Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Васюхина Юлия Константиновна

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности

Задачи:

Разъяснить обучающимся сущность понятий добра и зла;

Формировать представление об ответственности человека за свои поступки;

Сопоставить нравственные нормы поведения с нормами религиозной культуры;

Развивать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Воспитывать доброжелательность, понимание, отзывчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse._zachem_tvorit_dobro._doc.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на городской конкурс педагогов

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся

на уроках Основ религиозных культур и светской этики»

«Зачем творить добро?»

Автор: учитель истории и обществознания

Васюхина Юлия Константиновна,

МОУ СОШ № 35 г. Рыбинск Ярославской области

Цель: развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности

Задачи:

Разъяснить обучающимся сущность понятий добра и зла;

Формировать представление об ответственности человека за свои поступки;

Сопоставить нравственные нормы поведения с нормами религиозной культуры;

Развивать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Воспитывать доброжелательность, понимание, отзывчивость.

Ход урока

Этап первый.

Введение в тему.

Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал ( пословицы разрезаны, их надо собрать).

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово и кошке приятно.

За недобрым пойдешь - на беду набредешь.

Злой плачет от зависти,  добрый - от радости.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Не ищи красоты, ищи доброты.

Задания:

  1. Соберите рассыпавшиеся поговорки.
  2. Выпишите в столбик однокоренные слова, которые используются в поговорках.

Добра

Доброе

Недобрым

Добрые

Добрый

Доброты

  1. Во второй столбик выпишите слова, противоположные по значению словам первого столбика.

Худо

Злой

Беда

  1. Сформулируйте тему урока.

Добро и зло.

Задайте вопросы по теме.

Что такое добро?

Что такое зло ?

Что сильнее: добро или зло?

Почему надо творить добро?

Этап второй. Осмысление.

Игра «Ассоциации»

- Что вам приходит на ум при произнесении слова ДОБРО?

Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «лучиков солнца».

- Что вам приходит на ум при произнесении слова ЗЛО?

Предложенные обучающимися слова и словосочетания оформляются на доске в форме «тучи».

Раскроем словарь. Учитель зачитывает из словаря определение значений слов «добро» и «зло». Обучающиеся должны составить со словом добро предложение и записать в тетрадь.

- На доске получились два символа этих понятий. Предложите  другие символы слова ДОБРО. Цветок

Работа с текстом (сказка- быль А.Платонова «Неизвестный цветок», приложение 1).

Обучающимся это произведение было предложено как опережающее домашнее задание.

Диалог с обучающимися:

Подберите слова и словосочетания, которые рассказывают нам о том, каким был цветок?

Маленький, разноцветный.

Опишите место, где рос цветок.

На пустыре, серые камни, мертвая глина.

Почему Даша пришла на пустырь?

Даша почувствовала благоухание, этот запах её привлёк. Прекрасный запах источал прекрасный цветок.

Как изменился пустырь, когда Даша пришла туда через год? Почему?

«…пустырь зарос теперь травами и цветами, а над нам летали птицы и бабочки, от цветов шло благоухание».

Это произошло потому, что дети обиходили, удобрили землю на пустыре.

- (Вывод) в душе каждого человека есть «семя добра». От кого и от чего зависит его судьба: вырастет из него цветок или увянет? Будет ли этот цветок красивым и сильным или невзрачным и слабым?

Только от самого человека.

- Как «вырастить» цветок добра в своей душе?

Открыть душу для добра ( знать моральные нормы- что такое хорошо и что такое плохо). Цветок в сказке был вежлив, скромен.

Трудиться над собой. Цветок стремился стать лучше, не сломился наперекор судьбе.

- Как узнать, добрый ли человек?

По поступкам. Только в общении с людьми, в поступках человек может проявить доброту.

- Приведите примеры добрых дел.

- Как вы считаете, почему люди совершают добрые поступки?

Совесть заставляет,

Если сделать по- другому, то окружающие осудят, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Работа с текстом учебника, стр. 69.

- Есть люди, которых христиане называют «святыми». Найдите в учебнике на стр. 69 объяснение этого слова.

-Каких христианских святых вы знаете? Почему этих людей называют святыми?

( при любых ответах обучающихся учитель обращает внимание на то, что все эти люди считали главным для себя духовную жизнь, подражание подвигу Христа, служение людям).

-Как вы поняли притчу о дикаре и царе? Объясните.

- Вспомните чувство, которое вы испытывали, когда совершили какое- то доброе дело, не по принуждению, а по собственной воле (радость). Так  и христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

 

- Прочтите два стихотворения. 

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому- то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря. 

http://detskij-dvorik.ru

Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
(Геннадий Иванов)

 - Как отвечают на этот вопрос их авторы?

  1. чтобы не прожить жизнь напрасно
  2. Бог в каждом человеке.

Христиане считают, что совершая дурной поступок по отношению к другому человеку,  они тем самым оскорбляют Бога. («Здесь, на земле, Он ходит между нами»)

- Задайте этот вопрос себе и ответьте на него письменно.

Третий этап. Рефлексия.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

- Спор этот красочно описывается в сказках. Приведите примеры сказок, в которых борются добрые и злые герои, назовите этих героев.

- Расскажу я вам напоследок не сказку, а притчу, то есть поучительный рассказ.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- О чем заставила вас задуматься притча?

- Дайте совет себе и своим одноклассникам.

Люди должны совершать добрые поступки, чтобы не превратиться в стаю волков.

Домашнее задание:

Составить рассказ (3 мин.) о любом святом.

Радость

            Помощь

Улыбка

и т.д.

Война              Смерть

              Обида

                               и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Разработка урока.Зачем творить добро?

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах....

Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Урок разработан по учебнику Кураева "Православная культура" 4- 5 кл. Урок приближен к новым стандартам ФГОС, составлена технологическая карта. Будет интересен учителям ОРКСЭ....

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (ОПК) НА ТЕМУ "ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО"

Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что твори...

Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступ...