Великая Смута (1598-1613гг.)
материал по истории (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
Великая Смута (1598-1613гг.)
(учебное занятие по истории России)
Автор
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области»
2012
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по предмету: История России и мира.
Тема учебной программы:
Европа и Азия в средние века.
Тема учебного занятия:
Великая Смута (1598-1613гг.).
Цели и задачи учебного занятия:
1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XVII века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.
2. Дать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей, исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития.
3. Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной истории.
4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при выполнении различных видов деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Учебное занятие - практикум.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация
Фонограмма.
Дидактический материал.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№ п/п | Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы | Время мин. |
I | Этап организации занятия. | 2 |
II | Этап актуализации. | 3 |
III | Этап закрепления и обобщения темы. | 34 |
IV | Этап контроля и самоконтроля. | 3 |
V | Этап информации о домашнем задании. | 1 |
VI | Этап рефлексии. | 2 |
- С.А. Бабынин
Ход учебного занятия:
I. Этап организации занятия.
- Проверка списочного состава.
- Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.
II. Этап актуализации.
- Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия
(слайд №2)
- Эпиграф (слайд №3):
«Годы проходят, уходят тираны,
Только болят ещё тяжкие раны.
Пусть же земля наша жить будет вечно,
Время пройдёт и все раны залечит».
/С. Бабынин/
III. Этап закрепления и обобщения темы.
3.1. История Смуты в понятиях.
Задание №1 (слайд №4).
- Учащиеся должны провести ассоциацию.
Юрьев Смутное Урочные Боярская Гражданская Тушинский Киевская Иностранная Самодержавная Бунташный | век дума война монархия день интервенция лета время Русь вор |
Ответ:
Юрьев день
Смутное время
- С.А. Бабынин
Урочные лета
Боярская дума
Гражданская война
Тушинский вор
Киевская Русь
Иностранная интервенция
Самодержавная монархия
Бунташный век
Задание №2 (слайд №4-5).
- Учащиеся выделяют понятия по теме и дают им определения.
Смутное время - период в истории России(1598-1612гг.), который характеризовался слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского царства.
Гражданская война - в Смутное время это была вооруженная борьба между боярскими родами за царский престол.
Тушинский вор - самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606г. Лжедмитрия I. Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий.
Иностранная интервенция - во время Смуты это было вооруженное вмешательство Польши во внутренние дела России с целью утвердить своего ставленника на российском престоле.
Бунташный век - так в русской истории назвали XVII век за многочисленные восстания и бунты.
Вопрос: Какие восстания «бунташного» века вы знаете?
Ответ: 1601г. – голодные бунты.
1603г. – восстание Хлопка.
1606-1607гг. – восстание И. Болотникова.
3.2. История Смуты в лицах.
Задание №1 (слайд №6).
- С.А. Бабынин
- Учащиеся должны назвать историческую личность.
1. Беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного - царевича Дмитрия (Лжедмитрий I).
2. Последний из Рюриковичей на русском престоле, русский царь c 1606 по 1610 годы (Василий IV Иоаннович). Представитель княжеского рода (суздальская ветвь Рюриковичей). После низложения жил в плену у поляков
(Василий IV Шуйский).
3. Царевич, князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью продолжался как минимум двадцать два года после его смерти (царевич Дмитрий).
4. Русский национальный герой, крестьянин из села Домнино, отдавший жизнь за царя (Иван Сусанин).
5. Русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции (Кузьма Минин).
6. Боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587-1598 фактический правитель государства, с 27 февраля 1598 года - русский царь (Борис Годунов).
7. Военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606-1607гг. ( И.И. Болотников)
Задание №2 (слайд №7).
- Учащиеся должны исторических личностей расположить в хронологическом порядке.
- царевич Дмитрий
- Борис Годунов
- Лжедмитрий I
- Василий IV Шуйский
- И.И. Болотников
- Кузьма Минин
- Иван Сусанин
- С.А. Бабынин
3.3. История Смуты в датах (слайд №8-11).
- Учащиеся должны назвать даты, связанные с нашей темой.
1649 - в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю),
был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», Именно эта дата - 22 октября по юлианскому календарю, или
4 ноября по григорианскому календарю - выбрана в качестве дня государственного праздника.
1818 - памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. 4 марта 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей на Красной площади.
1836 - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») - опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Премьера состоялась 9 декабря 1836 года в петербургском Большом театре.
- Слушание фонограммы – финал «Славься».
1908 - в 1908 году русским живописцем С.В. Ивановым была создана картина «В Смутное время» из проекта ««Картины по русской истории».
2005 - в декабре 2004 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался
4 ноября 2005 года.
IV. Этап контроля и самоконтроля.
- Выводы и замечания по ходу занятия.
- Оценка работы учащихся на занятии.
- С.А. Бабынин
V. Этап информации о домашнем задании (слайд №12).
Решить тест (см. Приложение №1), готовиться к уроку обобщения по теме: «Россия и мир в эпоху средневековья».
VI. Этап рефлексии (слайд №13).
Ответь одним предложением:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- я попробую…
- мне захотелось…
- С.А. Бабынин
Библиографический список:
1. Н.В. Загладин Н.А.Симония История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 3,- Москва, Русское слово,2007г.
2. И.П Зырянов Н.К. Буганов История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г.
3. В.Н. Балязин Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,
2006г.
Интернет - ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/
http://www.bibliotekar.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.grandars.ru/
http://dic.academic.ru/
- С.А. Бабынин
Приложение №1
Европа и Азия в средние века /тест/.
1. К какому времени относится завершение формирования Древнерусского государства:
а) VII в.;
б) VIII в.;
в) IX в.;
г) Х в.
2. С именем какого князя связан разгром Хазарского каганата:
а) Владимира I Святого;
б) Святослава;
в) Олега;
г) Игоря.
3. Принятие христианства:
а) повлияло на развитие ремесел;
б) способствовало укреплению княжеской власти;
в) усилило влияние волхвов;
г) способствовало развитию культуры;
д) вызвало первые междоусобицы в государстве;
е) укрепило международное положение Древнерусского государства.
4. Формой политического устройства Древнерусского государства была:
а) абсолютная монархия;
б) сословно-представительская монархия;
в) боярская республика;
г) раннефеодальная монархия.
5. Соотнесите даты правления князей с их именами.
1) 912—945 гг. А) Ярослав Мудрый
2) 980—1015 гг. Б) Игорь
3) 1113—1125 гг. В) Владимир I Святой
4) 1019—1054 гг. Г) Владимир Мономах
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
- С.А. Бабынин
6. Соотнесите термин и его объяснение.
Термин | Объяснение термина |
1) фреска | А) Вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков» |
2) летопись | Б) Форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку |
3) мозаика | В) Запись событий по годам |
4) икона | Г) Сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
7. В каком году произошла первая встреча с татаро-монголами?
а) 1223;
б) 1224;
в) 1225;
г) 1226.
8. Как назывался литературный памятник, посвященный Куликовской битве?
а) «Повесть временных лет»;
б) «Задонщина»;
в) «Слово о полку Игореве»;
г) «Русская правда».
9. Современниками были:
а) Иван III и Аристотель Фиораванти;
б) Иван IV и Андрей Рублёв;
в) Дмитрий Донской и Иван Федоров;
г) Иван Калита и Ермак Тимофеевич.
10. Восточная политика Ивана IV привела…
а) завоеванию Поволжья и Западной Сибири;
- С.А. Бабынин
б) получению выхода к Балтийскому морю;
в) получению выхода к Черному морю;
г) освоению Восточной Сибири.
11. Назовите город, в котором Кузьма Минин собирал ополчение, освободившее Москву от польских захватчиков.
а) Вологда;
б) Устюг Великий;
в) Нижний Новгород;
г) Владимир.
12. Кто и о ком говорит в драме Пушкина «Борис Годунов» следующие слова: «Презренный раб, татарин, зять Малюты».
а) В. Шуйский о Годунове;
б) Отрепьев о Шуйском;
в) Варлам об Отрепьеве;
г) Михаил о Годунове.
13. Из перечисленных органов управления Русским государством в конце XV и первой половины XVI веков, подчеркните центральные органы:
а) приказы;
б) наместники;
в) Боярская дума;
г) волостели.
14. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия | Определения |
1) «урочные лета»; 2) «заповедные лета»; 3) вотчина; 4) пожилое. | а) плата за проживание на земле господина; б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян; в) крупная земельная собственность, принадлежащая феодалу на правах полного распоряжения и наследования; г) сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день; д) сбор дани. |
- С.А. Бабынин
15. Назовите имя царя, избранного Земским собором в 1613 году.
а) Борис Годунов;
б) Василий Шуйский;
в) Иван IV;
г) Михаил Федорович.
- С.А. Бабынин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Завершение Смуты в России"
Разработка урока для 10 класса и презентация к нему....
Урок истории на тему: " Смута. Лжедмитрий II"
Цель: Рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.Задачи:Образовательные:на основе документального и другого материала определить причины, сущность и ит...
Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"
Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...
Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".
Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....
Россия после Смуты
Презентация, сопровождающая урок по данной теме...
Великая Смута в лицах
методический материал для проведения внеклассного мероприятия по истории...
Открытый классный час, посвящённый 400-летию преодоления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России: «Не будем «иванами», родства не помнящих»
Урок посвящается 400-летию преодаления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России....