Урок обобщения: Российское государство в XVI веке. 7 кл.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Лысенко Любовь Фёдоровна

Урок  обобщения: Российское государство в XVI веке. Урок-игра   по предмету история, раздел История России  XVI-XVIII века.7 класс.

Урок проходит в форме телевизионной   передачи «Что? Где? Когда?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok-igra_lysenko_l.f.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  обобщения:

Российское государство в XVI веке.

Урок  по предмету история, раздел История России  XVI-XVIII века.

7 класс.

Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский район, село Сотниковское,

МБОУ СОШ № 4.

Учитель истории и обществознания  -

Лысенко Любовь Фёдоровна.

Цели урока:

- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать

знания учащихся о развитии России в XVI веке.

-развивающая: закрепить основные умения и навыки,

приобретенные в ходе изучения данного периода.

-воспитательная: продолжать воспитывать чувство интереса к

истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Форма урока: учебная игра «Что? Где? Когда?».

Ход урока.

Класс делится на две или три команды в зависимости от количества учащихся. Избираются капитаны команд. Устанавливается заранее игровое поле, по аналогии с телевизионным  из передачи «Что? Где? Когда?», на него выкладываются конверты с заданиями. По жребию определяют, какая команда начинает играть первой. За каждый правильный ответ команда получает от 1 до 5 баллов, в зависимости от полноты ответа. Баллы записываются учителем на табло.

1 конкурс: «Найди ошибки в тексте».

1) «В 1550 году формируется постоянное стрелецкое войско. Стрельцы получили  холодное оружие, вербовали их из крепостных крестьян».

2) «Выше всех правительственных учреждений в эпоху Ивана Грозного стояла  Боярская дума- совет при царской особе. В него входили Сильвестр, Адашевы, А.Курбский».

3)  «Опасность для России возросла, когда в Казани у власти укрепился Стефан Баторий. Казанские военные отряды нападали на Западные русские земли, угоняли в плен тысячи русских людей».                                                                                              

2 конкурс: «Узнай политического деятеля».

1) «Он был добр, терпим к мнению других, не отличался крепким здоровьем. При нём ограничили имущественные права церкви, отменили её льготы».

2)«Опытный политик, искусный оратор, сторонник просвещения, он умело расставлял своих родственников на видные должности и провёл их в Думу».

3) «Очень любознательный, образованный книгочей. Его место работы было на Никольской улице в Москве. Он сравнивал  свой труд с трудом сеятеля».                                                                                                      

 3 конкурс: «Соотнеси правильно».

        

1)         А) «Троица»                                        1)  Афанасий Никитин

             Б) Белый город                                   2) Андрей Рублёв

             В) «Хождение за три моря                3) Фёдор Конь

              Г) Успенский собор                          4)  Аристотель Фиораванти.

2)

 А) 1552г.                                  1) Начало Ливонской войны

 Б) 1558г.                                 2) Присоединение Астраханского ханства

 В) 1581г.                                3) Взятие Казани войсками Ивана Грозного

 Г) 1556г.                                4) Начало похода Ермака в Сибирь

                А  

                Б

                 В

                   Г

4 конкурс: «Вычеркните лишнее».

(Каждая команда получает одинаковое задание в конверте).

1) Овёс, ячмень, кукуруза, горох, абрикосы, капуста, картофель, репа, помидоры, рис, чай, сливы, яблоки.

5 конкурс: «Конкурс эрудитов».

1) При Иване Грозном была такая формулировка при принятии законов и решений: «Царь указал, а бояре приговорили».

Имел ли царь неограниченную власть?

2) Когда, в связи с какими событиями появилось выражение «концы в воду».

3)Иван  IV,  призывая к себе в отряды опричников, спрашивал, имеет ли он и его жена родственников среди бояр. Только в случае отсутствия таких связей принимал людей в опричнину. Малоземельным выделял 50-100 десятин земли. Объясните эту политику Ивана IV .

4) Какую нерешенную для России проблему оставила Ливонская война

5) Кому принадлежат слова: «Страх вошел в мою душу и трепет в мои кости»?

6) Церковь Вознесения в селе Коломенском это вершина русского зодчества XVI века. Французский композитор Гектор Берлиоз писал: «Передо мной предстала картина целого. Во мне всё дрогнуло. Я видел какой-то новый вид архитектуры». В чём состояла эта новизна?

7)Все служилые люди в XVI веке делились на две категории: «по отечеству» и «по прибору». Чем они отличались друг от друга?

8) Почему опричников назвали «кромешниками»? Соответствовало ли это название их деяниям?

9)Ивана Грозного сравнивали с солнцем: те, кто близко подходили, обжигались, кто был далеко  - замерзали. Какие факты можно привести в подтверждение этой характеристики?

10) О каком храме XVI века А.Вознесенский написал следующие строки:  

                                   Здесь купола – кокосы,

                                   И тыквы- купола,

                                   И бирюза кокошников

                                   Окошки оплела.

6. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги игры, объявляя команду-победителя, отмечает наиболее отличившихся  игроков, выставляет оценки. Затем оценивает игру проигравшей команды, также  выставляя  оценки  участникам.

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: "Российское государство в XVII веке"

Проверочная работа по истории в 10 классе...

Таблицы по культуре Руси и Российского государства (до 17 века)

В данных таблицах приведены по разделам основные достижения культуры  Руси и Российского государства (до 17 века). Эти таблицы могут использоваться и дополняться при изучении истории России с 6 п...

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....

Новые явления в экономике Российского государства в XVII веке

Практичсекое занятие по истории для 7 класса...

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...