УРОК ПО КУРСУ «Россия и мир» в 10 классе по теме: «Средневековая цивилизация Европы. Перевицкий край от древности к средневековью» ( Урок-проект с элементами соревнования)
методическая разработка по истории (10 класс)

Строкова Светлана Михайловна

Урок с использованием краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Фруктовская средняя общеобразовательная школа»

Луховицкого района Московской области

УРОК ПО КУРСУ «Россия и мир» в 10 классе

по теме: «Средневековая цивилизация Европы.  Перевицкий край от древности к средневековью»

( Урок-проект с элементами соревнования)

                                                     Подготовила и провела в 10 классе учитель истории и обществознания

Строкова Светлана Михайловна

2015г.

Творческое название проекта: «Перевицкий край от древности к средневековью»

Основополагающий вопрос: «Доказать, что Перевицкий край не стоял в стороне от основных тенденций мирового развития»

Учебные цели:

- проследить на примере исторических фактов переход от древнейших цивилизаций к Средневековой цивилизации Европы.

- систематизировать материал по истории Перевицкого края и определить ее место  в истории нашего государства;

- формирование компетентности учащихся в сфере гражданско-общественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни.

Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные компетентности обучающихся:

-обобщать и систематизировать исторический материал;

-давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;

-доказывать и опровергать;

-устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически осмысливать и излагать информацию

- развивать практические навыки работы при работе с компьютерными программами Power Point, Publisher для оформления результатов работы

Воспитательные цели:

- воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны и своей малой родины;

- стимулировать личностный интерес к предмету;

- воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Материальное обеспечение урока:

- аудиовизуальная информация в виде презентации (слайды, видеофрагмент);

- компьютер, принтер, сканер, мультипроцессор

Предметные области: учебный проект проводится в рамках следующих предметов:

История

Краеведение

География

Информатика

Возраст учащихся: 10 класс (15-16 лет)

Предполагаемая продукция проекта: презентация учащихся (слайд-фильм), публикации учащихся (буклеты), создание папки «Урок-проект»

Аннотация проекта: Проект проводится по изученной учебной теме “Средневековая цивилизация Европы»

 С помощью знаний, полученных  после изучения этой темы, а также самостоятельных исследований  учащиеся смогут ответить на основополагающий вопрос проекта “ Что наш край  не стоял в стороне от основных тенденций мирового развития»

Время выполнения проекта: 14 дней, проект среднесрочный.

Материалы на печатной основе: публикации по истории края

Другое: для успешного проведения проекта ребята встретятся с краеведами посёлка Шаблиной Т.И., поговорят с учителем географии , поработают с публикациями в СМИ, познакомятся с результатами археологических раскопок.

Этапы работы над проектом.

1.Формулирование проблемы, выбор темы, определение творческого названия проекта, формирование групп для проведения исследований .

2.Обсуждение плана работы учащимися , возможных источников информации, предполагаемой продукции в результате работы .

3.Отчёт групп по сбору информации  и возможная корректировка их действий (учащиеся  (11 человек)  работают по исследованию фрагментов керамики в школьном  музее, учитель выступает в роли консультанта )

4. Представление учащимися  структуры слайд-фильма .

5. Защита проекта

6. Рефлексия работы  

4. Подведение итогов.

ХОД УРОКА.

  1. Актуализация знаний

Учитель. Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь.  Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные. Тема нашего  урока:  «Средневековая Европа. Перевицкий край от древности к средневековью» .

В ходе нашего урока мы будем соревноваться и  выявлять самых активных учащихся . Они будут получать жетоны. По ним в конце урока мы определи самых активных участников.

- А сейчас  проведём небольшую викторину

1.Какие два похода к истории мы знаем? (Формационный  и цивилизационный)

2. Что такое цивилизация? (Единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса)

3. Определите рамки перехода от Древнего мира к Средневековью (476 год - закончила свое существование Западная Римская империя и началась собственно история средневековой Европы.)

4. Назовите условную дату, которую принято считать  точкой отсчета российской государственности (862 г.- Рюрик начинает править Новгородом по приглашению нескольких племен: чудь, кривичи, весь,  ильменские словене).

4.Давайте вспомним, почему так называется наша малая родина-Перевицкий край

( От слова «перевих»,  река делает изгиб, отсюда Перевицк)

5. К какому периоду относится заселение нашего края ( К эпохе мезолита, открыта неолитическая стоянка – «Большой лес» под Белоомутом)

2.  Мотивация и целеполагание

Учитель.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны выяснить?  Наша задача - доказать, что история Перевицкого края тесно связана с мировой историей.

Чтобы правильно оценить уровень и темп нашей жизни в определенный исторический момент, надо их сопоставить с одновременным состоянием западноевропейской истории. Так считал известный историк В.О. Ключевский

  1. Обобщение и систематизация знаний

Учитель.

К нашему уроку вы поработали как индивидуально (исследования, сообщения), так и в группах (готовили материал для презентации) , изучили имеющуюся в школьном музее керамику, подготовили мини-проекты,  в   с  которыми мы должны и ознакомиться  и создать общий проект , сделать выводы о развитии края в целом.

Учитель.

Нам  посчастливилось жить  в удивительном,  во всех отношениях (историческом, ландшафтном, географическом  и т.д.) Перевицком краю.

                 Наиболее древний период истории нашего края может быть воссоздан только на материале археологических исследований, которые начались здесь в самом конце 19 века.  

              В последних археологических изысканиях  в 2007 году на «Бастановой горе» ( с.Перевицкий Торжок) проводимыми сотрудниками Московского института археологии ( руководитель – Панченко Константин Иванович) приняли участие учащиеся 7-10 классов – стройотряд «Археологи») и учителя МОУ Фруктовская СОШ . Им удалось окунуться в удивительный мир археологии, прикоснуться к тайнам нашей земли, открыть их для будущих поколений.

Многие находки археологи передали в наш школьный краеведческий музей (керамику, гвозди, ножи, фрагменты стеклянного браслета, шлак и т. д.), где в данный момент развёрнута экспозиция «Археологические находки». Больше всего было передано фрагментов керамики.

Глина использовалась человеком ещё на заре его существования. Распространённость керамики и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на керамике орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историческим источником. Я считаю, что древняя Перевицкая земля, в этом плане была благоприятной землёй, здесь  до сих пор имеются залежи как красной, так и белой глины. Не случайно ещё в конце 19 века, здесь местным землевладельцем Новиковым, был основан кирпичный завод, который и сейчас  работает  на местной глине.
           Древние орнаменты  являются источником для создания периодизаций древних культур и позволяют проследить миграции населения в каждой конкретной местности.

На раскопах  встречалась самая разнообразная керамика как по цвету (коричневая, серая, чёрная лощёная), так и по орнаменту (волнистые линии, ямочки, шнуровка и т.д.) Изучив всю встречающуюся керамику , мы условно разделили её на несколько групп.

Защита проекта.

Учитель.  А сейчас мы познакомимся с выводами, к  которым пришли наши исследователи. И постараемся воссоздать ленту времени Перевицкого края (уже прикреплён «мезолит» 10-7 тыс. до н.э.). В роли эксперта сегодня на уроке будет выступать Колосова Алина, в роли консультанта- Строкова С.М.)

1. Ученик. К первой группе мы  отнесли  керамику эпохи позднего каменного века (неолита)  Одно из важнейших открытий неолита - обжиг глины. Найдены  фрагменты ямочно-гребенчатой керамики. Сосуды в эпоху неолита выполнялись в техники кольцевого налепа, т.е. из куска глины формировалась чаша, на которую затем все выше и выше, друг на друга наращивались глиняные кольца. По его хорошо заглаженной поверхности (заглаживали руками, пучком травы, щепой) наносились узоры округлые ямочки, расположенные густыми рядами; оттиски гребешка и веревочки. (Демонстрирует керамику.  Прикрепляет  трафарет к ленте времени «неолит» VI—III тыс. до н.э.)

2.  Ученик. Ко второй группе мы отнесли керамику эпохи бронзы. В эпоху бронзы со 2 тысячелетия до н.э. на «Бастановой горе», вероятно, селятся представители фатьяновской культуры,  культуры так называемой шнуровой керамики. Об этом свидетельствуют многочисленные кусочки керамики, мотыга. Орнамент сосудов — нарезной и штампованный узор (линии, елочки, зигзаги; на донцах солярные знаки). (Слайд. Приложение№5)

Учитель. Кроме керамики имеются и другие находки этой эпохи (демонстрация каменного топора и др.)

Вопрос: назначение каменных топоров? (Использовали в бою каменные  сверленые боевых топоры  или  в ритуальных целях ) (прикрепляет трафарет «Фатьяновская культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э.)

3 Ученик. На смену фатьяновцам в нашем крае приходят дьяковцы (предки племён мери и веси), принадлежащие к финно-угорским племенам. Их пребывание в наших местах подтверждается обломками сосудов, найденными в раскопах, которые мы отнесли к  третьей группе. Для дьяковской  культуры (7в.  до н.э.  -  5в.  н.э.)  характерна,  так называемая «текстильная»,  лепная керамика. "Текстильный" орнамент - это своеобразная рябь, покрывающая внешнюю сторону сосудов, который получался от накладывания на сырую глину грубой ткани (Слайд.Приложение№ 6)

Типичный образец "рогожной" керамики, городецкая культура (мордва), рубеж эр.

Часто на самой широкой части тулова делалась полоса, свободная от орнамента. Возле донца орнамент также обрывался. Глина чаще всего серая, почти черная, иногда красная.   На раскопе встречалась и типичная для Городецкой культуры (предки муромы и мордвы) "рогожная" керамика, которую обычно датируют примерно с 3 в до РХ до 1-2 вв.   (Прикрепляет трафарет «Дьяковская культура» VII до н. э. — V веках)

РХ .3 (Слайд. Приложение№7)

Учитель.  В нашем музее присутствуют и другие находки (демонстрирует украшения)

Вопрос: назовите характерные изображения , присущие культуре  дьяковцев (Утиные  лапки. У многих финно-угорских народов небесная праматерь, превратившись в утку, создала Землю и жизнь на ней. Утка считается вместилищем души, и душа человека после смерти перемещалась в утку или другую птицу. Водоплавающие птицы, особенно утки, обожествлялись древними угро-финнами. В некоторых мифах говорилось что мир произошел из яйца,  снесенного огромной уткой.)http://www.erzia-museum.ru/collection/dpi/images/f12.jpg

4.Ученик. Четвёртую группу составляет чернолощеная керамика. Тонкостенная, без примесей, глина черная, лощение – блестящее. Это - керамика "готского" типа, примерно 3-4 вв. по РХ, которая появляется на памятниках Дьяковской и Городецкой культур в период вхождения мери и мордвы в империю Германариха. (Слайд. Приложение №8)

Учитель: что вы знаете о Германарихе?  Он предстаёт, как один из великих варварских вождей эпохи Великого переселения народов. Владения Германариха,  простирались от Днестра до Дона и не граничили непосредственно с империей. Затем,  под власть Эрманариха,  попадают и славянские племена. Варварская империя Эрманариха,   пала под натиском гуннов в 370-е годы.

5. Ученик. Пятая группа представлена краснолощенной керамикой, были обнаружены фрагменты сковород. (Слайд. Приложение № 9) Это - диски с невысокими, около 1 см, бортиками, внешняя поверхность тщательно залощена. Такие сковороды для лепешек появляются одновременно с "готской" чернолощеной керамикой, и датируются так же - 3-4 вв по РХ.

        В 9-10 веках эти места колонизуют славяне.

(Прикрепляет трафарет «Славяне»)

6. Ученик. К этому периоду относится  шестая группа керамики. Лепная ранняя русская керамика 14 век (Слайд. Приложение №10) Лепная керамика с защипами по венчику. Использовалась красная и серая глина. Другая форма, примыкающая к этой группе технологически - это непрофилированные высокие "стаканы" без орнамента на венчике. Эта группа самой ранней древнерусской керамики обычно датируется рубежом 10-12 вв

Учитель : демонстрирует  находки этого периода (писало, стремя, шлак , замки и т.д.( вопросы учащимся –определить что за предметы)

7. Ученик.  С середины 12 до начала 15 века на Бастановой горе существовало поселение людей. К концу 13 века оно достигло своего максимального размера. В 14 веке происходит подъём, несмотря на набеги иноземцев и междоусобные войны князей.  К этому времени относится и первое летописное упоминание о древнем городе Перевицке 1381 г., который располагался рядом с Бастановой горой.

      К седьмой группе мы отнесли  Круговую древнерусскую керамику 12-14 веков. (Слайд. Приложение№11) Красноватая керамика с примесью песка. Встречается линейный и волнистый орнамент. В ходе раскопок, на одном обломке горшка 12-13 века было обнаружено клеймо мастера –«крест в круге ». Клеймили, как правило, один сосуд из партии, чаще в ритуальных целях.

 ( Но, к сожалению, этого экспоната у нас в коллекции нет, археологи его забрали с собой).

Учитель: демонстрирует слайд - карта – схема, установленная в районе Битвы на р. Воже .  Нет ли противоречия: изображён Перевитск. А первое летописное упоминание 1381 год? (нет. Существовал с 11-12 веков) (Прикрепляет трафарет средневековый город  Перевитск 12-16вв.)

           (РЕЛАКСАЦИЯ: звучит музыка, учитель читает стихи.

Давайте закроем глаза и мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Русь вместе с  поэтом Александром Блоком

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины.

(А сейчас давайте перекинем свой взор на нашу схему и медленно перевод глаз  с этапа на этап чередуем с плотным закрытием глаз)

8. Ученик.  Группа №8 это часто встречающаяся бело-глиняная керамика 15-16 веков. (Слайд. Приложение № 12) Крупные, очень тонкостенные сосуды, глина почти без примесей, очень прочная. Венчик слабо профилирован, украшен врезным полосчатым орнаментом. Она характерна для земель южней Оки. В Московской Руси встречается с XIV в., в к XVIII в. ее производство падает.

          9. Ученик.  Группа №9 –серо-глиняная тонкая керамика. (Слайд. Приложение №13) Относится примерно к 16 веку. Серая, почти черная глина, очень мало примесей, обжиг полный. Изредка - врезной линейный орнамент.

Черепок в изломе светло-серый, звук глуховатый. Поверхность обычно сильно закопченная, шероховатая. Глиняное тесто со значительной примесью песка. Единственная известная пока форма этих сосудов — горшки со слабо отогнутым профилем, имеющим характерный выступ на внутренней стороне. Венчик горшка обычно покрыт линейным орнаментом, отличающимся большой частотой линий, очевидно нанесенных гребеночкой с частыми зубьями. Сосуды сформованы на ручном круге. Толщина не более 5 мм. Мною выделено множество фрагментов венчиков, вероятно, от разных сосудов.

10. Ученик. Группу №10 составила

Чернолощеная керамика (Слайд Приложение№14)

В Москве бытует с 1540-х гг. (присоединение Смоленска), максимально распространяется в XVII в., после чего почти исчезает. В изломе черепок серый или серо-коричневатый, звонкий, гладкий, обжиг горновой восстановительный.  Миски имели полностью лощеную поверхность, кувшины, кубышки и крины – поверхность с сетчатым, волнистым лощением, лощением параллельными линиями, но это более характерно для второй половины XVII в.

(Прикрепляет трафарет  поселение , позже деревня «Перевицкий Торжок»)

Существует версия, что крупным центром по производству черно-лощенной керамики в XVII веке являлся город Зарайск. Так, что вполне может быть и наш черепок родом из Зарайска. Мною отобрано несколько различных фрагментов.  

11. Ученик. Группа№11  Сюда я отнесла различные изделия из глины.Остатки , видимо печных кирпичей, грузила, свистульки, пряслица  в том числе и розовые, выточенные из розового и красного камня — шифера, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках.

5. Рефлексия. Озвучиваем ленту времени Перевицкого края- вносим последние  страницы  -  село Горки (70-е года 19 века) , п.Фруктовая(1938 -1939гг.)

А сейчас, мы подводим итоги:

-выявили самого активного участника- по итогам соревнования

- мы создали  и защитили проект

-наглядно представили  период перехода от Древнего мира к Средневековой цивилизации

Оценки: я думаю, что все активные участники заслужили отличных оценок.

         Вывод: итак, судя по находкам керамики на Бастановой горе, через наш край проходила многочисленная миграция народов,  каждый из которых, оставил свой неизгладимый след в истории нашей местности. Мы с вами доказали, что наш край  не стоял в стороне от основных тенденций мирового развития.

В заключение, в качестве общего вывода, можно сказать, что древняя керамика учит нас оптимизму. Она сохранилась, пройдя через тысячелетия; продемонстрировала себя, свои достоинства и показала, как древний человек, имея минимум средств и возможностей, достиг достаточно высокого уровня и в технологии, и в дизайне, и в устройстве собственной жизни. В связи с этим, можно предположить, что и деятельность современного человека в будущем также будет иметь достоинства в глазах потомков.

Задание на дом: заполнить опорно-логический конспект, пп.9-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».

Урок по курсу    «История России в XIX веке».  Тема «Отечественная война 1812 года».Урок  закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...