Применение технологии критического мышления на уроках истории
статья по истории по теме

Лобанов Клим Андреевич

Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovoe.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Лобанов Клим Андреевич

МБОУ «В(С)ОШ №3»

Применение технологии критического мышления на уроках истории

 

Безусловно, одной из главных задач современного образования является формирование мышления, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник общеобразовательного учреждения должен видеть и преодолевать складывающиеся перед ним трудности, самостоятельно мыслить, рационально применять полученные знания в решении каких-либо жизненных задач. Исходя их этого, необходимо подчеркнуть, что задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Данную  задачу помогает решить образовательная технология развития критического мышления.

Проанализировав исследования, посвященные данной технологии, можно сказать о том что, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Применяя данную технологию на уроках, можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а именно умение ставить вопросы; умение выделить главное;  умение делать сравнение; умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Применение технологии критического мышления не только формирует необходимые жизненные навыки у обучающихся, но и также помогает учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

Технология критического мышления применяется на уроках через различные приемы. В данной статье приводятся некоторые из приемов, которые могут быть интересными и полезными на уроках истории.  

1. Прием «Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)».

Данный прием позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ.

В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» –  негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица «ПМИ» используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

2. Прием «Фишбоун».

Данный прием позволяет выявить причинно – следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Пример: Урок истории в 10 классе по теме «Феодальная раздробленность на Руси».

Цель урока: создать условия для усвоения сущности, причин и последствий феодальной раздробленности на Руси.

Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Вот некоторые из приемов технологии критического мышления, которые помогут сделать урок не только интересным, но и сформируют основы аналитического и критического мышления.

Таким образом, технология критического мышления, применяемая на уроках истории, позволяет охватить избыточный объем информации, помогает ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста, позволяет выявить причинно–     следственные связи изучаемой темы, факта, помогает научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления, тем самым формирует у обучающихся навыки классификации, оценивания, способность аналитически и критически мыслить, умение делать выводы, активизирует мышление, выбирать главное, отсеивать второстепенное, ранжировать информацию по степени новизны и значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка

В мастер-классе описаны некоторые приемы технологии критического мышления, которы можно использовать на урока....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодом...

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...