ПРОЕКТ «ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ»
проект по истории (6 класс) по теме

Кокорева Валентина Ивановна

Важную роль  в социальной политике  современной России играет  патриотическое  воспитание населения, и молодежи в частности данное  направление  стало  актуальным  в воспитательном пространстве.

Актуальность – поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как  неотъемлемая часть общенациональной  идеи, должен стать  основной сплочения нации, возрождения духовно нравственных устоев, издревле  присущих российскому обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1394983827.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Бугуруслан»

Оренбургской области

ПРОЕКТ

«ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЦЕННОСТИ

ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ»

Подготовила Кокорева Валентина Ивановна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 2 города Бугуруслан

Оренбургской области

г. Бугуруслан

 2014

Содержание

Введение

3-7

I.

История развития военно-патриотического образования в России

8-19

1.1.

Новые символы новой России

20-24

II.

Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России

25

2.1.

Возможности образовательных учреждений в воспитании юноши, гражданина и патриота

25-26

2.2.

Организационные формы гражданского образования в школе

27-30

2.3.

Музей «Отчий край» - центр патриотического воспитания

31-37

Заключение

35

Понятийный словарь

36-37

Библиография

38-39

Введение

Современный школьник  в силу  противоречивых различных обстоятельств  стоит перед сложным  ценностным выбором: благородство целей, путь к которому труден  и тернист или легкость  сомнительных целей. На этот   выбор может  повлиять  школа, учитель, осознающий, что «идеал» - это не только цель  воспитания, но  и путь, по  которому  должен идти  воспитанник, т.е.  тот, кто проповедует  юношеский  идеализм, умеренный прагматизм и желание  трудиться вместе  со своим  поколением на благо  стран (Н.А. Савотина) в настоящее время  стало  очевидным, что  решение проблем в социальном  поле  страны  во многом зависит от уровня  сформированности позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважение к историко-культурному  наследию России.

Важную роль  в социальной политике  современной России играет  патриотическое  воспитание населения, и молодежи в частности данное  направление  стало  актуальным  в воспитательном пространстве.

Актуальность – поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как  неотъемлемая часть общенациональной  идеи, должен стать  основной сплочения нации, возрождения духовно нравственных устоев, издревле  присущих российскому обществу.

Воспитать  хорошего  человека – задача  не из простых. И никогда  нельзя знать  наверняка – сможет  ли результат  оправдать  ожидания?

Художественна философия  и педагогическая мысль России  всегда  была  ориентированна  на воспитание  гражданских качеств. Достаточно вспомнить А.С. Пушкина.

Два чувства  давно  близких нам.

В них сердце  обретает пищу

Любовь  к родному  пепелищу.

  Историк и писатель Н.М. Карамзин обращал внимание на  патриотическую составляющую гражданственности, выделяя такие разновидности любви  к Отечеству  как:

  1. физическую боль, т. е привязанность  к месту  своего рождения, малой Родине;
  2. нравственную, т.е. любовь к  согражданам, с которыми человек  растет, воспитывается и живет;
  3. политическую, т.е. «любовь  по благу  и славе Отечества» и желание способность  им  во всех отношениях «Это сложное чувство, по его  мнению, не  возникает само  по себе, а специально воспитывается  и формируется.

Не прерывать  связь поколений, помнить  о прошлом, о священных заветах отцов и дедов – на  том  всегда стала, стоит  и  будет  стоять  Великая Россия, к сожалению, с начала   и до  середины 90–х годов  историческая память в нашем обществе как бы притушевывалась экономическими и социальными бедами, почти  на  нет было  сведено  в военно-патриотическое воспитание.

  Современное  понимание содержательной наполненности гражданского   и патриотического воспитания многолико, а зачастую и противоречиво. Для  нас  важно  уточнить  ориентиры, чтобы избежать  крайностей: как  показывает  Программа « Развития детей в РФ до 2015 г.» основной целью гражданского  и патриотического  воспитания является «ориентация  подрастающих поколений на  ценности отечественной  культуры, формирование у них  ценностного отношения к Родине, ее культурно – историческому прошлому»

В чем секрет  успешного  воспитания?

У каждого  воспитательного  учреждения найдется  свой  ответ. Но главная  задача  любой воспитательной системы это  воспитание человека, любящего и гордящегося  своим отечеством, патриота соей Родины.

Названа и сложность  задач, объем и характер предстоящей деятельности, отсутствие готовых методических рекомендаций  требует  экспериментальной проверки различных  вариантов  решения  данной  проблемы. Осуществление программы развития  детей  создает, на мой  взгляд, комплекс условий  для интенсивного развития и самореализации личности школьника.

Тема  исследования:

Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: содержание, организационные формы, педагогические  технологии  и методы работы  со школьниками  на уроках и  во внеурочное время.

Цели: создать механизм  воспитания  гражданственности и патриотизма для формирования  жизнеспособностей  личности.

 

Гипотеза.

Возможно,  обеспечить  более эффективное  воспитание гражданственности  и патриотизма, если:

  1. изменить содержание учебных программ  в соответствии    с осознанием  отношения к историческому  прошлому  страны;
  2. обеспечить единство учебной  и вне учебной деятельности  школьников, позволяющее удовлетворить  их интересы и склонности, реализовать  и совершенствовать личные  качества;  
  3. формировать  патриотические  и гражданские  ценности через восприятие  общечеловеческих ценностей;
  4. вовлекать  учащихся  в самостоятельный поиск  на проблемные вопросы, поощрять, использования дополнительной литературы, то процесс будет  успешным и повышается:

а) уровень самостоятельности;

б) развиваются творческие возможности  школьника.

в) формируется общественно- активная личность, сочетающую в себе  духовное богатство, моральную чистоту» и физическое совершенство, позволяют готовить  юношей   к  выполнению  священного  долга  по  защите Отечества и военной службе  в Вооруженных силах России.

Задачи:

  1. Изучить  степень разработанности  проблемы в философской, психолого-педагогической, специальной литературе  и определить  понятийный аппарат исследования.
  2. Раскрыть сущность  изучаемой проблемы.
  3. Построить диагностическую систему.
  4. Опытно- экспериментальным путем проверить  эффективность  методических материалов  в работе  на  уроках и во внеурочное время.
  5. Построить систему воспитательной работы  с привлечением  историка культурного материала по воспитанию патриотизма и  гражданственности  
  6. Внедрить в практику методические материалы.

Методы исследования:

- изучение педагогического опыта с помощью наблюдения, опроса, интервью, анкетирования, бесед;

- педагогический эксперимент;

- апробация методических материалов;

- анализ результатов экспериментальной деятельности, статистическая обработка результатов работы, монографические наблюдения.

База исследования: МБОУ СОШ  № 2  г. Бугуруслан.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап – подготовительный – сентябрь 2010 года – ноябрь 2010 года. Изучалась и анализировалась литература. Определялась методология и методика, собран материал, характеризующий уровень исследования проблемы. Проводилось дополнительное включенное наблюдение за учащимися, составление диагностических карт.

Вывод: это позволило выявить и сформулировать общую гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной проверки.

II этап – констатирующий – декабрь 2010 года – март 2012 года. Проведено теоретическое обоснование предмета исследования, осуществлен констатирующий эксперимент; опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 г. Бугуруслана.

Вывод: проанализирован и систематизирован, обобщен материал формирующего эксперимента; уточнена рабочая гипотеза.

III этап – формирующий - апрель 2012 года – ноябрь 2012 года. Проведена апробация результатов и выводов, сформулированы и внедрены в практику система работы по проблеме, осуществлено литературное и графическое оформление практико-ориентированного проекта. На основании проведенного анализа спланировать работу по применение методических материалов на новый учебный год.

  1. История развития военно-патриотического образования в России и его современное состояние

Вопросам военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси всегда придавалось важное значение. О высоком уровне военной подготовки и боевого духа русских воинов еще в VI веке писал византийский император Маврикий Стратег: «Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... Юноши их очень искусно владеют оружием».

О силе и высоком уровне воинского мастерства русских дружин свидетельствуют походы князя Олега в Византию, победы над ясами (осетинами) и касогами (черкесами) и завоевание Тмутаракани (Таманского полуострова), создание военно-торгового форпоста Переяславец на западе, близ устья Дуная, овладение расположенной на Дону крепостью Саркел (Белая Вежа), разгром хазарского государства в Нижнем Поволжье. Высокое воинское мастерство русских дружин отмечал Карл Маркс. «... мы уже указывали на Олега, — писал Маркс, — бросившего против Византии 88 000 человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Мы указывали также на Игоря, сделавшего Византию своей денницей, и на Святослава, похвалявшегося: «Греки доставляют мне золото, драгоценные ткани ... фрукты и вина, Венгрия снабжает скотом и конями», и, наконец, Владимира, завоевавшего Крым и Ливерию».

Новым этапом в развитии Руси, а также формирования основ военного строительства и военно-патриотического образования стало принятие христианства в 998 году. Это событие послужило объединению восточнославянских племен и становлению единого национального сознания, закреплению в психологии масс славянского этноса чувства принадлежности к «союзу союзов племен», воспитанию у людей стремления и готовности защищать Отечество от внешнего врага. С введением христианства на Руси военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только родину, но и религию. Религиозная моральная основа боеспособности «воев» восполняла родовые и племенные связи.

Идеи военно-патриотического образования нашли свое отражение в таких произведениях как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Притчи» и «Слова» Кирилла Туровского, «Моления» Даниила Заточника, «Чтения» монаха Киево-Печорского монастыря Нестора, «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская Правда» киевского князя Ярослава Мудрого и др.

Формы организации военных структур и прохождения военной службы на Руси имели различный характер, отражающий конкретно-исторический момент развития государства и особенности его геополитического положения. Основным и постоянным военным объединением вплоть до возникновения Московского княжества (IX-XII вв.), являлась княжеская дружина, возглавляемая назначенным воеводой.

С образованием Московского княжества ядром войска стал «двор» великого московского князя, состоящий из «детей боярских» и дворян, которые несли военную службу. До 15-летнего возраста дворянин числился «недорослем». Когда ему исполнялось 15 лет, его записывали в «десятню» (служилый список) и он становился «новиком». Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие «десятню», которая по существу являлась организационно-административной единицей, объединявшей дворян, приписанных к одному городу.

Второй составной частью войска стали «городские полки», которые набирались из горожан. Третьей частью войска была «рубленая рать», т.е. рать собранная («срубленная») с определенного количества сох (податная единица, равная 12 человекам населения). Во второй половине XIV в. упоминаются казачьи сторожи, которые несли службу наблюдения по Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим рекам. В это же время военную службу на договорных началах несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», отряды мордовских лыжников и литовские князья со своими дружинами. Однако наемничество носило случайный характер и не изменяло национального характера русского войска.

В расширявшемся Русском многонациональном государстве преобладающую и ведущую роль играла русская нация, являвшаяся главной силой в борьбе за самостоятельность и независимость. В XV-XII вв. шел процесс формирования русской нации на основе территориальной целостности, экономической сплоченности русского народа, развития национального языка и психической общности, проявляющейся в общности культуры.

Формирование русской нации определило особенность становления регулярной армии Русского государства как армии национальной, являвшейся мощным орудием внутренней и внешней политики в руках утверждавшейся самодержавной власти. Вследствие этого идеологическими основами русской национальной армии были патриотизм, самодержавие и православная религия.

На основе централизации государственной власти складывалось и совершенствовалось централизованное высшее военное руководство. Однако элементы децентрализации в военном строительстве еще не были преодолены. Вследствие этого русское войско не имело четких, устойчивых форм организации высших соединений, а разряды и воеводские полки не отвечали данным требованиям. Лучше дело обстояло с вопросом организации частей (полков) и подразделений (рот), хотя и здесь еще не было достигнуто единство.

Дальнейшее развитие военной структуры государства связано с реформами Петра Великого (1672-1725 гг.), в т.ч. с созданием регулярной армии и флота. Петром I был издан указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян. По достижении известного возраста (16 лет) недорослей, так называемых «новиков», экзаменовали особыми комиссиями (грамота, «цыфирь» и прочая несложная премудрость). Невыдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, а выдержавшие брались на государственную службу: две трети в военную, треть в гражданскую. От службы не освобождался никто. Таким образом наиболее ценное в военном отношении сословие было использовано полностью.

Установив для дворянства личную воинскую повинность, Петр I придал рекрутской повинности других сословий общинный характер. Каждая община, сельская или мещанская, обязывались поставить по рекруту с определенного числа дворов (впоследствии – с числа душ), решив своим приговором, кому идти на службу. Рекруту должно было иметь от 20 до 35 лет, ничего другого от него не требовалось: военные помещики должны были принимать «кого отдатчики в отдачу объявят и поставят».

Кроме рекрутов в армию нижними чинами зачислялись юноши – дети солдатские, закончившие солдатские гарнизонные школы. Ими заполнялось значительное число унтер-офицерских должностей. Солдатских детей, или военных кантонистов, обучали грамоте и ремеслу при полках и батальонах. В 1732 г. был объявлен указ, в котором устанавливалось, кого брать в школы и каковы цели обучения. В указе говорилось, что обучение солдатских детей в школах при гарнизонных пехотных полках принесет пользу государству и даст «в рекрутах облегчение». В школы принимались дети от 7 до 15 лет. Указ повелевал в школы и на службу зачислять служилых чинов детей (офицерских не из шляхетства, драгунских и солдатских, а также прежних служб: рейтарских, городовых казаков, стрельцов, приставов, рассыльщиков и пр.), родившихся во время нахождения отцов их на службе. Принадлежность их к воинской службе считалась обязательной. Повелено было никуда не определять и не принимать детей служилых чинов, «дабы оные шли сперва в назначенные школы и в военную службу, как и отцы их служили, чтоб в сборе с народа рекрут замена быть могла». Предписывалось обучать в школах словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной наукам.

В 1774 г. в школы разрешено было принимать детей бедных дворян. С течением времени происходят различные изменения, касающиеся приема, возраста принимаемых, преподаваемых наук. Было разрешено родителям и родственникам оставлять детей, подлежащих зачислению в школы, у себя и брать из школ, если пожелают, но они обязаны были обучать их тому, чему учили в школах, а по достижении 15-летнего возраста, отправлять на службу в полки. В 1798 г. Павел I основал в Гатчине императорский сиротский дом с двумя отделениями: отделение для благородных детей (детей дворян и всех штаб— и обер-офицеров, «коих родители скончали дни служа отечеству», а также тех родителей, «коих отцы, хотя продолжают военную или гражданскую службу», но состояния скудного) и отделение для солдатских детей. Обучение в школах устанавливалось до 18 лет.

Воспитанники отделения благородных детей назывались кадетами. Кадетские корпуса – закрытые учебно-воспитательные заведения. В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, затем в 1882 г. они снова стали называться кадетскими корпусами.

Общее направление военно-патриотического образования в кадетских корпусах основывалось на «любви к Богу, на благоговении к постановлениям Святое Его Церкви, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», — писал генерал Я.И. Ростовцев.

Система военно-патриотического образования в кадетских корпусах постоянно совершенствовалась. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г.

Таким образом, в России XVIII-XIX вв. был осуществлен принципиально новый и по основным показателям прогрессивный шаг в развитии самобытной педагогической культуры. Система воспитания демонстрировала всевозрастающую связь процесса формирования личности конкретного человека, патриота своей Родины, с общественной жизнью.

Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота А.В. Суворова, П.И. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.

С 1908 г. в России начали свою деятельность первые организации скаутов. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность играло большую роль в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения, но просуществовало только до Октябрьской революции.

После крушения Российской империи в 1917 г. большевистская власть стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы были пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовности граждан к его защите, дружбы пролетариев всех стран, формирование нетерпимости к агрессивным капиталистическим странам.

Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др.

В трудах В.П. Александровской, Б.Г. Ананьева, А.А. Аронова, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, А.Л. Гетмана, Н.М. Конжиева, Н.С. Кравчуна, А.Д. Лизичева, Ю.А. Науменко, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Г.В. Средина, Д.И. Фельдштейна и др. были отражены методики воспитания необходимых качеств и свойств защитника социалистического Отечества: патриотизма, мужества, смелости, инициативы и самостоятельности, готовности и умения к преодолению трудностей военной службы.

Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А.С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. А.С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки – разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление – развивали чувство товарищества, качества лидера, ответственное участие в общественной жизни. Основную задачу советского воспитания А.С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека–творца, человека-гражданина, человека-патриота.

Оригинальную целостную педагогическую систему создал В.А. Сухомлинский. Им делался акцент на формирование системы моральных ценностей. Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму.

Большую работу в плане военно-патриотического образования в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения.

Воспитание патриотизма в школе определялось ее Уставом: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание), деятельности школьных пионерской и комсомольской организаций. В старших классах общеобразовательных учреждений, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях.

Основные цели и направления работы пионерских организаций – воспитание гражданина и патриота. Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в домах пионеров и школьников, имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольской организации. Это деятельность школьных музеев, кружков типа «Юный моряк», «Меткий стрелок» и т.п. Позитивную роль в организации военно-патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря. Многие руководители пионерских организаций вносили в ее деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию пионеров вносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения.

Священный долг комсомола был, согласно Уставу ВЛКСМ, – готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военно-патриотического образования являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину, совершенствование физического развития и закалки. Они представляли собой комплекс мероприятий военно-патриотического характера (лекции, следопытская работа, походы по местам боев, военно-технические конкурсы, эстафеты, тактические игры на местности, лагерные сборы, поездки в воинские части, военно-прикладные виды спорта). Игры имели большое значение в развитии инициативы, общественной активности, организации досуга подростков.

Наиболее ярким примером военно-патриотического образования в СССР была деятельность организаций ДОСААФ и военно-учебных заведений – Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.

Программа военно-патриотического образования в СССР была глубоко продумана на государственном уровне и вопрос о ней периодически поднимался на съездах КПСС и ВЛКСМ. В прессе и на телевидении много внимания уделялось освещению подвигов советских солдат и офицеров, рассказам о героической профессии защитника Отечества.

Результатом такой деятельности было то, что Вооруженные Силы не испытывали недостатка в призывниках. Для молодежи в то время характерно было стремление в армию. Редко кто в юные годы не мечтал стать летчиком, артиллеристом, моряком, а позднее десантником, ракетчиком. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии никто не увиливал. Это считалось позорным в молодежной среде, а девушки не без резона считали белобилетников «бракованными», и хорошая девушка замуж за такого не шла.

Однако вторая половина 80-х годов и 90-е годы прошлого века ознаменовались кардинальными изменениями в военно-патриотическом образовании учащихся.

В прессе, на телевидении и по радио в то время можно было прочитать, увидеть и услышать только негативные моменты из прошлого и настоящего страны, ее Вооруженных Сил. Делалось все возможное, для того чтобы очернить российскую историю. Для этого использовалась фальсификация истории войн и вооруженных конфликтов с участием российских и советских войск, нечистоплотные измышления по фактам жизни политических и военных деятелей России/СССР, бредовые идеи насчет гегемонистических устремлений русского народа. Миллионными тиражами публиковались книги и воспоминания изменников Родины В. Резуна, О. Гордиевского, В. Шевченко и др. Превозносилась и рекламировалась деятельность бандитов и террористов. Так, например, в книге «Энциклопедия военного искусства», в которой практически ни слова не сказано о военном искусстве как таковом (достаточно ознакомиться с ее содержанием: глава 1. Кризис в Венгрии, глава 2. Берлинский кризис, глава 3. Вторжение СССР в Чехословакию, глава 4. Кризис в Польше, глава 5. Румынская революция и т.д.), приводится описание того как «полковник вооруженных сил Республики Ичкерия (Басаев) укрепившись по всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск), провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что творили федеральные войска в Чечне, в результате которой батальон Басаева с триумфом вернулся в Чечню, униженный и оскорбленный Кремль был вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии, а Степашина на посту директора ФСБ сменил Барсуков».

На волне псевдодемократии и дешевого популизма отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодежи к службе в армии и военно-патриотического воспитания был разрушен. Под лозунгом демилитаризации школы НВП была упразднена. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали ее предметом насмешек, стали нагнетаться нездоровые эмоции среди молодежи, особенно призывного возраста.

Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стал приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных. Среди опрошенного пополнения, поступившего в войска осенью 1997 года, только каждый пятый был готов встать в солдатский строй, а 36% из числа опрошенных хотели бы покинуть Родину.

Как результат усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 году от призыва уклонились 443 человека, то осенью 1999 года почти 40 000 призывников. Количество молодых граждан, годных к военной службе по состоянию здоровья, снизилось с 92,7% в 1988 году до 66% в 1999 году, т.е. более чем на четверть. Среди призывной молодежи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами.

Отмена в 1991 году обязательной допризывной подготовки стало причиной резкого ухудшения качественных характеристик призывного контингента. В частности, на 19% (с 92,8% до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6% до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников.

1.1. Новые символы  новой России

Чувство  патриотизма, любви к малой  Родине  не возможно без  знания  историков  культуры, истории, традиций  и обычаев ее  народ, значение Российской символики.

Символы России... Что это? Для одних это матрешки и самовары, для других - древний Московский Кремль, для третьих - марш «Прощание славянки». Заглянем в «Толковый  словарь» Ожегова: «Символ – то, что служит условным знаком  какого-нибудь понятия». Таким образом, говоря о патриотическом воспитании  детей с опорой  на российскую символику, мы, имеем в виду, как государственные  символы России, так  и традиционные  понятия, прочно связанные с историей  и жизнью нашего народа.

Для любого современного государства его символы существуют в  триединстве: гимн, герб, флаг. Государственному флангу, как  святые,  отдаются  высшие государственные  почет. Флаг - один из важнейших символов государства, нон  выразитель единства государства, его  независимости, суверенитета. Ему присуща историческая преемственность, и он служит узнаваемости  того или оного  государства.

 5 ноября  1990 года  правительство РСФСР приняло решение создать  новую российскую символику. 21 августа  1991 года  Чрезвычайная сессия  Верховного совета  РСФР постановила «Считать  исторический флаг России- полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и красной  полос официальным национальным флагом Российской Федерации». В специальном положении говорят, что «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой  прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белой, средней - синего и нижнего-0 красного цвета. Отношение ширины флага, к его длине - 2:3»

 В выборе цветов не последнюю роль сыграла отечественная традиция.

Царские  грамоты скреплялись  печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты. Голубой цвет считался  цветом Богоматери, покровительницы русской церкви  Белый цвет- символ свободы  и величия.

Восстановление трех цветного  российского флага в качестве  государственного  в наше время  вполне закономерно. Возрождающейся  российской государственности необходимы символы, овеянные  славой и доблестью Россия прежде  поколений.

  Российский  трехцветный флаг отвечает важнейшим  требованиям, которые предъявляются в мире  к подобной  символике ему  присуща  историческая преемственность: он полностью  соответствует  российскому  флагу  эпохи  Петра Великого, когда  трехцветный флаг  окончательно приобрел  статус  государственного. Напомни, что цвета российского  флага  имеют глубокий  смысл, отражают духовные начала россиян: белый символизирует  мир, чистоту, правду, непорочность, нетленное совершенство; синий - веру и верность, постоянство; красный- энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество

Поэтому эти  цвета  являются  одновременно  и государственными  и народными, национальными.

  30 ноября 1993 года  президент  Указам был утвержден Государственный герб Российской Федерации. В специальном положении содержится  его описание: «Государственный герб Российской федерации  представляет собой  изображение золотого двуглавого орла, помещенного  на красном геральдическом щите; над орлом – три  исторические короны Петра Великого над головой две малые  и над ними – одна  большого размера), в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла  на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.» Двухголового орла  в то  время изображали, как  правило, золотом на красном или белом поле.

  Это цветовое сочетание приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался, и его  использование  строго  регламентировалось: золотой цвет - неизменный символ вечности, постоянства.

Толкование государственного герба дается с поправкой на  современность.

Двуглавый орел был и остается  символом власти, верховенства, силы и мудрости (власть должна быть твердой и мудрой). Короны  можно трактовать  как символы ветвей власти – исполнительной, законодательной и представительной.

 Скипетр в наше время символизирует на гербе защиту суверенитета страны. Держава  является  символом единства, ценности государства.

Изображение  на красном щите  всадника, поражающего змея, св. Георгий Победоносец (хотя в современном гербе он таковым не  называется)  - это символ борьбы со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Таким образом, существующий ныне  герб Российской Федерации  не отражает  каких- либо  идеологических, классовых, религиозных, «имперских» устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.

В декабре 1993 года президентским  Указом в России был утвержден новый государственный гимн. В специальном «Положении о Государственном гимне Российской Федерации» говорят, что  «Государственным гимном Российской Федерации» является  мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки.

Гимн – слов о  греческого происхождения в древней Греции гимном называли  торжественную хвалебную песню в честь богов  и героев. в  «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой  слово « гимн» трактуется  как: «1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или  социального  единства; 2. Вообще – хвалебная песня, музыкальное  произведение».

  Истоки  гимна – в глубинах  истории в России впервые потребность в  гимне, а придворно-военном обиходе  появилось при Петре 1. В  период  царствования Екатерины II (1762-1796) большое распространение получают  ритуалы по случаю  побед русского  оружия.

С 1816 года официальным в России стал  английским гимн «Боже, храни короля». Русский текст его был написан в 1833 году известным  русским поэтом В.А. Жуковским. Однако такая держава, как Россия, безусловно  нуждалась в собственном гимне, музыкальная основа которого отражала бы истинную душу и  характер российского  народа. Поэтому в том  же 1833 году царствовавшим  тогда  императором  Николаем 1 было  дано  указание  близкому  к придворным кругам  композитору А.Ф. Львову сочинить музыку национального  гимна на  слова В.А.Жуковского.

  Композитор справился  с этой  сложной  задачей. Написанный им национальный гимн  впервые  прозвучал 11 декабря 1833 года в  Большом театре. А  по указу  Николая 1от 31 декабря 1833 года  гимн, получивший название «Боже, царя храни!», был  объявлен государством.

 Этот гимн звучит  в России  до  1977 года…

 Идея  создания  российского гимна возникла  вновь  в 1990 году. С  предложением взять  за основу гимна «Патриотическую песнь» М.Глинки выступил известный композитор  Родион Щедрин. Еще  в послевоенный  период  ту же  мысль  не раз высказали известные советские  композиторы Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.  

 После  прослушивания  полной оркестровой записи сочинения  Глинки «Патриотическая песнь» Было утверждено в качестве музыкальной основы будущего  гимна России. Специалисты так  аргументировали свои доводы: мелодии присущи величавость и лаконизм; она  легко  запоминается, изначально  не связана словом, что  дает свободу для  создателей текста  гимна, на  которой  тогда же был объявлен профессиональный конкурс.

11 декабря 1933 года  Указом Президента Российской Федерации  утверждены Государственный гимн на основе мелодии  « Патриотической песни» М.И. Глинки и Положение  о Государственном  гимне России.

 К сожалению, у нашего  нового  национального  гимна  пока нет  текста.

Россияне  имеют право  петь свой гимн, как   поют свои  национальные гимны  народов стран, с  воодушевлением, с подъемом и гордостью за свою страну, народ, Отчизну.

II. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России

2.1. Возможности образовательных учреждений в воспитании юноши, гражданина и патриота.

Ярким примером  успешности  подготовки молодежи к военной  службе  в условиях реформирования ВС России является  опыт  учителя ОБЖ  и физкультуры средней школы № 48  города  Оренбурга Пастухова  Виктора Ивановича. В его работе  четко  прослеживается  комплекс эффективных  средств по военно-техническому, трудовому  и физическому, военно-патриотическому воспитанию учащихся  и подготовке  допризывной молодежи к службе в армии.

 Виктор Иванович  широко практикует открытые уроки, уроки мужества, экскурсии в воинские  части, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами. В его опыте прослеживается  система дополнительного  образования (кружковые занятия), Армейскими военными  частями и ОВРККУ.

 Заслуживает внимания  установление межпредметных связей НВП и гуманитарного цикла, что  очередь, также способствует развитию личности  в подготовке и профессиональной ориентации юношей к военной  службе в Вооруженных Силах России.

 Огромный  позитивный опыт накопления преподавателем-организатором ОБЖ средней школы № 9 города Оренбурга Морозовым В.А.

В качестве основных целей и задач Владимир Алексеевич считает: выявление оптимальных условий  и применение  методов  развития военнослужащего, гражданина, патриота; выработку  навыков  и умений  по безопасному   поведению  в повседневных условиях и опасных ситуациях; повышение интересов у юношей к военной службе; формирование психологической готовности  к успешной деятельности  в современной техно - социальной среде.

 Для решения проблемы  повышения интереса  у учащихся  к военной  службе  и Вооруженным Силам Российской Федерации  нужны психологически и морально  подготовленные  юноши. Это  достигается  не только  в ходе  учебного  процесса, но и  различных внеклассных и внешкольных  мероприятиях, где  акцентируется  внимание  на понятиях «патриотизм», «Родина», «защита родины», «долг солдата». В системе проводится военно – патриотическая работа, встречи с  ветеранами Великой Отечественной войны, организация торжественных проводов  выпускников школы в армию, вручение им от  коллектива школы « Наказа  будущим воинам», осуществлять связь с воинами и их  командирами.

 В.А. Морозовым в программу курса ОБЖ  в раздел «Основы подготовки  к военной службе» свои коррективы: как можно и необходимо решать  проблемы  физической, психологической, моральной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах  РФ.

 Основной вывод: продуманная  и целенаправленная работа  несомненно оказывает свое влияние  на морально- нравственный микроклимат  в коллективе  школы, в воинских  коллективах, куда  попадают выпускники  школы, став  воинами.

2.2. Организационные формы гражданского образования в школе.

В нашей школе приоритетным направлением воспитательной системы является патриотическое и гражданское, где воспитание рассматривается как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, - мировоззрения, безусловно результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание.

В основе направления деятельности патриотического и гражданского воспитания нашей школы лежат личностные отношения, где

На первой ступени  происходит формирование чувств и восприятие себя как ценности: я – самоценность, семья – ценность, формируется образ родного края. Ребенок ощущает себя частицей малой Родины. Данная ступень объединяет дошкольников и учащихся 1-4 классов. Это АЗБУКА ЧУВСТВ.

Вторая ступень -  ЗНАНИЕ ЧУВСТВА (5-7 классы). На основе рефлексии и высокого эмоционального подкрепления как ценность выступают знания.

Третья ступень (8-10 классы). ЦЕННОСТЬ – ЧУВСТВА. На этом этапе ценностью воспринимается культура. Именно в этом возрасте формируется свобода выбора, действия.

И последняя ступень (10, 11 классы) – формирование гражданской позиции. Основными ценностями становятся ОТЕЧЕСТВО, ОБЩЕСТВО. Именно здесь происходит самоопределение личности, и подросток ощущает себя гражданином России.

Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство знаниевого и ценностного и деятельностно-практического компонентов содержания.

                                                                         

                       

                 

Организационные формы  

гражданского  образования в школе

Схема военно – патриотического и гражданского   воспитания  

в школе № 2

        

  1. Музей «Отчий край» - центр патриотического воспитания

Школьный музей «Отчий край» начал свою работу в сентябре 2008 года. Создателем и руководителем является учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Кокорева Валентина Ивановна.

Школьный музей краеведческо-этнографического направления. Площадь музея 20 м2, освещение искусственное.

Музей содержит 120 экспонатов. Из них экспонатов основного фонда – 72, в том числе вещевых – 26, письменных – 9, изобразительных – 13. Экспозиция имеет следующие разделы:

  1. Город прежде.
  2. Великий перелом.
  3. Второе Баку.
  4. Наш город в Великой Отечественной войне.
  5. Город строится.
  6. Школа вчера, сегодня, завтра…
  7. Природа нашего края.
  8. Наше творчество.

Имеется план работы школьного музея.

Шефствующий государственный музей располагается по адресу: Оренбургская область г. Бугуруслан, ул. Красногвардейская, 62. Школьный музей работает в тесном контакте со Станцией Юных Туристов.

Избирается актив школьного музея из 45 человек сменного состава. На общем собрании избирается Совет музея из 4-х человек, экскурсоводы 10 человек и председатель Совета музея.

№ п/п

Ф.И. ученика

Класс

За что отвечает

Тема экскурсии

1

Александров Никита

9 «А»

Председатель совета

Обзорная экскурсия

2

Сидорова Юлия

9 «Б»

Член совета

Обзорная экскурсия

3

Ибрагимова Юля

8 «Б»

экскурсовод

Культура нашего города

4

Каверина Лена

8 «Б»

экскурсовод

Культура нашего города

5

Музоваткина Регина

9 «Б»

экскурсовод

История денег

6

Дунаева Настя

11 «А»

экскурсовод

Второе Баку

7

Трынова Настя

11 «А»

экскурсовод

Природа нашего края

8

Шилыванов Андрей

8 «Б»

экскурсовод

История школы

9

Клаус Регина

11 «А»

Член совета

Герои Сов.Союза г. Бугуруслана

10

Стуколова Саша

8 «Б»

экскурсовод

Тыл и фронт едины

11

Колесников Антон

11 «А»

экскурсовод

Гражданская война в нашем крае

12

Мухамедьянова Земфира

11 «А»

экскурсовод

Бугурусланцы на фронтах ВОВ

13

Харнаныкин Сергей

11 «Б»

экскурсовод

История нашего края в истории улиц

14

Мартовицкая Инна

11 «А»

Член совета

Уездный г.Бугуруслан

15

Трынова Катя

староста

11 «А»

Член совета

Основание г. Бгуруслана

С сентября 2008 года по декабрь 2012 года в музее было проведено 177 экскурсий, посетителей было 2447 человек. Школьный музей «Отчий край» посетили также учащиеся школ города №3, №1, Михайловской, малыши дошкольных учреждений №3 «Чулпан», №5 «Петушок», №4, а также родители учащихся школы и бывшие выпускники. Работой школьного музея интересуются специалист по молодежной политике администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Набаева Т.В., начальник Городского Управления Образования Отдушкин Г.С.

Музей – гордость школы, он всегда открыт для гостей города и области.

Информационная и пропагандистская работа среди учащихся проводится в различных формах: групповые и индивидуальные беседы, собрания, выпуск бюллетеней, оформление стендов с фотографиями. Осуществляется систематическая, поисковая, экспозиционная и культурно-просветительская работа, обновляющая экспозиции, проводится экскурсионно-лекторская работа для учащихся школы и жителей микрорайона. Изучаются литературно-исторические и другие источники соответствующие профилю музея. Обеспечивается сохранность музейных предметов, организуется их учет.

На базе музея проводятся предметные уроки, уроки мужества, занятия кружков и факультативов, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, со старожилами микрорайона, смотры-конкурсы исследовательских работ, индивидуальные консультации.

Творческая поисковая работа приурочена к 50-летнему юбилею школы. Каждый класс получил задание – вести поисковую работу под руководством классных руководителей и родителей. Собирают материал о выпускниках. Учащиеся в ходе поиска оформляют альбомы, где есть информация о выпускниках нашей школы, помещены биографии, воспоминания.

Среди выпускников школы есть такие, которые достигли больших успехов, занимают ответственные посты и имена их известны в городе, например Кислов Л.П. (выпуск 1954) – генеральный директор АО «Радиатор», Муртазин И.А. – начальник РУС, Борисова С.Е. – директор драматического театра им. Н.В. Гоголя, Мухаметшина Р.Г. – завуч по УВР школы им. М.И. Калинина.

Школьные походы и экскурсии пополняют сведения краеведческого музея. В ходе экскурсий составлены альбомы:

  • «Наш край в годы Великой Отечественной войны»,
  • «Страницы истории нашего края»,
  • «Исторические памятники города Бугуруслана»,
  • «История улицы Фрунзе города Бугуруслана»,
  • «Культурные традиции нашего края».

Деятельность музея отражена в СМИ. Местное телевидение снимает ролики о жизни школы.

Пополнение фонда музея - забота каждого учащегося школы. Ученик 11 класса Ряхов Борис, он же член Совета музея, побывал на выступлении группы «Контингент», взял у них интервью, автографы, адрес в Интернете. Наш музей пополнился новым альбомом о группе «Контингент». Подрастающее поколение должно знать свое прошлое, свою историю. Без знания прошлого, нет настоящего.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», - писал А.С. Пушкин.

Заключение

Залогом успеха работы нашей школы являются традиции, связавшие воедино учеников, учителей, выпускников и родителей. традиции со временем видоизменяются, но, главное, несут в себе «дух» единства, позволяющий гордиться школой. Именно они способствуют развитию патриотических чувств.

Так как в основе патриотического воспитания лежит чувственная сфера, то важно создать ситуацию, где каждый ребенок ощутит свою значимость, гордость за свой коллектив, школу. Этому способствуют наши традиционные дела: выездная «Зарница», смотр строя и песни, недели славы, памяти, торжественные заседания ДПО, фестивали: «Салют, Победа», «Этнографический», заседания по итогам  исследовательской работы, «Поля русской боевой Славы», «А ну-ка, парни». Кульминацией всей поисковой и патриотической работы в школе являются Слеты, которые приурочены к знаменательным датам школы и страны.

Ведь только реализуя себя в делах, можно сформировать свою гражданскую позицию. Гражданином можно стать только в обществе. Именно тогда ты становишься патриотом своей страны. А любовь, гордость за Отечество начинается с любви к своей семье, школе, родному краю.

Понятийный словарь

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, преумножает ее богатства, а если понадобится он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках и в конечном счете оказаться победителем как злой стихии, так и врага.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Отечеству.

Гражданское образование – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

Гражданская компетентность – это совокупность готовности и способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Социализация – это процесс освоения субъектом и приобщение его к социальному, т.е. всему, что выработано и создано деятельным человечеством во всем процессе его исторического развития.

Образование  - есть форма социализации, содержанием которой является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой актуальны в жизни конкретного социума как положительные, социально-значимые ценности.

Воспитание – часть социализирующего образования может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и к должному.

Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и (или) провозглашено как норма.

«Родина, отечество как ценность» - когда для школьников личностно значимыми становятся объединенные ценностью «Родина», мир, народ, интернационализм.

«Труд как ценность» - презрение к праздности  и лени, радость труда, любимая профессия, труд на благо общества.

«Познание как ценность» - комплекс отношений школьников к их ведущей учебной деятельности.

«Человек как ценность» - раскрывает нравственные ориентиры школьников, отражает их отношение к сверстникам, взрослым, их самооценку и идеалы.

«Красота как ценность» - принятие школьниками эстетических ценностей: умение видеть прекрасное, создавать жизнь по законам красоты.

Библиография

  1. Алгазин Д.А. . Воспитание  юных  патриотов: Пособие  для  учителей М.: Посвящение,0 1979.
  2. Аров А.А.  воспитатель   патриотов: Книга  для  учителя М.: Просвещение, 1989.
  3. Аров А.А. Воспитатель  патриотов: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1989.
  4. Болотов В.А.,  Путилин  В.Н. О  военно–патриотическом воспитании  молодежи: 55  лет  ВОВ //Внешкольник .- 2000. - № 2. – С . 12 –13.
  5. Булгакова  Е.В, Воспитание  патриотизма  на  традициях  древнерусской  культур // Мир  образования – образование  в мире . – 20004 . - № 2.- С. 155 –159.
  6. Глимкан Л.Е., Уличев М.В. « Зарница» - воспитание  патриотизма  через  игровые  формы: Программа // Внешкольник. – 2000. - № 2. – С.13 –14.
  7. Государственная  программа  «Патриотическое воспитание  граждан РФ на  2006-2010 годы» (с  приложениями)// Официальные документы в образовании.- 2001. -№9.-С.2-35.
  8. Дик Н.Ф. Школьный краеведческий музей  в героико-патриотическом воспитании// К празднованию Для  Победы в учреждениях образования (1945 – 1995). – Ростов - на–Дону, 19994. –С.47-50.
  9. Заиостьев А. просвещение  и патриотизм// Народное образование –200.-№4.-С183-189
  10. Иванов Н., Амерханова Э., Железнова Л. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России/ Методические рекомендации. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.
  11. Крупницкий Д.В. Военно-патриотическое воспитание  в курсе отечественной  истории// Школа.- 2004. -№1. – 10-15.
  12. Кузьмин А.И. военная героика в русском  народно-поэтическом  творчестве: пособие для учителя  -М .: Просвещение, 1981.
  13. Патриотическое воспитание  на уроках  литературы  и во  внеклассной  работе: из  опыта   работы  словесников Белоруссии: Кн. Для  учителя/ Под ред. М.А. Лазарука.- М.: Просвещение, 1985.
  14. Произведения о Великой Отечественное  войне  на уроках  и во внеклассном чтении учащихся (К 50-лнтию Победы): сб.  методических статей для учителей, слушателей курсов  повышения квалификации, стажеров. – Самара, 1995.
  15. Решетникова Т., Мижев Г. Там, где  рождаются  мужчины: Военно- патриотическое  образование в г. Жуковом Московской обл.: Внешкольная  оборонно - массовая работа  со школьниками)// Семья. – 1996.-№35.-С.12-13.
  16. Стипанов М.С., Савченко А.П. Новое в содержании и формах воспитание
  17. Федоровская Г. Военно-патриотическое воспитание // Воспитание школьников. -2002.-№3.-С.31-33.
  18. Халанская С.М.Структура  работы классного  руководителя АО патриотическому  воспитанию // Классный руководитель. 2004-№3. -С.15-28.
  19. Харланова Ю.В. Идеи патриотического  воспитания   в истории  педагогической  мысли (до начала XX  века) // образование  в современной  школе.- 2004.-№4.-С.52-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы

Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...

Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь

Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников: "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ СВОЕЙ СТРАНЫ"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насы...

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

Викторина «патриоты России» по теме: «История гимна, герба и флага России»

Цель проведения данного мероприятия состоит в  воспитании у детей уважительного отношения к государственной символике, истории своей страны и своего народа, привитии нравственных ценностей (любов...