Мир средневековья.
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

Повторительно-обобщающий урок или внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Урок-игра по истории Средних веков
  2. Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе

Есипенко Марина Викторовна, учитель истории и обществознания

 Тема урока: Мир средневековья

Цели урока: контроль и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.

Задачи урока:

  1. Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
  2. Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, готовить сообщение.
  3. Воспитывающая: воспитывать уважение у истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствовать укреплению чувства товарищества г групповой работе.

Правила игры- викторины: викторина состоит из семи заданий. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. Итоги заданий отражаются на “Бланке подсчетов итога викторины”. По ходу викторины каждая команда набирает баллы, побеждает та, которая набрала наибольшее количество баллов.

Ход викторины

I. Организационный этап. Класс делится на две-три  команды, выбирают капитанов, придумывают название.

II. Выполнение заданий викторины.

III. Подведение итогов.

Задание 1.Разминка.

За правильный ответ-1 балл

        

  1. У какого английского короля было «львиное сердце»?(Ричард)
  2. С  распада какой империи началась эпоха средневековья?(Римская)
  3. Какая мировая религия появилась в 7 веке? (Ислам).
  4. Как называлось объединение купцов в средние века? (Гильдия)
  5. Кто был главой христианской церкви в Европе? (Папа Римский)
  6. Как называлась мусульманская школа? (Медресе)
  7. Как назывался рыцарский орден, созданный с целью ухода за больными, ранеными? (Госпитальеры)
  8. Хозяйство, где все необходимое создается для собственного потребления, а не для продажи. (Натуральное хозяйство)
  9. Как называлось объединение ремесленников в средние века( (Цехи)

Задание 2 “Красивые названия”.

Оценивается в 2 балла.

Каждая команда получает по одному “красивому названию” и выполняет следующие требования:

  1. Определить событие, скрытое под этим названием.
  2. Объяснить смысл названия.

– «Авиньонское пленение»

-  «Ходить в Каноссу»

- «Бросить перчатку»

- «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»

1.В 1309 г. после смерти папы Бонифация VIII Советом кардиналов под давлением французского двора был избран папой Клемент V. Место пребывания папской курии было перенесено в г. Авиньон. В течение 70 лет папа был фактически послушным орудием французского короля, как бы его пленником. (“Авиньонское пленение”).

2.Германский император 11 в.,выступивший против папы, был отлучен от церкви.Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания чего-либо. («Ходить в Каноссу»).

3.Выражение пошло со времен средневекового рыцарства.Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется  в значении «вызвать на спор, состязание»

4.Основатель ислама Магомет считался пророком Аллаха на Земле. По легенде, желая доказать, что он имеет необыкновенное могущество, приказал горе приблизиться. Но гора не сдвинулась с места. Тогда он сам подошел к ней. Употребляется в смысле необходимости подчинения тому, кого хотел заставить повиноваться себе.

Задание 3. Шарады.

Капитаны команд получают шарады, коллективно их разгадывают.

За правильный ответ – 1 балл.

Первый слог – кусок земли;

Второй слог – мычание коровы;

Третий слог – предлог;

Целое – свободный средневековый город.

(Ком-му-на – Коммуна).

Первый слог – нота;

Второй слог – установленный образец одежды;

Целое – изменение в обществе, преобразование.

(Ре-форма – реформа).

Первый слог – звук смеха;

Второй слог – верхняя часть женского платья;

Целое – правитель Востока в Средние века.

(Ха-лиф – халиф).

Первый слог – первая буква алфавита;

Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности

Целое – коренной житель Аравии.

(А-раб – араб).

Первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой;

Второй слог – русское национальное блюдо;

Третий слог – предлог;

Целое – одна из феодальных повинностей.

(Бар-щи-на – барщина).

Первый слог – бог солнца в Египте;

Второй слог – короткое торжественно музыкальное произведение;

Третий слог – первая буква алфавита;

Целое – здание городского совета в средневековом городе.

(Ра-туш-а – ратуша).

Задание 4. Вопрос – ответ.

Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая.

За правильный ответ — 1  балл.

  1. Церковный суд. (Инквизиция)
  2. Религия мусульман. (Ислам)
  3.  Священная книга мусульман. (Коран)
  4. По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной).
  5. Мусульманский храм. ( Мечеть).
  6. Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур).
  7. Земельное владение, которое давалось за военную службу. (Феод)
  8. Военный слуга. (Вассал)
  9. Кочевые арабы. (Бедуины).
  10.  Здание городского совета. (Ратуша)
  11.  Грамота о прощении грехов. (Индульгенция)
  12.  Противник господствующего вероучения. (Еретик).

Задание 5.  “Крылатое выражение”.

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его.

Оценивается в 5 баллов.

1. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”

(“Что с возу упало, то пропало”).

2. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “___________”

(“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”, или “Время – деньги”).

3. Турнир подходил к концу. Ржание лошадей, стоны. Треск копий наполняли ристалище. С тех пор и пошло выражение....(«копья ломать»)

Задание 6. Домашнее задание.     От 1 до 5 баллов.

Воображаемое историческое путешествие.

Оценка 5 баллов (грамотность изложения – 1; логика изложения – 1; исторические факты и детали эпохи – 3).

При выполнении этого задания важно, чтобы учащиеся не механически пересказывали текст, а излагали его эмоционально, выражали личностное отношение. В связи с этим и в вопросах должны содержаться указания: “Что поразило, что запомнилось? и т.д.

Задание для 1 команды. Представьте, что Вы студент средневекового университета в XV в. Расскажите о Вашей жизни и учебе.

Задание для 2 команды. Представьте, что Вы попали в мастерскую ремесленника в XIII в. и провели там целый день. Опишите мастерскую и работу в ней.

Задание для 3 команды. Представьте, что вы- стражник из охраны, которая сопровождает купеческий караван из Брюгге на ярмарку в Шампань в 13 веке. Опишите, как прошло путешествие, покажите на карте путь каравана, укажите, какие товары купцы привезли для продажи , а какие купили.

Задание 7. Анализ незнакомого текста.

За правильный ответ от 1 до 5 баллов.

Обеим командам предлагается текст, который содержит описание какого-то исторического события. Требуется указать это событие, а затем, используя отдельные места текста в качестве аргументов, доказать свое предположение.

На следующий день бой возобновился у стен крепости Галаты, которая преграждала доступ во внутреннюю гавань города. Осажденные предприняли вылазку, но были отбиты рыцарями и не успели закрыть ворота. Жители искали спасение в башне, к которой была прикреплена цепь, препятствовавшая кораблям проникнуть во внутреннюю гавань. Однако венецианские корабли порвали цепь и вошли в неё. Венецианцы, подведя корабли непосредственно к стенам города, по лестницам начали штурм с моря. Французские же рыцари овладели городом с суши.

Задание: 1. Об осаде какого города идет речь?

  1. Когда это происходило?

(Штурм  Константинополя во время четвертого крестового похода, 1204 год)

III. Подведение итогов викторины. Награждение дипломами.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломом в номинации “В истории мы знаем все!” Ученики, которые достойно представили команду в “Воображаемом путешествии” награждаются дипломом в номинации “Средневековый путешественник”, наиболее эрудированные учащиеся задания “Шарады” награждаются дипломом в номинации “Люблю средневековые шарады”.

Название задания

Количество баллов

Баллы 1 команде

Баллы 2 команде

Баллы 3 команде

1. Разминка

По 1 баллу за правильный ответ

2. «Красивые названия»

По 2 балла за каждое объяснение «красивого названия»

3.Шарады

По 1 баллу за разгаданную шараду

4. Вопрос-ответ

По 1 баллу за правильный ответ

5. Крылатое выражение

По 5 баллов

6. Домашнее задание. Воображаемое  историческое путешествие

По 5 баллов

7. Анализ незнакомого текста

От 1 до 5 баллов

Образование централизованных государств в Западной Европе

(задания выполнять на отдельном подписанном листе бумаги)

  1. Какие последствия имело образование централизованного государства во Франции?
  2. Цель, ход и итог войны Алой и Белой розы в Англии.
  3. Перенести на лист бумаги и заполнить таблицу:

Завершение объединения Англии и Франции

Вопросы

Англия

Франция

1. Путь объединения страны:

- мирный,

- вооружённый

2.Было ли сопротивление процессу объединения страны?

3. Какие права приобрёл король?

Игра – викторина «История Средних веков» 

Цели:  1) обобщить знания учащихся по истории Средних веков.

             2) развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и   логическими задачами.

             3) воспитывать чувство коллективизма

Оборудование: оформление доски, кроссворды, карточки

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово о целях игры.

Представление жюри. Представление команд.

II. Игра.

1. Разминка.

Команды по очереди отвечают на вопросы

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

1) По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)

2) Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)

3) Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится состязание средневековых рыцарей. (Турник – турнир)

4) Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма – реформа)

5) Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в XV в. (Гуси-ты – гуситы)

6) Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которого шилась эта одежда, производились в городе Брюгге)

7) Название каких войн указывает на их продолжительность? (Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя)

 2. Конкурс «Крылатые выражения»

Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения.

  1. «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.

  1. «Ломать копья» бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.

Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII – XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.

  1. «Ходить в Каноссу» унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.

Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.

  1. «Круглый стол» совещания,  переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.

Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.

  1. «Крестовый поход» беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.

В XI – XII вв.западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по преданию, родился, жил, умер и был погребён Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добыче в странах Азии и Индии. Выражение «крестовый поход» до сих пор означает беспощадную войну с целью физического или духовного порабощения.

  1.  «Философский камень» - скрытая суть вещей.

В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении начало всех вещей, скрытая их суть».

3. Конкурс «Знаменитые события и даты»

Команды получают листы, где перечислены события периода Средневековья. Ребята должны указать даты.

  1. Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)
  2. Начало Реконкисты (718 г.)
  3. Образование империи Карла Великого (800 г.)
  4. Распад империи Карла Великого (843 г.)
  5. Образование Священной Римской империи (962 г.)
  6. Нормандское завоевание Англии (1066 г.)
  7. Начало Крестовых походов (1096 г.)
  8. «Великая хартия вольностей» (1215 г.)
  9. Возникновение парламента в Англии (1265 г.)
  10. Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)
  11. Столетняя война (1337 – 1453 гг.)
  12. «Золотая булла» (1356 г.)
  13. Жакерия во Франции (1358 г.)
  14. Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)
  15. Падение Константинополя (1453 г.)
  16. Война «Алой и Белой роз» (1455 – 1485 гг.)

4. Конкурс архитекторов.

Домашнее задание

(выполнить проект нашей гимназии 1 команда – в романском стиле,

2 команда – в готическом стиле на ватмане)

Каждая команда презентует свой проект нашей школы в романском или готическом стиле и характеризует основные элементы этого стиля.

5. Конкурс «Человек – загадка»

1) Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.

2) Определите, кому принадлежат данные высказывания:

  1. «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все наши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей». (Урбан II)
  2. «Так и ты поступил с моей чашей» (Хлодвиг)
  3. «Учитель и ученик – друзья во благе» (Пророк Мухаммед)
  4. «Вовремя прояви мудрость, подумай, раскайся и предотврати удар грома нашего возмездия. Ты не больше, чем муравей, зачем ты дразнишь слонов? Они растопчут тебя своими ногами» (Тимур Тамерлан)
  5. «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг» (Конфуций)
  6. «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель, как не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус)

6. Кроссворд «Культура эпохи Средневековья»

2

6

7

4

5

1

3

  1. Один из братьев, создатель славянской азбуки. (Кирилл)
  2. Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей,

     свиной или бараньей кожи. (Пергамент)

  1. Китайский храм. (Пагода)
  2. Самый знаменитый храм Константинополя. (Софии)
  3. Металлические подвижные буквы. (Литеры)
  4. Сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающего свет. (Витраж)
  5. Основатель книгопечатания. (Гутенберг)
  1. Конкурс капитанов

На ватмане изображён рыцарь. За кольчугой скрываются понятия и термины, которые капитаны должны объяснить. Если ученик не может этого сделать, то право передаётся другому капитану. Члены команды помогать не могут.

Понятия: сословия, феод, куртуазность, сеньория, феодал, оброк, натуральное хозяйство, рыцарь, индульгенция, инквизиция.

III. Подведение итогов игры.

Награждение команд. Вручается грамота победившей команде, отмечаются лучшие игроки (медаль «Знатоку Средневековья»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Раннее Средневековье" . 6 класс

Представляю вариант контрольной работы в 6 классе по 1 разделу "Раннее Средневековье". Содержит тестовые задания, задания по датам и понятиям....

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

своя игра "Живое Средневековье"

презентация для повторения в 6 классе...

Визуальные источники в современных учебниках по средневековой истории

В статье исследуется проблема корректного использования визуальных источников в учебниках истории....

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...