Музей боевой славы "Память" МБОУ СОШ №74
творческая работа учащихся по истории по теме

Статьи о работе школьного  музея

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный музей боевой славы «Память» – центр гражданско-патриотического воспитания

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско-патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. В основу разработки проекта музея боевой славы МОУ «СОШ №74» положены следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Российской Федерации «Образование» от 22.08.2004 № 122 2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393). 3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422). 4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

Обоснование актуальности и востребованности работы музея боевой славы МОУ «СОШ №74».

«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого на-родов России. Необходимость деятельности музея вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Работа музея  призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. За годы поисковой работы собран огромный материал. Ни для кого не секрет, что наглядность производит большее впечатление, наилучшим образом влияет на гражданско-патриотическое воспитание личности школьника. Поэтому было принято решение систематизировать все материалы и создать музей боевой славы. Предварительно нами были посещены музеи школ города, краеведческий музей. Были согласованы с администрацией школы вопросы, касающиеся выделения помещения под музей, его хозяйственное содержание и приобретение оборудования. Нами были оформлены стенды, подготовлены тематические экспозиции, обучены экскурсоводы  и только после этого торжественно был открыт школьный музей боевой славы.

Цели и задачи

Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлены следующие цели:

  1. Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея.
  2. Обеспечение условий для формирования мотивации личности к познанию истории астраханского края.
  3. Содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

• Организация исследований, формирование научных и профессиональных интересов.

• Привлечение к сотрудничеству сторонних организаций и лиц, ставящих перед собой сходные цели.

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации проекта.

Источники информации музея:

  1. Периодические издания;
  2. Монографии, научные труды;
  3. Методические разработки;
  4. Ветераны – живые свидетели и участники военных событий;
  5. Различные организации и частные лица.

 Деятельность музея

Поисково-исследовательская:

  1. поиск новых экспонатов и исторических фактов;
  2. переписка с интересными людьми;
  3. работа с библиолтечно-архивными фондами.

Информационно-познавательная:

  1. встречи со знаменитыми и интересными людьми города (ветеранами и участниками войн);
  2. использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы.

Экскурсионная:

  1. подготовка экскурсоводов из числа учащихся школы;
  2. проведение экскурсий в музее;
  3. проведение экскурсий по интересным местам города и своего микрорайона.

Реставрационно-оформительская:

  1. оформление стендов и витрин;
  2. уход за экспонатами и их реставрация.

Использование музея в образовательно-воспитательном процессе

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:

  1. учебная экскурсия в музее;
  2. урок-экскурсия в музее;
  3. использование музейных экспонатов в качестве учебных пособий;
  4. демонстрация музейных экспонатов во время беседы учителя;
  5. проведение внеклассных мероприятий по темам: «А музы не молчали», «Никто не забыт, ничто не забыто» ит.д.
  6. встречи актива музея с ветеранами ВОВ;
  7. поздравление ветеранов ВОВ с днём пожилого человека, к дню города, к 23 февраля, к 9 мая.  Праздничные концерты. Организация подарков.
  8. поисковая работа учащихся по разным темам;
  9. тематические представления, литературно-исторические постановки;
  10. проведение акций среди учащихся;
  11. дни открытых дверей.

Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению (в 7-8 классах по теме «Астраханцы в годы войны»), ОБЖ, истории (по теме «Великая Отечественная война, диспуты, круглые столы),  литературе, ИЗО («Война в истории моей семьи») и на классных часах. Музей является базой для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те традиции, на которых воспитываются нынешние поколения. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.

       

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ МУЗЕЯ

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.

Совет музея разрабатывает план работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, передовиками промышленного и сельского хозяйства, деятелями науки, культуры, искусства; осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива.

Направляет и осуществляет педагогическое руководство школьного музея и его руководитель, под непосредственным контролем заместителя директора по воспитательной работе.

Система управления

Совет музея боевой славы «Память» МОУ «СОШ №74».

1. Казьмина Е.А. – зам. директора по воспитательной работе

2. Куприянец Е.Н. – зам. директора по науке

3. Гасанова Татьяна

4. Ивченко Анна

5. Фарзалиева Айсель

Перспективность

В дальнейшей работе школьного музея планируется:

1. Расширять экспозиции;

2. На базе школьного музея проводить методическому объединению руководителей школьных музеев семинары, круглые столы, диспуты;

3. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы города и района;

4. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ города по обмену опытом;

5. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями;

6. Продолжать поисковую деятельность;

7. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий по музеям боевой славы.

Выступления в печати, по радио и телевидению.

1. Ежегодные статьи о деятельности музея в школьной газете «Семечка».

2. Праздник «Юбилей Астрахани», разработанный руководителем музея – Семеняченко Н.П. и проведенный с участием актива музея напечатан в приложение к журналу №3(7) «Образование в Астраханской области», стр.131. и сам праздник транслировался по телевидению.

3. Статьи о деятельности музея на сайте школы №74  (30astr – s74.edusite.ru).

4. В сборнике III городской научно-практической конференции «Сотрудничество и социальное партнерство как условие развития образовательного учреждения»  - статья  «Социализация учащихся на уроках истории  посредством овладения правовыми знаниями, умениями и навыками» (рассказ о деятельности музея).



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 74

Музей Боевой Славы «Память» был создан  с целью повышения военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, расширения исторических знаний школьников о Великой Отечественной войне, о героических подвигах соотечественников, отвоевавших независимость страны. С целью привития милосердия и чувства признательности защитникам Отечества.

В музее оформлены экспозиции:
* Вы мать – отчизну возвратили нам!

*  Здесь наши будут изучать сыны историю своей родной страны.


*Хроника важнейших событий Великой Отечественной Войны.


* Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой.


*Вы – выше всякой славы, достойнее всех похвал!


* Всегда в строю.

*Время – память о Вас.

* Каждый рубеж – решающий.

* Величие Победы.

* Исполняя свой долг.

Экспонаты:
• «Немые свидетели войны»: осколки снарядов, гильза от снаряда ЗПУ - 2 найденные в местах боёв, пистолет-пулемет Симонова ППС; личные вещи ветеранов: бескозырки, кители, фляжки, офицерская планшетка, медали и ордена  и др.

• Документы воинов: удостоверение за участие в ВОВ ефрейтора Итякеева Николая Григорьевича, военный билет офицера запаса вооруженных сил, удостоверение Ледяева Виктора Гавриловича за участие в героической обороне Сталинграда и др.

• Уникальные фотографии военного времени.

• Книги по истории Великой Отечественной войны, в том числе – о городах-героях, полководцах, о битве под Сталинградом, о солдатах войны «Назовем поименно», о боевом пути 28-й армии в 1942-1945 гг. и др.

• Переписка, воспоминания ветеранов: Маркиной Анфисы Васильевны, Гринько Дмитрия Владимировича, Пушкаревой Валентины Гавриловны, Полковниченко Анны Михайловны и многих др.

• Оформлены альбомы «Они сражались за наше будущее…»: о фронтовой медсестре ВОВ – Борискиной Любови Федоровне, О Ратиевой Раисе Ивановне, Ковалеве Василие Степановиче, Булдакове Сергее Ивановиче, Беловой Валентине Васильевне и многих других участниках ВОВ.

• Творческие работы, сочинения, научно-исследовательские работы учащихся разных лет на военно-историческую тему.

* Хроника Афганской войны

Экспонаты, исторические реликвии и личные вещи фронтовиков, которые хранятся в музее, были собраны поисковыми группами учащихся, при активном участии родителей,  жителей микрорайона и ветеранов.

Целью музея является осуществление комплексного подхода к героико - патриотическому и нравственному воспитанию учащихся на примерах истории народов России, патриотизма, уважения к памятникам истории и культуры, любви к малой Родине – Астрахани, её традициям, обычаям, культурным ценностям.

Работа в музее организуется на основе самоуправления - актива музея, в функции которого входят:

  1. Туристско-краеведческий отдел. 

(Организация поисковой, туристско-краеведческой и работы)

  1. Культурно - просветительский отдел. 

(Организация экскурсионной, лекторской методической работы по проведению мероприятий и акций в музее, школе.)

  1. Экспозиционно- выставочный отдел. 

(Организация работы по обновлению экспозиций и выставок, по осуществлению общественных связей.)

  1. Фондовый отдел. 

(Организация научно-исследовательской работы, комплектования фондов хранения музейных предметов.)

Актив музея участвует в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе, являясь опорным пунктом патриотического воспитания школьников.

Огромным воспитательным потенциалом в этой связи обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Дети многое узнают на экскурсиях по памятным местам ВОВ  в школьном музее Боевой Славы «Память», поэтому большое внимание уделяется поисковой работе, подготовке и проведению обзорных и тематических экскурсий, «Уроков Мужества», «Дней Памяти», встреч с ветеранами ВОВ, с интересными людьми, походов по памятным местам Астраханского края, научно-исследовательской работе на базе музея.

Таким образом, работа музея является разносторонней и многоплановой. По всем направлениям деятельности активом музея проводится много интересных мероприятий: уроки-экскурсии в музее,  Дни Памяти пионеров-героев, «Подвигу солдата поклонись», уроки-мужества,   внеклассные мероприятия по темам: «А музы не молчали», «Никто не забыт, ничто не забыто» ит.д., встречи с воинами - интернационалистами - афганцами «Родной Отчизне присягаю, дни открытых дверей, тематические представления, литературно-исторические постановки, встречи актива музея с ветеранами ВОВ.

Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению (в 7-8 классах по теме «Астраханцы в годы войны»), ОБЖ, истории (по теме «Великая Отечественная война, диспуты, круглые столы),  литературе, ИЗО («Война в истории моей семьи») и на классных часах.

Традиционно в школе каждый год ко Дню Защитника Отечества проходит праздник для учащихся «И мужество как знамя пронесли», фестиваль солдатской песни «Военных лет не смолкнет слава», Акции «Поздравь ветерана», «Подвигу солдата поклонись», «Письмо неизвестному солдату», «Ветеран живет рядом».

Поисковая работа учащихся с 1 по 11 классы повышает интерес к истории Отечества, понимание значимости и роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, свидетельствует о пробуждении у школьников чувства гордости за свою Родину и ее защитников.

Особое место в работе музеея занимает организация и проведение  Акции «Война глазами детей».

 В рамках подготовки к знаменательной дате - 65 летию победы во всех классах были проведены Уроки Мужества, встречи с ветеранами В.О.в., экскурсии в музеи города (для 6-11х классов)  и школьные музеи Боевой славы.

В целях повышения эффективности работы по гражданско - патриотическому и духовно - нравственному воспитанию, формированию у учащихся интереса к культуре и истории родного края, сохранению культурного наследия и героического прошлого предков, по развитию творческих способностей и общественной активности в ходе проведения экскурсионной и культурно – просветительской работы на базе музея Боевой Славы был открыт лекторий «Юный краевед» для учащихся 5 – 9 классов по следующим темам :

  1. У истоков старой Астрахани;
  2. История одной улицы;
  3. Памятники города Астрахани;
  4. Православные храмы города Астрахани;
  5. Астраханцы в ВОВ (Героические подвиги земляков в годы ВОВ)
  6. Народное хозяйство края в условиях военного времени
  7. Общеобразовательная школа Астраханской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
  8. Музеи боевой славы;

В рамках лектория учащиеся начали заниматься научно – исследовательской и поиковой работой по сбору материалов о истории родного края :

  1. Улицы города Астрахани.
  2. Почетные ветераны нашего музея.
  3. Памятные места Астраханской области.

Процесс познания Малой Родины реализуется также посредством туристско – краеведческой деятельности, основными формами которой являются тематические прогулки, походы, экскурсии по городу и памятным местам Астраханского края.

Культурно - просветительская работа в музее позволяет самореализоваться как личность, повысить свою самооценку, почувствовать большую психологическую комфортность в детском коллективе, осознать самоценность независимо от национальной принадлежности, способствует восстановлению культурных традиций, расширению музейной аудитории.

Музей становится центром воспитательной работы в школе, средством воспитания общественной активности школьников, обеспечивает им создание среды, благоприятной для творческого развития, становится хранителем традиций, которые накапливаются и обновляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей "Боевой славы 34-й Гвардейской Краснознаменной ордена Кутузова Енакиевской стрелковой дивизии" г. Зернограда

Презентация выполнена в литературном формате и является визитной карточкой нашего школьного музея. В ней использованы стихотворения зерноградской поэтессы  Морозовой М.Т., воспитателя Коваленко Т...

Музей "Боевой славы 88 стрелковой дивизии 31 армии"

В работе содержатся материалы, характеризующие работу музея "Боевой славы 88 стрелковой дивизии" МОУ "Средняя школа № 14" г. Кимры Тверской области....

Урок в музее: "Боевой путь 150 идрицкой стрелковой дивизии"

Урок в музее построен по технологии критического мышлния.Цель урока: Сформировать   исследовательские навыки с помощью нахождения и обработки информации. Урок предусматривает самостоятельную...

Фото экскурсия в музее "Боевая слава 899-го авиаполка"

Дети на экскурсии в школьном музее....

Урок информатики в музее "Боевой Славы 12-ой артиллерийской Краснознамённой орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии Прорыва резерва Верховного Главнокомандования"

Урок по теме "ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ», в музее «Боевой Славы 12-ой артиллерийской Краснознамённой орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии Прорыва резерва Верховного Главнокомандо...

Виртуальные экскурисии по музею боевой славы

Виртуальные экскурисии по музею боевой славы...