Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Белова Алла Владимировна

Урок музыки - 5  класс,   II четверть

Тема: «Музыкальный театр. Балет»

  1. Цель:

 Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.

 

Задачи:

- раскрыть: основы содержания музыкально-театрального искусства Балет, причины создания художественного образа в балете;

- развивать интонационно – образное мышление через союз искусств, развивать познавательные умения: выделять главное, классифицировать и делать обобщающие выводы;

- воспитывать патриотическое отношение к музыкально-театральному искусству Балет.

 

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • кастаньеты – 4 комплекта;
  • бубны – 4 штуки.

 

Зрительный ряд:

  • Видео – презентация;
  • куклы в костюмах;

 

Музыкальный ряд:

  • П.И. Чайковский «Щелкунчик»
  • Ф. Шопен «Шопениада»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroe_puteshestvie_v_muzykalnyy_teatr._balet.docx27.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока.

Этапы

Работа учителя

Работа учащихся

Организационный момент.

 Постановка цели урока.

 

(Слайд 1)

 - Добрый день, присаживайтесь.

- Мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

            - Театр уж полон, ложи блещут,

              Партеры и кресла, всё кипит,

              В райке нетерпеливо плещут,

              И, взвившись, занавес шумит…

(Слайд 2)

(Слайд 3)

              Блистательна, полувоздушна,

              Смычку волшебному послушна,

              Толпою нимф окружена,

              Стоит Истома, она,

              Одной ногой касаясь, пола,

              Другою медленно кружит

              И вдруг прыжок, и вдруг летит…

 (Слайд 4)

- Сегодня, мы соприкоснёмся и познакомимся с удивительным, изящным искусством имя ему – Балет.  

Постановка проблемного вопроса

урока.

Новый

материал.

-  В переводе с французкого (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую.

- Это вид театрально-музыкального искусства.

- Вспомните, с каким театрально-музыкальным искусством  мы знакомились в первом путешествии в музыкальный театр?

 - Знакомясь с театрально-музыкальным искусством БАЛЕТ главный вопрос на нашем уроке, на который мы попробуем найти ответ, благодаря чему создаётся художественный образ в балете.

 (Слайд 5) - История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое.

- На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств.

- Опера.

Повторение

(Открываем поочередно пятилистник – пять искусств)

- Что является первоисточником, как для оперного, так и для балетного искусства.

- Литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям, где излагается содержание сюжета?  

- Либре́тто (итал.) libretto «книжечка» - литературная основа оперы, балета, оперетты, мюзикла.

- Литература,

- Либретто, с перевода «книжечка».  

Закрепление и углубление в новый материал

(Открываем поочередно пятилистник – пять искусств)

- И первый лепесток? Первоисточником любого сюжета, сказки, спектакля является?

- Спектакль не обычный, а музыкальный. И второй лепесток?  - Безмолвное, но театрализованное искусство с помощью чего происходит выражение чувств, эмоции? Третий и четвёртый лепестки?

- (открываю пятый лепесток) Какую функцию выполняет изобразительное искусство в Балете?

-  Литература

- Музыка

- С помощью мимики, жестов, пластики тела.

- Хореография, Театрально-драматическое действие.

- Костюм  и грим помогает предать образ героя. Декорации – создают образ, эпоху спектакля. Всё это помогает нам зрителям-слушателям и танцорам  настроиться на необходимый по сюжету эмоциональный отклик?

Углубление в новый материал

Углубление в новый материал

- Благодаря такому союзу искусств и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ.

Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства.

 (Слайд 6) - Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны: Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро). Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая;

(Слайд 7 и 8) - Звёздный дуэт в балете: Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения.

 (Слайд 9) - Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей.

- За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки… (показ куклы - Щелкунчик)

- И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную.

- Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик (показ игрушки) вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы.

- Балет – сказка «Щелкунчик».

- «Щелкунчик и Мышиный король».

Углубление в новый материал

с игровыми элементами.

Углубление в новый материал

с игровыми элементами.

- Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна.

- С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце те, создавая свой -  художественный образ?

(Слайд 10) - Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей.

- Встречайте первый характерный танец.  – Шоколад. Испанский танец (показ куклы в национальном костюме).

- С помощью, каких видов искусств мы может увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца?

- Кукольный, но всё равно жгучий танец в испанском стиле.

-  Звучание, какого национального инструмента подчёркивает испанский колорит?

(показ инструмента – кастаньет)

 (Слайд 11) - Танец этих гостей ни какого не оставит равнодушным (показ куклы в национальном костюме).

- Встречайте характерный танец - Леденцы. Русский танец.

- Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита?

- Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит?

(показ инструмента – бубен)

(Слайд 12) - На этом празднике ликуют все, и даже цветы (показ куклы). Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей.

- Классический танец - «Вальс цветов».

- Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка?

- Сказочный, благородный и торжественный вальс.

- Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность?

(показ инструмента)

- Создайте  движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе.

- «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».

- Изобразительное искусство: костюмы – яркий жгучий красный цвет корриды.

 - Хореография: движения лёгкие, но острые.

- Симфоническая музыка.

- Кастаньеты.

(под звучание музыки имитировать пальцами рук игру кастаньет)

- Русские народные костюмы.

- Плясовая, задорная, зажигательная музыка.

- Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой.

- Бубен.

(под звучание музыки хлопками в ладоши имитировать звучание бубна).

- Вальс. Кружение. Трёх дольный ритм.

- Сказочная, нежная, парящая музыка.

- Изящные, воздушные, парящие костюмы и движения.

- Арфа.

(под звучание музыки выполняем движения с помощью рук).

Закрепление.

 Итог.

- Путешествуя в мир музыкального театра – БАЛЕТ мы на нашем уроке познакомились с двумя видами танца.

- В чем особенности и различия характерного и классического танца?

(Слайд 13) - Викторина-тест.

- Опираясь на предыдущие примеры-фрагменты из сказки-балета «Щелкунчик» выполните задание.

- Назовите последовательно:

- Название танца.

- Какой это вид танца (характерный или классический)?

- Какой состав исполнителей?

- Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет?

- Через что в балете происходит выражение художественного образа?

(Слайд 14)

Живёт повсюду красота,

Живёт, нигде не будь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живёт повсюду красота,

В любом цветке, в любой травинке.

И даже в маленькой росинке,

Что дремлет в складочке листа.

        Живёт повсюду красота,

        Живёт в закатах и рассветах,

        В лугах туманами одетых,

        В звезде манящей, как мечта.

        Живёт повсюду красота,

        Сердца нам, радуя и грея,

        И всех нас делает добрее,

        Она наверно неспроста.

- Характерный и Классический.

- Характерный танец: Например, национальные особенности – костюм, движения, музыка, инструменты. Всё это подчеркивает национальный колорит. Непохожесть, индивидуальность и неповторимость.

- Классический танец: этот вид танца тоже несёт в себе индивидуальность в музыке и движениях необходимого для данного образа, но движения и исполнения лежат общие «па», каноны, основа как в музыке, так в танце.

- Шоколад. Испанский танец. Характерный. Дуэт.

- Вальс цветов. Классический танец. Кордебалет.

- Леденцы. Русский танец. Характерный. Дуэт.

-Благодаря союзу искусств:

- Литературы;

- Симфонической музыки;

-Хореографии: Танца, Танцевально - пластического языка – Пантомима.

-Театрально-драматического действия.

- Хореография. Танец.

Исполнение песни «Живёт на свете красота».

Домашнее задание

- Записать в творческих тетрадях особенности и отличительные черты в характерном и классическом танце.

- Творческое задание: зарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца).

Рефлексия.

- Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ.

- Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок.

- Познакомились с двумя видами танцев их особенностями.

- В заключении исполнили нежную песню о красоте.

 Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении.

- Предлагаю создать поляну настроений  вот из этих разноцветных цветков, выберите тот цвет, которой подходит сейчас Вашему настроению (доска и магниты).

Выбирают один цветок, того цвета, какое у них настроение после урока и крепят с помощью магнитов на доску.

Оценки

Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось  бы так увлекательно и познавательно.

 Поаплодируйте себе.

 Молодцы.

Выставление оценок за работу на уроке.

Муниципальное образование

Ханты-Мансийского  автономного округа – Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа №8

Методическая разработка

урока музыки

5 класс

«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Беловой Аллы Владимировны

Ханты-Мансийск

2013

Урок музыки - 5  класс,   II четверть

Тема: «Музыкальный театр. Балет»

  1. Цель:

 Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.

Задачи:

- раскрыть: основы содержания музыкально-театрального искусства Балет, причины создания художественного образа в балете;

- развивать интонационно – образное мышление через союз искусств, развивать познавательные умения: выделять главное, классифицировать и делать обобщающие выводы;

- воспитывать патриотическое отношение к музыкально-театральному искусству Балет.

Оборудование:

  1. мультимедийная установка
  2. кастаньеты – 4 комплекта;
  3. бубны – 4 штуки.

Зрительный ряд:

  1. Видео – презентация;
  2. куклы в костюмах;

Музыкальный ряд:

  1. П.И. Чайковский «Щелкунчик»
  2. Ф. Шопен «Шопениада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка "Технологическая карта урока музыки на тему Путешествие в музыкальный театр. Балет".

Урок музыки "Путешествие в музыкальный театр. Балет" предназначен для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы по программе "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

Разработка урока по теме: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Тема урока:  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.Задачи урока:- образова...

Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс

Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....