Великая Смута в лицах
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

методический материал для проведения внеклассного мероприятия по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie_istoriya_smuty_v_litsakh.zip2.81 МБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель

                               Яковлевского района Белгородской области

«Великая Смута в лицах»  

/ тематическая беседа /

                            Разработал

                            Бабынин Сергей Анатольевич,

                            преподаватель истории и обществознания  

 

2013

Тема:

Великая Смута в лицах. 

Цели: 

1. Способствовать формированию политической культуры, политических знаний.

2. Способствовать всестороннему развитию личности, охватывающей ее

интеллектуальный и нравственный рост.

3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.

Тип мероприятия: 

Тематическая беседа.

Эпиграф: 

«Годы проходят, уходят тираны,

 Только болят ещё тяжкие раны.

  Пусть же земля наша жить будет вечно,

  Время пройдёт и все раны залечит».

                                                 /С. Бабынин/

Материальное обеспечение:

ПК. Презентация.  

План проведения:

1. Смутное время.

2. Самозванец.

3. Русский национальный герой князь Д. М. Пожарский.

4. День народного единства.

 

    Осмысливая историю своей страны, мы находим времена её великих взлётов и падений, немыслимого могущества и величия, великого разорения и Смуты. Изучая страницы родной истории, мы имеем возможность – не повторять ошибки прошлого в будущем.

1. Смутное время.

     Смутное время - обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Оно было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них:

  • Прекращение династии Рюриковичей.
  • Стремление бояр увеличить свою роль в государстве, получить привилегированное положение и ограничить власть царя. В итоге притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью. Интриги бояр тяжёлым образом сказались на положении царской власти.
  • Тяжёлое экономическое положение страны. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Новгорода Великого. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601-1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.
  • Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей.

      Последствия Смуты были катастрофическими:

  • Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.
  • Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку.

Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8%. В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века.  

История – это не только события, но и конкретные люди с их необычной биографией, своим представлением  переживаемых  ими событий.

У этих людей Смутного времени разное предназначение:

- Один, антигерой, самозванец.

- Другой, национальный герой, гордость России.

Но, несомненно, оба – яркие личности, истинные представители своего времени.

2. Самозванец.

       История самозванца, принявшего имя царевича Дмитрия, принадлежит к числу самых драматических эпизодов своего времени.

       Григорий Отрепьев (мирское имя и отчество - Юрий Богданович, «полуимя» - Гришка Отрепьев) - монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева. Был близок к семейству бояр Романовых, служил у Михаила Никитича. Около 1601 года бежал из монастыря.

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема, которая сохранялась вплоть до царствования Александра II.

Судя по воспоминаниям современников. Лжедмитрий I был умен и сообразителен. Его приближенные поражались, как легко и быстро он решал запутанные вопросы. Современники единодушно отмечают поразительную, напоминающую петровскую смелость, с какой молодой царь нарушал сложившийся при дворе этикет. Он не вышагивал степенно по комнатам, поддерживаемый под руки приближенными боярами, а стремительно переходил из одной в другую, так что даже его личные телохранители порой не знали, где его найти. Толпы он не боялся, не раз в сопровождении одного-двух человек скакал по московским улицам. Он даже не спал после обеда. Царю прилично было быть спокойным, неторопливым и важным, этот действовал с темпераментом названого отца, но без его жестокости. Раздумывая над возможной перспективой утверждения Лжедмитрия на престоле, нет смысла учитывать его самозванство. Думается, личность Лжедмитрия была хорошим шансом для страны: смелый и решительный, образованный в духе русской средневековой культуры и вместе с тем прикоснувшийся к кругу западноевропейскому, не поддающийся попыткам подчинить Россию Польше. Но этой возможности тоже не дано было осуществиться. Беда Лжедмитрия в том, что он был авантюристом.

В это понятие у нас обычно вкладывается только отрицательный смысл.

А может, и зря? Ведь авантюрист - человек, который ставит перед собой цели, превышающие те средства, которыми он располагает для их достижения. Без доли авантюризма нельзя достичь успеха в политике.

Просто того авантюриста, который добился успеха, мы обычно называем выдающимся политиком. Пусть он и не особенно облегчил жизнь народа, да и правил он всего лишь около года, зато  для страны в целом, возможно, его правление было полезным, поучительным.

3. Русский национальный герой князь Д. М. Пожарский.

      Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками.  

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Ефросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода.

       За всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

      Во время миропомазания государя царский венец на золотом блюде держал родной дядя царя Иван Никитич Романов, скипетр –

князь Д. Т. Трубецкой, а державу - князь Пожарский.

Принимая во внимание, что князь Пожарский по своему «отечеству» был ниже многих бояр, особенно знаменательно, что он занял такое выдающееся положение при венчании на царство Михаила Фёдоровича.

В этом надо видеть выражение признательности юного царя и современников князю Пожарскому за то, что он во время всеобщего «шатания» твёрдо и непоколебимо стоял за правду и, поборов смуту, привёл «все царства Российского государства» к единению в борьбе за его независимость и в выборе нового российского царя.

        Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1766 году сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест.

4. День народного единства.

      День народного единства - российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.

      Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.
В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
     Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.
   Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши  прадеды шли воевать за землю, и они победили
. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

   
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Библиографический список:

1. Н.В. Загладин Н.А.Симония  История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 3,- Москва, Русское слово,2007г.

2. И.П  Зырянов  Н.К. Буганов   История России часть1,- Москва, Просвещение, 2002г.

3. В.Н. Балязин  Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,

2006г.

Интернет - ресурсы:

http://evosfera.ru/gragdanin-goroda-solntsa/page_5.htmlhttp://www.bibliotekar.ru/

http://wikispace.ru/topscore/10/

http://acoman.ru/video/retsepti-i-eda/hor-sretenskogo-monastirja-3.html

http://navidoo.ru/interest/SSSR_/21021.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....

Великая Смута (1598-1613гг.)

учебное занятие по истории России...

Смута в лицах: народная молва и взгляд историка

Урок оформлен в виде технологической карты. К карте прилагаются тексты русских исторических песен 17 в.Тип урока - урок актуализации знаний. Цель урока: за счёт привлечения фольклорного материала...

Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза и с...