конспект урока истории в 7 классе
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) по теме

Лебедева Ольга Александровна

Внутренняя политика в середине 18 в. Дворцовые перевороты.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: на основе  ранее изученного материала научиться характеризовать и  сопоставлять политику  в период правления Петра 1 с политикой его преемников;  выделять главное и второстепенное в деятельности исторических лиц формулировать выводы; способствовать организации учебно-познавательной деятельности в творческих группах; воспитывать интерес к истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii_7_kl.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс         История России.

Внутренняя политика в середине 18 в. Дворцовые перевороты.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: на основе  ранее изученного материала научиться характеризовать и  сопоставлять политику  в период правления Петра 1 с политикой его преемников;  выделять главное и второстепенное в деятельности исторических лиц формулировать выводы; способствовать организации учебно-познавательной деятельности в творческих группах; воспитывать интерес к истории своей страны.

Оборудование:  Схема династии Романовых, портреты Петра 1, Екатерины 1, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра 3.

План урока:

  1. Борьба за власть после смерти Петра 1
  2. Вступление на престол Анны Иоанновны, Бироновщина.
  3. Императрица Елизавета Петровна.
  4. Правление Петра 3. Расширение дворянских привилегий.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, Конституционная монархия.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Петр 1  внёс большой вклад в развитие нашей страны. Но после его смерти судьбу русского престола нельзя назвать благополучной. За 17 лет сменилось пять монархов. Этот период  частой смены власти, совершавшийся дворянскими группировками и руками гвардейских полков называется дворцовым переворотом.  У власти иногда стояли люди, чужие стране, не достойные власти из-за своих эгоистических наклонностей. Причины этого кроются, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами. Чтобы понять это время и выявить причины, нам необходимо рассмотреть обстоятельства дворцовой жизни и престолонаследия.

  1. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.                                                    В 1725 г Пётр 1 скончался в страшных мучениях, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником императора?  Перечислите не менее трёх  претендентов на императорский трон.

(Учащиеся с помощью  схемы династии Романовых предлагают варианты ответов: Жена покойного императора Екатерина Алексеевна;  сын казнённого царевича Алексея;  дочь Петра 1 Елизавета Петровна и др. и обосновывают свои предположения)

3. Новая тема

3.1Краткий обзор учителя с демонстрацией  слайдов презентации (портреты)

 - Таким образом, бывшая портомоя (прачка)  с 1725 года стала русской императрицей. Воцарение Екатерины 1 – первой из серии дворцовых переворотов. Неспособность её к государственным делам привела к созданию Верховного тайного совета. В состав совета входили семь вельмож во главе с князем А. Меншиковым. При дворе продолжалась борьба за власть, которая особенно обострилась после смерти Екатерины 1  и восшествия на престол Петра Алексеевича. За это время всё больше власти получает Меншиков и вокруг него плетут интриги князья Долгорукие, Остерман и другие. Как только А. Меншиков заболел, его тут же отправили в отставку. Не дремали Долгорукие и быстро сосватали княжну из своего рода императору             Петру 2 , но накануне свадбюы19 января 1730 г он скончался от оспы.                         Вновь споры о кандидатуре на трон, поступило предложение от Д. Голицина пригласить Анну Иоанновну, племянницу Петра Великого. Она была возведена на престол Верховным  тайным советом. Страну наводнили курляндские дворяне, прибывшие вместе с ней, но особым влиянием пользовался Э. Бирон, фаворит императрицы. Анна Иоанновна перед смертью объявила императором младенца Иоанна 4 Антоновича (сына своей племянницы Анны Леопольдовны). На трон  взошла мать младенца. Затем  последовал новый переворот, теперь императрицей стала младшая дочь Петра 1, Елизавета Петровна, её возвела на трон гвардия и в её царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры и во внешнеё политике.

3.2  Самостоятельная работа с тестом учебника. Работа в группах (3 творческие группы) На доске шаблон таблицы, которую учащиеся заполняют в ходе работы.

Составление таблицы.

Внутренняя и внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.

Император, императрица

Внутренняя политика

Внешняя политика

Екатерина 1

(1725 - 1727)

Раздача государственных крестьян гвардейцам и придворным. Создание Верховного тайного совета из представителей «новой» и «старой» знати




         ____________

Пётр 2

(1727  - 1730)

Раздача государственных крестьян «старой» знати Возвращение столицы в Москву.


        _____________

Анна Иоанновна

(1730 – 1740)

Возвращение столицы в Петербург. Роспуск Верховного тайного совета. Сокращение срока обязательной дворянской службы до 25 лет. Повышение роли Тайной канцелярии.

1733-1735 гг – русско-польская война: возведение на трон Речи Посполитой Августа 3 – российского ставленника.

1735 – 1739 гг – русско-турецкая война: неудачная попытка добиться выхода к Чёрному морю.

Иван 4  (1740 – 1741)

Регентство Бирона, затем Анны Леопольдовны


    _______________


     ____________

Елизавета Петровна

(1741 – 1761)

Дворяне получают право суда над крестьянами и распоряжения их собственностью и личностью. Создание Дворянского банка. Восстановление Сената. Отмена внутренних таможен.

1741 – 1743 гг – русско-шведская война: сохранение Россией своих позиций на Балтике.

1756 – 1562 гг – участие России в Семилетней войне: присоединение к России Восточной Пруссии.

Пётр 3   (1761 -1762)

Манифест «О вольности дворянства». Ликвидация Тайной канцелярии. Секуляризация церковных земель в пользу государства.

1761 г – возвращение Пруссии  г. Кенигсберга и его окрестностей.

  1. Выступление с отчётом о проделанной работе каждой группы учащихся и заполнение таблицы на доске и в  тетради.
  2. Подведение итогов.

- Почему период истории России, который последовал за годами правления Петра Великого, назван эпохой дворцовых переворотов?

- В чём причины неустойчивости политической власти в России во второй четверти 18 века?

- Какое влияние на развитие России оказали эти перевороты?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....