Главные вкладки

    Гражданин и патриот
    статья по истории по теме

    Бирюкова Татьяна Карповна

    Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий и т.д.)

    Важнейшая роль в системе воспитательной работы отведено учителю. Президент отметил в своем Послании, что невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры» принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин- это служитель храма, несущий на глазах  детей свой крест на свою  Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения. Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействия на нас осталось с нами навсегда. Все взрослые, работающие в школе, должны быть образцом нравственного и гражданского поведения. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом культуросоциопедагогического пространства развития личности гражданина России. Школа - единственный  социальный институт, через который проходит вся нация и который является важнейшим интегратором ее ценностного и социокультурного состояния.

         Педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольная социокультурная деятельность.

     Единство социально и педагогического  управления воспитанием российских школьников может, достигнуто посредством возрождения  детско-юношеских и молодежных движений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon grazhdanin_i_patriot_rossiyskih_shkolnikov.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа№1»

    Гражданин и патриот.

     

    Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания.

    23 августа 2012 года.

    Выступление на заседании педагогического  

    Совета школы.

    31 августа 2012 года.

    Основные положения проекта Концепции духовно-нравственного воспитания школьников.

                                 Подготовила

                                        Учитель истории

                                                               МОУ «Лямбирская СОШ №1»

                                                            Бирюкова Татьяна Карповна

     В «Учительской газете» за №23 от 9 июня 2009 года был опубликован текст проекта Концепции духовно-нравственного воспитания школьников.

    Концепция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.

          Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом РФ «Об образовании» с целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 года.

          Это принципиально новый для отечественной школы  документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных  российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России.

           Считаю, что публикация такой концепции - серьезное событие, общество давно ждет такой консолидирующий документ. Мы ведь так долго разбирали рельсы, что теперь возник вопрос: а как ехать дальше? В каком направлении? Коммунистическая идеология, при всем уважении, не может быть сейчас единственной и главной.

         Что же поставить вместо нее в мировоззренческом плане? Это вопрос сложного консенсуса общества, которое находится в мировоззренческой суете. И в таком смутном состоянии найти выход и дать кристально точный ответ сложно. Поэтому надо снять шляпу перед создателями концепции, рискнувшими выразить в ней чаяния народа, учительства, научного сообщества и политиков, которые смотрят на это, конечно, как на некоторый политический документ. Концепция включает исторический экскурс и педагогические идеалы.

           Проект Концепции состоит из вводной части, восьми частей и заключения. В водной части перечисляются основные положения «Послания Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 года, в котором Д.А. Медведев обратился к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики.

           Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость, свобода, личная и национальная, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство Российской  нации.

           В Послании 2008 года президент выделил две основные социальные структуры, формулирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания - Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу.

     В первой части Концепции, а она называется «Национальный воспитательный идеал», совершается исторических экскурс о системе воспитания в России со средних веков до нашей  дней.

        Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Россия устремлена в будущее, в  котором она будет представлять собой не только единое государство, но единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической  судьбы. В соответствии с этим должен определяться и современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе,- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин  России, принимающий судьбу  Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

           В части второй проекта Концепции ставятся цели и задачи в воспитании школьников.

           В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в процессе образования должен приниматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и комбинаций, составляющих инструментальную учебную деятельность учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

           Воспитание в  школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоение знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

          Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образовании  осуществляется в педагогическом организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:  семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий, российской гражданской нации, мирового сообщества.

          Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным собранием Российской федерации Президент России Д.А.Медведев заявил: «Основу нашей политики, должна составить идеология, в центре которой - человек». Традиционными источниками  нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество.

           Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Система воспитательной работы  общеобразовательной  школы должна быть пронизана постоянным обращением  к смыслам событий, явлений, поступков, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы.

    Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий и т.д.)

    Важнейшая роль в системе воспитательной работы отведено учителю. Президент отметил в своем Послании, что невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры» принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин- это служитель храма, несущий на глазах  детей свой крест на свою  Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения. Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействия на нас осталось с нами навсегда. Все взрослые, работающие в школе, должны быть образцом нравственного и гражданского поведения. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом культуросоциопедагогического пространства развития личности гражданина России. Школа - единственный  социальный институт, через который проходит вся нация и который является важнейшим интегратором ее ценностного и социокультурного состояния.

         Педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольная социокультурная деятельность.

     Единство социально и педагогического  управления воспитанием российских школьников может, достигнуто посредством возрождения  детско-юношеских и молодежных движений.

     Седьмая глава проекта Концепции посвящена вопросу взаимодействия школы традиционных российских религиозных организация, институтов гражданского общества в  духовно-нравственном воспитании школьников.

     Религиозные организации  должны участвовать в воспитании и социализации школьников. Должны в силу того, что это часть ее миссии в мире. Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождавшую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи.

    Примерными требованиями и условиями воспитания и социализации учащихся, авторы проекта Концепции выделяют:

    1. Создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей единые ценности российской нации, а также народов России, территориального-регионального и местного сообщества;
    2.  Создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
    3. Создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы субъекта Российской Федерации: герб, флаг, гимн, изображения знаменитых людей региона, плакаты, посвященные  праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
    4. Создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
    5. Создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
    6. Создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей  историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
    7. Работа  школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
    8. Взаимодействие общеобразовательного учреждения при  разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
    9. Взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации, обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
    10. Установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
    11. Интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
    12. Направленность программ обучения, воспитания и социализации, обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем  поселка, района, города, области, республики, края, России;
    13. Педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организация и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.

    В заключении указано, что духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

    Темпы и характер развитию общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

     Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви и своей стране, потребности творить  и совершенствоваться – есть важнейшее условие успешного развития России.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином и патриотом"

    Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она расчитана на два года для учащихся 10-...

    Родительское собрание "Как воспитать гражданина и патриота своей страны"

    Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания, на котором будет рассматриваться вопрос: "Как сформировать морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые молод...

    Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

    Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

    Гражданин и патриот

    Защита Отечества являлась и является долгом и обязанностью ее граждан. Об этом говорится в ст. 59 Конституции РФ, говорилось и в первых воинских уставах Петра Перв...

    Опыт работы. "Воспитание гражданина и патриота"

    Тема опыта отражает  направления  работы педагогического коллектива школы в рамках подпрограммы  «Возрастная воспитательная программа» (блок «Отечество»)  и подпрограммы «Зна...

    ПРОЕКТ «ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ»

    Важную роль  в социальной политике  современной России играет  патриотическое  воспитание населения, и молодежи в частности данное  направление  стало  актуальным...