Как жили люди в старину.
план-конспект урока по истории на тему

Блощицына Елена Петровна

Музейный урок по истории для учащихся 4-5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok_kak_zhili_lyudi_v_starinu.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя образовательная школа

Калачеевского района, Воронежской области.

Смотр этнографических музеев и экспозиций,

посвященный Году Культуры.

Как жили люди в старину

(музейный урок по истории для учащихся 4-5-х классов).

Разработала:

Блощицына Елена Петровна,

учитель истории

МКОУ Поселковая СОШ

Калачеевский район,

Воронежская область.

Воронеж

2014

Тема: Как жили люди в старину.

 Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью людей в старину.

Задачи урока: развивать  интерес к родной истории и умение пользоваться музейными экспонатами; развивать творческие способности детей.

Методы и приемы: погружение в прошлое, путешествие по страницам истории родного края, демонстрация экспонатов краеведческого музея, беседа, наглядный (выставки).

Оборудование: за неделю руководитель музея дает задание – подготовить пословицы о труде и загадки об овощах к музейному уроку; экран; проектор; компьютер; карта путешествия; пирог и чай; наглядности-карточки с овощами; мешочки с крупами: гороховая, гречневая, пшено, овес; презентация «Как жили люди в старину»; конверт с домашним заданием и картинки – раскраски «Женский костюм Севера и Юга России»; раздаточный материал «Русская народная одежда», «Интерьер русской избы», «Крестьянская мебель», «Конструкция и декор народного быта»; карточки оценки полученных знаний; фильм «Женский народный костюм»; экспонаты музея: мебель, утварь крестьянской избы, женский и мужской народные костюмы, самовар и т.д.

План урока:

1.Русская изба: интерьер и утварь.

2.Занятия людей.

3.Кухня наших предков.

4.Игра «Отгадайте где, какая крупа».

5.Игра «Овощи, что лишнее?».

6.Какую одежду носили. Просмотр фильма «Женский народный костюм».

7.Закрепление «Вопросы – ответы».

8.Творческое домашнее задание.

9.Чаепитие.

Ход урока.

1.Организационный момент.

   Занятие учениками своих рабочих мест. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Руководитель музея знакомит учащихся с целями и задачами урока. Обращает их внимание на карту путешествия.

2.Актуализация.

   Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности учащегося.

Учитель: - Ребята, прежде чем мы начнем наше путешествие давайте вспомним.  В 4 классе у вас есть такой предмет «Окружающий мир». На этих уроках в разделе V «Страницы истории Отечества» вы уже знакомились с жизнью древних славян. Давайте  вспомним и ответим на вопросы по этой теме:

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день был полон трудовых забот, их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами.)

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль.)

- Кто такие бортники? (Они собирали мед диких пчел.)

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили, многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.)

- Как древние славяне выбирали место для жилья? (Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)

 Учитель: - Молодцы!

3.Изучение нового материала рассказ с элементами беседы, просмотр презентации.

Учитель:  - Но, что это? К нам идут гости!

Девушка 1, одетая в народном костюме Севера России: - Здравствуйте всем! Мир вашему дому! Мир вам, дети дорогие, мы явились в добрый час. Встречу теплую такую мы готовили для вас.

Девушка 2, одетая в народном костюме Юга России: - Добрый день, гости званые и желанные! Детки малые разудалые! А пришли мы к вам рассказать о старине.

Девушка 1: -Как жилось людям.

Девушка 2: - Что они ели и пили.

Девушка 1: - Да, что люди носили.

Девушка 2: - А, вы, слушайте да запоминайте, а потом с нами поиграйте. Хорошо!

Девушка 1: - Ну, что вы готовы отправиться в путешествие в прошлое? (Ответ детей).

   Сейчас  мы с вами отправимся в дом русича, который жил много лет назад.

В то время даже 2-х этажные дома были большой редкостью - их строили только самые богатые люди. Итак, попробуем представить дом русича в древности

Слайд №2,3  – «изба», русская печь.

   Раньше не говорили «дом», а говорили «изба» - теплая половина дома с печью. Печь занимала большую часть избы. При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду. На ней сушили
травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почетное место в доме, относились к ней с уважением.

    По диагонали от печи в избе находился Красный угол.

Слайд №4 – «Красный угол».

Это было самое святое место - в нем помещались иконы. Каждый вошедший в дом должен был перекреститься на них.

Слайд №5,6 –мебель и утварь.

   Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Под лавками стояли сундуки и рундуки (приделанный к стене ящик без дверей и стекол), где хранили разное добро.

Девушка 2: - Давайте посмотрим, какой утварью пользовались в старину, то есть какими предметами, принадлежностями, нужными в хозяйстве. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.

Нет на свете мудреца, как Ивана - хитреца;

Сел на конь и поехал в огонь. (Чугун и ухват).

(Объясняет и показывает).

Загадаю еще я вам загадку:

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

(Объясняет и показывает).

Следующая загадка:

Никогда не ест, А только пьет.

А как зашумит - всех приманит. (Самовар).

(Объясняет и показывает).

- Молодцы, дети!

   Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см. с ручкой; стиральная доска). Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать). Гладили также с помощью утюга. Утюги были чугунные и угольные. (Показывает и объясняет). Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках.

Слайд №7 - станок.

   Девочки уже с 5-ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами.

Слайд №8,9,10  - веретено, прялка, лапти.

Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. Вот посмотрите веретено - буквально означает «вертящаяся палочка». А вот
прялка. (Показ экспонатов музея).

   Лапти. Их плели из лыка, отсюда и выражение «ободрали как липку». Также плели их из коры дуба, ивы, бересты.

Слайд №11,12,13  - занятия.

   Мужчины ловили рыбу, охотились, занимались земледелием, бортничеством, различными ремеслами.

Девушка 1: - Давайте познакомимся с кухней наших предков!

Слайд №14 – что ели?

Обедали в полдень. Испокон хлеб на Руси был главным продуктом питания. Есть даже пословицы: «Хлеб - всему голова», «Как хлеба да квас, так все у нас» и т. д. Готовили все без соли. К каждому празднику пекли пироги. Само
слово пирог происходит от слова «пир».

   Без каши на Руси не проходило ни одного дня. «Каша - мать наша» - говорили на Руси. В древности у славян был обычай, есть кашу с бывшими врагами при заключении мира - отсюда пословица, которую зачастую употребляют и сегодня. «С ними каши не сваришь». Готовили кашу из круп.
Крупа – засыпа - отсюда «засыпать», дробленая крупа называлась «варгеня», из нее можно было приготовить наскоро - отсюда глагол - «сварганить». Сделать, приготовить что-то наскоро, быстро.

Слайд №15 – игра.

   На Руси варили каши из ячменя, проса, овса, гречихи. Отгадайте где, какая крупа – Игра (в мешочках насыпана разная крупа, ребята должны отгадать, что это за крупа и как называется каша, которая готовится из этой крупы).

   Любимая каша была гречневая. Кашу сдабривали маслом. Богатые - маковым или ореховым. Бедные - льняным, конопляным.

Слайд №16 – как ели?

   Еду ставили на стол в большом горшке. Черпали ложками по очереди, а хозяин следил, чтобы кто-нибудь не ел «вприхлебку», то есть, не откусив хлеба, и гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи. Твердую пищу брали руками, а жидкую – ложками. Ели деревянными ложками (показ экспонатов: горшки, миски, ложки).

   Отец следил, чтобы никто не нарушал порядок за столом. Если это происходило, то он бил по лбу ложкой.

                                           Слайд №17 – овощи.

   А самым распространенным овощем была репа. Тогда не знали картофеля. Готовить репу было просто, отсюда и пошла известная пословица. «Проше пареной репы». Еще ели капусту, огурцы, свеклу, морковь. Особенно любили лук и чеснок, которыми лечились.

Слайд №18,19 – игра.

   Игра «Овощи. Что лишнее?» (Дети раскладывают карточки с овощами, которые употребляли в пищу в старину.  Потом отвечают на вопрос: Что здесь лишнее и чего не хватает?)

   Любили наши предки рыбу, а мясо ели редко - только в мясоед. К числу любимых блюд можно отнести кисель, который варили из ржаной муки, из гороха, но чаще всего из овсяной муки. Кисели раньше были не сладкими и густыми, их можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком или маслом. В Москве сохранились Кисельные переулки, там жили люди, варившие кисель на продажу.

   Из напитков самыми распространенными были квас, морс, мед, сбитень. Сбитень пили горячим вместо чая, он готовился из различных трав. У каждой хозяйки был свой рецепт. А чай русичам был неведом. Он появился 300-350
лет назад. Сначала он был привезен из Монголии, потом из Китая - родины чая. Он был очень дорог и простым людям недоступен.

   Ужинали в 6 часов вечера, когда солнце клонилось за горизонт. Спать ложились с заходом солнца. А на утро с восходом солнца все начиналось сначала.

Ребята, а вы приготовили наше задание?

( Дети рассказывают пословицы о труде и загадывают загадки об овощах).

Девушка 2: -А какую одежду тогда носили?

Слайд №20 - одежда.

(Рассказ об одежде. Женский и мужской народный костюм Севера и Юга. Работа с раздаточным материалом.)

   Чем пристальней изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Композиция ансамбля русского народного костюма строится по- разному в традиционных нарядах Севера и Юга России.

   Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее
цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров, применение
шелковых, золотых, серебряных ниток). Самой нарядной была одежда из
красной ткани. Понятия "красный" и "красивый" были в народном
представлении однозначны.

   В женской одежде северных и южных областей больше различий, а в
мужской - наоборот, больше общего.

Мужской костюм.

   Он состоял из рубахи - косоворотки с невысокой стойкой или без нее и
нешироких штанов из холста. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.
 Рубаха  всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу.        Вышивка сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.

   Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.

Девушка 1:                           Женский костюм.

   Женский народный костюм был многослоен. Его основными элементами были рубаха, передник, или завеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Самой декоративной и богато украшенной частью русского женского костюма был передник. Он был орнаментирован вышивкой, ткаными узорами, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными
лентами. Край передника оформлялся зубцами, белым и цветным кружевом,
бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Женский костюм русского Севера часто называют "сарафанным
комплексом". Гладкий темный фон сарафана помогал еще ярче звучать
многоузорчатой и многокрасочной вышивке рубах и передников. Сарафан
со швом посередине переда, отделанный узорчатыми лентами, кружевом,
вертикальным рядом медных пуговиц, был наиболее распространенным. В северном костюме преобладал сарафан, а в южном - поневы. В одежде русского Севера от древнерусского костюма сохранились епанечки и душегреи, стеганные на вате с рукавами.

   Костюм южных губерний представлял собой «поневный комплекс». Основу его составляет понева – домотканая клетчатая юбка. Она укреплялась на талии. Полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи – прошвой. Праздничная понева богато украшалась вышивкой, узорчатой тесьмой, вставками из кумача, кружевом, блестками. Часто поверх поневы и передника надевали нагрудник. Он отделывался тканью или плетеной тесьмой по горловине, борту и низу изделия.

   Просмотр  фильма «Женский народный костюм».

4.Подведение итогов.

Девушка 2: -На славу мы сегодня потрудились.

Девушка 1: - А все ли вы запомнили? Давайте проверим.

Вот наши вопросы: - Что считали в старину самым теплым и главным в доме? (Печь).

Девушка 2: -Что находилось в Красном углу? (Иконы, стол).

Девушка 1: -Какими вещами пользовались наши предки? (Перечисление).

Девушка 2: -Что ели в старину? (Перечисление).

Девушка 1: -Отгадайте, кто из нас в костюме Севера, а кто Юга России. (Ответ).

5.Домашнее задание.

Девушка 2: - Молодцы, ребята! Вот вам от нас задание. С первым вы справились. (Разрисовать женский народный костюм Севера и Юга России).

Девушка 1: - До свидания, нам пора.

Девушка 2: - Да новых встреч.

(Уходят).

Учитель: - Ну, что понравилось вам наше путешествие в старину  и наши гости? (Ответ).

6.Рефлексия.

- Оцените  себя, как вы сегодня работали на уроке. Раскрасьте облачко цветом, которым вы оцените свою работу на уроке.

Желтый цвет — все понял, могу идти дальше.

Зеленый цвет — еще ошибаюсь.

Красный цвет - стоп! Мне нужна помощь.

(Дети сдают карточки учителю).

Учитель: - А теперь прошу всех отведать чай с пирогом. (Режет пирог и раздает его присутствующим, пьют чай).

Приложение.

Карта путешествия.

Карточка оценки полученных знаний.

Оцените  себя, как вы сегодня работали на уроке. (Разукрасьте облачко цветом, которым вы оцените свою работу на уроке).

Желтый цвет — все понял, могу идти дальше.

Зеленый цвет — еще ошибаюсь.

Красный цвет - стоп! Мне нужна помощь          

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили люди на Руси

Разработка занятия по этнографической экспозиции....

Как жили люди на Руси

Разработка занятия по культуре и быту жителей древней Руси (используя этнографическую экспозицию школьного музея)...

Как жили люди на Руси

Материал для проведения урока с использованием этнографической экспозиции школьного музея.Перед просмотром извлечь фаилы из архивов "Звук"....

Урок-игра "Как жили люди в старину"

Урок – игра для учащихся 4-го класса.Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; пробуждение интереса к истории повседневности, сбору материалов для музея эт...

Педагогический проект "Как жили люди на Руси" (старшая группа)

Педагогический проект "Как жили люди на РУси" (старшая группа)...

Как жила мордва в старину

Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традиц...

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....