Доклад: Самостоятельная работа учащихся в профильном классе
материал по истории на тему

Подлинова Елена Николаевна

Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. 

     Поэтому главным принципом работы учителя в профильном классе  является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.  

     Поэтому главным принципом работы учителя в профильном классе  является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

     Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках истории, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках истории и обществознания   необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

         Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

        При организации  самостоятельной работы необходимо учитывать следующие дидактические требования:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. 

3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записям и на доске.

4. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.  

    Примером организации самостоятельной работы в профильном классе может быть организация  лабораторных и практические работы на уроках истории  – это учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой должно являться побуждение школьников к изучению истории  с новой точки зрения.  

 Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как   творческий процесс по поиску возможных решений при изучении различных вопросов  истории .    

 

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической  и лабораторной работы создает ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и  запоминаются.

Схемы, иллюстрации  и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной и практической работы, позволяет развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Тематический отбор материала, необходимых понятий, цитат, составляющих единую картину рассматриваемой проблемы, производится по принципу «необходимо и достаточно». Именно здесь происходит «сворачивание» информации, но при этом ученик видит целостную картину изучаемой темы. На итоговом уроке   по истории  происходит «разворачивание» материала, который получен в ходе лабораторной и практической работы, и преобразование его в объёмную творческую работу – сочинение. Лабораторные и практические работы можно проводить и при изучении различий и сходств цивилизаций, особенностей развития   народов, влияния на их историю различных факторов и т.д. Таким образом, данная форма работы позволяет вовлечь учащихся в активную историческую учебно-исследовательскую деятельность.


Практическая работа:  Живопись Возрождения



Цель работы. Проанализировать произведения живописи эпохи Возрождения, выявить характерные черты и различия Итальянского и Северного Возрождения.



Источники. Иллюстрации,  цветные  вклейки учебника



 Вопросы и задания



1. Используя текст учебника, отберите иллюстрации, отражающие искусство раннего Возрождения. Проанализируйте их и сделайте вывод о наметившихся изменениях в искусстве по сравнению с эпохой Средневековья.



2. Проанализируйте репродукции картин Высокого Возрождения по плану: 1) автор, название, место создания; 2) сюжет; 3) особенности изображения, по которым можно отнести данную картину к эпохе Возрождения. Результаты работы оформите в виде таблицы.



 3. Обобщите полученные сведения по следующим направлениям: наиболее распространённые сюжеты; особенности живописи.



4. Сгруппируйте репродукции по принадлежности к Итальянскому и Северному Возрождению. Сделайте выводы об их различиях.



Сделайте вывод о проделанной работе.


    Еще одним из видов самостоятельной работы учащихся может  являться работа по составлению   презентаций и электронных книг.

    Таким образом,   самостоятельная работа обладает большим потенциалом для развития различных умений школьников. Так, основными из них являются:

v   умения работать с книгой (учебником, историческим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работа по плану, алгоритму, предписанию.  

v   классификация, систематизация учебного материала  

v   навыки самоконтроля и самоанализа.

           Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация самостоятельной работы обучающихся в профильных классах

Слайд 2

Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся. Главный принцип

Слайд 3

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Слайд 4

Дидактические требования Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю

Слайд 5

Практическая работа: Живопись Возрождения Цель работы. Проанализировать произведения живописи эпохи Возрож­дения, выявить характерные черты и различия Итальянского и Северно­го Возрождения. Источники. Иллюстрации, цветные вклейки учебника Вопросы и задания 1. Используя текст учебника, отберите иллюстрации, отражающие искусство раннего Возрождения. Проанализируйте их и сделайте вывод о наметившихся изменениях в искусстве по сравнению с эпохой Средневе­ковья. 2. Проанализируйте репродукции картин Высокого Возрождения по плану: 1) автор, название, место создания; 2) сюжет; 3) особенности изображения, по которым можно отнести данную картину к эпохе Воз­рождения. Результаты работы оформите в виде таблицы. 3. Обобщите по­лученные сведения по следующим направлениям: наиболее распростра­нённые сюжеты; особенности живописи. 4. Сгруппируйте репродукции по принадлежности к Итальянскому и Северному Возрождению. Сделайте выводы об их различиях. Сделайте вывод о проделанной работе.

Слайд 6

Самостоятельная работа обладает большим потенциалом для развития различных умений школьников : v формирует умения работать с книгой (учебником, историческим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работу по плану, алгоритму, предписанию. v вырабатываются навыки классификации и систематизация учебного материала v навыки самоконтроля и самоанализа.

Слайд 7

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Самостоятельная работа учащихся в процессе дифференцированного обучения"

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного...

Самостоятельная работа учащихся 7-9 классов по формированию математических понятий

Проблема исследования состоит в  создании условий, способствующих  самостоятельной работе учащихся по формированию математических понятий в условиях уровневой дифференциации, которая обеспеч...

Тесты по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. 5-6 класс.

Предложена подборка тематических тестов по русскому языку для учеников, занимающихся по учебнику Т.И. Ладыженской....

Организация самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках математики

Организация самостоятельной работы (с/р) — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихс...

Доклад «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие эффективного усвоения нового материала»

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно ...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

Самостоятельная работа учащихся V-VI классов на уроках русского языка

Организация  самостоятельной  работы  учащихся   на  уроке  -  одна  из коренных  проблем  обучения.  Самостоятельная  рабо...