Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

 

Сценарий урока-погружения по теме:  «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоносовских дней, которые проходят  в МБОУ "Беолярская СОШ №1" ежегодно. Урок-погружение  способствовал глубокому изучению детьмя темы "Отечественная война 1812 года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока-погружения по теме:

 «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года»,

Посвященного Году Российской истории.

Цель урока: углубленное изучение события войны 1812 года

Задачи:

  1. Познакомить учеников  с неизвестными фактами и личностями войны 1812 года посредством исторических задач;
  2. Проанализировать количественный и качественный состав русской и французской армий, а также  рассмотреть характеристики русского оружия 1812 года с помощью математических расчётов;
  3. Сделать выводы о причинах начала войны, о причинах поражения французской армии;
  4. Выяснить,  как война 1812 года объединяет в настоящее время писателей, поэтов, композиторов, архитекторов.

Оборудование: ПК, проектор, колонки, историческая карта.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. 1 урок

ВидеоОтрывок из к/ф «Гусарская баллада» (2мин.)

- О какой войне идет речь в отрывке?

- Почему война называется Отечественная?

- Кто был противником России?

- Как звали императора Франции?

- Кто был императором России?

Учитель: Итак, сегодня мы поговорим с вами о войне 1812 года. Война началась без предупреждения, французы перешли границу в трёх направлениях и яростно стали теснить нашу армию. На начало войны численность французской армии превышала русскую в три раза. Великая армия наполеона, завоевавшая половину Европы, имела хорошее вооружение, обмундирование, она была боеспособна и стремительна, но именно эта великая армия через полгода была с позором выгнана за пределы нашей Родины. Сформулируйте вопрос, который  возникает сам собой?

Почему великая армия Наполеона не смогла завоевать  Россию, разбить небольшую в сравнении с ней русскую армию?

А теперь попробуйте сформулировать свой ответ самостоятельно (3 минуты)

Ответ детей.

Ну, что ж в ваших ответах много действительно существовавших причин. Но попробуем выяснить все причины.

Для того, чтобы вести дальнейшую работу вам необходимо внимательно слушать информацию и желательно записывать. Мы вам предлагаем составлять кластер, где вы можете отмечать всё, что вам неизвестно, а потом использовать это для творческой работы. (15 мин)

Итак, мы начинаем.

(карта)  В 1804 году императором Франции стал Наполеон Бонапарт. Именно ему принадлежит идея сделать Францию владычицей мира. Он провел реформу армии и из отсталой французская армия стала мощной, хорошо вооруженной, благодаря чему Наполеону удалось завоевать Австрию, Пруссию,, Бельгию, Египет, Сирию.

Страны Европы Англия, Швейцария, Дания, Австрия создали военный союз, объединили свои войска и решили дать отпор, но в 1805,1806 годах коалиционные войска потерпели поражение от наполеоновской армии.

1 Историческая задача:  Что бы вы предприняли на месте российского императора Александра 1 в ситуации очень опасное, реальная угроза нападения наполеона угрожала и России? (2 минуты думают)

5 минут отвечают.

Александр 1 действительно идет на подписание мирного договора. В 1807 году  Александром 1 и Наполеоном был подписан мирный договор.

ОТРЫВОК ИЗ Дениса Давыдова

2 Историческая задача: Мирный договор предусматривал, что Россия и Франция при любых уроках не будут нападать друг на друга и Россия вступит в континентальную блокаду против Англии, т.е. запрещалось торговать с Англией.

Вопрос: почему, подписав договор о ненападении Наполеон всё-таки напал на Россию?  (обоснуйте своё решение) (2 минуты думают)

Наполеон нарушил договор, объясняя это тем, что Россия его нарушила, ведя тайную торговлю с Англией на американских судах.

1 отрывок из видеокарты:

3 Историческая задача: Нападения французов было яростным, русские войска не успевали отбивать атаки, приходилось отступать. Все три армии были  в плачевном положении, находясь на расстоянии друг от друга

Вопрос: Что бы вы предприняли на месте трех командующих? (обоснуйте своё решение)

Они приняли решение о соединении русских армий.

А теперь послушаем небольшую информацию о трёх великих полководцах России

Барклай де Толли

Багратион

Тормасов

При этом среди всех полководцев командующим был назначен Барклай де Толли. В армии начались противоречия между Багратионом и Барклаем де Толли. 

2 отрывок из видеокарты:

4 историческая задача: В связи с ропотом в армии против отступления, неудач в сражениях Александру 1 нужно было принять какое-то решение, которое смогло бы спасти Россию? (обоснуйте своё решение)

3  отрывок из видеокарты:

Информация о Кутузове М.И.

5 Историческая задача:  У солдат радость: «Пришел Кутузов бить французов!», но Кутузов после поражения в Смоленском сражении тоже даёт приказ к отступлению. Смоленская дорога – прямой путь к Москве. Армия отступает. Что происходит среди солдат?  Недовольство и обида.

 Вопрос: Что предприняли бы вы на месте полководца, обоснуйте своё решение.

4  отрывок из видеокарты:

Бородинское сражение, равного ему до сражений Великой Отечественной войны 1941 – 45 гг не было. Значение его неимоверно велико!

ВидеоОтрывок из к/ф «Война и мир» (2мин.)

Великие и страшные события произошли на поле сражения, героизм наших солдат и офицеров был невероятен!

Информация:

 - о Барклае де Толли

 - о Раевском

- о Багратионе

6 Историческая задача:  Стихотворение «Бородино»:  Вам необходимо в стихотворении выбрать исторически верные факты, события, которые действительно имели место быть в Бородинском сражении.  

 

7 Историческая задача После Бородинского сражения, несмотря на… потери были огромны, М.И.Кутузов, узнав о потерях, дал приказ отступпать . 1 сентября 1812 года в д. Фили был проведен совет, где все военачальники высказывали мнение  о дальнейших действиях армии: сражаться или сдать Москву. Мнений было много

Раевский

Коновницын

Милорадович

Барклай де Толли

Если бы вы были главнокомандующим, выслушав всех, какое бы решение вы приняли, обоснуйте своё решение. (2 минуты)

5  отрывок из видеокарты:

Наполеон подошёл к Москве он ждал ключи от города, как это происходило в крупных городах Европы, но его солдаты приведи вместо  знати каких-то бродяг, и только 3 сентября Наполеон вошел в Москву

Напрасно ждал Наполеон Москвы колено преклонённой….

 Опьяненный успехом, Наполеон не погнался за русской армией и через день он потерял их из виду: куда ушла армия Кутузова?

8 Историческая задача: Было 2 направления по которому можно было уйти: восточное северное – на Санкт-Петербург, либо на юг. (объясниь что это за территории ) Вопрос: какую тактику выбрали бы Вы на месте Кутузова , обоснуйте своё решение (2 минуты)

6  отрывок из видеокарты: Тарутинский марш-манёвр

А в это время французская армия грабила Москву…….

История из жизни Александра Герцена

Москва загорела. В это время Кутузов стоял на юге и напряженно ждал, ропот стоял в армии, негодовало общество дворянское, приближенные императора, ходили слухи о предательстве Кутузова, но он выжидал…

ВидеоОтрывок из к/ф «Эскадрон гусар» про Кутузова (2мин.)

Наполеон ушел из Москвы, но ушел не как победитель.

Не хватало продовольствия, пожар не  давал возможности нормально жит попытались прорвать оборону на юге к хлебным и оружейным запасам – не удалось. Что делать? Отступать по старой смоленской дороге, где все сожжено, нет ни людей, ни еды, ни поселков, ни городов.

Началось ужасное отступление французов.

Одним из самых страшных для французов были партизаны: перечислить….

Гениальным командиром партизанского подразделения был Денис Давыдов.

- Информация о Давыдове

Все мечтали о победе над Наполеоном, были и курьезные случаи (фальшивые деньги)

ВидеоОтрывок из к/ф «Эскадрон гусар» про хорунжего Попова (3мин.)

6  отрывок из видеокарты: отступление французской армии

Отступление французов было жутким… из книги отрывок

Наполеон бежал, оставив остатки своей армии на произвол судьбы

12 декабря остатки французской армии были выгнаны за пределы России.

9 Историческая задача: Наполеона с позором выгнали, Россия устала, много, города деревни разрушены, что делать? На мете Александра 1 что вы предприняли бы  в отношении армии? обоснуйте своё решение (2 минуты)

10. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс. Мирный договор

Читаем мирный договор и определяем: какие территории приобрела Россия в результате своей победы.

ВидеоОтрывок из к/ф «Эскадрон гусар» песня генералам 12 года. (3мин.)

Великолепное  стихотворение было написано Мариной Цветаевой, посвящено оно было судьбе Александра Тучкова.

Информация о судьбе Александра Тучкова и его жены Маргариты Тучковой.

БЛОК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника,посвященный А.А.Алябьеву, герою Отечественной войны 1812 года

Материал, посвященный трагической  судьбе композитора Алябьева, чья жизнь вместила победы и поражения. Герой войны 1812 года, композитор, причастный к торжествам, посвященным открытию в Москве Бо...

Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года

Районная интеллектуальная историческая  игра  «Страницы родной истории», посвященной  200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года  (далее - Игра), проводится по инициат...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Сценарий литературно-исторического салона, посвящённого 200 - летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Цель: осмысление значимости победы русского народа, в Отечественной войне 1812 года, для истории России и мировой истории.Задачи: Воспитание гражданина – патриота  на примере героев войны.Приобще...