Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Холкина Наталья Викторовна

Познакомить  учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_2.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Санкт – Петербург - «вторая столица» России"


     Цели урока: познакомить учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга.

Задачи:

1.  образовательные: способствовать формированию системы исторических знаний о городе

2.  развивающые: обеспечить развитие умений оценивать ЭГП, составлять сравнительную  характеристику ЭГП двух столиц;

 3.  воспитательные: способствовать формированию чувства красоты и гордости за Великий город;

4. здоровье-сберегающие: обеспечить атмосферу комфортности на уроке.

Тип  урока: комбинированный

 Оборудование: Политико – административная  карта России, атласы для 9 класса, презентация «Современный  Санкт – Петербург».

Ход  урока

  1. Организационный  момент.  (Здоровается с классом. Проверка готовности класса к уроку)

  1. Изучение  нового  материала.

Ребята, предлагаю прослушать текст:

16 мая 1703 года в праздник Пресвятой Троицы, была основана крепость. 16 мая – принято считать днем рождения города. Таким образом, Россия получила выход к Балтийскому морю. Однако крепость -  еще не город. Крепость- вынужденная необходимость. Город начинается с домов для жилья. Первый такой дом царь повелел поставить для себя 5 июня. Он даже указал место: на берегу большого острова к северо-востоку от крепости. Здесь по его замыслу, следовало устроить  пристань для торговых судов. На острове должен был подняться в будущем город, как и случилось.

- О каком городе идет речь?

Тема нашего урока: Санкт-Петербург – «вторая столица» России.

- И сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос урока: - Почему Санкт-Петербург можно считать «второй столицей» России?

- Из курса истории, вспомните какие города являлись столицами Российской империи?

После ответов учитель размещает карточки с названиями городов-столиц Российской империи.

  1. Ладога (862-864)
  2. Новгород (862-882)
  3. Киев (882-1243)
  4. Владимир (1243-1389)
  5. Столицы Южной Руси
  6. Москва (1389-1712)
  7. Санкт-Петербург (1712-1918)
  8. Москва  (с1918)

- На столицу России в настоящее время претендуют два города: Великий Новгород и Казань.

Задание 1:

Определить где  находится Санкт – Петербург?  (Находится  на  северо-западе европейской  части  России, имеет центральное  положение, находится в устье р. Нева на 108 островах. Через судоходную Неву и Волго–Балтийский канал  имеет  выход  в Белое море, в Волгу).

На доске размещена  схема «+» и «-» ГП  города.

«+» ГП города

«-» ГП города

При ответе на 1 задание, учитель при помощи ответов ребят заполняет «+» ГП города.

- К «-» ГП Санкт-Петербурга, мы вернемся позже.

(Карточки-инструкции на партах)

Практическая работа в тетрадях. Работа в парах

Практическая  работа «Сравнительная характеристика Москвы и Санкт-Петербурга»

  1. Пользуясь  картами  атласа, сравните ЭГП городов: Москва  и Санкт-Петербург. Полученные  данные  занести  в  таблицу.

Москва

Санкт - Петербург

1. ЭГП города:

а) положение окраинное, центральное;

б) положение  приморское, сухопутное;

в) транспортное  положение;

г) положение  на  реке.

2. Планировка  города:

  а) радиально – кольцевая, прямоугольная;

  б) явный  центр города;

  в) год  основания;

  г) экологические проблемы.

  1. Проанализируйте данные таблице и сделайте вывод.

Вывод: у Москвы более выгодное ЭГП, чем у Санкт-Петербурга.

    - Исходя из полученных знаний о размещении города, определите Проблемы Санкт – Петербурга.  (Защита города  от  наводнений, сохранение  памятников  культуры, конверсия  военного  производства, экологическая).

«+» ГП города

«-» ГП города

 Достопримечательности Санкт – Петербурга. (Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская  крепость, мосты, Дворцовая  площадь, Казанский  собор, памятник Петру Первому);

Просмотр  презентации.

 Обобщение и систематизация знаний.

1.Культурный центр №1.

2.Порт на Балтике №1.

3,Промышленный центр №2.

4.Научный центр №2.

5.Образовательный центр №2.

6.Транспортный узел №2.

7.Финансовый центр №2.

8.По численности населения №2.

Общий вывод:

Санкт-Петербург является «второй» столицей РФ. За свою красоту и величие город на Неве нередко называют «Северной Венецией», т.к. лежит на 100 островах и имеет 365 мостов, а также «Северной Пальмирой» как и древний Сирийский город Пальмира за красоту планировки и зданий.

Домашнее задание. 1.Составить экскурсию по С.-П.