игровые технологии
статья (история) на тему

Кострова Татьяна Анатольевна

применение игровых технологий на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов игровых технологий в организации учебного процесса на уроках истории и обществознания.                                                                                                                  Игра школьника важна, понятна, злободневна –это часть его жизненного опыта. С другой стороны сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить учащихся историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. И игра становиться эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Продолжая учебную работу в игровой форме можно добиться прочных знаний, обучение в игре происходит незаметно для ребенка.                                                                                Однако во всех случаях главным должно быть стремление учителя подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.                                                                                        Я считаю, что одной из главных задач учителя является формирование познавательного интереса к твоему предмету, тогда как зачастую у большинства школьников аморфный интерес к истории, обществознанию, отличающийся неосознательностью, пассивностью, склонностью к репродуктивной деятельности, нежеланием работать.                Тут элементы игры могут стать «палочкой-выручалочкой» для учителя. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, создает атмосферу дружелюбия. В игру включаются дети неактивные, замкнутые, дети с низким уровнем знаний чувствуют себя одинаково комфортно. В уроке-игре должны содержаться все основные структурные компоненты урока: постановка учебной задачи, ее решение, контроль и проверка знаний.                                                        Обращаясь к игровым технологиям (точнее их элементами) я всегда учитываю следующее:                                                                                1.Игра должна быть увлекательна и интересна.                                        2.Игра должна вызывать только положительные эмоции.                        3.Игра должна основываться на свободном творчестве учащихся.        4.Игра должна развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности.                                                                        5.Игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения.                                                6.Элемент соревнования.                                                                7.Учитель- активный участник игры.                                                Учителю нужно уметь грамотно и логически правильно составить учебный материал, дальновидно, учитывая особенности класса.                                                                                Возможный вариант структуры игры может быть таким:                        - знакомство с реальной ситуацией;                                                - обоснование требований к проведению игры;                                        - постановка главной задачи участникам (командам, группам) уточнение их роли в игре;                                                                        - создание игровой проблемной ситуации;                                        - вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;                                                                        - разрешение проблемы;                                                                - обсуждение и проверка полученных результатов;                                - коррекция;                                                                                - анализ итогов работы;                                                                - оценка результатов работы.                                                                Но чрезмерно, я думаю, увлекаться играми на уроке не стоит, т.к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям, таким как нежелание ученика работать упорно и напряженно, привыкание к игре и ослабевание интереса к ней.                            Игра-это метод, форма, наиболее приемлемая для младших подростков 10-12 лет. Усложняя и развивая игру, учителю необходимо создавать и подготавливать у учащихся 5-8 классов основу обучения в старших классах, где методика обязательно будет меняться, учитывая уже психологические особенности и интересы старших подростков, когда идет формирование мировоззрения, умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные теоретические знания.                        Цель моей работы показать эффективность использования элементов игровых технологий и обществознания.                                        Новизна: системность игры, т.е. одна разработка игры может быть использована на нескольких уроках в системе. Игра может развиваться, продолжаться из урока в урок.                                                В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержании урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Между тем дидактическая игра—явление внутренне противоречивое; противоречие выражается в совмещении игры, как самоценной, самопроизвольной деятельности, не направленной на практический результат, и обучения— целенаправленной деятельности, подчиненной дидактическим целям, которые выходят за рамки игровых задач.                        Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует, на мой взгляд, выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по-особому строится взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, «проживание» судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно-ценностного содержания, должно, на мой взгляд, являться главным смыслом в постижении истории.                                                Именно «проживанию» истории и должно способствовать историческое мышление, продвигая ученика по пути активного включения в различные моменты «всемирно-исторической драмы». И, наоборот, осознание своей сопричастности судьбе человечества является важнейшим залогом в успешности формирования исторического мышления.                                                                В этой связи механизм формирования урока через игру представляется    следующим образом:                                                        -- прежде всего, необходимо определить его структуру, выделив не просто взаимосвязанные компоненты, а уровни, каждый из которых будет основываться на определенных исторических знаниях и включать умения их использования. Содержание каждого последующего уровня исторического мышления будет основываться на содержании предыдущего, углубляя и развивая его;                                        -- подобрать виды игр для формирования каждого уровня.                        Учитывая особенности истории как углубленного предмета, выделяются три уровня исторического мышления.                                        Первый уровень можно определить как структурно-логический, поскольку его содержание составляют элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета, и умения, основанные на применении процедур логического мышления. Формирование этого уровня исторического мышления идет через усвоение в игре знаний исторических фактов и событий (комплексов взаимосвязанных фактов), и обработку умений видеть исторические процессы (связь событий между собой) и выделять причинно—следственные связи, т.е. закономерности в протекании процессов, значение событий. Для формирования первого уровня можно использовать игры-тесты, обучающие игры работы с текстом, викторины.                                                                                                Второй  уровень исторического мышления—социально-содержательный—должен включать в себя знания об основных сферах жизни общества (культурной, экономической, правовой, социально-политической, бытовой), знание истории личностей, а также умение применять инструментарий исторического познания для изучения общественных процессов. Игры, которые можно использовать для формирования данного уровня, чрезвычайно разнообразны. Это и проблемные игры-реконструкции (воссоздание события или процесса по отдельным фактам), и моделирующие игры (попытки проигрывания социальных процессов), и операционные (отработка какой-либо операции).                                                                                                Формирование третьего, эмоционально-ценностного, уровня исторического мышления представляется наиболее сложным, поскольку он включает в себя знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, основанные на «проживании» конкретно-исторических ситуаций. Его содержание неразрывно связано с теми знаниями и умениями, которые были приобретены при освоении первых двух уровней, и главная задача заключается в том, чтобы ученики, поставив себя на место определенного исторического деятеля, учитывая все многообразие фактов его жизни и жизни общества в данный период, используя приобретенные умения, постарались максимально приблизиться к его духовному миру, определить его ценностные ориентации, понять, почему он принял именно такое решение в той или иной ситуации. Для формирования данного уровня можно использовать психо- и социодраму, ролевые игры.                                Применение игры на уроках истории в старших классах—дело достаточно сложное, особенно, если учитель дает вербальную установку на игру. Большинство старшеклассников считают этот вид деятельности недостойным их внимания. Поэтому введение игры в учебный процесс должно осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов. Только спустя достаточно длительное время игра станет неотъемлемой частью урока, и ее отсутствие будет вызывать вопросы учеников. Анализируя этот аспект, можно прийти к выводу, что переход от неприятия игры к увлечению ей связан с особым типом взаимоотношений между учителем и учениками.                                        В традиционном процессе обучения отношения «учитель—ученик»строятся по принципу «передача знаний—усвоение знаний». В процессе обучения через игру, являющуюся средством формирования и развития исторического мышления, отношения «учитель—ученик» строятся через освоение содержания ролей, принимаемых участниками образовательного процесса в зависимости от области исторического познания и уровня исторического мышления.                                                Постижение области фактологических связей (структурно-логический уровень исторического мышления) позволяет ученикам попробовать себя в роли исследователей. Учитель осуществляет инструктирование, проверяет результаты работы.                                        Область типологических связей (социально-содержательный уровень исторического мышления) требует от учеников освоения некой социальной роли. Учитель моделирует общественные процессы, заставляет реагировать на социальные изменения, ощущая свою значимость или бесполезность, как члена общества.                                        В области духовно-смысловых связей (ценностно-смысловой уровень исторического мышления) и учитель, и ученики выступают в роли субъектов истории. Они смотрят на происходившее в прошлом с одинаковой позиции сопричастности. Отсюда и особая атмосфера на уроках, и обсуждение игры на перемене, и даже спустя некоторое время после ее проведения. Игра действительно становиться привлекательной настолько, что ее игровое воздействие может закончиться только после проведения другой игры.                                              В. И.Боголюбов в книге «Введение в педагогическую технологию» пишет: «Впервые предметом социальных исследований игра была представлена в работе немецкого психолога К. Гросса (1899) как форма жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ».                                                                                                                      Теорию Гросса развил далее его соотечественник К. Бюллер, который считал, что стремление к игре поддерживается функциональным удовольствием.                                                                В 1933 г. Голландский психолог Ф. Бейтендейк установил, что аспекты игры связаны характерными для детей чертами поведения: импульсивностью, робостью.                                                                        Целью любой игры является тренировка (или упражнение) в определенном виде деятельности.                                                                Дети организуют игровую деятельность, принимая на себя функции взрослых в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра является первой в хронологическом плане для формирования общественного сознания детей.                                                                                        Определенный интерес представляет теория преобладающего влияния игры на развитие детского интеллекта.                                        Социальную природу игры, ее внутреннюю структуру и значение для развития ребенка исследовали Е. К. Аркин, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.                                                                Интересный вывод делают Л. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров в своей работе «Технология игры в обучении и развитии»: «Игра есть перманентное явление – процесс, она последовательно развивается на протяжении всего жизненного пути личности и достигает порой удивительного совершенства по сравнению с утилитарной деятельностью и вообще любой другой деятельностью».                                Игра занимает значительное место в технологии личностно ориентированного обучения проф. Серикова В. В.(технология имитационных игр). Триада «задача—диалог—игра» образует базовый технологический комплекс личностно ориентированного обучения.                 В целом, подводя некоторый итог использования игры на собственных уроках в течении двух лет, можно сказать следующее:                --  повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения;                                                                                -- изменяется микроклимат в классном коллективе: появляется взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников;                                                                                        -- повышается интерес к истории, что проявляется в чтении исторической литературы, обсуждении проблем исторической науки не только на уроках, но и в свободное от занятий время.        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...