«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Синягина Ирина Александровна

Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века.

Урок-проект по курсу Истории России  в 7 классе.

Цель: на основе богатого материала по истории материальной духовной  культуры сформировать у учащихся яркий образ  древнерусской старины, её самобытного повседневного уклада.

Задачи:

1)  познакомить учащихся с наиболее значимыми сторонами бытовой культуры различных сословий Руси в XVII веке, охарактеризовать их важнейшие особенности, изменения, которые происходили в повседневной жизни русских людей на протяжении столетия;

2) развитие творческого потенциала учащихся, навыков работы над групповыми проектами, развитие навыков анализа  разнообразных исторических источников;

3) формирование у учащихся представления о том,  как материальная культура способна отражать внутренний мир и особенности национального характера, о сложном и противоречивом внутреннем мире русского человека, формирование уважительного отношения к традиционным ценностям русского народа.

План.

  1. Вступление. XVII век – последний век древнерусской культуры. О чем нам  может рассказать бытовая культура наших предков?
  2. Сословный быт XVII века: традиции и новаторство:

а) Мода XVII века.

б) Русское жилище XVII века.

в) Русская кухня XVII века.

г) Досуг и праздники русских людей XVII века.

3. Русские  нравы сквозь призму бытовой культуры и народных пословиц.

4. Заключение.

Подготовка: накануне урока учащиеся  делятся на творческие поисковые  группы по направлениям: «Модельеры», «Дизайнеры», «Кулинары», «Массовики-затейники». Каждая группа разрабатывает проект-презентацию по предложенной теме, готовит выступление.

Оборудование: проектор, компьютер, экспонаты этнографической экспозиции школьного краеведческого музея.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя, беседа с учащимися.

             (Слайд 1) Подумайте над понятиями «быт», «нравы».

Почему ученые уделяют такое взимание изучению повседневной жизни людей прошлого? Какая связь может существовать между  бытом и нравами?

Итог беседы: Быт – часть жизни людей, связанная с удовлетворением  материальных (пища, одежда, жилище) и духовных  (досуг, общение, душевный комфорт) потребностей, т. е. повседневный уклад.

Нравы – 1) совокупность психологических качеств характер; 2) поведение людей с точки зрения добра и зла.

Быт отражает нравы людей, позволяет  представить их внешний и внутренний облик.

В своем путешествии в глубь истории, мы задержимся еще чуть-чуть в смутном, бунташном и ярком XVII веке, чтобы попробовать ответить на вопрос: «А каково жилось человеку в это время»?

(Слайды 3-4) Жизнь была суровой и не такой комфортной, как сейчас, однако люди той эпохи находили в ней радость и силы. В укладе своей повседневности они черпали утешение и душевный уют. Давайте  попробуем хотя бы на сорок минут перенестись  в ту далекую эпоху, чтобы почувствовать мир таким, каким он был для наших предков. И пусть нашими талисманами и проводниками в прошлое станут эти старинные предметы из коллекции школьного  музея.

Наше внимание к веку XVII неслучайно, ведь его называют «последним веком древнерусской культуры». Вспомните, почему?

Итог беседы: (Слайд 5)   Еще чуть-чуть и наступит не менее яркий и значимый век XVIII, который изменит Россию до неузнаваемости. Однако пока еще Русь на пороге этих времен. Традиции святой старины еще очень крепки, но новшества начинают проникать в них. Переходная пора на пути к новому времени.

В       (Слайд 6)  Вспомните, какие явления русской культуры XVII  века были

             традиционными,  а какие – новаторскими? (Выполнение задания: традиционные  явления – церковные школы,  каноны в иконописи, новшества – «куранты», Академия, театр, парсуны).

И люди XVII «переходного» века были людьми противоречивыми, «переходными».

Именно в XVII веке  впервые разгорелась жестокая борьба между сторонниками традиций и новшеств.

(Слайды 7-10) «До нас положено – лежи во веки веков!» - восклицал  пламенный борец за старину протопоп Аввакум.

А вот известный реформатор Афанасий Ордин-Нащокин считал, что доброму не грех поучиться у других, но свои обычаи нельзя предавать, они делают нас непохожими на других.

«Любил срывать цветы иноземной культуры» Тишайший государь Алексей Михайлович, но не любил вводить новшества и нарушать стародавние порядки.


А вот люди типа князя Василия Голицына уже ориентировались на достижения западной культуры, видели отсталость России и стремились преодолеть её.

(Слайд 11)  Постановка проблемных вопросов:

  1. Какие традиционные черты сохранялись в повседневном укладе русских людей, а что в нем появилось нового?
  2. Какие черты национального характера русских людей проявились в их повседневном быту?
  3. Исходя из того, что вы узнаете на сегодняшнем уроке, определите, Россия была восточной или западной страной?

(Слайд 12) Объяснение практического задания на урок.
Заполните таблицу.

СФЕРА БЫТА

ТРАДИЦИОННЫЕ

ЧЕРТЫ

НОВШЕСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

 

 

 

  1. а) Выступление поисковой группы «Модельеры». Мода XVII века.

Вопросы и задания  по итогам выступления.

(Слайд 13) Изменился ли русский национальный костюм и русская мода в XVII веке?

Найдите на известной картине А.П. Рябушкина «Семья Московского купца 17 века»  элементы древнерусского костюма и назовите их.

(Слайд 14) Сравните наряды правителей XVII века – французского короля,  русского царя и  китайского императора. К какому типу одежды близок  русский наряд?

(Слайд 15) Посмотрите на  рисунки, изображающие наряды женские XVII в. Один из них лишний. Определите, какой? Как вы это определили? К   костюму каких народов больше тяготела женская мода на Руси?

(Слайд 16) Сравните наряды европейской, русской  восточной женщины и  убедитесь в своих выводах. Подумайте, о каких особенностях характера говорит  подобная мода?

(Слайд 17) Какие современные выражения берут свое начало от особенностей древнерусского  костюма?

б) Выступление  группы «Дизайнеры»: «Жилище XVII века».

Вопросы и задания:

(Слайды 18-23) Определите, представители каких сословий жили в таких интерьерах?

Что общего и что различного в жилищах людей, принадлежащих разным сословиям?

(Слайд 24) Прочтите отрывок из известной сказки А.С. Пушкина и попробуйте определить, в чей дом попала царевна?

“Дверь тихонько отворилась

И царевна очутилась

В светлой горнице, кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…”

(Слайд 25-26) Отгадайте старинные русские загадки:

Серое сукно тянется в окно. (дым в курной избе)

Зимой все жрет, летом спит, тело теплое, а крови нет, сесть сядешь, а с места не свезет. (печь)

Сто полен в запасе, а на истопку не хватит. (деревянное ведро)

Молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться стал, умер – мои кости негодящие бросили в ямку, и собаки не едят. (глиняный горшок)

в) Выступление группы «Кулинары»: «Русская кухня XVII века».

Вопросы и задания:

(Слайд 27) Перед вами изображения продуктов и блюд, которые появились на Руси в XVII веке. Одна картинка лишняя, определите, какая? (картофель)

Откуда пришли  все эти продукты и блюда?

(Слайд 28) Помоги иностранцу вспомнить название напитка.

Отрывок из  воспоминаний Казановы:

“У  НИХ ЕСТЬ ВОСХИТИТЕЛЬНЕЙШИЙ НАПИТОК, НАЗВАНИЕ КОТОРОГО Я ПОЗАБЫЛ. НО ОН НАМНОГО ПРЕВОСХОДИТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЩЕРБЕТ. СЛУГАМ, НЕСМОТРЯ НА ИХ МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ, ОТНЮДЬ НЕ ДАЮТ ПИТЬ ВОДУ, НО ЭТОТ ЛЕГКИЙ, ПРИЯТНЫЙ НА ВКУС И ПИТАТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК, КОТОРЫЙ К ТОМУ ЖЕ ВЕСЬМА ДЕШЕВ, ТАК КАК ЗА ОДИН РУБЛЬ ЕГО ДАЮТ БОЛЬШУЮ БОЧКУ …”

Какие еще русские национальные блюда вы могли бы порекомендовать чужеземцу?

(Слайд 29) Попробуйте отгадать, среди какого сословия могли  быть популярны подобные пословицы?

«Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, одни огурцы»

«Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец наш родной»

«Кишка свиная – еда не худая».

(Слайд 30) Прочтите отрывок из стихотворения В.С. Филимонова о царском пире. Какая еда преобладала на царском столе?

«..Вот, в жире плавая, большая,
В чужих не знаема водах.
Себя собой лишь украшая,
На блюде – стерлядь: ей
Не нужны пышные одежды.
Вот гость далёкий, беломорский,
Парным упитан молоком,
Телёнок белый, холмогорский.
И подле –  рябчики кругом,
Его соседи из Пинеги
Каких нет лучших на Руси,
С прудов Бориса –  караси.
Вот из Архангельска –  навага,
Вот жирный стрепет с Чатыр – дага
С Кавказа красный лакс – форель
С Ильменя сиг и нельма с Лены
Из Рима а-ля бешамель.
Кабан. Вот камбала из Сены,
Мы, здесь чужим дав блюдам место
Средь блюд любимых на Руси,
Запьём свое, чужое тесто
Иль шамбертеном иль буси…»

г) Выступление группы «Массовики-затейники»: «Досуг и праздники на Руси XVII века».

(Слайд 31) Вопрос: Какие традиции в русской досуговой культуре сохранялись в XVII веке? Какие новшества появились?

  1. Сегодня, разговаривая о быте наших предков,  мы часто  обращались к русским пословицам. Не удивительно, ведь почти все они так же возникли в XVII  веке.  И в них особенно ярко отразился внутренний мир и бытовой уклад русских людей.
    Подумайте, что  можно сказать о нравах народа, у которого в почете такие пословицы?

(Слайд 32) «Без Бога свет не стоит, без царя – земля не правится».

«У кого детей много, тот не забыт от Бога».

«Кто родителей почитает, тот вовеки не пропадает».

«Поживешь счастливо, паши нелениво»

Однако часто эти пословицы отражали далеко не самые лучшие нравы, царящие в то время на Руси. При этом  многие пословицы часто противоречили друг другу.

(Слайд 33) Задание. Прочитайте подборку  пословиц и ответьте на вопросы.

а) Определите общую тему пословиц, какие отношения в русском обществе они затрагивают?

б) Все ли пословицы придерживаются одной мысли? Найдите схожие по смыслу  пословицы и противоположные друг другу.

в) Какой вывод о нравах, царящих на Руси  можно сделать?

1) Волос долог, да ум короток.

2) Бабья дорога  - от печи до порога.

3) В девках сижено – плакано, замуж хожено - выто.

4) С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

5) Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее.

6) Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет.

7) У плохой бабы муж на печи лежит, а хорошая – сгонит.

8) Без мужа, что без головы, без жены, что без ума.

9) Курица не птица, баба  не человек.

Итог беседы: В пословицах отражается противоречивое положение женщины на Руси. С одной стороны, она была униженным существом, к которой муж  мог относится как к служанке, человеку второго сорта, с другой стороны, женщина пользовалась уважением, её роль в семье высоко ценилась.

Задание на дом. Каждый ученик получает подборку старинных пословиц на различные темы и вопросы для анализа этих пословиц.

  1. Заключение. (Слайд 34)   Как  вы думаете, Русь  XVII века была в большей степени восточной или западной страной?

Итог беседы: Русское общество XVII века было традиционным, в большей степени тяготело к восточной бытовой культуре, но в нее уже начинают проникать новшества запада.

Закрепляющие вопросы:
Что вам особенно понравилось на уроке?

Что было самым неожиданным?

О чем бы вам захотелось узнать подробней?

Решение закрепляющего  кроссворда.

(Слайд 35)  

По вертикали: Разгадав кроссворд, вы узнаете название  известного с XVII века свода правил ведения домашнего хозяйства на Руси. (Домострой)

По горизонтали:

  1. Природное  вещество, которое на Руси использовали в качестве  оконного стекла. (слюда)
  2. Народные потешники. (Скоморохи)

3) Восточные фрукты, которые появился на столах богачей в XVII веке. (Лимоны)

4) Любимый летний наряд русских мужчин и женщин, одежда из одного  слоя ткани с длинными рукавами. (Однорядка)

5) Самый распространенный вид мебели на Руси. (Сундук)

6) Любимая настольная игра  русской знати. (Шахматы)

7) Глиняная расписная плитка. (Изразец)

8) полка под потолком крестьянского дома, на которой спали. (Полати)

9) Восточный напиток, который появился на Руси в XVII веке.(Чай)

Домашнее задание – параграф 11, практическая работа с пословицами.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века

Слайд 2

ПОДУМАЙТЕ И ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ИСТОРИКИ УДЕЛЯЮТ ТАК МНОГО ВНИМАНИЯ, ИЗУЧЕНИЮ БЫТА ЛЮДЕЙ ПРОШЛОГО? ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННАЯ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОДЕЖДА ЖИЛИЩЕ ПИЩА ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДУШЕВНЫЙ КОМФОРТ ОБЩЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ ХАРАКТЕР, СОВОКУПНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОСТУПКИ ЛЮДЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА ПОДУМАЙТЕ, КАК БЫТ И НРАВЫ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ? МОГУТ ЛИ ОСОБЕНОСТИ БЫТА РАССКАЗАТЬ О НРАВАХ ЛЮДЕЙ? ДОСУГ БЫТ НРАВЫ

Слайд 3

XVII ВЕК – ПОСЛЕДНИЙ ВЕК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Б. ОЛЬШАНСКИЙ «У ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА»

Слайд 4

XVII ВЕК – ПОСЛЕДНИЙ ВЕК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Б. ОЛЬШАНСКИЙ «МОСКОВСКАЯ УЛИЦА XVII ВЕКА»

Слайд 5

Т Р А Д И Ц И И Н О В Ш Е С Т В А ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА НОВЫЙ ТИП ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА XVII ВЕК – ПОСЛЕДНИЙ ВЕК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 6

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ЯВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПОЯВИЛИСЬ В XVII ВЕКЕ, А КАКИЕ БЫЛИ ТРАДИЦИОННЫМИ? «КУРАНТЫ» КАНОНЫ В ИКОНОПИСИ ПАРСУНЫ ТЕАТР ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ АКАДЕМИЯ ТРАДИЦИИ НОВШЕСТВА

Слайд 7

ПРОТОПОП АВВАКУМ 1620-1681 ЛИДЕР РАСКОЛА «До нас положено- лежи так во веки веков» ЛЮДИ XVII ВЕКА

Слайд 8

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин 1605-1680 Крупнейший дипломат и реформатор времен Алексея Михайловича «Доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих» «Наземное платье не по нас… а наше не по них» ЛЮДИ XVII ВЕКА

Слайд 9

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ (ТИШАЙШИЙ) 1645-1676 ЛЮДИ XVII ВЕКА “ Он любил срывать цветы иноземной культуры, но не любил пачкать руки её посевом в русскую почву ” В.О. Ключевский

Слайд 10

Василий Васильевич Голицын 1645-1714 Глава правительства царевны Софьи (1682-1689) ЛЮДИ XVII ВЕКА «…Он хотел населить пустыни, обогатить нищих, дикарей превратить в людей, трусов в храбрецов, пастушечьи шалаши в каменные палаты…» Невилль

Слайд 11

КАКИЕ ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА РУССКИХ ЛЮДЕЙ XVII ВЕКА ПРОЯВИЛИСЬ В ИХ ПОВСЕДНЕВНОМ БЫТУ? КАКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ СОХРАНЯЛИСЬ В ПОВСЕДНЕВНОМ УКЛАДЕ РУССКИХ ЛЮДЕЙ, А ЧТО В НЕМ ПОЯВИЛОСЬ НОВОГО В XVII ВЕКЕ? ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ О ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ ОПРЕДЕЛИТЕ, РОССИЯ БЫЛА ВОСТОЧНОЙ ИЛИ ЗАПАДНОЙ СТРАНОЙ?

Слайд 12

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ СФЕРА БЫТА ТРАДИЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ НОВШЕСТВА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Слайд 13

ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ В XVII ВЕКЕ? А.П. РЯБУШКИН «СЕМЬЯ МОСКОВСКОГО КУПЦА XVII ВЕКА» НАЗОВИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО КОСТЮМА, ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА КАРТИНЕ.

Слайд 14

СРАВНИТЕ НАРЯДЫ ПРАВИТЕЛЕЙ XVII ВЕКА И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ ФРАНЦИЯ РОССИЯ КИТАЙ

Слайд 15

ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКОЙ ИЗ РИСУНКОВ ЗДЕСЬ ЛИШНИЙ. ПОЧЕМУ ВЫ ТАК РЕШИЛИ? К КОСТЮМУ КАКИХ НАРОДОВ БОЛЬШЕ ТЯГОТЕЛА ЖЕНСКАЯ МОДА РУСИ ТОГО ВРЕМЕНИ? 1 2 3 4 5

Слайд 16

СРАВНИТЕ НАРЯДЫ ЖЕНЩИН XVII ВЕКА. ПОДТВЕРЖДАЮТ ЛИ ОНИ ВАШЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ? ЕВРОПА РОССИЯ ВОСТОК

Слайд 17

КАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ БЕРУТ СВОЕ НАЧАЛО ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕРУССКОГО КОСТЮМА «РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА» «РАСПОЯСАТЬСЯ» «ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ»

Слайд 18

ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ ЖИТЬ В ТАКИХ ИНТЕРЬЕРАХ?

Слайд 19

ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ ЖИТЬ В ТАКИХ ИНТЕРЬЕРАХ?

Слайд 20

ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ ЖИТЬ В ТАКИХ ИНТЕРЬЕРАХ?

Слайд 21

ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ ЖИТЬ В ТАКИХ ИНТЕРЬЕРАХ?

Слайд 22

ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ ЖИТЬ В ТАКИХ ИНТЕРЬЕРАХ?

Слайд 23

ОПРЕДЕЛИТЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ ЖИТЬ В ТАКИХ ИНТЕРЬЕРАХ? ЧТО ОБЩЕГО И ЧТО РАЗЛИЧНОГО ВО ВСЕХ ЭТИХ ЖИЛИЩАХ? ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ЖИЛИЩАХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ? ДОМ ЗАЖИТОЧНОГО ГОРОЖАНИНА

Слайд 24

ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ ИЗВЕСТНОЙ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА И ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, В ЧЕЙ ДОМ ПОПАЛА ЦАРЕВНА “ Дверь тихонько отворилась И царевна очутилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой…”

Слайд 25

ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ЗАГАДКИ СЕРОЕ СУКНО ТЯНЕТСЯ В ОКНО ДЫМ В КУРНОЙ ИЗБЕ ЗИМОЙ ВСЕ ЖРЕТ, ЛЕТОМ СПИТ, ТЕЛО ТЕПЛОЕ, А КРОВИ НЕТ, СЕСТЬ СЯДЕШЬ, А С МЕСТА НЕ СВЕЗЕТ ПЕЧЬ

Слайд 26

ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ЗАГАДКИ СТО ПОЛЕН В ЗАПАСЕ, А НА ИСТОПКУ НЕ ХВАТИТ ДЕРЕВЯННОЕ ВЕДРО МОЛОД БЫЛ – ЛЮДЕЙ КОРМИЛ, СТАР СТАЛ – ПЕЛЕНАТЬСЯ СТАЛ, УМЕР – МОИ КОСТИ НЕГОДЯЩИЕ БРОСИЛИ В ЯМКУ И СОБАКИ НЕ ЕДЯТ ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК

Слайд 27

ПЕРЕД ВАМИ ПРОДУКТЫ И БЛЮДА, КОТОРЫЕ ПОЯВИЛИСЬ НА РУСИ В XVII ВЕКЕ. ОДНА ИЗ КАРТИНОК ЛИШНЯЯ. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКАЯ. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ БЛЮДА ПРИШЛИ С ВОСТОКА, А КАКИЕ С ЗАПАДА? 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 28

ПОМОГИ ИНОСТРАНЦУ XVII ВЕКА ВСПОМНИТЬ НАЗВАНИЕ НАПИТКА “ У НИХ ЕСТЬ ВОСХИТИТЕЛЬНЕЙШИЙ НАПИТОК, НАЗВАНИЕ КОТОРОГО Я ПОЗАБЫЛ. НО ОН НАМНОГО ПРЕВОСХОДИТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ЩЕРБЕТ. СЛУГАМ, НЕСМОТРЯ НА ИХ МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ, ОТНЮДЬ НЕ ДАЮТ ПИТЬ ВОДУ, НО ЭТОТ ЛЕГКИЙ, ПРИЯТНЫЙ НА ВКУС И ПИТАТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК, КОТОРЫЙ К ТОМУ ЖЕ ВЕСЬМА ДЕШЕВ, ТАК КАК ЗА ОДИН РУБЛЬ ЕГО ДАЮТ БОЛЬШУЮ БОЧКУ …” КАКИЕ ЕЩЕ РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА ВЫ МОГЛИ БЫ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ ЧУЖЕЗЕМЦУ?

Слайд 29

ПОПРОБУЙТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, СРЕДИ КАКИХ СОСЛОВИЙ МОГЛИ БЫТЬ ПОПУЛЯРНЫМИ СЛЕДУЮЩИЕ ПОГОВОРКИ АРТАМОНЫ ЕДЯТ ЛИМОНЫ, А МЫ, МОЛОДЦЫ – ОДНИ ОГУРЦЫ ГРЕЧНЕВАЯ КАША- МАТУШКА НАША, ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ КИШКА СВИНАЯ – ЕДА НЕ ХУДАЯ.

Слайд 30

ПРОЧТИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ В. С. ФИЛИМОНОВА О ЦАРСКОМ ПИРЕ НА РУСИ. КАКАЯ ЕДА ПРЕОБЛАДАЛА НА ЦАРСКОМ СТОЛЕ? «..Вот, в жире плавая, большая, В чужих не знаема водах. Себя собой лишь украшая, На блюде – стерлядь: ей Не нужны пышные одежды. Вот гость далёкий, беломорский, Парным упитан молоком, Телёнок белый, холмогорский. И подле – рябчики кругом, Его соседи из Пинеги Каких нет лучших на Руси, С прудов Бориса – караси. Вот из Архангельска – навага, Вот жирный стрепет с Чатыр – дага С Кавказа красный лакс – форель С Ильменя сиг и нельма с Лены Из Рима а-ля бешамель. Кабан. Вот камбала из Сены, Мы, здесь чужим дав блюдам место Средь блюд любимых на Руси, Запьём свое, чужое тесто Иль шамбертеном иль буси…»

Слайд 31

КАКИЕ ТРАДИЦИИ И НОВШЕСТВА В РУССКОЙ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЕ XVII ВЕКА ВЫ МОЖЕТЕ ВЫДЕЛИТЬ?

Слайд 32

ЧТО МОГУТ РАССКАЗАТЬ О НАРОДЕ ЕГО ПОСЛОВИЦЫ? КАКИЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА ПОДЧЕРКИВАЕТ КАЖДАЯ ИЗ НИХ? БЕЗ БОГА СВЕТ НЕ СТОИТ, БЕЗ ЦАРЯ ЗЕМЛЯ НЕ ПРАВИТСЯ. У КОГО ДЕТЕЙ МНОГО, ТОТ НЕ ЗАБЫТ ОТ БОГА. КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОТ ВОВЕКИ НЕ ПРОПАДАЕТ. ПОЖИВЕШЬ СЧАСТЛИВО, ПАШИ НЕЛЕНИВО!

Слайд 33

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПОДБОРКУ ПОСЛОВИЦ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. 1) Волос долог, да ум короток. 2) Бабья дорога - от печи до порога. 3) В девках сижено – плакано, замуж хожено - выто. 4) С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне. 5) Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее. 6) Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет. 7) У плохой бабы муж на печи лежит, а хорошая – сгонит. 8) Без мужа, что без головы, без жены, что без ума. 9) Курица не птица, баба не человек. ОПРЕДЕЛИТЕ ОБЩУЮ ТЕМУ ПОСЛОВИЦ, КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ ОНИ ЗАТРАГИВАЮТ. 2. ВСЕ ЛИ ПОСЛОВИЦЫ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ ОДНОЙ МЫСЛИ? НАЙДИТЕ СХОЖИЕ ПО СМЫСЛУ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ДРУГ ДРУГУ ПОСЛОВИЦЫ.

Слайд 34

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РУСЬ XVII ВЕКА БЫЛА В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВОСТОЧНОЙ ИЛИ ЗАПАДНОЙ СТРАНОЙ? А.П. РЯБУШКИН «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ»

Слайд 35

РАЗГАДАВ КРОССВОРД, ВЫ ПРОЧТЕТЕ НАЗВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО СВОДА ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА, ИЗВЕСТНОГО ЕЩЕ С XVII ВЕКА. 5. 1 2 3. 4. ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ НА РУСИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В КАЧЕСТВЕ СТЕКЛА С Л Ю Д А 2) НАРОДНЫЕ ПОТЕШНИКИ НА РУСИ С К О М О Р О Х И 3) ВОСТОЧНЫЕ ФРУКТЫ , КОТОРЫЕ В XVII ВЕКЕ ПОЯВИЛИСЬ НА СТОЛАХ ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ. Л И М О Н Ы 4) ЛЮБИМЫЙ ВЕРХНИЙ НАРЯД ЗАЖИТОЧНЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НА РУСИ, ОДЕЖДА ИЗ ОДНОГО СЛОЯ ТКАНИ С ДЛИННЫМИ РУКАВАМИ. О Д Н О Р Я Д К А 5. ОДИН ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВИДОВ МЕБЕЛИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ДОМЕ. С У Н Д У К 6. 7. 8. 9. 6. ЛЮБИМАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА РУССКОЙ ЗНАТИ XVII ВЕКА Ш А Х М А Т Ы 7. РАСПИСНАЯ ГЛИНЯНАЯ ПЛИТКА И З Р А З Е Ц 8. ШИРОКАЯ ПОЛКА ПОД ПОТОЛКОМ КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА, ГДЕ ОБЫЧНО СПАЛИ. П О Л А Т И 9. НАПИТОК, КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ НА РУСЬ В XVII ВЕКЕ С ВОСТОКА Ч А Й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История»,  авторской программы курса новой ист...

Краткий курс истории России для подготовки к ЕГЭ от Рюрика до Фёдора Алексеевича (IX-XVII века)

Первая часть краткого курса "Истории Россиии" для подготовки к ЕГЭ. Материал предназначен для учителей предметников и выпускников 11-х классов, для быстрого повторения пройденного материала....

Карточки для проведения мастер-класса по предметам русской старины (на английском и русском языках)

Карточки для проведения мастер-класса по предметам русской старины (на английском и русском языках)...