план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
план-конспект занятия (музыка, 5 класс) на тему

Князева Екатерина Александровна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской области 3. Должность учитель 4. Предмет музыка 5. Класс 5 класс 6. Тема и номер урока в теме Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №14. 7. Дата проведения 03.12.2013г 8. Базовый учебник Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka_muzyki.docx33.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока:
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

ФИО

Гечь Екатерина Александровна

Место работы

ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской области

Должность

учитель

Предмет

музыка

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №14.

Дата проведения

03.12.2013г

Базовый учебник

Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

          Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

         Задачи:

-личностные 

Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

           -метапредметные

           Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

           Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

           Познавательные: выяснить  какую роль играет литература в музыке.

           -предметные

  •   учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

произведения;

  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

образное содержание;

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

  1. Тип урока -урок «открытия» нового знания
  2. Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
  3. Методы: ролевая игра

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

  1. Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

                Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

                Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

                П.И. Чайковского.

Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;
  • Видеофрагменты балетов;
  • Карточки с эмблемами профессий ;
  • Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  • Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;
  • Листы для рефлексии.(синквейна)
  • Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;
  1. Структура и ход  урока

 

                                     СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Прослушивание                Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

2-3

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

приложение №1

Учащиеся смотрят презентацию.

Дети выбирают театр для посещения.

5

3

Этап выявления места и причины затруднения

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

     Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

(показ презентации)

Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей  учеников.

5

4

Этап построения проекта выхода из затруднений

В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется?  На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».

Уч.ся отвечают  на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

 место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

5

5

Этап реализации построенного проекта

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления.  Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт

И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

6-7

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Наконец-то  на нашей сцене появились артисты балета!

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

  1. Музыкально-пластическая импровизация : принцесса Аврора и принц Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да)  Как называется этот танец? (Вальс).

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

6-7

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

     

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

Второсте-пенная

главная

оркестр

симфонический

симфони-

ческий

                   либретто

5

8

Этап включения в систему знаний и повторения

Синквейн Балет

(составляется  учениками совместно с учителем):

5

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63;

составить кроссворд на тему БАЛЕТ;

По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43;

Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)

Домашнее задание комментируется и даются пояснения.

2

                                                            Приложение №1

              Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на  сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.  

           Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были  придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка  стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.  

       После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

       Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

Приложение №2 Использование ЭОР.

  1. http://images.yandex.ua/ - картинки
  2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.
  3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам
  4. http://festival.1september.ru/subjects/28/-фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК
  5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК

Заместитель руководителя ОО                             Золотухина Т.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс

Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....