконы ободрали и ограбили, а иные порубили, а иные забрали... и книги разодрали, и драгоценные одежды покойных первых князей, которые они повешали в церквах святых на память о себе, тоже все взяли себе в добычу... И убиты были архимаидрит монастыря Рождества св. Богородицы Пахомий, да игумен Успенский Феодосий Спасский, и прочие игумены, в монахи, и монахвни, и повы, и дьяконы от юного и до старца и сущего младенца, и всех тех порубили, одних убивая, а других гоня в плен босых и без одежды, умирающих от мороза, в станы свои...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные тесты как средство достижения метапредметных результатов

В стате даётся краткая характеристика интегрированных тестов как средство достижения метапредметных результатов....

Интегрированный урок как средство формирования метапредметных навыков

Современные условия выдвигают особенные требования к подготовке обучающихся к жизни. Необходимо вооружить их не только и не столько знаниями, но и способами овладения ими-научить учиться, т.е. выработ...

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...

Интегрированный урок в 7 классе по литературе «Патриотизм и мастерство русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша».

Тема. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. • подробно проанализировать сказ Н. С. Лескова, подвести к выводу, что является самым главным в этом произведении («На мужике Россия держится»)...

Интегрированная метапредметная промежуточная аттестация по предметам ИЗО и математика во 2 классе

Цели и задачи  промежуточной метапредметной  аттестации:Определить уровень сформированности метапредметных и предметных умений на основе навыков работы с текстом.Проверить умения анализирова...