Главные вкладки

    Использование ИКТ на уроках истории
    статья по истории по теме

    Ведерникова Наталья Ивановна

    В статье рассматривается опыт использования ИКТ в преподавании истории

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

    Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории

    МОУ СОШ № 11 п. Раякоски Мурманской области

    Аннотация

    В статье рассматривается опыт использования информационных технологий в преподавании истории в школе

    Использование информационно-коммуникационных технологий  в практике работы учителя сегодня становится необходимым элементом профессиональной компетентности. Педагог сегодня учится и совершенствует свои знания, осваивая ранее незнакомый и непонятный компьютерный мир. Процесс этот творческий и многогранный. Каждый учебный год приносит новые умения и находки, добавляет в педагогическую копилку пусть небольшие, но личностно важные для учителя «изюминки» индивидуального педагогического стиля.

    Компьютерные и сетевые технологии позволяют  адаптировать  процесс обучения к потребностям и способностям обучающегося, обеспечить доступ всем учащимся к различным информационным ресурсам, широко использовать принцип наглядности в обучении. При этом важно, чтобы компьютерная поддержка являлась одним из компонентов учебного процесса и использовалась только там, где это целесообразно. В практике работы педагога на этапе тематического планирования и планирования содержания каждого урока продумывается система дидактических задач, перечень программных средств, используемых на уроке, уровень умений, сформированных у учащихся на данном этапе обучения.

    Использование компьютера определяет несколько типов уроков:

    1. с использованием ПК в демонстрационном режиме в том числе с выходом в Интернет (компьютер педагога и проекционное оборудование и экран или интерактивная доска);
    2. с использованием  ПК обучающимися в индивидуальном режиме, в том числе в индивидуальном дистанционном режиме с выходом в Интернет (урок в компьютерном классе).

    Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при подготовке к итоговой аттестации. При всем многообразии методов и форм организации учебного процесса с использованием информационных технологий наиболее часто используются при изучении курса истории следующие:

    1. Видеоряд урока,  который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами как в формате Power Point, так и средствами программы SMART Notebook для интерактивной доски. Актуально и использование аудио материалов, музыкальных фрагментов, клипов для более глубокого эмоционального отражения материала.  Наличие видеоряда дает возможность создать зрительный образ исторического события, задействовать образную, зрительную и ассоциативную память.
    2. Использование задач, тренажеров, тестовых программ для организации как фронтальной, так и групповой, индивидуальной работы на уроке, контроля знаний обучающихся, в том числе и использование on-lain тестирования на сайте ФИПИ при подготовке к итоговой аттестации;
    3. Проектные работы учащихся, выполняемые при изучении материала в форме презентаций, текстовых докладов, таблиц и т.п.;
    4. Виртуальные экскурсии и работа с галереями изображений в сети Интернет, материалами сайтов как в индивидуальном режиме, так и при демонстрации on-lain на уроке. Интересным может быть, например, использование материалов сайта «Президент России – гражданам школьного возраста» (http://kids.kremlin.ru/), сайтов музеев и заповедников, которые часто предлагают виртуальные экскурсии и выставки.
    5. Использование электронной почты и  ресурсов Интернет для поиска необходимой информации, участия в конкурсах, общения, а также  использование библиографических, справочных и энциклопедических материалов;
    6. Формирование базы электронных материалов, таблиц, документов, схем для использования в учебном процессе,  как в форме раздаточного материала, так и в экранном варианте;
    7. Использование цифровых образовательных ресурсов, видеоматериалов на  DVD, материалов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

    Безусловно, важным является максимально полное оборудование кабинета истории. Компьютер, интерактивная доска, доступ в Интернет – необходимые составляющие творческого поиска и эффективной работы педагога. Меняется сам стиль работы, взаимоотношений с учениками. Нормой становится постоянный обмен материалами информацией, просмотр проектных и проверочных работ в электронном виде, на рабочем столе классного компьютера созданы ссылки на пакеты файлов, необходимых для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Опорные материалы по темам курса позволяют решить и еще одну проблему процесса обучения – помощи ученикам, пропустившим занятия или желающим получить дополнительную консультацию по теме.

    Подготовка к экзаменам является, пожалуй, наиболее сложной в информационном плане работой. Специфика предмета требует овладения большими массивами информации, которые удобно систематизировать в форме таблиц (хронологических, синхронистических, тематических и т.п.) и схем. Все эти материалы доступны ученикам в электронном формате, что позволяет самостоятельно моделировать процесс подготовки. Использование тестов, тренингов как в формате Word, так и в Power Point значительно упрощает процесс закрепления знаний и позволяет организовать самостоятельную работу детей. Заметно и более серьезное отношение к процессу подготовки к экзамену, формирование умения работать с большими объемами информации и различными источниками. Таким детям проще ориентироваться  в материале, они легче осваивают методы синтеза, анализа, обобщения. Пока одной из проблем для педагога остается то, что примерно у трети детей нет дома компьютера и Интернета. Поэтому, планируя самостоятельную работу учеников, приходится учитывать и необходимость работы с детьми в кабинете, на дополнительных занятиях.

     Использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества обучения, что особенно актуально при переходе на обучение по стандартам второго поколения. В Новой школе требуется новый учитель, способный активно осваивать и использовать инновационные методы обучения.

    Литература

    1. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008.
    2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – 3-е изд., – М.: Академия, 2007.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ на уроках истории

    Основная идея:повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.Цель:создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального...

    Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

    В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

    Использование ИКТ на уроках истории

    Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – ...

    Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

    Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

    Статья: Использование ИКТ на уроках истории

    Статья на тему: "Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавание обществоведческих дисциплин"...

    Использование ИКТ на уроках истории

    Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания   Л.Н.Белякова - учитель истории и обществознания  МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского района РТ...