Интегрированные тесты как средство достижения метапредметных результатов
статья по русскому языку по теме

Ефремова Наталья Владимировна

В стате даётся краткая характеристика интегрированных тестов как средство достижения метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Ефремова Н.В. учитель рус.яз. и литературы

МОУ СОШ № 16

         Интегрированные тесты как средство оценивания метапредметных результатов учащихся.

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход.

 Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно, то очень часто никак. Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыркаться» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям .Мы живём в такое время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

 Поэтому начинают интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникает много разных типов интеграции. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

. Допустим, вы работаете на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, можно показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно «пересобирать» учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметный разворот не означает, что нужно делать грубые предметные ошибки и показывать незнание своего учебного предмета.

Нужно ясно представлять, какую базовую способность учитель собирается формировать у школьников во время учебного занятия. У него должна быть некоторая система показателей, позволяющих ему обнаруживать эту способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

        В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования происходит поиск новых эффективных методов обучения. Развитие образования в России направлено на формирование компетенций учащихся, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромное количество  информации. Процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания. Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

         Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

        Одним из эффективных средств оценивания знаний учащихся является тест.   Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку она позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику и получить наглядную картину успеваемости, а также систематизировать контроль.  Такая форма работы активизирует деятельность учащихся на уроках, экономит учебное время и проверку. Тестовая форма заданий позволяет не только контролировать качество знаний учащихся, но и выявлять пробелы в их знаниях по какой- либо теме.

  Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию - ЕГЭ, экзамену, проходящему в форме тестирования. Успешная сдача экзамена возможна лишь в том случае, если учащийся имеет качественные знания по предмету и при этом у него сформирована так называемая тестовая культура. Использование тестов не только приучает учащихся к тестовой форме контроля, весьма актуальной в современном процессе образования, но и позволяет осуществить преемственность в обучении – вводить элементы формы ГИА И ЕГЭ с 5 класса.

   Но, несмотря на большую распространенность тестовых заданий, многие из них имеют низкое качество. К сожалению не все задания позволяют объективно оценить степень обученности по той или иной теме, получить наглядную картину успеваемости. Следовательно, педагогу необходимо владеть соответствующими компетенциями при составлении тестов.

        Наша группа работала над составлением интегрированного теста. На наш взгляд такой тест позволяет реализовать метапредметный подход, а ряд заданий ЕГЭ имеет интегрированный характер. Такие задания позволяют не только развивать базовые способности учащихся, но и формировать компетенции.

Спецификация интегрированного компетентностно - ориентированного теста по теме « Имя числительное».

  1. Название дисциплин – русский язык, литература, математика, природоведение.
  2. Цель теста – контроль степени усвоения темы « Имя числительное» и употребление числительных.
  3. Документы, определяющие содержание тестов.

        Тест составлен на основе обязательного минимума содержания образования     программ по  русскому языку, литературе, математике, природоведению.

  1. Учебные пособия и учебники:

      «Русский язык 6 класс»\авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.

      «Литература 6 класс» \ Полухина В.П.

      «Математика 6 класс»\ Виленкин

      «Природоведение 5-6 класс»\ Сонин.

  1. Требования к уровню подготовки школьника.

         На тестировании должен показать умение:

        -употреблять числительные в речи на предметах русский язык, литература, математика, природоведение;

        - применять математические знания , используя алгоритм решения уравнений;

        - системные, интегрированные знания, умения устанавливать межпредметные связи,      

 выделять общее и главное.

  1. Структура теста по уровню трудности заданий:

- 12 заданий малой степени трудности;

- 4 задания средней степени трудности;

- 2 задания большей степени трудности.

  1. В тесте используются задания, контролирующие 3 уровня знаний:
  1. воспроизведение, цитирование;
  2. решение по образцу, реализация стандартного алгоритма;
  3. творческий уровень применения знаний.

        8 Элементы содержания, проверяемые тестом.

 

№ задания

Тип задания

Элементы содержания, проверяемые тестом.

 

Уровень

сложности

1

ВО

Что обозначает имя числительное.

1

2

ВО

Употребление и нахождение числительных в речи

1

3

ВО

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи

1

4

ВО

Вопросы числительных

1

5

ВО

Синтаксическая роль числительных

1

6

ВО

Разряды числительных по значению

1

7

ВО

Разряды числительных по структуре

1

8

ВО

Склонение составных количественных числительных

2

9

ВО

Склонение составных порядковых числительных

2

10

ВО

Правописание Ь в числительных

1

11

ВО

Правописание имён числительных

1

Математические тесты.

Задание 4

К

Решение уравнений и буквенных выражений

2

Часть В

Задание 5.1

К

Навыки работы с текстом.

Использование числительных в речи

3

5.2.

5.3.

К

Разряды числительных.

Навыки составления таблицы на основе работы с текстом.

2

5.4.

К

Правописание падежных форм имен числительных

2

6

К

Планеты солнечной системы

3

7

ВО

Удаление планет от Солнца

2

 

        Используемые обозначения:

ВО – задания с выбором одного из предложенных ответов;

К –  задание с кратким свободным ответом.

        Уровень сложности:

 1 уровень – репродуктивный;

 2 уровень – алгоритмический;

 3 уровень – творческий.

        

9.Критерии оценивания:

Каждое верно выполненное задание части А (1-11) оценивается 1 баллом. Область знаний – русский язык.

        Задания  части В1. Область знаний математика, русский язык.

        3 балла – верно решил и грамотно оформил;

        2 балла - верно решил, но ошибки в оформлении;

        1 балл – ошибки в решении, но правильно в оформлении;

        0 баллов – ошибки в решении и оформлении.

        Часть В2. Работа с текстом. Область знаний: литература, русский язык, математика, природоведение.

        Задание1 – 5 баллов;

        Задание2 – 1балла за каждый правильный ответ;

        Задание3 – по количеству представленных элементов – всего13 баллов;

        Задание4 – за каждый правильный ответ 1 балл – всего 13 баллов;

Задание5 – 4 балла;

        Задание6 – 1 балл;

        Задание 7 – 1 балл.

        

        10. Время работы – 45 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов

Разработка программы развития современной языковой личности школьника (с учетом требований ФГОС) посредством применения проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности....

Выступление "Групповые технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках математики"

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».В качестве главного результата модернизац...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Средства достижения метапредметных результатов на уроках английского

Данная статья посвящена технологиям, которые делают  работу учащихся более эффективной, и отвечают требованиям ФГОС второго поколения...

Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ

Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закр...