Разработка урока по теме "Завершение Смуты в России"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Языков Сергей Николаевич

Разработка урока для 10 класса и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavershenie_smyti_v_rossii.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок разработал учитель истории МОУ СОШ №2 с.Кривополянья Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Языков Сергей Николаевич.

Тема:  “Завершение   Смуты в России”.

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

-  образовательные:

1. выявить состав и цели движения Лжедмитрия  II;

2.рассмотреть действия второго самозванца;

3.показать сущность  «семибоярщины»;

4.рассказать об иностранной интервенции;

5. изучить состав и действия Первого ополчения, причины его распада;

6. рассмотреть этапы  освобождения страны от захватчиков Вторым ополчением;

7. показать значение для России воцарения новой  династии;

8. выявить итоги и последствия Смуты;

9. конкретизировать идею о роли личности в истории на  примере И. Сусанина, К. Минина, Д. Пожарского.

- воспитательные: оказать влияние на формирование у учащихся патриотических  чувств и национального самосознания на  примере героической борьбы русского народа с иностранной интервенцией;

- развивающие: продолжить формирование у учащихся навыков работы с историческими документами и исторической  картой.

Оборудование:  учебник, компьютер, карта «Россия в XVII веке», проектор, исторический документ «Земский собор 1613  года»,  презентация, схема «Личности в истории Смуты», тесты,  фрагменты фильмов «Минин и Пожарский» и «1612».

Опережающее задание: сообщение по теме « Семибоярщина», стихотворение К. Рылеева « Иван Сусанин».

Ход урока.

Этапы

Урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

Учащихся.

1.Орг.

момент.

Проверка наличия учащихся и их готовности к

работе.

2. Под-

готовка

уч-ся к

изучению

нового

материала.

На прошлом уроке мы начали изучение периода Смуты  в России и первоначально вспомним основные моменты:

- Какими событиями начинается Смута?

- Почему Лжедмитрий I захватил Москву,

но не удержался у власти?

 - Кто стал царем после свержения

Лжедмитрия I?

С чьим именем связано продолжение

Смутного времени?

Чем завершается восстание под предводительством Болотникова?

Но этими событиями Смута не заканчивается.

Итак, Б. Годунов, Г. Отрепьев или Лжедмитрий, В. Шуйский, И. Болотников – вот те  личности, которые создавали  историю начального периода Смуты. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим завершающий период, в который выходят личности, сумевшие сплотить и объединить русский народ в этот  критический для страны момент.

Записываем тему « Завершение Смуты в России»(слайд1).

Цели урока следующие:

(слайд2)

1.Изучить ход основных событий завершающего периода Смуты;

2. Подвести итоги Смуты и показать значение для России воцарения новой династии;

3. Конкретизировать идею о роли личности в истории на примере  Смутного времени.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова Софокла « Народ  не любит, когда им управляют, он любит, когда его ведут вперед»(слайд3).

План урока.

(написан на доске)

  1. Второй самозванец.
  2. Первое ополчение.
  3. Второе ополчение. Освобождение России.
  4. Земский собор 1613 года. Итоги и последствия Смуты.

Отвечают на вопросы.

Записывают тему.

3.

Изучение нового материала.

1. Второй самозванец.

Разгром Болотникова не привел к окончанию Смуты. Еще летом 1607 года на юго-западе страны объявляется новый самозванец, происхождение которого неизвестно (слайд4). После присоединения к нему остатков войск Болотникова, польских наемников, отрядов казаков Заруцкого его армия резко увеличивается. К нему же примыкает масса простых  людей. И собрав силы, Лжедмитрий II двинулся к Москве и летом 1608 года. Он обосновался в селе Тушино. Вскоре туда прибывает Марина Мнишек (слайд5). Кто это? Она признает его своим мужем. Тушино становится второй столицей России. Вопрос: почему казнив одного самозванца народ верит второму? Но вскоре в настроении народа произошел резкий перелом. Каковы причины этого перелома узнаем из учебника ( стр.242, 3-4 абзац) Что вызывало  недовольство населения?(слайд6)  После этого получает народное прозвище « тушинский вор». Для борьбы с самозванцем Шуйский заключает договор со Швецией о предоставлении 15-тысячного отряда в обмен на часть территории. Войско возглавил племянник царя князь Скопин – Шуйский (слайд7). В течении лета 1609 года он освобождает северо-восточную часть России и входит в Москву. Тушинский лагерь распадается, но появляется новая угроза – Польша объявляет войну России и в сентябре польское войско начинает осаду Смоленска и движется на Москву. Скопин-Шуйский готовит армию к сражению, но неожиданно  умирает. Армию возглавляет брат царя Дмитрий, бездарный в военном отношении. В сражении при Клушино он терпит поражение. К Москве подходят войска Лжедмитрия. В этот критический для страны момент происходит свержение царя. К власти приходит группа бояр во главе  с Мстиславским, т.н. «семибоярщина». О политике « семибоярщины» послушаем сообщение. Вопрос: почему эта политика не могла вывести страну из кризиса? (слайд8)

Народ не поддержал «семибоярщину», но Лжедмитрий не смог воспользоваться  ситуацией и встает во главе народного движения, а в декабре он был убит. Хотя через некоторое время у Марины Мнишек рождается

сын, о котором мы потом поговорим. В  результате событий 1608-1610 гг. под угрозу была поставлена независимость страны. Как писал известный историк XIX века Костомаров « Лжедмитрий уничтожил Шуйских и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть чуть было не поглотившую Московское государство». В этой обстановке в борьбу за освобождение Отечества поднимается русский народ.

2. Первое ополчение.

Первыми против интервентов выступили рязанцы, где формируется первое ополчение, которое возглавил дворянин Прокопий Ляпунов (слайд9). Запишем дату: 1611 г. – Первое ополчение. Весной начинают движение к столице. Под Москвой к ним присоединяются остатки отдядов Трубецкого и казаки Заруцкого (слайд). Они возглавляют  временное правительство « Совет всея Земли», которое признают многие города. Ополчение встало у Москвы, окружив поляков. Складывалась благоприятная ситуация для освобождения столицы, но сделать это не удалось. Каковы причины этого, вы узнаете, прочитав последний абзац на стр. 243.

Вопрос: почему Первому ополчению не удалось освободить Москву? (слайд 10)

После распада ополчения власти в стране вообще не было,3 июня 1611 г. Не выдержав 20-месячной осады пал Смоленск, и Сигизмунд объявил,  что сам станет царем России. Шведы переходят в наступление на севере, захватывают Новгород и ведут разговоры об избрании царем шведского королевича. На юг вторгаются войска крымского хана. Создалась угроза утраты независимости России и распада государства. Но, как писал историк XX века Платонов: « в тот момент, когда поляки думали почивать на лаврах властей Русской земли, эта земля стала против них подниматься». Центром освобождения становится Новгород, где формируется второе ополчение.

3. Второе ополчение.

В Нижнем Новгороде посадские люди во главе со старостой, купцом Мининым (слайд11) организуют сбор средств на создание нового ополчения. Призыв борьбы рассылается во многие города, из которых стали вооруженные ополченцы. Записываем дату: 1612 г. – Второе ополчение. В качестве руководителя войска был избран Дмитрий Пожарский. И сейчас посмотрим  из фильма «1612» обращение Пожарского новгородцам и ответим на вопрос: что было необходимо для победы над врагом? В марте ополчение двинулось на Москву через Ярославль и города Северо-восточной Руси. Почему выбрали более дальний маршрут?

В апреле создается правительство « Совет всея Земли» из представителей разных слоев населения. Начали работать приказы. Численность ополчения быстро растет. В июле 1612 года ополчение двинулось на Москву, а в начале августа основные силы подошли к столице. На помощь осажденным полякам был послан отряд поляков Ходкевича с обозом, но он был разбит. Началась осада Кремля  и Китай – города, где засели остатки польских отрядов. И после штурма в конце октября они сдались. Москва была освобождена.

Сейчас этот день является государственным праздником, который  празднуется 4 ноября. Почему сейчас это 4 ноября, а не 22 октября? Что это за праздник? (слайд12) И это не случайно, в тяжелый час народ проявил единство, выдержку, стойкость, мужество и спас от национальной катастрофы всю страну.

4. Земский Собор 1613 г. Итоги Смуты.

После освобождения Москвы Важнейшей задачей стало избрание нового царя. С этой целью в январе 1613 года созывается Земский Собор. Напомним что это?

На заседании Собора собралось около 700 человек из дворян, бояр, духовенства, горожан, казаков. Больше месяца шли жаркие споры кому стать царем. Какие были кандидатуры, и кто был избран царем прочитаем из документа. Вопрос: кто был избран  царем и почему?

(слайд13)

Запишем дату: 1613 г. – избрание царем Михаила Романова.(слайд 14) Михаил был не в Москве, а в родовых владениях, где ему грозила большая опасность. Именно в это время совершает свой подвиг староста одной  костромской деревни Иван Сусанин (слайд15), который завел в лес отряд поляков, посланных убить Михаила. Великий русский поэт Кондратий Рылеев  был вдохновлен героическим поступком Сусанина и посвятил ему одно из своих произведений, думу « Иван Сусанин». Послушаем отрывок из нее  (под музыку из оперы Глинки « Жизнь за царя»). Слайд – памятник Сусанину в Костроме. Иван не только спас жизнь царю, но и предотвратил новый этап Смуты. Итак, был избран новый царь, он коронуется в столице. А как писал наш земляк Д.И. Иловайский (слайд), « в минуты тяжелых испытаний в своем царе русский народ привык видеть свое спасение и свои надежды на лучшие времена». Но традиционно считается, что Смута продолжалась до конца второго десятилетия XVII века. Нерешенными оставались следующие проблемы: 1.Внешнеполитические -1617 г. – Столбовский мир со Швецией (потеря территории по побережью Финского залива), 1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей

 ( потеря Смоленска).

2. Внутриполитические – подавление бунтов внутри страны, уничтожение банд и шаек. Возвращение страны к мирной жизни. Итоги Смуты выявим из речи Минина, посмотрев отрывок из фильма « Минин Пожарский». Вопрос: каковы итоги Смутного времени?

(слайд16)

( - экономические – разруха в стране; - политические – независимость).

В 1617 -1618 гг. Смута заканчивается, какое определение можно дать этому понятию?

Теперь запишем: Смутное время – период в истории России (начало  XVII века), когда до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась вооруженная борьба за власть.(слайд17)

Отвечают на вопрос.

Читают. Отвечают на вопрос.

Читает сообщение. Отвечают на вопрос.

Записывают дату.

Читают. Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Записывают дату.

Смотрят фрагмент фильма.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

Читают текст.

Отвечают на вопрос.

Записывают дату.

Ученик читает отрывок.

Смотрят фрагмент.

Отвечают на вопрос.

Высказывают свои точки зрения.

Записывают.

5. Закреп-ление.

Теперь посмотрим, как вы усвоили пройденный материал и в рамках подготовки к ЕГЭ ответим на вопросы тестов (5 вопросов, раздаются каждому).

Вывод: то, что происходило в стране  в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в историческую память народа. Каждая историческая личность сыграла свою роль в истории Смуты. Многие из них вели русский народ, хотя и с разными целями. Были в Смутное время и свои герои из народа, Иван Сусанин наиболее известен из них, также можно отметить крестьян Шилова и Слобу, которые участвовали в обороне Троице Сергеева монастыря и ценой собственных жизней взорвали подкоп противника под стену. А имена  скольких героев неизвестны? Кроме героических  были и трагические эпизоды: казни, интриги, заговоры, огромные человеческие жертвы. Никогда раньше не была столь реальной угроза утрата Россией государственной самостоятельности. Все это составляет историю Смутного времени, которое пережила Россия в начале XVII века.

Отвечают на вопросы.

6.Д/з.

Параграф 30 или составление презентации.

Записывают д/з.

7. Итоги урока.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"

Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....

Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..

Разработку урока по географии  выполнила: Губа Оксана Николаевна,учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1». Данный урок разработан в соответствииприм...

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"

Познакомить  учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга...

методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

Разработка урока по теме "Смута"

Презентация и конспект урока....