Главные вкладки

    Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
    методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

    Белова Алла Владимировна

    Урок музыки - 5  класс,   II четверть

    Тема: «Музыкальный театр. Балет»

    1. Цель:

     Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.

     

    Задачи:

    - раскрыть: основы содержания музыкально-театрального искусства Балет, причины создания художественного образа в балете;

    - развивать интонационно – образное мышление через союз искусств, развивать познавательные умения: выделять главное, классифицировать и делать обобщающие выводы;

    - воспитывать патриотическое отношение к музыкально-театральному искусству Балет.

     

    Оборудование:

    • мультимедийная установка
    • кастаньеты – 4 комплекта;
    • бубны – 4 штуки.

     

    Зрительный ряд:

    • Видео – презентация;
    • куклы в костюмах;

     

    Музыкальный ряд:

    • П.И. Чайковский «Щелкунчик»
    • Ф. Шопен «Шопениада»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vtoroe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr._balet.docx27.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока.

    Этапы

    Работа учителя

    Работа учащихся

    Организационный момент.

     Постановка цели урока.

     

    (Слайд 1)

     - Добрый день, присаживайтесь.

    - Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

                - Театр уж полон, ложи блещут,

                  Партеры и кресла, всё кипит,

                  В райке нетерпеливо плещут,

                  И, взвившись, занавес шумит…

    (Слайд 2)

    (Слайд 3)

                  Блистательна, полувоздушна,

                  Смычку волшебному послушна,

                  Толпою нимф окружена,

                  Стоит Истома, она,

                  Одной ногой касаясь, пола,

                  Другою медленно кружит

                  И вдруг прыжок, и вдруг летит…

     (Слайд 4)

    - Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет.  

    Постановка проблемного вопроса

    урока.

    Новый

    материал.

    -  В переводе с французкого (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую.

    - Это вид театрально-музыкального искусства.

    - Вспомните, с каким театрально-музыкальным искусством  мы знакомились в первом путешествии в музыкальный театр?

     - Знакомясь с театрально-музыкальным искусством БАЛЕТ главный вопрос на нашем уроке, на который мы попробуем найти ответ, благодаря чему создаётся художественный образ в балете.

     (Слайд 5) - История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое.

    - На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств.

    - Опера.

    Повторение

    (Открываем поочередно пятилистник – пять искусств)

    - Что является первоисточником, как для оперного, так и для балетного искусства.

    - Литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям, где излагается содержание сюжета?  

    - Либре́тто (итал.) libretto «книжечка» - литературная основа оперы, балета, оперетты, мюзикла.

    - Литература,

    - Либретто, с перевода «книжечка».  

    Закрепление и углубление в новый материал

    (Открываем поочередно пятилистник – пять искусств)

    - И первый лепесток? Первоисточником любого сюжета, сказки, спектакля является?

    - Спектакль не обычный, а музыкальный. И второй лепесток?  - Безмолвное, но театрализованное искусство с помощью чего происходит выражение чувств, эмоции? Третий и четвёртый лепестки?

    - (открываю пятый лепесток) Какую функцию выполняет изобразительное искусство в Балете?

    -  Литература

    - Музыка

    - С помощью мимики, жестов, пластики тела.

    - Хореография, Театрально-драматическое действие.

    - Костюм  и грим помогает предать образ героя. Декорации – создают образ, эпоху спектакля. Всё это помогает нам зрителям-слушателям и танцорам  настроиться на необходимый по сюжету эмоциональный отклик?

    Углубление в новый материал

    Углубление в новый материал

    - Благодаря такому союзу искусств и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ.

    Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства.

     (Слайд 6) - Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны: Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро). Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая;

    (Слайд 7 и 8) - Звёздный дуэт в балете: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения.

     (Слайд 9) - Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей.

    - За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки… (показ куклы - Щелкунчик)

    - И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную.

    - Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик (показ игрушки) вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы.

    - Балет – сказка «Щелкунчик».

    - «Щелкунчик и Мышиный король».

    Углубление в новый материал

    с игровыми элементами.

    Углубление в новый материал

    с игровыми элементами.

    - Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна.

    - С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце те, создавая свой -  художественный образ?

    (Слайд 10) - Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей.

    - Встречайте первый характерный танец.  – Шоколад. Испанский танец (показ куклы в национальном костюме).

    - С помощью, каких видов искусств мы может увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца?

    - Кукольный, но всё равно жгучий танец в испанском стиле.

    -  Звучание, какого национального инструмента подчёркивает испанский колорит?

    (показ инструмента – кастаньет)

     (Слайд 11) - Танец этих гостей ни какого не оставит равнодушным (показ куклы в национальном костюме).

    - Встречайте характерный танец - Леденцы. Русский танец.

    - Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита?

    - Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит?

    (показ инструмента – бубен)

    (Слайд 12) - На этом празднике ликуют все, и даже цветы (показ куклы). Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей.

    - Классический танец - «Вальс цветов».

    - Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка?

    - Сказочный, благородный и торжественный вальс.

    - Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность?

    (показ инструмента)

    - Создайте  движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе.

    - «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».

    - Изобразительное искусство: костюмы – яркий жгучий красный цвет корриды.

     - Хореография: движения лёгкие, но острые.

    - Симфоническая музыка.

    - Кастаньеты.

    (под звучание музыки имитировать пальцами рук игру кастаньет)

    - Русские народные костюмы.

    - Плясовая, задорная, зажигательная музыка.

    - Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой.

    - Бубен.

    (под звучание музыки хлопками в ладоши имитировать звучание бубна).

    - Вальс. Кружение. Трёх дольный ритм.

    - Сказочная, нежная, парящая музыка.

    - Изящные, воздушные, парящие костюмы и движения.

    - Арфа.

    (под звучание музыки выполняем движения с помощью рук).

    Закрепление.

     Итог.

    - Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца.

    - В чем особенности и различия характерного и классического танца?

    (Слайд 13) - Викторина-тест.

    - Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание.

    - Назовите последовательно:

    - Название танца.

    - Какой это вид танца (характерный или классический)?

    - Какой состав исполнителей?

    - Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет?

    - Через что в балете происходит выражение художественного образа?

    (Слайд 14)

    Живёт повсюду красота,

    Живёт, нигде не будь, а рядом,

    Всегда открыта нашим взглядам,

    Всегда доступна и чиста.

    Живёт повсюду красота,

    В любом цветке, в любой травинке.

    И даже в маленькой росинке,

    Что дремлет в складочке листа.

            Живёт повсюду красота,

            Живёт в закатах и рассветах,

            В лугах туманами одетых,

            В звезде манящей, как мечта.

            Живёт повсюду красота,

            Сердца нам, радуя и грея,

            И всех нас делает добрее,

            Она наверно неспроста.

    - Характерный и Классический.

    - Характерный танец: Например, национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Непохожесть, индивидуальность и неповторимость.

    - Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце.

    - Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт.

    - Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет.

    - Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт.

    -Благодаря союзу искусств:

    - Литературы;

    - Симфонической музыки;

    -Хореографии: Танца, Танцевально - пластического языка – Пантомима.

    -Театрально-драматического действия.

    - Хореография. Танец.

    Исполнение песни «Живёт на свете красота».

    Домашнее задание

    - Записать в творческих тетрадях особенности и отличительные черты в характерном и классическом танце.

    - Творческое задание: зарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца).

    Рефлексия.

    - Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ.

    - Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок.

    - Познакомились с двумя видами танцев их особенностями.

    - В заключении исполнили нежную песню о красоте.

     Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении.

    - Предлагаю создать поляну настроений  вот из этих разноцветных цветков, выберите тот цвет, которой подходит сейчас Вашему настроению (доска и магниты).

    Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока и крепят с помощью магнитов на доску.

    Оценки

    Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось  бы так увлекательно и познавательно.

     Поаплодируйте себе.

     Молодцы.

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Муниципальное образование

    Ханты-Мансийского  автономного округа – Югра

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя  общеобразовательная школа №8

    Методическая разработка

    урока музыки

    5 класс

    «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

    Беловой Аллы Владимировны

    Ханты-Мансийск

    2013

    Урок музыки - 5  класс,   II четверть

    Тема: «Музыкальный театр. Балет»

    1. Цель:

     Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.

    Задачи:

    - раскрыть: основы содержания музыкально-театрального искусства Балет, причины создания художественного образа в балете;

    - развивать интонационно – образное мышление через союз искусств, развивать познавательные умения: выделять главное, классифицировать и делать обобщающие выводы;

    - воспитывать патриотическое отношение к музыкально-театральному искусству Балет.

    Оборудование:

    1. мультимедийная установка
    2. кастаньеты – 4 комплекта;
    3. бубны – 4 штуки.

    Зрительный ряд:

    1. Видео – презентация;
    2. куклы в костюмах;

    Музыкальный ряд:

    1. П.И. Чайковский «Щелкунчик»
    2. Ф. Шопен «Шопениада»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

    План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

    Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

    Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

    план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

    Методическая разработка "Технологическая карта урока музыки на тему Путешествие в музыкальный театр. Балет".

    Урок музыки "Путешествие в музыкальный театр. Балет" предназначен для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы по программе "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

    Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

    Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

    Разработка урока по теме: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

    Тема урока:  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.Задачи урока:- образова...

    Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс

    Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете...