Рабочая программа по истории России для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

 

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istori_rossii_7_klass.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя образовательная школа «Земля родная»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО ____ Кобычева С.Б.

Протокол №____ от «__» _______2011г.

«Рекомендована к утверждению НМС»

Заместитель директора по НМР МАОУ СОШ

«Земля родная» ________Дубоневич В.Н.

Протокол № ____ от «___» _________2011 г.

«Утверждена»

Директор МАОУ СОШ «Земля  родная»

___________ Татаринов М.Н.

Приказ № ___ «__» ___________2011 г.

Рабочая программа по истории России

Учитель: Мальков Сергей Владимирович

Год реализации: 2011/2012 учебный год

Класс: 7 б,в,г.

Общее количество часов по плану: 42 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Рабочая программа составлена на основании: авторской программы по истории для 6-9 классов,  под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной . Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004  года), М.: Просвещение, 2010.

Учебники – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение 2008

«__»_______ 2011 год                                                                                                                                      __________________

(подпись учителя)

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации до вузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

 дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает единство образовательного пространства на территории России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история  изучается 28 часов, история России - 42 часов (по 2 часа в неделю). Курсы изучаются последовательно: сначала история России, затем новая история. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Ц е л и.

 воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

 развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

 освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

 овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

- Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

- Стимулируется процесс гуманизации личности подростка.

- Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа, анализу    целей и результатов;  объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного,  выявлению предпосылок.

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

           Методы   и   формы   обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные  (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

           Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины.

Содержание материала.

Тема №1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ (5 часов)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем народа. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

Тема №2. РОССИЯ В XVII в. (9 часов)

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

 Тема № 3. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I. (9 часов)

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Тема №4. РОССИЯ В 1725—1762 гг. (5 часов)

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

Тема №5. РОССИЯ В 1762—1801 гг. (11часов)

Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.

Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Тема №1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв.

5

5

2

Тема №2. РОССИЯ В XVII в.

9

8

1

3

Тема № 3. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I.

9

9

4

Тема №4. РОССИЯ В 1725—1762 гг.

5

5

5

Тема №5. РОССИЯ В 1762—1801 гг.

11

10

1

Повторение

3

2

1

Итого:

42

39

3

В результате изучения истории России в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

 основные этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной истории;

 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 изученные виды исторических источников;

уметь:

 соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;

 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-методическое обеспечение

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Книга для учителя.

Литература (для учителей и учащихся)

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. — М., 2006.

Андреев И. Л. На пути к Полтаве. — М., 2009.

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.

Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2004.

Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны. — М., 2010.

Анисимов Е. В. Куда ж нам плыть. Россия после Петра Великого. — М., 2010.

Анисимов Е. В. Петербург времен Петра Великого. — М., 2010.

Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. — М., 2009.

Брикнер А. Г. Смерть Павла Первого. — М., 2008.

Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. М., 1994.

Воронцов-Дашков А. Екатерина Дашкова. М., 2010.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. М., 1998-2004.

Ганичев В. Н. Ушаков. М., 2010.

Гордин Я. А. Меж рабством и свободой: 19 января – 25 февраля 1730 года. СПб., 1994.

Григорьев Б. Карл XII. М., 2006.

Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. — М., 1987.

День народного единства. Биография праздника. Антология. — М., 2009.

Елисеева О. И. Григорий Потемкин. — М., 2006.

Елисеева О. И. Екатерина Великая. — М., 2010.

Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. — М., 2008.

Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001.

Козляков В. Марина Мнишек. — М., 2005.

Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2010.

Курукин И., Никулина Е. Повседневная жизнь Тайной канцеляри. — М., 2008.

Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны: Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг. М., 1999.

Леонтьева Г. А. Практикум по истории России XVII века. М., 2006.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Тип

урока


Содержание учебного материала

Требования  к  уровню  подготовки обучающихся

Форма

контроль

Домашнее

задание

Дата план

Дата факт

Тема №1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. 5 часов

1-2

Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв

2

Изучения нового

Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв.

Умение  работать с исторической картой. Сравнивать территорию  Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты  до Ивана IV) Сословно-Представительная монархия

Работа с контурной картой

3

Внутренняя  и внешняя  политика   Бориса Годунова

1

Комбинированный

Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Отношение с соседними государствами.

Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и вовремя Смуты   Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала

4-5

Смута в Российском государстве

2

Комбинированный

Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Смута, интервенции. Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать  по карте  города,  охваченные гражданской войны, Семибоярщина

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам,

Тема 2. Россия в XVII веке (9ч.)

6

Экономическое развитие России в XVII веке

1

Комбинированный

Ликвидация последствий Смуты. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое  положение России с периодом Смуты и странами Европы.

Объяснять объективные причины отставания России.


Предъявление результатов работы в виде таблиц

7

Сословия российского общества.

1

Комбинированный

Сословия российского общества. Прикрепление городского населения к посадам.

Знать этапы  закрепощения крестьян, находить отличие между наемным и крепостным  трудом, составлять  сравнительную таблицу. Иметь представления о структуре управления государством  

Опрос по вопросам  домашнего задания, индивидуальные  задания,

8

Политическое развитие России

1

Комбинированный

Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.

. Иметь представления о структуре управления государством  сравнивать ее со структурой стран Европы.

Учиться работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним.  

индивидуальные  задания, обобщающий тест

9

Власть и церковь. Церковный раскол

1

Комбинированный

Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть  продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять  причины конфликта власти и церкви

Взаимопроверка знания ключевых терминов,  дискуссия по проблеме урока

10

«Бунташный век». Народные движения

1

Комбинированный

Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина.

«Бунташный век», прелестные письма Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях  народных движений

11

Внешняя политика

1

Комбинированный

Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири

Гетман, голытьба, реестровые казаки Знать основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий.

Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов на деятельности на контурной карте

12-13

Русская культура в быт сословий в

XVII в.

2

Комбинированный

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Семен Ушаков. Парсуна.

Изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры,  терем.  Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

 обсуждения и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура»

14

Повторительно – обобщающий урок по теме  

1

Основные вопросы термины даты раздела

Разноуровневая проверочная работа

Раздел  3. Россия при Петре I

9 часов

15

Предпосылки  реформ первой четверти XVIII в.  

1

Изучение нового материала

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи

Регентство, гвардия, медаль, волонтер,  верфи. Давать характеристику состояния России  накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника.

Обобщающая беседа в конце урока.

16-17

Начало царствования

Петра I. Северная война

2

Комбинированный

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Установление абсолютизма. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва

Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут.  Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и ее необходимость.

Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц

18-19

Реформы Петра I

2

Комбинированный

Провозглашение России империей. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм.   Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением  

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, диктант дат, тест на узнавание по теме урока

20

Народные движения первой четверти XVIII в.

1

Комбинированный

Восстание К.Булавина. Причины, цели, результат.

Работные люди, отходники,  посессионные крестьяне ревизия, челобитная Знать причины восстаний,  участников,  их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах положения

Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц

21-22

Русская культура и быте первой четверти XVIII в.

2

Комбинированный

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов

Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма

Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом,  отвечать на вопросы аудитории

Проверка сочинений. Обсуждение вопроса о пользе и вреде изменений в культуре при Петре I

23

Повторительно - обобщающий  урок по теме

1

. Роль петровских преобразований в истории страны

Излагать свою току зрения в письменной речи, приводить аргументацию и доказательства

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (5 часов)

24-25

Дворцовые перевороты

2

Изучения нового

материала

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина.

Дворцовый переворот. Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций

Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

Учиться обобщать знания, делать выводы. Доказывать свои суждения.

тесты для закрепления  

26

Внутренняя политика в 1725-1762 гг

1

Комбинированный

Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен усиление крепостничества

Особенности внутренней политики российских императоров  после Петра развивают умение работать с текстом учебника.  

Тесты для повторения, тесты для закрепления  



27

Внешняя политика России в середине XVIII в.

1

Комбинированный

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Восточный барьер, гаубица, Семилетняя война – кузница русского военного  мастерства

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики.

Развивать умение работать с картой.  Составлять хронологические таблицы  

Фронтальный опрос, тесты для закрепления

28

Обобщающий урок по теме

1

Основные понятия и термины раздела

Письменная проверочная работа  

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (11часов)

29-30

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II

2

Изучение нового материала

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Просвещенный абсолютизм «Золотой век» русского дворянства, либерализм

Анализ политики Екатерины (выделение целей, подведения итогов). Работа с документами, развитие умений работать с текстом

тесты для закрепления

31

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

1

Комбинированный

Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.

Причины, цели, результаты.

Крестьянская война, уложенная комиссия. Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания.  Давать собственные аргументированные  суждения. Уметь показывать на карте район восстания  

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа.

32

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

Комбинированный

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники,  банк. Определять основные черты экономического развития

Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной  таблицы

33

Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство.

1

Комбинированный

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья,  Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Протекторат, повод и причина войны

Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения.

Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы

34

Россия при Павле  I

1

Комбинированный

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Эскадра

Показывать противоречивый  характер поли - тики  Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой  

Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления

35-36

Русская культура второй половине XVIII в.

Наука и образование , архитектура

2

Комбинированный

        Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных девиц, университет, Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса.  

Устанавливать  связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной  литературой, делать доклад на заданную тему

Доклады ипрезентации

37

Литература искусство  второй половины XVIII в.  

1

Комбинированный

Ода, барокко, классицизм, классическая архитектура

Определять особенности развития культуры, прослеживать ее связь с западной культурой

знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры.

Работать с иллюстрацией, описывать памятники

Викторина

38

Быт и жизнь во второй половине XVII в.

1

Комбинированный

Самосознание, нация, патриотизм

Описывать образ жизни различных слоев общества

Определять общие и особенные  черты истории  страны. Развивать  умение слушать и делать записи в ходе лекции.

39

Повторительно- обобщающий урок по теме

1

Основные понятия и термины курса.

Тест

Проверочная работа по разделу 5.

40-42

Итоговое повторение

По курсу 7 класса  

1

Основные понятия и термины курса.

Письменная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по истории России 9 класс

Составлена  по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...

Рабочие программы по истории России 7 класс

Содержание рабочей программы по истории России 7 класс...

Рабочие программы по истории России 6 класс

Содержание рабочей программы по истории России 6 класс...

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...