ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ. Урок истории в 9 классе
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Альманова Мария Васильевна

ТЕМА УРОКА:       ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ

(Урок  истории в 9 классе)

 

ЦЕЛИ: 1. Формирование  знаний о жизни и быте народов Казанской губернии.

             2. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления, навыков самостоятельной работы;  применение  полученных ранее знаний при изучении новой темы.

            3. Воспитание любви и уважения к своему народу, толерантность (терпимость) по отношению к другим народам, проживающим на территории нашего края, района, села, к их обычаям и традициям.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации с изображением татар, русских, татар-мишар, татар-горожан,

татар-кряшен, русских девушек в национальном костюме XIX века.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Кокошник, ясашные крестьяне, скоромные дни, чикмень, святки.

 

                                               ХОД УРОКА

                   I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  Приветствие. Психологический настрой учащихся.

                  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.

Слово учителя. На прошлом уроке мы изучили тему: « Развитие промышленности, транспорта и торговли». Сейчас мы проверим домашнее задание с помощью тестов.

( Каждому из учащихся даётся лист бумаги, на котором отпечатаны тесты.)

                                                                            Тесты

  1. Чем была представлена к нач. 19 века в Казанской губернии мелкая промыщленность

- домашними промыслами

- ремеслом

- домашними промыслами, ремеслом и мелкотоварным производством.

  1. С появлением заводов и фабрик в Казанской губернии в начале 19 века на них работали

- купцы

-губернаторы

- все большие массы крестьянского населения

  1. Что производили на казанских заводах и фабриках

-мыло

-кожу

-мыло, кожу ткани

  1. В середине 19 века на территории края возникают крупные промышленные производства — заводы и фабрики:

- химический завод

-свечной и мыловаренный

-кожевенная и бумажнотканная

-все вместе взятое

  1. Благодаря чему быстро наладилось сложное производство в нашем крае:

-на заводах и фабриках работали вольнонаемные рабочие

-использовалась новейшая для того времени техника и технология

-приглашались иностранные специалисты и крупные ученые России

-все вместе взятое

  1. Основное средство сообщения в начале 19 века в Казанской губернии:

-гужевой транспорт

-водный транспорт

-железнодорожный транспорт

  1. Первый пароход проплыл по Каме

-в 1817 году

-1800 году

-1850 году

  1. Первое место в оборотах торговли занимал:

-хлеб;

-сало;

-ткань.

  1. Самым крупным торговым центром был город

-Мамадыш

-Казань

-Чистополь

  1. Чем торговали на ярмарках городов Казанской губернии:

-хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми и льняными тканями, кожей, мехами, глиняной и деревянной посудой, иными изделиями

-мылом

-кожей

  1. Что мешало развитию в Казанской губернии новым капиталистическим отношениям

-крепостное право

-бездорожье

-устаревший общественный порядок.

 

 

                    III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

 

Сегодня, ребята, мы поговорим о быте народов нашего края в XIX веке.

Словарная работа.

Что такое быт? У одного из поэтов есть строки: « Любовная лодка разбилась о быт…» Так вот, быт – это повседневная наша жизнь, житейские проблемы. Постараемся понять с вами, как жили в Казанской губернии в XIX веке: как одевались, как питались, что и кого любили, какие праздники справляли, какие обычаи и традиции соблюдали.

Действительно, быт народов нашего края определялся в основном обычаями и традициями. Это зависело ещё и от того, что люди были верующие, богатые или бедные, зависело от социального статуса семьи. Быт одного народа влиял на быт другого народа. Если в деревне проживали и русские, и татары, то выбирали общего старосту, которым, предположим, три года был русский, а три года – татарин. Общий пастух пас стадо, соседи помогали друг другу в трудные минуты, вместе гуляли на праздниках, на Сабантуе и Джиене. Совместные браки заключались редко.

-А сейчас давайте вспомним, люди каких национальностей проживали на территории Казанской Губернии в XIX веке.

Староста села Мамадыша из XIX века прислал вам письма. Интересно, что он пишет. Прочитайте письма и поделитесь их содержанием со мной.

         Письмо от старосты села Мамадыша из 19 века Пакшинцеву Андрею

 

          В жизни нашего села большую роль играет религия. Татары нашего села исповедуют Ислам. Каждое дело и завтрак у нас начинается со слов «Бисмилляхи ррахмани рахим» - « Во имя Аллаха милостивого и милосердного», выполняем пятикратные намазы, соблюдаем пост (уразу). Отмечаем праздники мусульманского календаря: ураза-байрам,  курбан-байрам и другие. Особым уважением пользуются у нас хаджи — люди, которые совершают поломничество в Мекку.

         Ислам не запрещает иметь несколько жен, но поволжские татары имеют только одну, редко — две жены. Если в доме появлялась молодая жена, первая становится главной хозяйкой дома.

         Согласен ли ты,  Андрей, с  такими порядками татар в нашем селе? Выскажи свое мнение: с чем согласен, с чем — не согласен. Что удивило тебя?

 

Письмо старосты села Мамадыша из19 века Пакшинцеву Алексею

 

   Главой семьи у нас является муж, который имеет все имущественные права. Жена в нашем селе у татар подчиняется мужу, дети — родителям, младшие — старшим. До середины 19 века сохранялись большие семьи из 3-4 поколений, жили вместе и вместе вели хозяйство. Семью возглавляет один из мужчин старшего поколения: или прадед, или дед (зур эти) или старший из братьев. Потихоньку семьи стали разделяться, семья живет отдельно.

    Чтобы жениться или выйти замуж, надо быть равным в имуществе. Невесту или жениха выбирают родители — чаще всего отец. За невесту платят калым. В крестьянских семьях через сватовство выбирают невесту-работницу, чтобы укрепить свое хозяйство.

       Девушек у нас не крадут, это бывает редко, а еще реже девушка уходит с любимым из дома.

      Свадебный обряд состоит из нескольких этапов, первым из которых является сватовство, потом мулла читает никах, потом через некоторое время невеста переезжает в дом жениха и устраивают пир. 

     Хотел я рассказать,  Алексей, об обрядах, которые проходили с рождением ребенка. Все это должно хорошо влиять на будущую жизнь ребенка.

      Ребенка заворачивают в рубаху отца, чтобы он был счастливым, смазывают ротик маслом и медом, чтобы был богатым, приглашают гостей на обряд наречения ребенка, т.е. дают ему имя.

      Алеша, что бы ты посоветовал изменить в порядке женитьбы татар, или тебя все устраивает?

Нравятся ли тебе, Алеша, тебе наши обычаи?

     

 

 

 

              Письмо старосты села Мамадыша из19 века Ярутину Дмитрию

 

      Народные праздники связаны в основном с хозяйственной жизнью. Главный наш праздник — это Сабантуй, праздник плуга, который проводится после весеннего сева.

      У нас очень красивый майдан, там проходят конные скачки, борьба, бег, различные игры. А летом проходит праздник Джиен, он проводится на лугах, до наступления уборки нового урожая. На праздник обычно выходит все население, в том числе и женщины. Юноши и девушки могут открыто встречаться друг с другом. А зимой в деревне устраивают посиделки (аулак ой), где занимаются рукоделием, поют и пляшут.

      Мы любим играть на музыкальных инструментах казанских татар — курай и кубыз (губной варган). Мишары играют на скрипке, а кряшены — на гуслях. А самым любимым инструментом для татар стала гармонь — тальянка.

      А знаешь ли ты, Дима, на  каких музыкальных инструментах любят сейчас играть татары в вашем городе?

 

              Письмо старосты села Мамадыша из19 века Яковлеву Ивану

      Хотелось бы мне, Ваня, рассказать тебе о том, в каких домах мы живем в Казанской губернии.

      Дом разделяется на две части, мужскую и женскую. В каждом доме есть выписки из Корана — шамаины. У входа стоит печь, в нее вмазан котел для приготовления пищи. За печью стоят кумганы и таз.

            Письмо старосты села Мамадыша из19 века Кузнецовой Галине

 

IV. Закрепление изученного материала.

 

      На этом этапе урока учащимся даётся возможность высказать своё мнение по новому материалу, дать оценку о традициях, жизни и быте народов нашего края в 19 веке.

 

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Напишите ответ старосте нашего края в 19 век.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ради жизни на земле" к уроку истории в 9 классе по теме "Наука и литература в годы войны"

Презентация  "Ради жизни на земле" акцентирует внимание учащихся на наиболее значимых темах в науке и литературе периода Великой Отечественной войны. Дает возможность учащимся осмыслить полученну...

Презентация к уроку истории 11 класс "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг."

презентация к уроки истории в 11 классе на тему "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 г.г."...

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида

В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи

Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...

Урок истории 5 класс тема «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественны...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...