Главные вкладки

    Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс
    план-конспект урока по музыке (5 класс)

    Скокнина Оксана Васильевна

    Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №17»        

    г. Ангарска

    Сценарий урока

    ОУ:

    МБОУ «СОШ №17»

    учитель:

    Скокнина Оксана Васильевна

    предмет:

    музыка

    класс: 5 а

    дата: 07.12.2018

    программа:

    Музыка Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г

    тема урока:

    «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет»

    цели урока:

    предметная:

    формирование представления о балете;

    дать  понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер,  вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа.

    метапредметная:

    формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ

    личностная:

    формирование музыкальной  культуры и навыков вокально-хорового пения

    формируемые универсальные учебные действия:

    познавательные:

    участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

    регулятивные:

    осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций

    коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

    личностные:

    формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

    оборудование:

    ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки

    образовательная технология

    технология личностно-ориентированного обучения

    методы и приемы:

    частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования,  соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема».

    компоненты ИКТ:

    демонстрация презентации, видеофрагментов

    тип урока:

    урок изучения нового материала

    структура урока и регламент:

    название этапа (элемента) урока

    мин.

    1.

    Организационный момент, мотивация, целеполагание

    5

    2.

    Актуализация знаний

    3

    3.

    Освоение нового материала

    20

    4.

    Закрепление знаний

    10

    5.

    Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

    7

    информационные источники:

    Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская


             Сценарий урока        

    Тема урока:  «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет»

    Ход  урока

    1. Организационный момент, мотивация, целеполагание

    Вход в класс. Музыкальное приветствие

    Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:

    Слайд 1

    «Меню» в театре составляют

     На весь сезон из разных пьес.

     И только то, в него включают,

    Что вызывает интерес?  (репертуар)

    Слайд 2

    Кто невежливый такой:

    Повернулся к нам спиной,

    Стал размахивать руками

    Прямо в зале перед нами? (дирижёр)

    Слайд 3

    В нашем театре выступает,

    Словно бабочка порхает,

    Кружится и вверх взлетает.

    Что за чудная картина?

    Кто танцует?    (балерина)

    Слайд 4

    Со звонком он в зал придет,

    Место нужное займет.

    Посмотрев спектакль хороший

    Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

    Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)        

    Тема урока: «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.

    1) Узнать, что такое балет?

    2) Выяснить, кто создает балет,  поистине создавая чудо –  сказочное,  незабываемое, яркое, неповторимое?

    3) Познакомиться с  лучшими танцорами и балетмейстерами.

    4) Узнать особенности балетного костюма.

    1. Актуализация знаний

    На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».

    Демонстрация видеофрагмента – задания.

    • О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
    • Назовите главных героев.
    • Каковы признаки оперы?
    • Как называют исполнителей?
    1. Освоение нового материала - знакомство с балетом

    Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.

    Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.

    Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

    -Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)

    - Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

    Задание №1.

    - У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

    - Выполним это задание в парах.

    (Дети составляют на партах определение балета)

    А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.

    Балет -  вид  сценического искусства,  где  неразрывно связанны между собой музыка и танец.

    Запишите определение в тетрадь.

    Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).

    Слайд 5

    Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда  он назывался  опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

    Слайд 6

    Во  Франции  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.

    Слайд7
              Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

    - А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.

    Сначала жил я в сказке,
    Что Гофман написал.
    Затем  стал музыкальным –
    Уже  в балет попал.
    Придумал  же Чайковский – 
    И я затанцевал!!!
    И с дядей  Дроссель Меиром
    Был приглашён на бал.
    Среди  других игрушек.
    Я был не слишком мил: 
    Уродлив, непригляден,
    Огромный рот, мундир…
    И для забавы ради
    Колол орехи я, 
    Врагами были мыши - 
    Солдатики – друзья.
    Лишь сердце трепетало:
    “Когда же, наконец,
    Исчезнут злые чары,
    Придёт мышам конец?”
    И победить проклятье
    Поможет только та,
    Чьё сердце отзовётся
    На зов любви, добра...

    -Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик) 

    - Да верно, это балет «Щелкунчик».

    Слушание музыки

    Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» - 2 мин.

    Ответьте на вопросы:

    - Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

    -Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.

    - Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

    Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.

    - Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь.

    Задание №2.

    Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

    (Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)

    У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.

    Итак, что у нас получилось? Проверим.

    Слайд 8

    Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)

    Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев

    Кордебале́т  — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера

    Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром

    Композитор – сочиняет музыку

    – Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.

    – Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер)  ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР

    Либретто - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.

    Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

    1.Хор

    2.Солисты

    3.Дуэты

    В балете также могут выступать один, два и более актёров.

    Слайд 9

    В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

    В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

    В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА

    В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР

    В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.

    Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах

    У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

    Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

    Физминутка. И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета  красиво исполнить плавный танец.  Спасибо! У вас отлично получилось!

    Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.

    Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.

    Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.

    - Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.

    Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».

    Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

    1. Закрепление знаний

    - Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и  разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева,  слова Ильи  Резника, исполняет Алла Пугачева.

    Слушание песни. Метод фонопедических упражнений

    Учащиеся слушают песню

    Вокально-хоровая работа

    1. Артикуляционная гимнастика

    2.Упражнения на дыхание

    3.Вокально-хоровые упражнения

    4.Разучиваем 1 куплет и припев

    1 куплет

    Я снова вижу голубой, далекий свет,

    Прекрасным принцем мне является балет,

    Он позолоченную туфельку дает

    И за собою в мир загадочный ведет.

    Припев:

    И вот взлетаю, я взлетаю высоко,

    Паря над прожитым

    Свободно и легко.

    И только звезды кружат в небе надо мной,

    И только звезды кружат в небе надо мной,

    И только музыке подвластна я одной.

    Балет, балет, балет,

    Души призывный звук.

    Балет, балет, балет,

    Несбыточный мой друг.

    Мой самый ясный взор,

    Мой самый легкий вздох.

    Балет, ты с давних пор -

    Мой Бог, мой Бог.

    исполнение учащимися 1 куплета и припева

    А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.

    Тест по теме «Балет»

    1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:

    А. Опера

    Б. Мюзикл

    В. Балет

    2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:

    А. Пуанты

    Б. Адажио

    В. Увертюра

    3.Балетмейстер - это:

    А. Постановщик балета

    Б. Постановщик танцев

    В. Прекрасный исполнитель

    4. Родина балета:

    А.Франция

    Б. Италия

    В. Россия

    5. Много танцующих в балете:

    А. Вариации

    Б. Кордебалет                

    В. Пляски

    6.Он пишет сценарий балета языком слов:

    А. Либреттист

    Б. Пианист

    В. Писатель

    7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:

    А. Баркарола

    Б. Пачка

    В. Пюпитр

    (Ответы: ; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)

    1. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

    Памятка для самооценки:

    Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

    • Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить - 5 баллов;
    • Я хорошо понял(а)  материал - 4 балла;
    • Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины - 3 балла.
    • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении - 2балла

    Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»

    Самооценка

    Оценка работы в паре

    Оценка учителя (выставляет учитель)

    Вывод по уроку:

    Балет -  вид  сценического искусства,  где  неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто - это сценарий или сюжет балета.

    Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.

    Рефлексия:

     «Музыкальный тест»

    По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко -  значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).

    Домашнее задание.

    1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.

    Заполнить таблицу:

    Вид деятельности

    БАЛЕТ

    ОПЕРА

    Пение

    нет

    есть

    Музыка

    симфонический оркестр

    симфонический оркестр

    Хореография

    есть

    Второстепенная роль

    Литературная основа спектакля

    либретто

    либретто

    2. Нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

    Спасибо за активную работу на уроке!

    Технологическая карта к уроку

    № этапа

    Дидактическая задача этапа

    Содержание этапа

    1. Ориентационно–мотивационный этап

    Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указать на то, что учащихся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

    Музыкальное приветствие учителя и учащихся: фиксация  отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность.  

    Ставятся познавательные задачи в виде загадок о новой теме урока. Учащиеся угадывают тему и записывают в тетрадь. Учитель отмечает, что тема является продолжением путешествия в музыкальный театр.  Учащиеся сами ставят цели урока.

    2. Операционно-исполнительный этап

    Дать учащимся представление о балете, как виде сценического искусства; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки музицирования, активного слушания и воспроизведения.

    Работа над изучаемым материалом.

    1. Объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации. Восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.
    2. Работа учащихся в парах с карточками. Учитель  организует работу над выполнением задания, с использованием учебной литературы, презентации, видеоматериалы.  Обучающиеся записывают определения, делают выводы,  решают задания
    3. Слушание музыки. Видеофрагменты и задания к ним.
    4. Физкультминутка
    5.  Выступление учащихся с докладами (презентации)

    3.Конструктивно-оценочный этап

    Закрепление полученных знаний и умений. Проверка  глубины, понимания учащихся нового материала.

    Повторение всего пройденного на уроке материала. Слушание песни. Метод фонопедических упражнений. Учащиеся слушают песню и исполняют. Выполняют экспресс тест о балете. Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем («лист самооценки»)

    Фронтальный контроль усвоения материала хоровое пение.

    4. Рефлексивно-оценочный этап

    Сообщение учащимся о домашнем задании,  подведение итогов урока, оценивание и  рефлексия.

    Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы.  Обучающиеся записывают домашнее задание. Выставляются  оценки в «лист самооценивания». Проводят рефлексию.

    Памятка для самооценки:

    Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

    • Я много работал на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить.-5 баллов;
    • Я хорошо понял материал; -4 балла;
    • Я хорошо понял только часть материала. Наверное, я не смогу определить произведение сам - 3 балла.
    • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении - 2балла


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок немецкого языка "Большой театр", 11 класс

    Здесь представлен конспект урока аудирования по теме "Большой театр" для 11 класса с презентацией в программе SMART Notebook....

    Урок "Знакомство с музыкальным театром" 2 класс

    Краткое описание:  Урок проводится во 2 классе, III четверть. Раздел "В музыкальном театре". Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, детской опере. Использу...

    Второе путешествие в театр. Балет.

    Разработка урока  музыки 5 классВторое путешествие в театр. Балет. Эпиграф урока:Классический балет  есть замок красоты....

    Рабочий лист для учащегося по теме "Второе путешествие в театр: Балет" 5 класс

    В данной карте учащийся работает на протяжение урока,формулирует  и записывает тему  укрока,цель урока формулирует для себя,а в конце урока вернется к ней и проанализирует,достиг он цели . О...

    Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

    Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

    Технологическая карта урока второго иностранного языка (немецкого) 5 класс: Числительные от 21 до 1000

    Технологическая карта создана в поддержку учителям немецкого языка, преподающим немецкий как второй иностранный язык (после английского).Данная карта, с полным описанием хода урока, содержит большое к...