Смута в лицах: народная молва и взгляд историка
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Хальзева Ольга Александровна

Урок оформлен в виде технологической карты. К карте прилагаются тексты русских исторических песен 17 в.Тип урока - урок актуализации знаний. Цель урока: за счёт привлечения фольклорного материала расширить знания учащихся об участниках Смуты. Систематизировать события Смуты. Развивать сравнительно-сопоставительные навыки учащихся путём соотнесения различных исторических источников по одной проблеме. Продолжить работу над историческим портретом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель, ОУ: Хальзева Ольга Александровна, МБОУ лицей 66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецка

Класс: 10

Автор УМК: Сахаров А.Н.. Боханов А.Н. История России. XVII – XIX века. Ч. 2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010

Тема урока: Смута в лицах: народная молва и взгляд историка

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Цель урока:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

За счёт привлечения фольклорного материала расширить знания учащихся об участниках Смуты. Систематизировать события Смуты.

Развивать сравнительно-сопоставительные навыки учащихся путём соотнесения различных исторических источников по одной проблеме. Продолжить работу над историческим портретом

Воспитывать интерес и уважение к историческому наследию нашего народа

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников - исторических и фольклорным, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом фольклорном материале в сотрудничестве с учителем

Восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенной к учащемуся; проявление эмпатии к историческим личностям; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

  1. Организационный момент

Сегодня мы поговорим о временах Смуты на Руси и участниках этих событий. По окончанию урока прошу предложить свой вариант темы урока.

Регулятивные: саморегуляция и мобилизация

  1. Актуализация знаний необходимых для творческого решения задач

Предлагает вспомнить суть событий Смуты, решить кроссворд и определить ключевое слово:

  1. вторжение иностранцев
  2. название периода в истории нашего государства с 1598 по 1613 гг
  3. война между соотечественниками
  4. имя одного из организаторов 2-го ополчения

- Какова была основная идея Смуты?

и

н

т

е

р

в

е

н

ц

и

я

с

м

у

т

а

г

р

а

ж

д

а

н

с

к

а

я

к

у

з

ь

м

а

Учащиеся решают кроссворд, определяют ключевое слово и выделяют основную идею Смуты как поиск «правильного царя»

Познавательные: подведение под понятие, поиск и выделение информации

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Предлагает учащимся сформулировать задачу на урок.

- Каковы этапы «поиска»? предложите план наших размышлений.

Учащиеся формулируют задачу: «Правильный царь» - кто он?

Обсуждают и предлагают план

Вариант плана:

  1. Начало Смуты
  2. Царь-самозванец
  3. Царь-заговорщик
  4. Ополчение

Регулятивные: целеполагание, планирование

  1. Преломление и добывание знаний в знакомой ситуации  и изменённой, творческой

Предлагает обсудить суть эпиграфа к уроку:

«… воскресить минувший век во всей его истине» (А.С. Пушкин)

Предлагает учащимся взглянуть на известные события Смуты сквозь призму русских исторических песен 17 века

Учащиеся говорят о необходимости соотнести различные взгляды на события Смуты

Познавательные: анализ, доказательство

Начало Смуты

- Вспомните трагедию, которая предшествовала данным событиям

- Какое отношение к  ц. Дмитрию мы видим в исторической песне «Смерть царевича Дмитрия»

Предлагает ознакомиться с текстом песни (см. приложение)

Предлагает сопоставить мнение историков и народной молвы о личности ц. Дмитрия

Предлагает одному из  учащихся вслух прочитать фрагмент исторической песни «Борис Годунов»

- Каковы причины непопулярности царя Бориса Годунова?

Напоминает , что трагичной была судьба не только Б.Годунова, но и его семьи.

Предлагает ознакомиться с текстом исторической песни «Плач Ксении Годуновой»

Вспоминают убийство царевича Дмитрия

Учащиеся отмечают сравнение ц. Дмитрия с «орлом», а Б. Годунова с «коршуном»

Учащиеся высказываются

Учащийся читает

Обсуждают фрагмент

Учащиеся сопоставляют исторические факты и народную молву

Делают вывод о роли ц. Дмитрия и Б. Годунова в событиях Смуты

Опережающее задание: выразительное чтение Плача. Обсуждают выразительные особенности такого жанра исторической песни как плач

Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, информационный поиск, построение речевого высказывания, смысловое чтение

Регулятивная: оценка

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Царь-самозванец

Обращает внимание, что появление самозванчества, по мнению историков, напрямую связано с воцарением Б. Годунова

- Что в народе говорили о самозванце Лжедмитрии?

Предлагает сравнить молву и позицию историков по отношению к Лжедмитрию I

Учащиеся уточняют, что Б.Годунов – царь не по крови, а выборный

Учащиеся имитируют разговор в толпе на основе фрагментов исторической песни «Гришка Отрепьев»

Учащиеся дают исторический портрет Лжедмитрия I

Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, информационный поиск, построение речевого высказывания, смысловое чтение

Регулятивная: оценка

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества

Царь - заговорщик

- О ком речь?

- Почему В.Шуйского называют «заговорщиком»?

Учитель читает фрагмент исторической песни «Василий Шуйский» и предлагает объяснить расхождение в оценках историков и народа

Учащиеся высказываются

Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, информационный поиск, построение речевого высказывания, смысловое чтение

Регулятивная: оценка

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Ополчение

Предлагает обратиться к событиям и людям, которые положили конец Смуте.

Предлагает озвучить картину «Призыв Кузьмы Минина» художника К. Маковского (звучит колокольный набат)

- Дайте анализ исторического документа по плану:

  1. Автор источника, время его создания
  2. Смысл источника
  3. С какими событиями связан документ?
  4. Как этот документ характеризует автора?
  5. Кого ещё из героев-освободителей Русской земли времён Смуты вы знаете?

Учащийся читает исторический документ (из речи К.Минина)

Учащиеся анализируют документ по плану

Познавательная: информационный поиск, структурирование знаний, смысловое чтение, моделирование

Регулятивная: оценка

  1. Подведение итогов

Предлагает вниманию учащихся изображение памятника Минину и Пожарскому ( И. Мартос).

Предлагает учащимся сформулировать и обосновать свой вариант названия темы урока.

Учитель озвучивает свой вариант

Учащиеся высказываются

Личностное: нравственно-этическая ориентация

Регулятивная: целеполагание

Познавательная: доказательство

7. Рефлексия

Соотнесите пункты плана урока с 4-мя цитатами и обоснуйте свой выбор

Цитаты:

(п.4) Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной

(Н. Кончаловская)

(п.2) … только был испечён в польской печке, а заквашен в Москве

(В. Ключевский)

(п. 3) …для людей совершивших дело убийства Лжедмитрия, кто мог быть лучшим царём, как не вождь их в этом деле

(С. Соловьёв)

(п.1) В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова…

Среди людей блуждали смерть и злоба,…

И в эти дни Димитий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселяя

(К. Бальмонт)

Учащиеся соотносят цитаты с пунктами плана урока, обосновывают свой выбор

Личностные: выявление существенных признаков объекта

Познавательные: установление причинно-следственных связей

Методический комментарий: 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. «Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от того возрастала. Захотим помочь Московскому государству – ничего нам не пожалеть, всё отдать… чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго» (Из речи К. Минина)
  2. Русские исторические песни 17 в.

Смерть царевича Дмитрия

Не вихрь крутит по долинушке,

Не седой ковыль к земле клонится,

То орел летит поднебесью,

Зорко смотрит он на Москву-реку,

На палатушки белокаменны,

На сады ее зеленые,

На златой дворец стольна города.

Не лютая змея воздывалася,

Воздывался собака – булатный нож,

Упал он ни на воду, ни на землю,

Упал он царевичу на белу грудь,

Да тому ли царевичу Димитрию

Убили ж царевича Димитрия,

Убили его на Углищи,

На Углищи на игрищи.

Уж как в том дворце черной ноченькой

Коршун свил гнездо с коршунятами!

Уж как тот орел Димитрий-царевич,

Что и коршун тот Годунов Борис,

Убивши царевича, сам на царство сел;

Царил же он, злодей, ровно семь годов

Не вихрь крутит по долинушке,

Не седой ковыль к земле клонится,

То идет грозный Божий гнев

За православную Русь.

И погиб коршун на гнезде своем,

Его пух прошел по поднебесью,

Проточилась кровь на Москве-реке.

Борис Годунов

Ох, было у нас, братцы, в старые годы, в давние веки,

В давние веки, при старыих при царях,

Было время злое, пагубное.

Появилась-то из бояр одна буйна голова,

Одна буйна голова, Борис Годунов сын;

Уж и этот Годун всех бояр-народ надул.

Уж и вздумал полоумный Россеюшкой управлять,

Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.

Уж достал он и царство смертию царя,

Смертию царя славного,

Святого Димитрия-царевича.

Уж и царствовал Борис ровно пять годов;

Умертвил себя Борис с горя ядом змейным,

Ядом змеиным, кинжалом вострыим.

Гришка Отрепьев

1.

Ты Боже, Боже, Спас милостивой!

К чему рано над нами прогневался -

Сослал нам Боже прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева;

Уже ли он, Расстрига, на царство сел?

2.

Называется Расстрига прямым царем,

Царем Димитрием Ивановичем Углецким.

Недолго Расстрига на царстве сидел,

И тут в Москве збунтовалися.

3.

Гришка-Расстрига догадается,

Сам в верхни чердаки убирается

И накрепко запирается.

4.

А злая его жена Маринка-безбожница

Сорокою обвернулася

И из палат вон она вылетела.

5.

А Гришка-Расстрига втапоры догадлив был,

Бросался он со тех чердаков на копья вострыя

Ко тем стрельцам, удалым молодцам -

И тут ему такова смерть случилась.

Плач Ксении Годуновой

Сплачетца мала птичка,

Белая пелепелка:

"Охти мне, молоды, горевати!

Хотят сырой дуб зажигати,

Мое гнездышко разорити,

Мои малыи дети побити,

Меня, пелепелку, поимати".

Сплачетца на Москве царевна:

"Охти мне, молоды, горевати,

Что едет к Москве изменник,

Ино Гриша Отрепьев Рострига,

Что хочет меня полонити,

А полонив меня, хочет постритчи,

Чернеческой чин наложити!...

Минин и Пожарский

… Собралися все князья, бояре московские,

Собиралися думу думати,

Как и взговорют старшие бояре – воеводы московские:

"Вы скажите, вы бояре, кому царем у нас быть?"

Как и взговорют бояре – воеводы московские:

"Выбираем мы себе в цари

Из бояр боярина славного -

Князя Дмитрия Пожарского сына!"

Как и взговорит к боярам Пожарский-князь:

"Ох вы гой еси, бояре – воеводы московские!

Не достоин я такой почести от вас,

Не могу принять я от вас царства Московского

Уж скажу же вам, бояре – воеводы московские

Уж мы выберем себе в православные цари

Из славного, из богатого дому Романова -

Михаила сына Федоровича".

И выбрали себе бояре в цари Михаила

сына Федоровича.

Василий Шуйский

Как не из-за лесов-то дремучих стая воронов слеталася,

Соходился весь московский народ на площадь Красную,

Как взговорит в народе удалой молодец:

«Ох вы братцы,вы не знаете беды-горести,

Что царя нашего Василия зля бояре погубили,

Злы собаки погубили,  во Сибирь его послали…»

Уж все люди перьпугалися,

В разны стороны побрасалися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков.

Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков....

Великая Смута в лицах

методический материал для проведения внеклассного мероприятия по истории...

Отчет по неделе «Историко – краеведческий взгляд на науку и технологии»

Отчет по неделе "Историко-краеведческий взгляд на науку и технологии"...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец

Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий  эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...

Час народной мудрости «Пословица недаром молвится»

Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного   народного творчества.Задачи:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о посло...