«Педагогические науки»
статья (история) по теме

Иевлева Ольга Иннокентьевна

 

Коллектив 3-го класса в этом учебном году работал по изучению истории родного края. Мы встречались с интересными людьми, с ветеранами тыла и труда родного села. С прошлого года ведем поисковую краеведческую работу и написали доклад на тему: «Улица имени С.А.Попова». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_nauki.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогические науки»

Иевлева Ольга Иннокентьевна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Р.В.Лонкунова»

с.Таас-Юрях Мирнинского района

Развитие исследовательских навыков у младших школьников

Коллектив 3-го класса в этом учебном году работал по изучению истории родного края. Мы встречались с интересными людьми, с ветеранами тыла и труда родного села. С прошлого года ведем поисковую краеведческую работу и написали доклад на тему: «Улица имени С.А.Попова».

Цель – изучение возникновения данной улицы и его развитие в наше время.

Задачи:

  1. Изучать историю возникновения данной улицы.
  2. Роль улицы в жизни поселка.
  3. Вести исследовательскую работу о людях, проживающих на улице Степана Попова.

Актуальность: Изучение данной темы является информационной базой возникновения улицы  Степана Попова.

Объект изучение: Улица Степана Попова.

Теоретическое изучение: Изучение материала по данной улице.

Практическое изучение: Сбор информации по данной улице.

Исследовательское поведение особенно ценно тем, что это создает надежный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития – самообучение, саморазвитие.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных. Умение и навыков исследования, самостоятельного, творческого постижения истины, полученные в детских играх, легко прививается и переносится в дальнейшем во все виды деятельности. С целью привить детям навыки и умения исследовательского поведения, мы использовали исследовательские методы в своей работе. Прежде чем начать работу, настроили родителей на совместную работу с детьми, оказание посильной помощи и моральной поддержки.

В первом классе провели родительское собрание на тему: «Как научить ребенка приобретать знания?». Главной задачей было помочь в детских исследованиях, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь  требуется на всех этапах работы: при выборе предмета исследования, при поиске методов его изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении  дела до завершения. Эта деятельность разворачивалась в нашем классе вне уроков как внеклассная работа по краеведению.

В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Сохраним чистыми берега детства» с 2002г. Наши дети участвуют с 1 класса. Например, во 2 классе наш выступил с докладами: Семенова Саина «Соя прабабушка- ветеран тыла», Данилов Коля –«Моя родословная», Данилов Алеша – «Моя бабушка – «Мать героина». Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по схеме:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
  2. Выбор темы исследования;
  3. Разработка гипотезы;
  4. Сбор и обработка информации;
  5. Анализ и обобщение полеченных материалов;
  6. Подготовка отчета (сообщение по результатам исследования);
  7. Доклад (защитить его публично, ответить на вопросы).

Самыми сложными в работе с младшими школьниками является теоретические темы. Теоретические исследования проводятся на основе изучения текстовых и иллюстрационных источников. Ребенок собирает в итоге такого исследования большую информацию, ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить, обобщить.

Так в 3 классе мы написали доклад на тему: «Улица имени Степана Попова». Сначала ребята узнали, кто такой Степан Андреевич Попов.  Они ходили по домам, спрашивали у своих прабабушек о С.А.Попов, узнали, что он много лет работал в нашей школе с.Таас-Юрях. У некоторых ветеранов тыла они взяли интервью, воспоминания. Ребята с интересом слушали рассказы своих односельчан Ивановой. Ф.В., Кокорева.Е.Л., Потаповой. В.С., Попова. П.А. и других.

В классе я ребят разделила на группы: Игорь собрал воспоминания учеников С.А.Попова. Саина собрала материалы по истории возникновения названия улицы. Коля собрал материалы о С.А.Попове – народном учителе. Алеша работал по докладу «Улица им. С.А.Попова». Сначала они выступили в школьной научно-практической  конференции «Сохраним чистыми берега детства» и заняли 3 м. затем участвовали, в V региональной научно-практической  конференции «Шаг в будущее Юниор» в г.Мирном. Все получили сертификаты. Затем доклад отправили на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва.  

На основании проведенного исследования мы пришли к заключению, что для того, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать исследовательскую активность поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать.

Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умением и навыкам исследовательской деятельности.    

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список печатных работ кандидата педагогических наук, зам. директора по УВР, учителя французского языка

Зачем соискателю ученой степени кандидата ХХХ наук необходимо написать и опубликовать ВАК-статью? В соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», «Результаты диссертации...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социальные изменения в мире, ведущие к глобальному процессу становления поликультурного информационного общества, предъявляют сегодня новые ...

Методическая разработка :«Дидактическая многомерная технология на уроках физики по методу доктора педагогических наук Штейнберга В.М.». Учитель физики Бородкина Т.И.

Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить таку...

Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01

Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бровин Александр Николаевич; [Место защиты: Рос. ...