Разработка урока по теме "Смута"
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Презентация и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smuta.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глава I: Россия на рубеже XVI-XVII веков

Тема урока: Смута

Класс: 7

Цель урока: изучить  причины и основные события смуты.

Обучающая цель: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, закрепить знания об основных событиях Смутного времени,

Развивающая цель: развить навыки  работы с текстами источников, исторической литературы и учебника, умение анализировать, находить ответы на вопросы, обобщать и делать выводы.

Воспитательная цель: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы

Тип урока – урок введения новых знаний

План урока: 

1. Что такое “смута”.

2. Причины Смуты.

3. Основные события смуты.

Применяемые методы: методы проблемного обучения (исследование и совместное решение проблемы), работа в паре, индивидуальная работа.

Педтехнологии: технология проблемного обучения, исследовательский метод обучения.

Используемые средства обучения: Учебник. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, конец XVI-XVIII век, рабочие листы с документами, слайдовая презентация урока, конпетентностно-ориентированные задания по теме урока, лист самооценки ученика, критерии оценки учебных заданий на уроке.

Компетенции: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Структура урока: Продолжительность урока – 40 минут

Организационный момент. (1 минута)

Актуализация знаний. (5 минут)

Введение в тему урока. (2 минуты)

Целеполагание (2 минуты)

Изучение нового материала. (20 минут)

Закрепление (5 минуты)

Рефлексия (3 минут)

Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока.

I. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята. С чего начинается день?  - С физзарядки.

А мы начнем с «Исторической зарядки», «Интеллектуальной разминки» - вспомним то, что знаем по предыдущей теме.

II. Актуализация знаний

Работа с документом. (Приложение 1) (Слайд 1)

Идет актуализация знаний учащихся, усиливающаяся в приеме “верные и неверные утверждения”. Сначала идет заполнение таблицы самостоятельно, а затем итоги обсуждаются в классе в целом.

III. Введение в тему урока

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник - День Народного единства или День примирения и народного согласия.

Что вы знаете об этом празднике? Кто знает, каким историческим событиям посвящен этот день? (обсуждение)

Этот день выбирался нашим правительством как день победы народного ополчения в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. 4 ноября 1612 г. российские народные войска штурмом взяли Китай-город, освободили Москву. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. Освобождение Москвы – это окончание тех событий, о которых мы будем говорить сегодня. Мы перенесемся во времени в эпоху, которая предшествовала данным событиям. У нас пойдет речь об одном из сложнейших периодов истории России, который принято называть Смутные времена или просто Смута

 (Слайд 3).  Факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и причины начала Смутного времени.

IV. Целеполагание

      Как вы думаете, ребята, что мы должны изучить на уроке? (Обсуждение)

Сегодня на уроке мы выясним, что такое Смута, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в., познакомимся с основными событиями этого периода.

V. Изучение нового материала.

1. Определение понятия «смута».

В исторической науке нет точного определения смуты. Долгое  время этот период называли лихолетьем. Но в исторической науке сохранилось описание этого периода.         (Слайд 4).

 Вы видите, отмечены разные аспекты этого драматического периода, что ещё раз подчёркивает сложность проблемы. Но нам предстоит выбрать то определение, которое глубже и конкретнее раскрывает содержание.

Что же это за период? Проанализируйте документы (Приложение 2), сформулируйте определение понятию «Смута». ( Работа в парах)

(Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.) (Слайд 5)

Оценивание: Наиболее точная формулировка – 2 балла

                       Не точная – 1 балл.

                       Нет формулировки – 0 баллов.

2. Причины смуты.

Учитель читает стихотворение.

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат,

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва!

- Так видятся причины Смуты русскому поэту начала XX века Кузьмину. Нам же предстоит выдвинуть свою версию причин. И сделаем мы это, опираясь на мнения известных русских историков, на документы. Обратите своё внимание на рабочие листы (Приложение 3), выберите близкую вам точку зрения и определите причины Смуты. Создайте кластер по теме «Причины смуты». (Слайд 6) (Работа индивидуальная)  Оценивание: Правильно названы все причины – 5 баллов;

                       Есть неточности – 4 балла;

                       Не все причины названы – 3 балла.

                       Не указаны причины – 0 баллов

Учитель: Итак, причины названы. С чем мы сейчас должны познакомиться? Правильно, с основными событиями смуты.

3.Основные события смуты.

Работать будем  с учебником в парах. Каждая пара получает карточки с заданиями. Вы самостоятельно ищите ответы на вопросы в учебнике и исторической литературе. Затем представляете свои ответы. (Исследование материала по вопросам)

Задание 1. Лжедмитрий I  (Слайд 7) (Приложение 4)

Кто и почему его поддержал?

Учитель: бесчинства поляков, которых привел с собой Лжедмитрий, привели к восстанию и убийству самозванца. Власть захватил В.Шуйский. (Слайд 8)  В его правление ознаменовано мощнейшим восстанием Болотникова и появлением второго самозванца.

Задание 2. Восстание И. Болотникова  (Слайд 9)

1) Почему восстание приобрело такой большой размах? Почему Болотникова поддержали широкие слои населения?

2) Можно ли считать восстание крестьянской войной?

Учитель: многие города и уезды признали власть Лжедмитрия II , но очень скоро его действия вызвали возмущение и оттолкнули от него многих сторонников. Почему?

Задание 3. Лжедмитрий II («Тушинский вор»)  (Слайд 10)

Какие слои и почему выступили против Лжедмитрия II ?

Учитель: в 1609 году началась открытая польско-шведская интервенция, еще больше усугубившая бедствия народа.

Задание 4. Открытая интервенция (Слайд 11)

1)Что такое военная интервенция? Какие города захватили поляки, какие города захватили шведы?

2) Кто был приглашен на русский престол? Как вы оцениваете этот поступок бояр?

2.Бояре пригласили на русский престол польского королевича Владислава. Этот поступок можно расценивать как предательство.

Учитель: все эти события не могли не сказаться на нравах и поступках людей.

Задание 5. Нравы Смутного времени  (Слайд 12)

    Какой была жизнь людей в период Смуты? Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

        Молодцы, на все вопросы ответили. Каждый добавьте себе в оценочный лист по 2 балла.

V. Закрепление 

Все поставленные задачи мы выполнили, достигли ли цели? Проверим. Для этого выполним тест (Приложение 5), используя ключ, проверим и выставим баллы.

5. Какие события Смуты вызвали у Вас наибольшее возмущение и почему?

VI. Рефлексия

А сейчас поработаем творчески. (Слайд 13) Создайте синквейн с понятием «Смута». Представьте свою работу, вы согласны с таким представлением этого периода?

Хорошо, поставьте себе по 2 балла.

VII. Домашнее задание (Слайд 14): параграф 2 учебника.

Написать мини-сочинение размышление на тему «Роль Смуты в истории России».

    Задания по выбору:  Составить кроссворд; Составить тесты;

Ну а сейчас оцените свою работу на уроке, заполните небольшую анкету (Приложение 5). (Слайд 15)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Подведем итог: в оценочном листе подсчитайте количество баллов. Поставьте себе соответствующую оценку. (Приложение 6)

Приложение № 1.

УТВЕРЖДЕНИЯ

В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ

В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ

1. Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей.

2. Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием.

3. Король Польши помогал Лжедмитрию 1 своими войсками.

4. Лжедмитрия I называли «тушинским вором».

5. Следующим после Лжедмитрия II правителем страны стал Василий Шуйский.

6. Женой обоих самозванцев была полячка Марина Мнишек.

7. Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава.

8. Народное ополчение против польских войск возглавили К.Минин и Д.Пожарский.

9. Смута закончилась избранием на престол Михаила Романова.

10. Михаил Романов являлся родственником последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича.

Приложение № 2.

«Смута – это несчастная случайность, вызванная послаблением царя Фёдора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа».                   Н. М. Карамзин

«Смута – это нравственное и моральное разложение общества».        С. М. Соловьёв

«Смута – это социальная рознь, пресечённая национально-освободительным движением».

                                                                                                             В.О. Ключевский                                                                      

«Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения».

                                                                                 В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов

«Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.»

                                              И. И.Смирнов, В. И. Буганов, В. И. Корецкий и др.

Сформулируйте определение понятию «Смута». 

Оценивание: Наиболее точная формулировка – 2 балла

                       Не точная – 1 балл.

                       Нет формулировки – 0 баллов.

Лист самооценки ученика.

Задание

Критерии оценки учебных заданий

на уроке.

Оценка

1. Личный зачёт: актуализация, заполнение таблицы

Количество правильных ответов

2.Работа в парах: Определение понятия «смута».

Наиболее точная формулировка – 2 балла

                                      Не точная – 1 балл.

                       Нет формулировки – 0 баллов.

3.Личное первенство: Причины смуты.

Правильно названы все причины – 5 баллов;

                             Есть неточности – 4 балла;

              Не все причины названы – 3 балла.

                     Не указаны причины – 0 баллов

4. Работа в парах:

Основные события смуты.

Каждый добавьте себе в оценочный лист по 2 балла.

5.Личный зачёт:

Тест

1 балл за каждый правильный ответ

6.Командная игра: Синквейн

Каждому по 2 балла.

Приложение № 3.

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Группа 1.

Причины Смуты.

 Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты.

***

    В 1601 году начался великий голод, который продолжался три года; мерка зерна, которая продавалась раньше за пятнадцать су [0,75 ливра], продавалась за три рубля, что составляет почти двадцать ливров. В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными, ибо было довольно привычно видеть, как муж покидал жену и детей, жена умерщвляла мужа, мать — детей, чтобы их съесть... Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более ста двадцати тысяч человек... (Жак Маржере)

***

Мнение современного историка Р.Г. Скрынникова:

«Младший сын Ивана Дмитрий страдал эпилепсией. Недуг был неизлечим, и шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет, оставит наследника, были невелики.

Со времени Н.М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия стало своего рода традицией. "Злодейское убийство" не зримо присутствует в главных сценах пушкинской трагедии Борисе Годунове.

Младший сын Грозного, царевич Дмитрий, погиб в Угличе полдень 15 мая 1591 г. Повести и сказания Смутного времени заполнены живописными подробностями его убийства. Но среди их авторов не было ни одного очевидца угличских событий.

Следственные материалы свидетельствовали о непричастности Бориса к смерти царевича.

К моменту смерти царевича не исчезла полностью возможность рождения законного, наследника в семье Федора. Никто не мог точно предсказать, кому достанется трон. Из ближних родственников царя наибольшими шансами обладал не Годунов, ими обладали Романовы.

Ситуация, сопутствовавшая угличским событиям, носила критический для правительства характер. Над страной нависла непосредственная угроза вторжения шведских войск и татар. Достаточно было малейшего толчка, народ поднялся на восстание, которое для Годунова могло кончиться катастрофой.

В такой обстановке гибель Дмитрия явилась для Бориса событием нежелательным и, более того, крайне опасным. Факты опровергают привычное представление, будто устранение младшего сына Грозного было для Годунова политической необходимостью»

***

Чин от чину начал выше восходить, а невольные к свободе стремились

Приложение № 3.

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Группа 2.

Причины Смуты.

Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты. Разделите их по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

***  

   Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето [1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. («Новый летописец»)

***

   15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого дворца; на звон набатного колокола сбежалась большая толпа угличан; подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председательством боярина князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение, что царевич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в тычку» с другими детьми. Тогда правительство строго наказало угличан за бунт и самоуправство. Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти, бездетного Федора.

   В январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. (С. Г. Пушкарев Обзор русской истории)

***

   Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)

Приложение № 4.

Задание 1. Лжедмитрий I  

Кто и почему его поддержал?

Ответ учеников: Лжедмитрия поддержали поляки, мечтавшие о русских землях; все слои русского населения: дворяне, крестьяне, холопы, посадские люди, ожидавшие облегчения своего положения, часть бояр, недовольных Б.Годуновым.

Приложение № 4.

Задание 2. Восстание И. Болотникова  

1) Почему восстание приобрело такой большой размах? Почему Болотникова поддержали широкие слои населения?

2) Можно ли считать восстание крестьянской войной?

Приложение № 4.

Задание 3. Лжедмитрий II («Тушинский вор»)  

Какие слои и почему выступили против Лжедмитрия II ?

Приложение № 4.

Задание 4. Открытая интервенция

1)Что такое военная интервенция? Какие города захватили поляки, какие города захватили шведы?

2) Кто был приглашен на русский престол? Как вы оцениваете этот поступок бояр?

Приложение № 4.

Задание 5. Нравы Смутного времени

Какой была жизнь людей в период Смуты? Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

Приложение № 6

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Приложение № 5.

Тест

1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года?

а) был убит царевич Дмитрий;   б) Борис Годунов был провозглашен царем;  в) умер Иван IV.

2) Расположите в хронологической последовательности следующие исторические лица.

а) Федор Иоаннович; (1)       б) Лжедмитрий I; (3)          в) Борис Годунов; (2)

3) Вставьте пропущенное слово.

Прекращение династии Рюриковичей является __________причиной Смутного времени.

4) Смутным временем в России называют:

а) конец XVI в.       б) конец XVI — начало XVII в.

в) начало XVII в.    г)  первую половину XVII в.

5) Характерной чертой смутного времени является:

а) широкое распространение самозванничества;

б) создание регулярной армии;

в) революционные настроения;

г) приглашение на русский престол иностранцев.

6) Какое государство оказало поддержку Лжедмитрию I?

а) Польша;     б) Турция;      в) Швеция.

7) Военное вмешательство Польши и Швеции в дела Русского государства носит название:

А) договор;         б) интервенция;        в) саботаж;        г) война.

8) Соотнеси событие и имя.

а) Борис Годунов;

б) царевич Дмитрий;

в) Лжедмитрий I;

г) Иван Болотников;

а) бежал из Чудова монастыря;

б) активно участвовал в избрании патриарха;

в) был третьим сыном Ивана IV;

г) “якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия”;

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.


Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Самоанализ

проведенного урока по истории в 7 классе

на тему «Смута.»

Данный урок имеет достаточно большой информационный блок. Поэтому для эффективности овладения всего комплекса материала и решения заявленных задач было выбрано сочетание рассказа учителя и работы с документами: воспоминаниями современников и мнениями историков.

Используются портреты исторических личностей, причем на этапе, когда основную часть информации ученики уже получили, и визуальный прием конкретизирует полученные знания, и еще раз закрепляет их опытным путем. Широко применяются разнообразные формы работы: индивидуальная,  коллективная. Это сочетание общей и индивидуальной работы повышает заинтересованность каждого ученика в получении результата, и создает положительную мотивацию,  объединяет разноуровневые силы и различные психологические установки для достижения общего результата, развивает коммуникативные способности и стремление работать в команде.

 За основу данного урока взята технология критического мышления с ее традиционными стадиями вызова, содержания и рефлексии, которые поддерживают обычные этапы проблемного урока.  Прием “верные и неверные утверждения” активизирует познавательную деятельность и актуализирует имеющиеся знания без какого-либо давления со стороны учителя, что поощряет самостоятельность учеников. Затем происходит построение знаний (вновь самостоятельное). Возврат к утверждениям составляет осмысление деятельности в течение урока и выход на поставленную вначале урока проблему. Самостоятельная работа с цитатами дает возможность каждому сделать для себя вывод по проблеме и решить главную задачу урока. Стадия рефлексии здесь оправдана необходимостью показать приобретенные знания и умения, дать самооценку проделанной на уроке работе и тем самым вновь обеспечить обратную связь.

В процессе проведения урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Задание 1. Лжедмитрий I  (Слайд 7) (Приложение 4)

Кто и почему его поддержал?

Польские магнаты и католическая церковь. Лжедмитрий обещал польскому королю уступить ему Чернигово-Северские земли и ввести в России католицизм. Официальной помощи самозванец не получил, но король разрешил польским шляхтичам вступать в его войско. Деньгами поддержали Лжедмитрия польские магнаты, особенно Юрий Мнишек, дочь которого Марина стала невестой «царевича». Охотно присоединялись к самозванцу и русские, в первую очередь казаки, по разным причинам (из-за голода, опасаясь преследований после восстания Хлопка и т.д.), бежавщие в Польшу. Лжедмитрия поддержали поляки, мечтавшие о русских землях; все слои русского населения: дворяне, крестьяне, холопы, посадские люди, ожидавшие облегчения своего положения, часть бояр, недовольных Б.Годуновым.

Учитель: бесчинства поляков, которых привел с собой Лжедмитрий, привели к восстанию и убийству самозванца. Власть захватил В.Шуйский. (Слайд 8)  В его правление ознаменовано мощнейшим восстанием Болотникова и появлением второго самозванца.

Задание 2. Восстание И. Болотникова  (Слайд 9)

  1. Почему восстание приобрело такой большой размах?

Восстание Болотникова является наиболее крупной как по масштабам, так и по значению крестьянской войной в России. Ни восстание Разина, ни Пугачёвское восстание не могут итти в сравнение с восстанием Болотникова ни по размерам территории, охваченной восстанием, ни по числу участников восстания, ни по силе того удара, который был нанесён каждым из названных движений по основам социального и политического строя феодально-крепостнической России.

Эпоха восстания Болотникова - это эпоха крупнейших изменений в положении крестьян и холопов в Русском государстве, эпоха резкого усиления крепостнической эксплуатации крестьянства, эпоха лишения крестьянства последних остатков свободы, эпоха оформления крепостного права в общегосударственном масштабе.

Усиление кепостнической эксплуатации крестьянства, юридически закреплённое законодательством конца XVI - начала XVII в., имело своим результатом всё нарастающее обострение классовых противоречий между крестьянами и феодалами и рост классовой борьбы крестьянства, высшей точкой подъёма которой явилось восстание Болотникова.

Почему Болотникова поддержали широкие слои населения?

 .Все слои населения, ожидавшие улучшения своей участи, надеявшиеся на милость законного царя, недовольные В.Шуйским. Болотников выдавал себя за атамана царя Дмитрия, обладал военными талантами.

  1. Можно ли считать восстание крестьянской войной?

.Восстание Болотникова неверно считать крестьянской войной, т.к. среди восставших было много людей других сословий и цели восстания отражали интересы широких слоев русского общества. (Возможен иной ответ, который принимается учителем, если он аргументирован).

Учитель: многие города и уезды признали власть Лжедмитрия II , но очень скоро его действия вызвали возмущение и оттолкнули от него многих сторонников. Почему?

Задание 3. Лжедмитрий II («Тушинский вор»)  (Слайд 10)

Какие слои и почему выступили против Лжедмитрия II?

 Кестьяне, ремесленники, местные дворяне из-за больших налогов, грабежей, осады Троице-Сергиева монастыря. 

Учитель: в 1609 году началась открытая польско-шведская интервенция, еще больше усугубившая бедствия народа.

Задание 4. Открытая интервенция (Слайд 11)

1)Что такое военная интервенция?

 Итервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Поляки захватили Смоленск ( 1611 г .), отряд Жолкевского находился в Москве, шведы захватили Новгород и его земли.

Какие города захватили поляки, какие города захватили шведы?

 Поляки захватили Смоленск ( 1611 г .), отряд Жолкевского находился в Москве, шведы захватили Новгород и его земли.

2) Кто был приглашен на русский престол? Как вы оцениваете этот поступок бояр?

 Бояре пригласили на русский престол польского королевича Владислава. Этот поступок можно расценивать как предательство.

Учитель: все эти события не могли не сказаться на нравах и поступках людей.

Задание 5. Нравы Смутного времени  (Слайд 12)

    Какой была жизнь людей в период Смуты? Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

Габежи, убийства, осквернение церквей, предательство получили повсеместное распространение. Русские обращались с русскими более жестоко, чем поляки. Люди прятались в лесах, во многих местах царило запустение.

Какие события происходят в политической, социально-экономической и духовной сферах русского общества?

Ученики: в политической сфере: нестабильность и слабость власти, власть - объект захвата, появление самозванцев, приглашение польского королевича, интервенция, страна на пороге потери суверенитета. В социально-экономической сфере: неурожаи, голод, восстания, разорение страны. В духовной сфере: жестокость, предательство, недоверие к власти, падение нравов, приоритет личных корыстных 

что собой представляет Смута, какова его сущность.

Ученики: таким образом, Смута – это кризис, охвативший все стороны российского общества.

5. Какие события Смуты вызвали у Вас наибольшее возмущение и почему?

больше всего возмущает предательство бояр, дворян, да и всех слоев, которые очень легко предавали одного правителя и присягали другому; люди думали о своем выживании и личные интересы выходили на первый план, но знать, приближенная к власти, должна была помнить о национальных интересах России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...