Главные вкладки

    Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
    план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

    План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.

    Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

    Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г. 

    Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-_konspekt_uroka_muzyki.docx29.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


    Тема урока:
    Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

    ФИО (полностью)

    Авилкина Виктория Владимировна

    Место работы

    МОУ «СОШ р.п. Озинки», Озинский район, Саратовской области

    Должность

    учитель

    Предмет

    музыка

    Класс

    5 класс

    Тема и номер урока в теме

    Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №14.

    Базовый учебник

    Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

             8.Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

            9. Задачи:

    -личностные 

    Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

    Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

    Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

               -метапредметные

               Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

               Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

               Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

               -предметные

    1.   учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

    произведения;

    1. развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

    образное содержание;

    1. воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

    желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

    1. Тип урока -урок «открытия» нового знания
    2. Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
    3. Методы: ролевая игра

    Общенаучные: обобщения, сравнительный.

    Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

    1. Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

    Музыкальный материал:

                    Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

                    Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                    Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                    Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

                    П.И. Чайковского.

    Наглядный материал:

    1. Мультимедийная презентация;
    2. Видеофрагменты балетов;
    3. Карточки с эмблемами профессий ;
    4. Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
    5. Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
    6. Листы для рефлексии.(синквейна)
    7. Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;

    1. Структура и ход  урока

     

                                         СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    1

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Прослушивание                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

    Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

    2-3

    2

    Этап актуализации и пробного учебного действия

    Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

    приложение №1

    Учащиеся смотрят презентацию.

    Дети выбирают театр для посещения.

    5

    3

    Этап выявления места и причины затруднения

    Показ фрагмента из балета.

    Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

         Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

    (показ презентации)

    Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей  учеников.

    5

    4

    Этап построения проекта выхода из затруднений

    В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?  На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».

    Уч.ся отвечают  на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

     место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

    (ученики читают либретто)

    Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

    5

    5

    Этап реализации построенного проекта

    А теперь приступаем к постановке спектакля.

    (Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления.  Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

    Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт

    И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

    (Работа с интерактивной доской).

    6-7

    6

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    Наконец-то  на нашей сцене появились артисты балета!

    Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

    1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

    Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

    1. Музыкально-пластическая импровизация : принцесса Аврора и принц Дезире.

    Знакома ли нам эта музыка? (Да)  Как называется этот танец? (Вальс).

    Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

    6-7

    7

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

         

    Опера

    Балет

    Роль вокала

    главная

    отсутствует

    Роль танца

    Второсте-пенная

    главная

    оркестр

    симфонический

    симфони-

    ческий

                       либретто

    5

    8

    Этап включения в систему знаний и повторения

    Синквейн Балет

    (составляется  учениками совместно с учителем):

    5

    9

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63;

    составить кроссворд на тему БАЛЕТ;

    По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43;

    Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)

    Домашнее задание комментируется и даются пояснения.

    2

                                                                Приложение №1

                  Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-

    ты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.  

               Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были

           придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них

           не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-

           цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально

           для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка

           стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор

           русский балет получил мировую известность и славу.  

           После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

           Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

            Приложение №2 Использование ЭОР.

    1. http://images.yandex.ua/ - картинки

    2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

                3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам

                4. http://festival.1september.ru/subjects/28/- фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК

                5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

    Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

    Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

    Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

    план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

    Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

    Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

    Урок музыки в 5 классе "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

    Презентация была использована на уроке в 5 классе "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"...

    Разработка урока по теме: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

    Тема урока:  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.Задачи урока:- образова...