Как жили люди на Руси
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Разработка занятия по этнографической экспозиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_izba.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как жили люди на Руси

Экскурсия по этнографической экспозиции школьного музея

  1. Цель: формирование потребности изучать обычаи и традиции своего народа, развивать интерес к предмету.
  2. Задачи :
  1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.
  2. Знакомство с традициями русской избы, народной одежды, бытовыми предметами.
  3. Воспитание художественного вкуса, любви к прекрасному.

Оборудование: куклы в русских национальных костюмах, ложки.

Ведут экскурсию 2 девочки в русских национальных костюмах.

Девочка:

-Ой, вы, гой-еси,

красны девицы, да добры молодцы!

Приглашаю я в музей,

Добрых и честных гостей!

Девочка:

- Добро пожаловать!

Вот изба - все в русском стиле.

Предки жили, не тужили.

Как же жили на Руси?

Ты, у Машеньки спроси.

Машенька:

Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид.

Лесов России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен.

Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники.

Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее.

Девочка:

- А теперь я предлагаю вам войти в дом.

Стоит в доме чудо-печь.

- Что, скажите вам испечь?

- Хочется девчушке

- Хорошей быть стряпушкой.

Машенька: В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата». В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб – всему голова!». Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики и дети.

Девочка поет частушку:

Я на печке спал.

Меня клоп кусал.

На полати перешел,

Он и там меня нашел.

Девочка: - А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами! Во многих русских сказках упоминалась русская печь.

Всем ребятам будет печь

Пироги и плюшки печь.

С пылу, с жару

К столу, к самовару!

Машенька: В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол называли «красным», то есть красивым. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Красный угол – самое почетное место в доме. Здесь гостей принимали, отмечали праздники. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Девочка: В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти (держаке). Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.

Машенька: Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба – хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет», «Кривой бельмес под горшок залез». Этот угол считался царством хозяйки дома. Тут же висела люлька – кроватка для младенца и стояла прялка. Лежа в колыбельке ребенок слушал простые, но такие добрые и ласковые песни, и рос душевным, отзывчивым.

Девочка берет в руки куклу и поет:

Люли-люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовьице –

Спи-ка на здоровьице.

В избе у хороших хозяев все сверкало чистотой. На стенах висели расшитые полотенца. Красные узоры на отбеленном холсте рушников зажигали радостью, светом большие, темные избы.

Машенька:

Тут игрушки, миски, плошки,

Расписные здесь матрешки.

Вы внимательно смотрите,

Вот они ведь, - поглядите!

Много здесь предметов разных:

Замечательные ложки,

И совсем не поварешки,

Они не только для еды,

А еще и для игры.

А сейчас отгадайте загадку:

«Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо».

Девочка: На первый взгляд может показаться, что самовары существуют уже много столетий. На самом же деле они появились сравнительно недавно – в середине XVIII века, а распространение их связывают с появлением  в России чая и с возникновением обычая чаепития. Производство чайных самоваров началось во второй половине XVIII века в Москве, Петербурге, Туле, которая стала главным центром их изготовления. Тогда и появилась поговорка: «Со своим самоваром в Тулу не ездят». Самовар стал символом русской культуры.

Машенька: Во что одевались наши предки?

Девочка: Повседневной одеждой мужчин были рубаха да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. А зимой под кафтан надевали зипун. Непременной деталью одежды и у мужчин, и у женщин был пояс или «кушак». Женщины носили одинаковые рубахи – сорочки. Женская рубаха была длиннее мужской, почти до пола, и чтобы она не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии с помощью пояса, так что излишек ткани свисал поверх его, образуя мягкую складку. Во время работы по дому или в поле одежду подтягивали еще выше, до колен. В холодное время надевали душегрею.

Машенька: Почему иногда говорят «опростоволосилась»?

Девочка: В те давние времена с непокрытой головой можно было ходить только дома. А на улице – лишь девочкам и молодым незамужним женщинам в летнюю пору. И появиться на людях без головного убора считалось позором.

Девочка: Веками самой типичной для России обувью были лапти.  Слова «лапти» встречалось уже в письменных источниках Х века. Их плели из лыка – коры липы. Правда, иногда использовали кору березы или дуба. Для того, чтобы сделать одну пару лаптей, надо было содрать кору с трех-четырех деревьев. Зимой одна пара лаптей служила хозяину десять, а летом всего четыре-пять дней.

Время быстро пролетело,

И сейчас скажу вам смело:

До свиданья, в добрый час

В Тосно ждем в музее Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили люди на Руси

Разработка занятия по культуре и быту жителей древней Руси (используя этнографическую экспозицию школьного музея)...

Как жили люди на Руси

Материал для проведения урока с использованием этнографической экспозиции школьного музея.Перед просмотром извлечь фаилы из архивов "Звук"....

Урок-игра "Как жили люди в старину"

Урок – игра для учащихся 4-го класса.Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; пробуждение интереса к истории повседневности, сбору материалов для музея эт...

Как жили люди в старину.

Музейный урок по истории для учащихся 4-5 кл....

Педагогический проект "Как жили люди на Руси" (старшая группа)

Педагогический проект "Как жили люди на РУси" (старшая группа)...