Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Губа Оксана Николаевна

 

Разработку урока по географии  выполнила: Губа Оксана Николаевна,

учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1».

 

Данный урок разработан в соответствиипримерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Тема урока:      «ПК  России. Урал. Особенности природы»   8 класс

Тип:комбинированный урок.

Цели:

Образовательные:

1.Показать своеобразие природного района- Урала.

2.Развивать знания о причинно-следственных связях в природе.

3.Развивать знания о причинно-следственных связях в природе

 

Развивающие:

  • Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;
  • развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;
  • развивать умения обозначать географические объекты на контурной карте;
  • развивать у школьников системное географическое мышление
  • .

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма.
  • формировать активную жизненную позицию.

Оборудование:

- Электронная презентация

- Атлас России

-  контурные карты

Учебник:И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2010г

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pk_rossii._ural..docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Природные комплексы России. Урал. Особенности природы»

Ход урока:

Учитель:

        -Какие ПК выделяют на территории  России?
           - Какие мы изучили?                                                                                      (слайд №1)
        - Предлагаю проверить свои знания по ранее изученным комплексам.

Географический диктант:

В-I 2,3,6,7,8                                                 Критерии оценок
                                                                    «5» - 1-0 ошибок
B-II -1,4,5,9,10                                            «4» - 2-3 ошибки
                                                                    «3» - 4-5 ошибок.

Открыть правильные ответы                                                                                    (слайд №2)

       - Ребята, на доске географические  названия. Определите, на какой из изученных территорий они располагаться?                                                                                                            

                                                                                                                                 (слайд №3)

                                       1.р. Волга
                                      2.г. Москва
                                      3.р. Обь
                                      4.оз. Байкал
                                      5.влк. Ключевская Сопка
                                      6.г. Ямантау
                                      7.долина гейзеров

       -Чтобы определить, где располагаться объект №6 постарайтесь отгадать мою загадку:

                                           -К торжественному крику                                               (слайд № 4)
                                           Прибавь согласный звук.
                                        Чтоб протянулись горы с севера на юг  

                                                                                         (Урал)                                    (слайд №5)

    - Итак, ребята, о каком природном комплексе России пойдет сегодня речь?   (Урал)  

     - Запишите тему в тетрадь:
 
Тема: ПК России: Урал. Особенности природы                                              (слайд №6)

       -  Подумайте , что мы должны знать по данной теме урока.

План:            

                        1.Особенности ФГП.                                                                       (слайд №7)                                          
                       2. Рельеф и его особенности
                       3. Полезные  ископаемые.
                       4. Климат и его особенности.

  Умения:    продолжить формирование умений работать с картами, учебником,                устанавливать взаимосвязи.

План урока понятен?

Приступаем в его реализации.

    Происхождение гор Урала                                                                       (слайд №8)    

Итак, наша первая  задача определить Г.П. Урала
  - Какую  карту будем использовать для этого?     (физ. России)           (слайд №9)        

Особенности Г.П. :         1.протянулся с севера на юг по 60 в. д.               (слайд №10)
                                         2. На границе м/у Европой и Азией
                                         3. На границе Русской и Западной  Сибири. Равниной
                                         4. На границе р. Волги и Оби
                                         5. На границе умеренного  и континентального  климата
                                         6. Между двумя платформами.

   - Работая с картой, определите  в (градусах) протяженность с С-на-Ю и с З-на-В.

 Итак, мы определили особенности Г.П. Урала.
   Переходим к следующей.

Какие карты помогут составить характеристику рельефа?
     Т.к. рельеф тесно связан с тектоническим строением, давайте обратимся к тектонической карте.                                                                                            (слайд №11)

       - Обратите внимание, в какую складчатость образовался Урал? (герцинскую)

   -  В какую эру она происходила?

       - Это древние горы. В мезозое и начале кайнозоя произошло их   разрушение, а в кайнозойскую он вторично поднялся, но на не большую высоту. Горы испытали глыбово -вертикальные движения и стали складчато - глыбовыми.  

                                                                                                                                (слайд №12-13)
    - В дальнейшем они испытали сильное физ. Выветривание. Горы разрушились. Каменистые россыпи, которые образовались на вершинах сползали с гор в долины образуя каменистые реки – курумы.                                                                                                                                                                                                                                                                                     - Ребята, рассмотрите физ. Карту Урала и орографическую схему в учебнике стр. 67. Что вы можете сказать о внешнем виде этих гор.  а) старые, невысокие, разрушенные горы
                                                            б) хребты располагаются || друг другу,
                                                             вытянуты с  С - на –  Ю                        (слайд №11-16)

             Между ними располагаются продольные и поперечные долины. И только один хребет не пересечен поперечными долинами – это Водораздельный хребет.
                                                                                     в) имеют округлые вершины

     Над вершинами иногда возвышаться останца, имеющие причудливые очертания, а в приполярном Урале имеются и остроконечные вершины                        (слайд №18)

   

   -  Используя карты, посмотрите внимательно и скажите на какие части делиться Урал с С.- на Ю.  (Полярный, Приполярный , Северный , Средний , Южный )              

Сравните рельеф частей Урала.                                                                        (слайд №19)

    - Назовите самую высокую точку Урала. Нанесите её на карту.              (слайд №20)  

   -  Назовите самую высокую точку южной части Урала (г. Ямантау)

   - Какой вывод сделаете о высоте?                  (не  высокие)

   - А теперь внимательно рассмотрите строение гор с З-В и ответьте : как вы думаете это симметричные или ассиметричные горы.    Почему вы там решили?              (слайд №21)    

     Урал – ассиметричные горы, т.к. западный склон пологий, а восточный крутой.

Итак,  подведем итог решению II задачи урока:

Горы Урал  складчато – глыбовые, герцинской складчатости, старые разрушенные, невысокие, ассиметричные.

С рельефом и геологическим строением тесно связаны полезные ископаемые. (слайд №22)

     - Обратите внимание на карту полезные ископаемые и скажите,  какими видами  горных пород по происхождению сложены горы Урал?
         (осадочными – нефть и газ,  магматические - руды)

      - Обговорите в паре друг с другом,  какой вы можете сделать вывод об обеспеченности данной территории полезными ископаемыми?  (Урал богат минеральными ресурсами)

Да, здесь сосредоточены почти все элементы таблицы Менделеева.

        - Подумайте, а чем объяснить такое разнообразие рудных и не рудных п/и Урала?
         (Это  связанно с рельефом и  геологией.  О них мы уже говорили )

У вас на столе карточки с названием самых крупных месторождений Урала. Нанесите их на к/к.

Минеральные ресурсы используются очень давно, а некоторые находятся  на большой глубине. Поэтому их необходимо охранять и рационально использовать.      ( слайд №23)

   С этой целью на Урале создан Ильменский минеральный заповедник.  

Итак, справились мы с данной задачей урока. Переходим к следующей.

  1. Подумайте и ответьте, скажется ли ГП Урала на его климате (да)
  2.  Какой будет в общем климат Урала (разнообразный)
  3. Подумайте, в каких направлениях он будет изменяться (С-Ю; З-В; и с высотой)
  4.  Какая карта нам поможет изучить климат Урала                   (слайд №24)

Теперь нам предстоит доказать, что климат изменяется с С на Ю и З-В.

Для этого выполните задание в тетради.  По картам в уч. Стр. 62-63, определите :

ср.-tя  и               в    северной и   южной  части Урала.

ср.t и                            

Определите, как распределены осадки: в Предуралье, в Зауралье; чем это объяснить?

Какие особенности климата Урала можно выделить?( разнообразный, изменяется с С.на Ю. и с З.на В.)

Справились мы с поставленными задачами урока?  Какой этап урока для вас был трудным?

Закрепление материала.                                                                               (слайд №25)                                                             

Рефлексия.

Домашнее  задание: текст учебника, анализ карт.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок в 8 классе по теме: "Разнообразие природных комплексов России"

На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять ...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Разработка урока "Топливно-энергетический комплекс России" 9 класс

Разработка урока с применением ЦОР по географии в 9 классе....

Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)

Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися  основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России

Тест на тему "Природные комплексы России" для учеников 8 класса....