Главные вкладки

    Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности
    методическая разработка по истории (10 класс) по теме

    Тарабанова Людмила Петровна

    Комбинированный урок с применением ИКТ для учащихся 10 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novgorod.docx32.92 КБ
    Файл novgor0d.pptx2.58 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №484

    Московского района города Санкт-Петербурга

    «Роль  Великого Новгорода в становлении российской государственности»

    Работа учителя истории и обществознания
    ГБОУ СОШ №484
    Тарабанова Людмила Петровна

    2012 год

    Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

    Я не знаю, что значит какой - прогресс,
    Но до здравого русского веча
    Вам, мои государи, далече!
    Граф А.К.Толстой

    План:

    1. Причины образования единого древнерусского государства.

    2. Создание древнерусского государства: норманисты и антинорманисты.

    3. Особенности государственного строя Новгородской земли.

    4. Государственность и родовые идеалы.

    5. Значение образования единого древнерусского государства.

    6. Черты новгородской демократии в современной российской государственности.

    Цели:

    1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории 7-8 класс.
    2. Подвести учащихся к пониманию того, что единое древнерусское государство IX - XI вв. было раннефеодальной монархией.
    3. Формировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой

    Задачи: на примере формирования государственной власти в Новгородской феодальной республике, показать учащимся укрепление политических структур и их значение в формировании российской государственности.

    Словарь: раннеклассовое общество, государственность. Экстенсивный тип деятельности, интенсивный тип деятельности, подсечно-огневое земледелие. Культура, полюдье, "уроки", "погосты", "волости"; гражданское общество, демократия, общественный порядок.

    Межпредметные связи: МХК, литература, обществознание.

    Проблемное задание уч-ся: в конце урока попробуйте опровергнуть или согласиться с высказыванием графа А.К.Толстого. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

    Образовательные компетенции: развитие различных образовательных компетенций: общекультурной, информационной, коммуникативной и других и возможность рефлексии.

    Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, классификация, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений, решение проблем.

    Ход урока

    I. Урок открываю просмотром замечательного фильма из цикла "Святыни" - "Великий Новгород". Перед просмотром формулирую вопросы:  7 мин.

    1. Почему именно Новгород стал одним из центров объединения Древнерусского государства?

    2. Какова роль Великого Новгорода в становлении российской государственности?

    3. О чём рассказывают Берестяные грамоты?

    4. Охарактеризуйте Новгородскую судную грамоту (XV в.) как источник познания истории Древнего Новгорода.

    5. Перечислите особенности государственного строя Новгородской Земли.

    II. Составление уч - ся сравнительной таблицы "Норманисты и антинорманисты" на основании материала учебника и с помощью учителя. Анализ таблицы; вывод о том, что современная наука заставила оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр.

    Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.

    III. Заполнение уч-ся схемы "Особенности государственного строя Новгородской земли" и комментария к ней: пояснительной таблицы.

    Задание уч-ся: дополните свой рассказ, используя дополнительные материалы.

    1. "Археологическим раем", - как называют этот город современные учёные?

    2. "Русской школой Православной веры", - как о нём говорят богословы и иконописцы?

    3. "Русской Атлантидой" - как его называют философы и путешественники?

    Школьники делают осознанный выбор и вывод о том, что нельзя привнести государственность из вне, что новгородцы способны были сами создать своё государство. О них академик Д.С.Лихачёв сказал так: "На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, что мы - русские!". А гениальная поэтесса А.Ахматова выразила свой патриотизм следующими строками:

    Спокойной и уверенной любови не превозмочь мне к этой стороне,

    Ведь капелька новогородской крови во мне как льдинка в пенистом вине".

    "Священным пространством и гигантской иконой" назвала Новгород газета Нью-Йорк Таймс. Значит, правильным является решение В.В.Путина об объявлении 1150 - летия Новгорода национальным праздником.

    Урок может достигнуть высочайшего эмоционального накала! Уч-ся прочувствовали рождение государства и ощутили себя гражданами великой цивилизации.

    В помощь ученику: словарь трудных терминов.

    Демократия (греч. -  "народовластие", "республика") - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени".

    "Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов".

    "Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством".

    Прогнозируемый результат (выводы, которые делают учащиеся):

    1. Важная роль городов-центров, племенного веча - демократического органа управления.
    2. По уровню своего развития общество восточных славян в IX-XI вв. - раннеклассовое.
    1. Увеличение значения в IX-XI вв. европейского торгового пути "из варяг в греки" приводит к стремлению князей объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
    2. вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.
    1. Центры объединения - Киев и Новгород.
    2. Родовой принцип наследования (Олег, по преданию, был не сыном, а племянником Рюрика) отличает Древнюю Русь от Западной Европы.
    3. Древнерусское государство было образовано восточными славянами в результате социально-экономического развития, а не было привнесено из вне.

    Домашнее задание: трёхуровневое. Предлагаю различные уровни заданий: конструктивный, для всех уч-ся,творческий, опережающее задание.

    1. Для всех учащихся: знать основные вопросы темы, указанные в плане урока.

    2. Конструктивный: написать мини-сочинение на тему (по выбору):

    1. Великий Новгород - "Археологический рай";
    2. Великий Новгород - "Русская школа Православной веры";
    3. Великий Новгород - "Русская Атлантида".

    3. Опережающее задание: (индивидуально, по желанию уч-ся) подготовить презентацию на тему: "Культура Древней Руси".

    * Собрание сочинений в 4й томах. Год издания 1963. Том 1й. стр.306-313. М., Художественная литература.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Конкурс « Откуда есть пошла русская . земля» «Роль Великого Новгорода в становлении российской . государственности» Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 484 Московского района город . Санкт-Петербурга Тарабанова Людмила Петровна 2012 год

    Слайд 2

    РОЛЬ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

    Слайд 3

    УПРАВЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ПОСАДНИК АРХИЕПИСКОП Вече (народное собрание) ТЫ СЯЦКИЙ КНЯЗЬ приглашался

    Слайд 4

    ОБРАЗОВАНИЕ Одной из важнейших сторон духовной культуры средневекового Новгорода была письменность. Древнейшей из известных русских книг является Остромирово Евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в 1067 году. Сохранилось несколько книг, переписанных для новгородского Лазарева монастыря на рубеже XI - XII веков. Переписка книг считалась богоугодным делом, вот почему большая часть книг происходит из монастырей и двора новгородских владык. В «Житии» архиепископа Моисея ( XIV век) говорится, что Моисей «собра многи писца книжные , паят их переписывати книги свят. Берестяная грамота № 502. Новгород. Конец ХII. 40,5 х 15,5 (в окантовке). Новгородский государственный музей-заповедник

    Слайд 5

    А рхеологические раскопки ежегодно дают науке все новые и новые берестяные грамоты . В настоящее время их количество превысило 750 . Пергамент, тонко выделанная телячья кожа, на котором писали книги в средние века , был чрезвычайно дорогим материалом. Березовая кора-берёста не стоила ничего . Не нужны были и чернила. Буквы процарапывались на берёсте особым заостренным металлическим либо костяным стержнем — стилем . Ремесло в Новгороде

    Слайд 6

    Новгород сыграл выдающуюся роль в создании древнерусского государства, центр которого находился в Киеве. В 882 году новгородский князь Олег , собрав войско из новгородских славян и других племен , захватил Киев, обосновался там и превратил его в центр государства – «мать городов русских ». Однако значение Новгорода, после объединения с Киевом и другими княжествами, вошедшими в состав древнерусского государства, не уменьшается. Являясь одним из самых сильных и крупных, Новгородское княжество оказывало значительное влияние на развитие исторических событий. «Новый город» стал к XI веку одним из крупнейших европейских городов

    Слайд 7

    СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ

    Слайд 8

    Река «Волхов»

    Слайд 9

    ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

    Слайд 11

    Александр Невский

    Слайд 12

    Шведский лагерь

    Слайд 14

    Ледовое побоище

    Слайд 15

    Тактика князя Александра Ярославовича .

    Слайд 18

    Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №484 Тарабанова Людмила Петровна 2012 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...

    Поурочная разработка по истории Отечества - 10 класс:"Становление новой Российской государственности.".

    Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность приняти...

    Роль Конституции в становлении Российского государства

    Внеклассное мероприятие для участников клуба молодых избирателей "Мой выбор"...

    Интернет-викторина "история становления Российской государственной символики"

    Несколько лет назад принимала участие в конкурсе, посвященном российской символике. результатом стала разработка викторины, посвященная вопросам российской символики. Викториной можно пользоваться для...

    Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"

    Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...

    Роль Ганзы в развитии Великого Новгорода.

    Доклад на основе научно-исследовательской деятельности....