Конспект урока "Зачем творить добро"
план-конспект урока по мхк

Киселева Татьяна Георгиевна

Творить добро –  духовная радость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ

Зачем творить добро

Цель: сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи:

Обучающая: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро

Развивающая: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость

Воспитывающая: осознать, что совершая  добрые поступки, человек испытывает духовную радость.

Планируемые  УУД:

Личностные:  Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, обсуждения, наблюдения.

Предметные:  Получат возможность узнать о духовной радости человека.

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию

познавательные: умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями,

коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ними в сотрудничество, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности:  

Учитель:  - Ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями .

-  А о каких именно, мы с вами узнаем из песни, давайте её послушаем

 (звучит песня о добре)  Слайд 2 

- Вы догадались, о чём  же пойдёт речь на уроке?

Ученики:  о доброте, добре

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Учитель:   На прошлом уроке мы беседовали с вами о Заповедях блаженства.   Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди? Слайд 3 

  • Не отвечай  злом на зло.
  • Любите врагов ваших.
  • Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе.  
  • Не судите, да не судимы будете. (похвалить)

Учитель:   А кто скажет  золотое правило этики?      

Золотое правило этики:  «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».)      Слайд 4

 Определите, какое высказывание подходит к этому правилу:   Слайд 5

  • Делить всё поровну.  
  • Помогать людям
  • Брать себе всё лучшее.  
  • Защищать братьев наших меньших
  • Требовать к себе особого внимания.
  • Ябедничать на  товарищей.
  • Помогать в трудной ситуации.
  • Не  выполнять своих обещаний
  • Внимательно слушать собеседника.
  • Защищать товарища.                                                                          

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель:  - Ребята, а вы совершали добрые дела?

Ученики:   Да

Учитель:  Давайте  выясним значение  слова  ДОБРО , В этом  как всегда нам помогут толковый словарь  С.И. Ожегова  

С.И.Ожегов   «1. Всё положительное , хорошее, полезное» Слайд 6

Учитель:  теперь мы знаем точное  значение данного слова.

Учитель:  Кто сможет рассказать о своём добром деле ?    (Ответы детей)

Учитель:   Что заставляло вас совершать добрые дела?  (не обидеть маму, помочь товарищу, …)

4. Построение проекта выхода из затруднения:

Учитель:   Как вы считаете,  а какие причины заставляют  христиан  творить добро ?

Прочитаем об этом в тексте учебника   (стр  68 со слов первая причина…до слова самоотверженность) 

Учитель:

- Как вы поняли из древней легенды, что же заставляло христиан  совершать добрые дела ?

Ученики:   Благодарность за подвиг Христа   Слайд 7

 Учитель:  Чем пожертвовал  Иисус Христос для человечества?

 Ученики:  Отдал свою жизнь   Слайд  7

Учитель:  Объясните слова  Христа «он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» 

 Ученики:   Если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Учитель:  Почему апостол Петр «содрогнулся»? Слайд 8

Какие чувства он испытал?

Ученики:  Увидел Христа. Страх перед возможностью  снова совершить предательство.

Учитель:  Почему же вернулся он?

Ученики:  Хотел  удержать от трусости  и предательства, поддержать их словом и примером, погибнуть вместе  с ними.

 5. Реализация построенного проекта.

Учитель:  Как погиб апостол Пётр?

Прочитаем  вставку  на  стр. 69 «Это интересно»   (ответы детей)

   (Картины:  апостол Пётр,  распятие апостола Петра,)     Слайд 8

 Учитель:  А как  звали брата  Петра? Слайд 9

 Что вы узнали о нём?   (ответы детей)

 (Картины: апостол Андрей,  Распятие апостола  Андрея,  Андреевский флаг). Слайд 9

Учитель:  Апостолы подражали Христу. Они   стремились меньше думать о себе, отвергая  порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют сомоотверженностью.

Учитель:  История хранит немало примеров самоотверженности.  Может  быть вы слышали об этом по телевизору.

1.     Это  пример из трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца.

2.      Майор Сергей Солнечников на полигоне в Амурской области закрыл  своим телом  неудачно брошенную бойцом гранату  и ценой жизни спас от смерти восемнадцатилетних  солдат-призывников   своего батальона.

Примером самоотверженности  могут служить жизнь и деяния святых.

Учитель -Имена каких святых вам  известны? Слайд 10

(Выслушаю  ответы учеников, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго  слова

Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.)

6. Первичное закрепление  с проговариванием во внутренней речи.

Учитель:   Ребята, вспомните сказку Катаева « Цветик-семицветик»

Учитель:    Какое желание девочки Жени на ваш взгляд  является самым ценным и почему?

Ученики:  Помочь больному мальчику.

Учитель:  Как вы думаете,  какое чувство испытала девочка,  помогая  Вите?

Ученики:  Было хорошо, радостно на душе, на сердце.

Учитель: Это состояние  у христиан  называется  переживание  духовной  

радости. .  Слайд 11

Учитель:  Это ещё одна причина ,  по которой христиане   стремятся творить добро    Слайд 11

Вывод:    Христианин, делая добрые дела , подражает самому Христу, он не теряет, а приобретает  гораздо  больше  и  получает огромную духовную радость    

 

Релаксация .  А сейчас немножко отдохнём    

 «Волшебный цветок добра». 

Дети встают в круг, слегка вытянув руки вперед ладонями вверх, и закрывают глаза. (Можно включить красивую, приятную мелодию). Учитель: «Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение». Ребята садятся на места.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Учитель:  Доброта - это самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте  создала русская мудрость.

          Работа с пословицами          Слайд 12

Задание « составь пословицу из слов, и объясните её смысл». ( работа в  паре)  

l.   Добра желаешь – добро и делай.

2.  Добро творить – себя веселить

3.  Добрый человек, добру и учит.

4.  Не одежда красит человека, а добрые дела.

5.  Доброе слово лечит, а злое – калечит.

Я вам предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?

1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос  Слайд 13

Ситуация 1.   Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

    В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти дорогу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.   Слайд 14 

Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для нее хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то отблагодарить его.

2) Обсуждение поступков:

- По каким же мотивам совершались добрые дела этими мальчиками?

Стихотворение   (ученик)   Сейчас послушаем стихотворение    

Генриха  Акулова  - "Добрых людей, как всегда, не хватает"

Нам прочитают его Юля

Добрых людей, как всегда, не хватает,

 Добрых людей, как всегда, дефицит.

 Добрых людей не всегда понимают,

 Сердце у добрых сильнее болит.

 Добрые — щедро больным помогают,

 Добрые — дарят тепло и уют,

 Добрые — в ногу со слабым шагают

 И никакого спа-си-бо не ждут.

8.  Включение в систему знаний и повторений.

Теперь  вы  поработаете  над  тестом        

 (Интерактивный тест на интерактивной доске)

1. Христос пришёл в мир , чтобы                  

а)  его боялись все ученики

б) ему служили люди, потому что Он - Сын Божий

в) самому послужить людям, Своими страданиями искупив их грехи.

2.  Когда человек может испытать «духовную радость»?   

а)  когда у человека в жизни появляются земные блага

б)  когда человек живёт для других, т.е. умеет жертвовать собой  ради ближних

в)  когда человек гордиться своими поступками

3.  Продолжи фразу «Добрые дела помогают человеку…»     

а)  стать ближе к Богу

б)  начать неуважительно относиться к тем, кто добрых дел не делает

в)  возгордиться

4.  Соедини стрелками крест и его название     

C:\Users\Наш Комп\Desktop\открытый урок\картины\крест Христа.jpeg

C:\Users\Наш Комп\Desktop\открытый урок\картины\крест Андрея.gifC:\Users\Наш Комп\Desktop\открытый урок\картины\крест петра.jpeg

                       

                                       

  крест Христов          крест апостола Петра             крест апостола Андрея

9.  Рефлексия в учебной деятельности.

Давайте подведём итоги урока, сделаем самооценку

Самооценка:

1

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Домашнее задание:           Слайд 15  

-    Учебник стр 68-69, вопросы и задания,

-    написать мини-сочинение «Почему я делаю добро»

Спасибо за урок

Интернет – ресурсы.

http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih=1148    Акулов Генрих - "Добрых людей, как всегда, не хватает"

http://viki.rdf.ru/item/2031/download/  видеоклип «Дорогою добра»

http://iplayer.fm/q/только+добротой+сердец/  Песня Светланы Копыловой «Только добротой сердец»

http://maestro-masaccio.ru/mazachcho-raspyatie-apostola-petra/ Мазаччо «Распятие апостола Петра»

http://trezvenie.org/bible_study/слайды/art/Dejanija%2048.html  Распятие святого Андрея. Бартоломе Мурильо

http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/baroque/velazquez/velazquez4.html Диего Веласкес.  Христос на кресте

http://www.mp3cut.ru/  фоновые звуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Внеклассное мероприятие в рамках «Года благотворительности» Тема: «Пока живешь – творить добро спеши, лишь путь добра – спасение души»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса.«В рамках года благотворительности».Изготовление елочных игрушек и поздравительной газеты для оформления праздничного зала в Доме престарелых....

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (ОПК) НА ТЕМУ "ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО"

Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что твори...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Твори добро" по рассказу Куприна "Чудесный доктор"

Конспекты уроков литературы и русского языка для уроков в 6 и 8 классах...

Конспект воспитательного мероприятия по теме "Творить добро"

Воспитательное мероприятие "Творить добро"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ТВОРИ ДОБРО»

Цель: формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе. Задачи: Образовательные:  раскрыть нравственное содержание добра и зла. Развивающие:  ра...