Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Скокнина Оксана Васильевна

Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»        

г. Ангарска

Сценарий урока

ОУ:

МБОУ «СОШ №17»

учитель:

Скокнина Оксана Васильевна

предмет:

музыка

класс: 5 а

дата: 07.12.2018

программа:

Музыка Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г

тема урока:

«Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет»

цели урока:

предметная:

формирование представления о балете;

дать  понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер,  вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа.

метапредметная:

формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ

личностная:

формирование музыкальной  культуры и навыков вокально-хорового пения

формируемые универсальные учебные действия:

познавательные:

участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

регулятивные:

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

личностные:

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

оборудование:

ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки

образовательная технология

технология личностно-ориентированного обучения

методы и приемы:

частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования,  соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема».

компоненты ИКТ:

демонстрация презентации, видеофрагментов

тип урока:

урок изучения нового материала

структура урока и регламент:

название этапа (элемента) урока

мин.

1.

Организационный момент, мотивация, целеполагание

5

2.

Актуализация знаний

3

3.

Освоение нового материала

20

4.

Закрепление знаний

10

5.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

7

информационные источники:

Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская


         Сценарий урока        

Тема урока:  «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет»

Ход  урока

  1. Организационный момент, мотивация, целеполагание

Вход в класс. Музыкальное приветствие

Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:

Слайд 1

«Меню» в театре составляют

 На весь сезон из разных пьес.

 И только то, в него включают,

Что вызывает интерес?  (репертуар)

Слайд 2

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами? (дирижёр)

Слайд 3

В нашем театре выступает,

Словно бабочка порхает,

Кружится и вверх взлетает.

Что за чудная картина?

Кто танцует?    (балерина)

Слайд 4

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)        

Тема урока: «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.

1) Узнать, что такое балет?

2) Выяснить, кто создает балет,  поистине создавая чудо –  сказочное,  незабываемое, яркое, неповторимое?

3) Познакомиться с  лучшими танцорами и балетмейстерами.

4) Узнать особенности балетного костюма.

  1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».

Демонстрация видеофрагмента – задания.

  • О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
  • Назовите главных героев.
  • Каковы признаки оперы?
  • Как называют исполнителей?
  1. Освоение нового материала - знакомство с балетом

Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.

Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.

Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

-Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)

- Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

Задание №1.

- У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

- Выполним это задание в парах.

(Дети составляют на партах определение балета)

А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.

Балет -  вид  сценического искусства,  где  неразрывно связанны между собой музыка и танец.

Запишите определение в тетрадь.

Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).

Слайд 5

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда  он назывался  опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Слайд 6

Во  Франции  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.

Слайд7
          Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

- А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.

Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем  стал музыкальным –
Уже  в балет попал.
Придумал  же Чайковский – 
И я затанцевал!!!
И с дядей  Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди  других игрушек.
Я был не слишком мил: 
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я, 
Врагами были мыши - 
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра...

-Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик) 

- Да верно, это балет «Щелкунчик».

Слушание музыки

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» - 2 мин.

Ответьте на вопросы:

- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

-Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.

- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.

- Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь.

Задание №2.

Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

(Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)

У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.

Итак, что у нас получилось? Проверим.

Слайд 8

Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)

Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев

Кордебале́т  — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера

Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром

Композитор – сочиняет музыку

– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.

– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер)  ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР

Либретто - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.

Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

1.Хор

2.Солисты

3.Дуэты

В балете также могут выступать один, два и более актёров.

Слайд 9

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА

В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.

Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах

У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Физминутка. И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета  красиво исполнить плавный танец.  Спасибо! У вас отлично получилось!

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.

Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.

Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.

- Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.

Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

  1. Закрепление знаний

- Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и  разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева,  слова Ильи  Резника, исполняет Алла Пугачева.

Слушание песни. Метод фонопедических упражнений

Учащиеся слушают песню

Вокально-хоровая работа

1. Артикуляционная гимнастика

2.Упражнения на дыхание

3.Вокально-хоровые упражнения

4.Разучиваем 1 куплет и припев

1 куплет

Я снова вижу голубой, далекий свет,

Прекрасным принцем мне является балет,

Он позолоченную туфельку дает

И за собою в мир загадочный ведет.

Припев:

И вот взлетаю, я взлетаю высоко,

Паря над прожитым

Свободно и легко.

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только музыке подвластна я одной.

Балет, балет, балет,

Души призывный звук.

Балет, балет, балет,

Несбыточный мой друг.

Мой самый ясный взор,

Мой самый легкий вздох.

Балет, ты с давних пор -

Мой Бог, мой Бог.

исполнение учащимися 1 куплета и припева

А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.

Тест по теме «Балет»

1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:

А. Опера

Б. Мюзикл

В. Балет

2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:

А. Пуанты

Б. Адажио

В. Увертюра

3.Балетмейстер - это:

А. Постановщик балета

Б. Постановщик танцев

В. Прекрасный исполнитель

4. Родина балета:

А.Франция

Б. Италия

В. Россия

5. Много танцующих в балете:

А. Вариации

Б. Кордебалет                

В. Пляски

6.Он пишет сценарий балета языком слов:

А. Либреттист

Б. Пианист

В. Писатель

7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:

А. Баркарола

Б. Пачка

В. Пюпитр

(Ответы: ; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)

  1. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить - 5 баллов;
  • Я хорошо понял(а)  материал - 4 балла;
  • Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины - 3 балла.
  • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении - 2балла

Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»

Самооценка

Оценка работы в паре

Оценка учителя (выставляет учитель)

Вывод по уроку:

Балет -  вид  сценического искусства,  где  неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто - это сценарий или сюжет балета.

Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.

Рефлексия:

 «Музыкальный тест»

По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко -  значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).

Домашнее задание.

1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.

Заполнить таблицу:

Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

симфонический оркестр

симфонический оркестр

Хореография

есть

Второстепенная роль

Литературная основа спектакля

либретто

либретто

2. Нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Спасибо за активную работу на уроке!

Технологическая карта к уроку

№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1. Ориентационно–мотивационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указать на то, что учащихся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся: фиксация  отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность.  

Ставятся познавательные задачи в виде загадок о новой теме урока. Учащиеся угадывают тему и записывают в тетрадь. Учитель отмечает, что тема является продолжением путешествия в музыкальный театр.  Учащиеся сами ставят цели урока.

2. Операционно-исполнительный этап

Дать учащимся представление о балете, как виде сценического искусства; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки музицирования, активного слушания и воспроизведения.

Работа над изучаемым материалом.

  1. Объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации. Восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.
  2. Работа учащихся в парах с карточками. Учитель  организует работу над выполнением задания, с использованием учебной литературы, презентации, видеоматериалы.  Обучающиеся записывают определения, делают выводы,  решают задания
  3. Слушание музыки. Видеофрагменты и задания к ним.
  4. Физкультминутка
  5.  Выступление учащихся с докладами (презентации)

3.Конструктивно-оценочный этап

Закрепление полученных знаний и умений. Проверка  глубины, понимания учащихся нового материала.

Повторение всего пройденного на уроке материала. Слушание песни. Метод фонопедических упражнений. Учащиеся слушают песню и исполняют. Выполняют экспресс тест о балете. Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем («лист самооценки»)

Фронтальный контроль усвоения материала хоровое пение.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Сообщение учащимся о домашнем задании,  подведение итогов урока, оценивание и  рефлексия.

Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы.  Обучающиеся записывают домашнее задание. Выставляются  оценки в «лист самооценивания». Проводят рефлексию.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить.-5 баллов;
  • Я хорошо понял материал; -4 балла;
  • Я хорошо понял только часть материала. Наверное, я не смогу определить произведение сам - 3 балла.
  • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении - 2балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второе путешествие в театр. Балет.

Разработка урока  музыки 5 классВторое путешествие в театр. Балет. Эпиграф урока:Классический балет  есть замок красоты....

Рабочий лист для учащегося по теме "Второе путешествие в театр: Балет" 5 класс

В данной карте учащийся работает на протяжение урока,формулирует  и записывает тему  укрока,цель урока формулирует для себя,а в конце урока вернется к ней и проанализирует,достиг он цели . О...

Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....