Как жила мордва в старину
план-конспект по краеведению

Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»

Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.

Предварительная работа:

1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;

2. Экскурсия в краеведческий музей (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян) ;

3. Знакомство и разучивание мордовских народных песен, танцев, попевок;

Материал:

Интерьер мордовской избы: пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Содержание занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сего-дня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить, а потом и петь о жизни наших прабабушек и прадеду-шек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в ко-торую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Пахарь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот загадка о сохе.

Деревянные рожки,

Железные ножки.

Шла-ковыляла,

Спину гнуть заставляла.

Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.

После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, уби-рали урожай. Косой косили хлеб, о которой есть загадка.

Согнута в дугу летом на лугу,

Зимой на крюку.

Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали уби-рать

хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа) .

Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют дви-жения косаря и жницы.

Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «рас-тили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в по-ле выросла».

(Читается рассказ, затем разбирается по частям).

- Сразу рубашка в поле выросла?

(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубы-ми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, вы-сушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.

Синий цветочек,

Мал – малечек.

В землю малый ушел,

В синей шапочке пришел. (Лен)

- Молодцы, отгадали. А теперь Илья прочитает нам стихотворение про лен на мордовском языке.

Пиже лопинеть касыть,

Сэньстэ сельминест цветить.

Вельть, мазый видтяно сон,

Паксяс минь видтяно лен!

- А сейчас давайте споем песню про лен

.

«Кода ленонь видемась»

Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.

День длинней, короче ночь.

Потихоньку, полегоньку

Прогоняет зиму прочь.

Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.

Девочки читают стихи.

Я за прялкою сижу,

Нитки белые пряду.

Я миленочку носочки

Из тех ниток навяжу.

Не стой, милый, у порога,

Проходи на лавочку.

Не стесняйся, отодвинь

Мою точену прялочку.

А мордовочки уж тут

Пряжу тонкую прядут,

Чтобы было веселее

Топотушки заведут.

Танец «Киштема»

Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получи-лись холсты. А теперь девушки будут их вышивать.

Игла – барыня, княжна

Весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

Сама нага ходила.

А я тычу – потычу,

В носик стальной-

В хвостик льняной.

Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,

Крестики, полоски

Ярки и нежны.

Из старины далекой

К нам пришли они.

- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.

Дети читают стихи.

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

И до нас дошла игра,

Называется она «Ки икелев? » («Кто вперед? »)

Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»

Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.

Воспитатель показывает мордовскую матрешку.

Во Франции, в Италии,

В Америке – везде.

Мордовские матрешки

В большой, большой цене!

Мордовские умельцы

Те чудеса творят.

О деревянных куклах

Повсюду говорят.

Песня-танец «Мордовские матрешки»

Воспитатель: Выступать мы мастера,

Все мы – русские, мордва!

Песни петь не устаем.

По-мордовски вам споем!

Дети исполняют мордовские частушки

Воспитатель: А вот трещетки, да ложки! Поиграем немножко.

Шумовой оркестр «Луганясо келунясь»

Воспитатель: У разных народов

Есть прелесть традиций.

Одежда своя и родной свой язык.

Ну как мне мордовской землей не гордиться?

И тем, к чему с детства душою привык.

- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»

Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.

Предварительная работа:

1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;

2. Экскурсия в краеведческий музей (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян) ;

3. Знакомство и разучивание мордовских народных песен, танцев, попе-вок;

Материал:

Интерьер мордовской избы: пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Содержание занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сего-дня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить, а потом и петь о жизни наших прабабушек и прадеду-шек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в ко-торую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Па-харь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот за-гадка о сохе.

Деревянные рожки,

Железные ножки.

Шла-ковыляла,

Спину гнуть заставляла.

Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.

После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, уби-рали урожай. Косой косили хлеб, о которой есть загадка.

Согнута в дугу летом на лугу,

Зимой на крюку.

Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали уби-рать

хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа) .

Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют дви-жения косаря и жницы.

Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «рас-тили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в по-ле выросла».

(Читается рассказ, затем разбирается по частям).

- Сразу рубашка в поле выросла?

(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубы-ми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, вы-сушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.

Синий цветочек,

Мал – малечек.

В землю малый ушел,

В синей шапочке пришел. (Лен)

- Молодцы, отгадали. А теперь Илья прочитает нам стихотворение про лен на мордовском языке.

Пиже лопинеть касыть,

Сэньстэ сельминест цветить.

Вельть, мазый видтяно сон,

Паксяс минь видтяно лен!

- А сейчас давайте споем песню про лен

.

«Кода ленонь видемась»

Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.

День длинней, короче ночь.

Потихоньку, полегоньку

Прогоняет зиму прочь.

Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.

Девочки читают стихи.

Я за прялкою сижу,

Нитки белые пряду.

Я миленочку носочки

Из тех ниток навяжу.

Не стой, милый, у порога,

Проходи на лавочку.

Не стесняйся, отодвинь

Мою точену прялочку.

А мордовочки уж тут

Пряжу тонкую прядут,

Чтобы было веселее

Топотушки заведут.

Танец «Киштема»

Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получи-лись холсты. А теперь девушки будут их вышивать.

Игла – барыня, княжна

Весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

Сама нага ходила.

А я тычу – потычу,

В носик стальной-

В хвостик льняной.

Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,

Крестики, полоски

Ярки и нежны.

Из старины далекой

К нам пришли они.

- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.

Дети читают стихи.

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

И до нас дошла игра,

Называется она «Ки икелев? » («Кто вперед? »)

Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»

Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.

Воспитатель показывает мордовскую матрешку.

Во Франции, в Италии,

В Америке – везде.

Мордовские матрешки

В большой, большой цене!

Мордовские умельцы

Те чудеса творят.

О деревянных куклах

Повсюду говорят.

Песня-танец «Мордовские матрешки»

Воспитатель: Выступать мы мастера,

Все мы – русские, мордва!

Песни петь не устаем.

По-мордовски вам споем!

Дети исполняют мордовские частушки

Воспитатель: А вот трещетки, да ложки! Поиграем немножко.

Шумовой оркестр «Луганясо келунясь»

Воспитатель: У разных народов

Есть прелесть традиций.

Одежда своя и родной свой язык.

Ну как мне мордовской землей не гордиться?

И тем, к чему с детства душою привык.

- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музыка созданная народом(песни мордвы)"

Данная работа об исторической песне народов мордвы. О современном звучании старинных мелодий...

Женский костюм мордвы-мокши

Исследовательский проект по материалам этнографической экспедиции...

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Урок-игра "Как жили люди в старину"

Урок – игра для учащихся 4-го класса.Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; пробуждение интереса к истории повседневности, сбору материалов для музея эт...

Как жили люди в старину.

Музейный урок по истории для учащихся 4-5 кл....

"Старину мы помним, старину мы чтим"

Посиделки  "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»

Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...