ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ
статья по английскому языку на тему

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодому поколению нужно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, реализовывать их на практике. Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые технологии, формы и методы для создания такой личности.

К настоящему времени сложилось достаточно много разнообразных технологий, одна из них технология «критического мышления». Приемы, предлагаемые данной технологией, позволяют сделать работу интересной, творческой и результативной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ

Куватова Е.С, Буянова Л.И.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Михайловка

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодому поколению нужно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, реализовывать их на практике. Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые технологии, формы и методы для создания такой личности.

К настоящему времени сложилось достаточно много разнообразных технологий, одна из них технология «критического мышления». Приемы, предлагаемые данной технологией, позволяют сделать работу интересной, творческой и результативной.

Существуют различные определения «критического мышления», по мнению российских ученых, критическое мышление – это разумное, рефлексивное мышление, поиск здравого смысла, возможность выдвигать новые идеи и увидеть новые возможности. Так же под  критическим мышлением понимается (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и оценок, а также применение полученных результатов к различным ситуациям.

Технология развития критического мышления важна как для ученика, так и для учителя. Ученик получает возможность: оценивать и анализировать информацию, что повышает эффективность ее восприятия и интерес к изучаемому предмету, умение мыслить, размышлять, работать в сотрудничестве,  повышать качество образования. А для учителя - это возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, активизировать учащихся, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. В итоге, на уроке комфортно и учителю, и ученику. 

  Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Темпл выделяют три основные стадии развития критического мышления:

- вызов: озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности;

- осмысление: учащиеся сталкиваются с новой информацией, они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа;

- рефлексия: происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания.

Исходя из опыта работы учителей иностранного языка МБОУ «СОШ № 9 г. Михайловка» в условиях требований ФГОС, модернизации образования и изменившихся требований к организации современного урока педагоги на своих уроках активно используют технологию развития критического мышления не первый год.

Так в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения при обучении чтению нами широко применяются  различные «Charts», которые являются приемами развития критического мышления. На примере УМК «Enjoy English» Биболетова М.З. урок №58 стр.105, упр. 6

Прием «K.W.L.»

Know- Знаю (О чем Аня может рассказать? - My name is…, I am…,  I have got)

Want to know - Хочу узнать (Что вы хотите узнать о ней? -Where she lives, What she can, What she likes)

Learned – Узнал (Что вы узнали?- Her name is Ann. She is 7. She has got mum and dad. She can skate.)

Прием «Story Frame»

Создается таблица с основным содержанием текста, по которой ученики высказываются по цепочке:

Действие происходит в … (Ann lives in a town in Russia).

Основной герой… (Ann is a girl. She is 7).

У Ани есть ….. She has got mum and dad. She has got a dog and a cat.

Аня умеет / не умеет… She can skate, skip and sing. She can’t swim. и т.п.

Прием «Story Pyramid»: выстраивается «пирамида» из слов текста (на первой строке - одно слово, на второй строке – два слова и т.д.), по которой учащиеся смогут рассказать основное содержание текста.

Ann

a girl, seven

has got parents

lives in a town, Russia

can skate, skip, play tennis.

“Outlining” - учащиеся пишут слова, связанные с ключевым словом, а затем строят монологическое высказывание.

1)Ann (seven, Russia, a town).

2) has got (mum and dad, a dog, a cat)

3) can/ can't (swim, skip, sing, skate)

4) likes (tennis, pets) и т.д.

Также эффективно использовать приемы “Charts” как “F.I.N.D.”, “Story map”, “Close”,  “Spidergram”, “Cluster”.

  В своей работе мы часто применяем такие приемы развития критического мышления как:

“Basket of idea”: данный прием используется на стадии "Вызов" и позволяет выяснить все, что знают или думают ученики, проводится обмен информацией.

“Insert” : цель приема - перейти от интуитивного к информационному и связать их. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки, которые помещают на полях вдоль текста. Маркировка текста осуществляется следующими значками: “V” - то, что известно; “-” - то, что противоречит представлениям читающих; “+” - то, что является новым; “?” - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.

“Brain storm”: цель приема - развитие творческого типа мышления. Проводится в группах из 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей; второй этап - коллективное обсуждение идей; третий этап - выбор наиболее перспективных решений.

“Fishbone”: данный прием позволяет учащимся “разбить” общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приема похоже на "рыбную кость", применяется на этапе вызова. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы. 1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Путем анализа связки "причины-аргументы" учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Прием “Thin” and “Thick” questions: Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.

Прием “conceptual wheel” эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: слово “Love ” -  like, to be fond of , enjoy , get pleasure with и т.п.

Приём “For and Against” помогает в предлагаемых ситуациях формировать свои идеи, оценки и убеждения, независимо от остальных, и аргументировать их, развивает самостоятельность к решению задач при дискуссиях. Дискуссия начинается с записи положительных и отрицательных аргументов по предложенной теме. Затем с помощью записанных утверждений высказывается тезис «за», потом заслушивается опровержение и высказывается тезис «против». После того, как все аргументы прозвучали, учащиеся делают выводы, подводя итоги дискуссии.

 В технологии развития критического мышления также используется графика. На уроках английского языка чаще всего применяется  “summary table”  и “conceptual table”. Приём  “conceptual table” особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Например, можно использовать эту таблицу при сравнении России со странами изучаемого языка, национальных традиций и обычаев и т.п. Каждый работает со своим фрагментом текста по одной из стран, выбирает факты для таблицы, готовится к высказыванию (географическое положение, столица, население, города, индустрия, язык и т.д.)

  Несколько иначе строится «сводная таблица». Приём “summary table”- это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения. Например, на уроке «Города США» у каждого свой штат. После знакомства со своим текстом его нужно пересказать всем, выделяя главное. Затем, когда обмен информацией завершён, все студенты обдумываю вопрос, как сравнить полученную информацию, выделяют линии сравнения и приступают к заполнению таблицы. Такая же работа проходит по теме Города России, Великобритании, Штаты США и др.

Прием “Cinquain” следует использовать на стадии рефлексии. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: 

В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 

Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. 

Учитель может способствовать критическому мышлению на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения. 
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Литература:

1.Копытова Н.Е. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка. http://novokik.ning.com (Интернет-ресурс);

2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/ И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2009.-144с.