Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»
методическая разработка по истории по теме

Гришина Оксана Александровна

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В связи с этим важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение таких ребят. Специфика этой работы поставила передо мною  проблемы, для решения которых мне пришлось по-новому взглянуть на использование метода проектирования в обучении. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят, обучающихся в общеобразовательных классах.  Зачастую это дети с особыми образовательными потребностями, к сожалению, в полной мере, удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше, чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях  вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом, еще одной из главных проблем этих ребят является социализация. В связи с этим особо значима интеграция дистанционного обучения и образовательного процесса общеобразовательной школы.

Для решения проблем, с которыми я столкнулась в ходе работы, наиболее  эффективной  оказалась технология проектирования. В период работы над проектом ребенок с ОВЗ находится в тесном контакте со своими здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними , расширяется его круг общения, он престает чувствовать себя «оторванным» от окружающего мира, у ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Кроме этого, у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обеих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом (классом), опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт, является колоссальным положительным ресурсом для успешной социализации подобных детей в будущем. 

В ходе работы над проектом дети с ОВЗ  удовлетворяют особые образовательные потребности. Работая с этими детьми, нельзя не отметить тот факт, что один урок истории в неделю для них является недостаточным. В отличие от общеобразовательных классов,  учащиеся в дистанционной форме имеют возможность выбирать наиболее интересующие их курсы и предметы, отсюда  высокая мотивированность и заинтересованность в  обучении. Проект позволяет таким детям в более полной мере удовлетворить свои потребности в знаниях. Я же, в свою очередь, координируя работу ребят над проектом, тоже нахожусь с ребятами в более тесном контакте, частично компенсируя им недостаток общения. Совместная работа    обучающихся в дистанционном режиме и учащихся общеобразовательной школы  оказывает положительное влияние как на тех, так и на других.                       

У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям, между учащимися, как правило, складываются дружеские отношения, которых,  впоследствии, выходят за рамки работы над проектом. Важен и тот факт, что дети с ОВЗ зачастую более начитаннее и эрудированнее своих здоровых сверстников. Общаясь со здоровыми детьми, они как бы передают им частичку своего желания к обучению, разжигают в них интерес к предмету.         

В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ я поняла, одной из главных моих задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь ребятам в социализации, расширение их кругозора и круга общения. Развитие у ребят способностей к самообразованию.

Целью использования метода проектирования в дистанционном обучении детей с ОВЗ являются: удовлетворения особых образовательных потребностей, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. Создание межпредметных связей, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы.  Формирования толерантности и навыков работы в команде. Формирование аналитического и критического, коллегиального мышления.

Метод проектирования сам по себе нельзя назвать инновационным. Инновация в моей педагогической деятельности, состоит в том, что я использую этот метод как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми в ОВЗ обучающимися в дистанционной форме, тем самым решаю образовательные задачи и способствую успешной социализации детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_innovaciya.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс общественно значимых педагогических инноваций в сфере общего, дошкольного и дополнительного образования муниципального образования город-курорт Геленджик.

ТЕМА:

«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  обучающихся дистанционно»

Работу выполнила

Гришина Оксана Александровна

учитель истории и обществознания  

МАОУ СОШ№8 имени Ц.Л. Куникова

города-курорта Геленджик

2012г.

«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  обучающихся дистанционно»

Гришина Оксана Александровна

учитель истории и обществознания  

МАОУ СОШ№8 имени Ц.Л. Куникова

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В связи с этим важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение таких ребят. Специфика этой работы поставила передо мною  проблемы, для решения которых мне пришлось по-новому взглянуть на использование технологии проектирования в обучении. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят, обучающихся в общеобразовательных классах.  Зачастую это дети с особыми образовательными потребностями, к сожалению, в полной мере, удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше, чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях  вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом, еще одной из главных проблем этих ребят является социализация. В связи с этим особо значима интеграция дистанционного обучения и образовательного процесса общеобразовательной школы.

Для решения проблем, с которыми я столкнулась в ходе работы, наиболее  эффективной  оказалась технология проектирования. В период работы над проектом ребенок с ОВЗ находится в тесном контакте со своими здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними , расширяется его круг общения, он престает чувствовать себя «оторванным» от окружающего мира, у ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Кроме этого, у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обеих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом (классом), опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт, является колоссальным положительным ресурсом для успешной социализации подобных детей в будущем.  

В ходе работы над проектом дети с ОВЗ  удовлетворяют особые образовательные потребности. Работая с этими детьми, нельзя не отметить тот факт, что один урок истории в неделю для них является недостаточным. В отличие от общеобразовательных классов,  учащиеся в дистанционной форме имеют возможность выбирать наиболее интересующие их курсы и предметы, отсюда  высокая мотивированность и заинтересованность в  обучении. Проект позволяет таким детям в более полной мере удовлетворить свои потребности в знаниях. Я же, в свою очередь, координируя работу ребят над проектом, тоже нахожусь с ребятами в более тесном контакте, частично компенсируя им недостаток общения. Совместная работа    обучающихся в дистанционном режиме и учащихся общеобразовательной школы  оказывает положительное влияние как на тех, так и на других.                        

У учащихся в общеобразовательных классах этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям, между учащимися, как правило, складываются дружеские отношения, которых,  впоследствии, выходят за рамки работы над проектом. Важен и тот факт, что дети с ОВЗ зачастую более начитаннее и эрудированнее своих здоровых сверстников. Общаясь со здоровыми детьми, они как бы передают им частичку своего желания к обучению, разжигают в них интерес к предмету.        

В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ я поняла, одной из главных моих задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь ребятам в социализации, расширение их кругозора и круга общения. Развитие у ребят способностей к самообразованию.

Целью использования технологии проектирования в дистанционном обучении детей с ОВЗ являются: удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. Создание межпредметных связей, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы.  Формирования толерантности и навыков работы в команде. Формирование аналитического и критического, коллегиального мышления.

Говоря о технологии проектирования, нужно отметить, что главным инструментарием  данной технологии является метод проектирования.

Идея использовать метод проектирования в обучении определенно не нова. Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась. В связи с реформированием системы образования, сменой базовых парадигм, появлением нового государственного стандарта в образовании, для реализации личностно-ориентированного обучения, метод проектов возвращается в педагогическую практику, но уже в обновленном виде. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа учащихся в сети может дать высокий педагогический результат.

Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п

Инновация в моей педагогической деятельности, состоит в том, что я использую технологию проектирования как на уроках с учащимися в общеобразовательных классах, так и в работе с детьми в ОВЗ обучающимися в дистанционной форме, решаю образовательные задачи и способствую успешной социализации детей с ОВЗ.

Технологию проектирования я представляю себе как  комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально)с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Обобщив исторический опыт разработки технологии (метода) проектов, я выделила следующие этапы проекта:

Этапы проектной деятельности:

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2.Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3.Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

1. Основные направления подготовительного этапа.

Подготовительный этап – это, прежде всего начальный этап перед работой над проектом и является важным.

Сначала я   выясняю желание учащихся  работать в данном виде деятельности.  В этом случае я предлагаю учащимся пройти анкетирование.

Готовность учащихся  участвовать в работе над проектом

Нравится ли тебе узнавать что-то новое?

Где ты в основном получаешь новую информацию: из книг, Интернете и др.?

Умеешь ли ты сам выбрать из большого количества информации самое главное или тебя нужна помощь взрослых?

Принимал ли ты участие в каких-либо проектах?

Можешь ли ты ставить перед собой цели и задачи и достигать их?

Хотел бы ты выполнять проект самостоятельно или в группе? Кого бы ты хотел взять в группу по созданию проекта?

Какую познавательную литературу ты прочитал за последний год? Назови ее.

Хотел бы ты привлечь к своей работе родителей?

Таким образом, был определен круг участников проектной деятельности и выявлен интерес  к данному виду работы.

На основе этого уже можно сформировать группы учащихся, которые будут работать совместно и индивидуально.

Руководителю, прежде, всего, необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна ― мозговая атака с последующим коллективным обсуждением. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников и, конечно же, была им интересна, иначе работа будет протекать медленно или прекратится вообще в ближайшее время.

В содержание данного этапа входит и определение цели и задач проекта. После этого учителю необходимо обсудить с участниками проекта следующие вопросы:

1. Для чего создается данный проект?

2. Чем вызвана необходимость его создания?

3. Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

4. Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

5. Найдет ли он заинтересованных слушателей?

Ответы на эти вопросы помогут уяснить и сформулировать цель проекта.

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.

Например, можно предложить им схему:

После этого необходимо подумать, в каком виде можно представить результат данного проекта публике. Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на данном этапе: иными словами продукт проектной деятельности, т.н. внешний продукт, который определяют участники проекта (календарь, школьный дневник, реферат, презентацию и т.д.). Продуктов одном проекте может быть как один, так и несколько. Все зависит от темы и желания учащихся.

Можно опять же предложить им таблицу, например:

Задание

Ваш ответ

Исследовательский проект:

Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья;

Справочник и др.

мультемидийная презентация, реферат

Информационный проект:

Web-сайт;

Электронная газета;

Буклет и др.

Творческий проект:

Видеофильм;

Сценарий;

Сборник сочинений и др.

Прикладной (практико-ориентированный) проект:

Костюм;

Пакет рекомендаций;

Дизайн-макет и др.

Приключенческие, игровые, ролевые:

Путеводитель;

Сказка;

Дневник путешествий и др.

 Применяя метод проектов на уроках истории, как правило, речь идет об исследовательском проекте, для координации действий учащихся нужно четко выработать алгоритм действий, для этого поможет следующая таблица(сл )

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Методы исследования

В настоящее время мы с ребятами работаем над проектом«Рюрик- основатель государственности на Руси. Теории происхождения». Изучая тему «Западная Европа в IX-XI веках» из курса истории средних веков 6 класс, учащиеся знакомятся с норманнами и их взаимодействии с жителями стран Европы. В связи с тем, что образ норманнов достаточно популяризирован на сегодняшний день (мультфильмы, художественные фильмы, литература), ребята, как правило, с повышенным интересом относятся к изучению данной темы. Поддерживая этот интерес я выделила группу учащихся из традиционного класса познакомила ребят со своим учеником, обучающемся в дистанционной форме и предложила ребятам поработать над проектом «Рюрик- основатель государственности на Руси. Теории происхождения.» . В этом долгосрочном проекте ребята разбились на группы , одни разрабатывали норманнскую теорию происхождения Рюрика, другие славянскую. Таким образом, я дала ребятам задание на опережение прохождения материала, так как историю России в 6 классе по плану изучают со следующего полугодия. Результатом проекта  стала научно-практическая конференция.  Со своими проектами выступили учащиеся  МАОУ СОШ№8 и учащийся центра дистанционного образования, участниками конференции так же стали члены научного общества учащихся МАОУ СОШ№8 (они выступали в качестве жюри ).   В ходе конференции  ребята представили презентации своих исследовательских работ. Колойтанов  Валерий провел исследование доказательств  норманнского происхождения Рюрика, Горин Евгений   исследовал доказательства антинорманнской теории. Во время выступления ребят, между  исследователями и участниками конференции (научное общество учащихся МАОУ СОШ№8) разгорелся спор. Ребята с увлечением доказывали своим аппанентам правильность выбранной ими теории. каждая из групп будет отстаивать свою точку зрения по данному вопросу. В заключительной части члены жюри проголосовали за наиболее успешный, по их мнению, проект, опираясь  на специально разработанные критерии оценивания.

Введение  (Проблематика, актуальность)

Закон РФ «Об образовании», ст. 14
«Содержание образования …
должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…»

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Перед российской средней школой на современном этапе стоит задача реализации личностно-ориентированного обучения учащихся. Решить ее поможет проектный метод обучения, который объединяет информационно-коммуникативные с образовательными технологиями.

Концептуальной основой нового стандарта образования является системно-деятельностный метод: метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь. В этой связи наибольшую актуальность при изучении истории получает проектная технология, тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения.

 Так какого же определение  проекта? Слово «проект» произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы планирует будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия. Проект – это сумма приемов и действий обучающихся, которые проводятся в определенной последовательности с целью достижения поставленной задачи в виде некоего конечного продукта.

Проект в основе своей имеет идею направленности деятельности школьников на достижение результата, который достигается решением какой-либо теоретической или практически значимой проблемы. При этом достигается внешний результат, который можно увидеть, осмыслить или применить на практике, а также внутренний результат, выражающийся в приобретении опыта деятельности, где соединяются знания и умения, компетенции и ценности.

Проекты классифицируются по разным уровням. Например, по тематическим областям, по масштабам деятельности, по срокам реализации, по количеству исполнителей, по важности результатов и т.д. Но независимо от типа проектов все они будут носить индивидуальный авторский характер и в этом будут уникальны. Все проекты обязательно направлены на достижение какой-либо цели, но в то же время  имеют временные ограничения, а также обязательно предполагается и осуществляется координация взаимодействия учащихся.

По своей форме результат проекта может быть различным, например реферат, видеофильм, мультимедийная презентация, спектакль, законопроекты, игры и т.д.

По времени проекты подразделяются на мини-проекты, которые занимают урок или часть урока, краткосрочные, осуществляющиеся в течение 2 – 6 уроков, среднесрочные, когда используется внеурочная и урочная подготовка и затрачивается от 12 до 15 урочных часов, а также долгосрочные проекты, при этом весь цикл выполняется во внеурочное время.

Важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика этой работы заставила меня по-новому взглянуть на использование метода проектирования в обучении. Дети обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят обучающихся в традиционных классах. Зачастую это дети с особыми образовательными потребностями, к сожалению, в полной мере удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше , чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях  вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом еще одной из главных проблем этих ребят является социализация.  Для решения проблем с которыми я столкнулась в ходе работы наиболее  актуальным мне показался метод проектирования .  

2. Цели и задачи

В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ я поняла, одной из главных моих задач на ряду с формированием предметных знаний, помощь ребятам в социализации, расширение их кругозора и круга общения . Развитие у ребят способностей к самообразованию.

Целью использования метода проектирования в дистанционном обучении детей с ОВЗ являются: удовлетворения особых образовательных потребностей, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. Создание межпредметных связей, прежде всего с уроками изобразительного искусства, информатики, литературы.  Формирования толерантности и навыков работы в команде. Формирование аналитического и критического, коллегиального мышления.

В работе с детьми традиционных классов основными моими задачами я считаю:  формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками. Формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий. Формирование аналитического и критического ,коллегиального мышления. Формирования толерантности .

Целью использования метода проектирования в работе с детьми традиционных классов являются: сформированность у детей устойчивого интереса к изучению моего предмета, создание межпредметных связей, развитие личностных качеств ребенка (аналитическое, критическое , коллегиальное мышление, толерантность ), сформированность у ребят навыков исследовательской деятельности, работы с источниками,  умений публичного выступления и ведения дискуссий.

3.Основная часть

3.1. Идея использовать метод проектирования в обучении определенно не нова.Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась. В связи с реформированием системы образования, сменой базовых парадигм, появлением нового государственного стандарта в образовании, для реализации личностно-ориентированного обучения, метод проектов возвращается в педагогическую практику, но уже в обновленном виде.Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова; в практике преподавания иностранного языка  Е.С. Полат, И. Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков, Л. В. Насонкина; в информатике Н. Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, Г.А.Федорова; в преподавании образовательной области "Технология"  В.Е. Мельников, В А. Мигунов, П.А. Петряков;  на уроках истории Г. А. Кропанева (заслуженный учитель России гуманитарной гимназии города Кирова), Н.И. Шевченко и многие другие.         Е.С. Полат большое внимание уделяет типологии проектов,  отдельно  выделяет телекоммуникационные проекты. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа учащихся в сети может дать высокий педагогический результат.[1]                                                                        Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п.[2]                                                                                Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.                                                         В ходе проектирования, считает И.Д. Чечель, самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции. [3]

Но, несмотря на имеющийся опыт организации проектной деятельности на уроках истории, специальных комплексных исследований, остаются открытыми вопросы о системе оценивания учащихся в работе над проектом, особенностях организации проектной деятельности по истории в начальной и средней школе. И конечно открытым остается вопрос о использовании проектного метода в практике  дистанционного обучения детей с ОВЗ.

3.2 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.                                                                        Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.                                        Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.                                        В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.                Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:[4]

№ №

      Этапы

 работы над

   проектом

Содержание работы на    данном этапе

Деятельность учащихся


Деятельность учителя

11

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2 2

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

33

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

3.3 Исходя из этого для использования метода проектирования в своей  педагогической деятельности я разработала следующий алгоритм :

1.Разработка проектного задания,  которая может включать публикации для родителей или какой-либо другой аудитории, с целью распространения информации о начале проекта, его целях и задачах, информацией о возможной помощи родителей своим детям .Определение степени взаимодействия учащихся традиционных классов с учащимися дистанционного обучения .                                                                2.Выделение подтем, то есть определение основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов.                                                3.Формирование творческих групп с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Для успешного завершения проекта группы должны иметь равноценный состав.                                4.Подготовка материала для начала исследовательской работы. В этом случае учитель определяет основной список  литературы, и интернет ресурсов которыми ученики могут использовать в ходе своей работы.

5.Разработка проекта. При содействии учителя группы приступают к работе над проектом, определяют основные проблемные вопросы, учебные вопросы, определяют план работы.                                                6.Оформление результатов проекта. Выбирается форма защиты проекта, определяется необходимая помощь.                                        7.Защита проекта.                                                                8.Рефлексия. Может проводиться в различной форме, в зависимости от целей, которые поставил перед собой учитель.                                                Я  считаю, что  проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать как для проведения повторительно-обобщающих уроков, так и на уроках изучения новых знаний.                        Например:  изучая тему «Западная Европа в IX-XI веках» из курса истории средних веков 6 класс, учащиеся знакомятся с норманнами и их взаимодействии с жителями стран Европы. В связи с тем, что образ норманнов достаточно популяризирован на сегодняшний день (мультфильмы, художественные фильмы, литература), ребята , как правило, с повышенным интересом относятся к изучению данной темы. Поддерживая этот интерес я выделила группу учащихся из традиционного класса познакомила ребят со своим учеником , обучающемся в дистанционной форме и предложила ребята поработать над проектом «Рюрик- основатель государственности на Руси. Теории происхождения.» . В этом долгосрочном проекте ребята разбились на группы , одни разрабатывали норманнскую теорию происхождения Рюрика, другие славянскую. Таким образом, я дала ребятам задание на опережение прохождения материала, так как историю России в 6 классе по плану изучают со следующего полугодия. Результатом проекта  является нетрадиционный урок , входе  которого каждая из групп будет отстаивать свою точку зрения по данному вопросу, а остальные учащиеся будут выступать в роли суда присяжных, и в конце урока вынесут свой вердикт(урок проходит в центре дистанционного обучения ), и ученик обучающийся дистанционно имеет возможность вступать в диалог с классом  посредствам интернета, программы Skype и интерактивной доски.

На ряду с  подобными проектами: «Опричнина: самовластие или необходимость?»  6 класс, «Плюсы и минусы крестовых походов» 6 класс,  «Петровские преобразования, плюсы и минусы» 7 класс, «ПетрIII или ЕкатеринаII» 7 класс «Нападение с Востока, угроза с Запада. Наивысшая опасность» 10 класс, где разные точки зрения противопоставляются друг другу, в своей практике я применяю проекты в основе которых одна большая тема разбивается на ряд более мелких подтем. Ребята подготавливают свою подтему, затем проводится семинарское занятие , на котором происходит презентация проектов. «Тоталитарные режимы XX века» 11 класс, «Главные политические центры Руси» 6, 11 класс,  «Дворцовые перевороты» 7 класс, «Реформация в Европе» 7 класс, «Россия в Первой мировой войне»  11 класс и другие…

В ходе подобны занятий мною достигаются поставленные цели и задачи:

  1.  Повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
  1. через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
  2. через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
  1. Развитие у учащихся осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновление детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.
  2. Развиватие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Совместно  с решением образовательных целей и задач, метод проектов позволяет решить ряд инновационных проблем.                                        Как я уже говорила выше моя деятельность на ряду с традиционным обучением, заключается и в дистанционном обучении детей с ОВЗ, в этой связи нетрадиционными и инновационными являются проблемы ставшие перед  мной.  Метод проектов практически в полной мере позволяет решить эти проблемы: В период работы над проектом ребенок с ОВЗ находится в тесном контакте со своими здоровыми сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними , расширяется его круг общения, он престает чувствовать себя «оторванным» от окружающего мира, у ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Кроме этого, у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обоих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом (классом), опыт публичного выступления. Я считаю, что подобный опыт, является колоссальным положительным ресурсом для успешной социализации подобных детей в будущем.  В ходе работы над проектом дети с ОВЗ частично удовлетворяют особые образовательные потребности. Работая с этими детьми, нельзя не отметить тот факт, что один урок истории в неделю для них является недостаточным. В отличие от традиционных классов,  учащиеся в дистанционной форме имеют возможность выбирать наиболее интересующие их курсы и предметы, отсюда  высокая мотивированность и заинтересованность в  обучении. Проект позволяет таким детям в более полной мере удовлетворить свои потребности в знаниях. Я же, в свою очередь, координируя работу ребят над проектом, тоже нахожусь с ребятами в более тесном контакте, частично компенсируя им недостаток общения.                                                 Совместная работа  учащихся в дистанционной и традиционной  форме оказывает положительное влияние как на тех, так и на других.                        У учащихся в традиционной форме этот опыт воспитывает чувство толерантности по отношению к людям с ОВЗ, желание помочь таким людям, между учащимися, как правило, складываются дружеские отношения, которые ,в последствии , выходят за рамки работы над проектом, и школьного обучения. Важен и тот факт, что дети с ОВЗ зачастую более начитаннее и эрудированнее своих здоровых сверстников(о причинах я писала выше) они более мотивированны к учебе. Общаясь со здоровыми детьми, они как бы передают им частичку своего желания к обучению, разжигают в них интерес к предмету.                                                        Метод проектирования сам по себе нельзя назвать инновационным. Инновация в моей педагогической деятельности, состоит в том, что я использую этот метод как на уроках с учащимися в традиционной форме , так и в работе с детьми в ОВЗ обучающимися в дистанционной форме, тем самым решаю образовательные задачи и способствую успешной социализации детей с ОВЗ.

3.4. Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
        Метод проектов применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен при применении межпредметных связей. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.
       В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций: 

•   Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. 

•   Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал. 

•   В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
       Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.  


[1]    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. -  № 2, 3. – с. 37-45.

[2]    Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7. - с 151-157

[3] Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С.24-31.

[4] Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – с. 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Доклад на тему: «Труд, как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Материал поможет педагогу подготовить дет...

Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Сборник статей посвященных "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт. проблемы, инновации"

Сборник составлен по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья...

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....