Урок. Зачем творить добро
план-конспект урока (музыка) по теме

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zachem_tvorit_dobro.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6  Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

Тема урока: Зачем творить добро?

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.  Раздаточный материал: высказывания русских писателей о доброте, притча.  Наглядные пособия:  цветок желаний, конверты с домашним заданием, таблички – словарь Ожегова, плакат – тема урока.

Предполагаемый результат:

-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Тип урока:

Изучение нового материала

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока.

Чтение стихотворения, выделение основной мысли:

Давайте  поклонятся  доброте!

Давайте  с  думой  жить  о  доброте:

Вся  в  голубой  и  звездной  красоте,

Земля  добра,  она  дарит  нас  хлебом,

Живой  водой  и  деревом  в  цвету.

Под  этим  вечно  неспокойным  небом

Давайте  воевать  за  доброту!

- Какова главная мысль этого стихотворения? (Ответы учащихся))

3) определение темы и цели урока

- Тема нашего урока “Добро и зло” и мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Как вы сами понимаете

значения этих слов? (ответы детей)

Работа с терминами по учебнику.

4) Изучение нового материала

Учитель:  Сегодня к нам в гости пришли две буквы «Д» и «З». Буква Д в церковнославянском языке обозначает звук «Д», а имя ее Добро. Слова, в которые входит буква Д имеют чаще всего добрый смысл: дух, душа, дева, друг, дом, добро.

Учитель: И вторая буква – «З» именуется «Земля». Послушайте слова, в которые входит эта буква. Завет – завещание, т. е. соглашение. Заповедь – наказание, повеление. Знамение – чудо. Но в славянской азбуке есть еще звук «З», а имя этой буквы – Зело, переводится на русский язык как «сильно», «очень», «твердо». Произносятся они одинаково, но имена разные. Буква Зело употребляется очень редко.  Всего в 8 корнях слов: зло, змий, зверь, зелье, звезда, злак, звездица, зеница. Совет говорящих букв подсказывает, что «… жизнь земли добра».

 Фрагмент фильма - “Добро ”

 Учитель: Для чего нужно добро?

Ученик: Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.

Учитель: Если в вашей душе поселилась грусть, одиночество,

обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

- сердечное слово,

- ласковая улыбка,    

- дружеское внимание,

- совет.

Учитель: Как вы думаете, а для чего нужно зло?

Ученик: высказать обиду,

- обиженный в отместку поступает плохо,

- наказать за что-то.

Учитель: Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?

Ученик: - в русских народных сказках

- в литературных произведениях

5)Учитель: Проведем небольшую викторину  (ученики разделены на 2 группы  задаю  по 4 вопроса каждой команде )

1. Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что трижды не послушался сестры?  («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

2. В какой русской народной сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу - стаю крикливых ворон, позор и унижение?  («Морозко»)

3. Героиня какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим?  («Гуси – лебеди»)

4. Героиня какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально?  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Героиня какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает?  («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

6. Героиня какой сказки В.А. Жуковского обижена на то что ее не пригласили на пир и наказывает царевну и всех остальных глубоким сном на 300 лет?  («Спящая царевна»)

7. Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким? («Снежная королева»)

8. В какой сказке Андерсена героиня ради спасения братьев даёт обет (обещание) молчания и выполняет трудную работу на месте казни? («Дикие лебеди»)

Учитель: В русской литературе  много сказок, рассказов про животных. Почему с давних пор сказочники наделяют животных самыми разными чертами характера и качествами, свойственными лишь человеку?

Ученик: Чтобы люди могли взглянуть на свои поступки со стороны, чтобы что-то понять и перенять, чему-то научиться, а что-то устранить, искоренить, изменить.

Учитель: Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден. (примеры детей)

Учитель: Послушаем маленькую притчу о белке и волке. А что такое притча?

Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

Ученик: Притча о белке и волке.

Учитель: В чём заключается нравоучение в этой притче? Дома вы читали рассказы о добрых и злых действиях животных. Давайте поделимся мыслями, впечатлениями о прочитанном.

5) Работа в группах

Каждая группа приводит примеры из жизни, факты из СМИ о том как животные помогают людям.

Учитель: Сегодня речь о доброте и зле. В некоторых животных доброта заложена с рождения. Они по своей природе добры, хотя и не понимают, что такое доброта. Поэтому животные не задумываются, как поступить, когда их товарищи нуждаются в помощи, а сразу ее оказывают. Вы тоже с рождения получаете знания о добре и зле, но в отличие от животных у вас свободная воля. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь

Учитель: Ради чего, по вашему мнению, живет  человек? (Человек живет ради того, чтобы  люди, окружающие его, становились счастливее и  добрее)

- Какие краски использовали бы вы, каким себе представляете доброго человека? (эстафета, дети рисуют элементы по очереди)

- Какие краски использовали бы вы, каким себе представляете злого человека? (эстафета, дети рисуют элементы по очереди)

- Что вы можете сказать о таких людях?

- Как вы думаете, каких людей в нашем мире больше?

- Каких людей в мире должно быть больше? Почему?

- Посмотрите на экран и подумайте о том, что окружает нас каждый день.

Фрагмент фильма – “Зло”

Учитель:  Что вы почувствовали, какие эмоции ощутили, глядя на экран?

- Какое желание возникло у вас? (Изменить…сделать что-то…)

Учитель: Скажите как можно больше добрых человеческих качеств, которыми должен обладать человек.

Ученик:  Милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, благодарность, уважение, бесстрашие, скромность….

Учитель: - Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя которые мы могли бы победить зло и стать лучше?

Учитель:  Предлагайте свои идеи, а потом все вместе  мы создадим Кодекс добра. (предложения ребят,  учитель фиксирует на доске)

6) Аукцион пословиц и поговорок

 команды называют

 пословицы и поговорки о добре и зле подготовленные дома

1.На зло молящего Бог не слушает.

2.Во зле жить – по миру ходить.

3.Мой первый злодей – лень, другой злодей – язык, третий – соблазн.

Добрые пословицы:

1. Кто добро творит, того Бог благословит.

2. Час в добре пробудешь – все горе забудешь.

3. Бедного обижать – себе добра не желать.

4. Добрый человек – в добре проживет век.

5. Добро творить – себя веселить.

6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.

Учитель: Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

Игра “Волшебство добрых дел”.

Предлагаю каждому ученику совершить  «волшебство»: придумать и осуществить для конкретного человека что-то приятное. Каждый озвучивает свой выбор. А тем ученикам кому не досталось подарков, сюрпризы готовит

учитель

8) Рефлексия.

         Вопросы

   Ответы

- Хотите ли вы продолжить разговор  на следующем уроке?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?


- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

- Что стало самым важным на уроке?


-мое ощущение на уроке

             

Отлично                             Хорошо                                     Плохо

Отлично                              хорошо                                     плохо

9)Домашнее задание

Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока

 Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.

Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.

Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

Сделать доброе дело.

Выполнить коллаж «Что такое хорошо? и что такое плохо?»                

Дополнить Кодекс добра.

Найти пословицы высказывания о добре и зле и объяснить их смысл.

Мудрые мысли о добре и зле

Учитель: Спасибо всем за урок.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

- В память о сегодняшнем уроке я каждому приготовила подарок. (Кодекс добра)

- Пусть же этот Кодекс станет для вас важным документом и поможет в жизни быть добрым человеком, научит вас отличать добро от зла

И запомните главное:

Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.

                  « КОДЕКС ДОБРА»_________

  • Делай добро.
  • Люби и прощай людей.
  • Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
  • Бойся обидеть человека.
  • Лучше отдай  свое, чем возьми чужое.

Используемый учебный материал

литература для учителя:  

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»

М.Просвещение, 2010г.

Учебное пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение, 2010г.

Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.

Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.

Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ  Сфера

2005г.

Классные дела в начальной школе. М.ТЦ  Сфера 2005г.

Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г

Учебные пособия для учеников:

Учебное пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение, 2010г.

Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»

Видеоматериалы

Фрагменты фильма «Добро и зло»

Запись песни «Дорога добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Разработка урока.Зачем творить добро?

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах....

Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"

Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры)  направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...

Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Урок разработан по учебнику Кураева "Православная культура" 4- 5 кл. Урок приближен к новым стандартам ФГОС, составлена технологическая карта. Будет интересен учителям ОРКСЭ....

Урок по ОПК в 4 классе "Зачем творить добро?"

Материал для уроков ОПК 4 класс...

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

Конспект урока "Зачем творить добро"

Творить добро –  духовная радость...