Главные вкладки

    Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
    методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

    Мурзина Ольга Алексеевна

    Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_8_klasse2.docx706.22 КБ

    Предварительный просмотр:


    Конспект урока кубановедения в 8 классе                                                                на  тему: «Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»          

    Тип урока:  вводный урок

    Цель урока: Познакомить учащихся с  общим  геополитическим положением Кубани в  XIX веке,  с  полиэтничным составом населения.

    Задачи:       

    1. Обучающая:  дать общую характеристику геополитического положения Кубани в  XIX веке,    определить полиэтничный состав населения;
    2. Развивающая: развивать информационно-коммуникативные компетенции через групповую работу; формирование универсальных учебных действий.
    3. Воспитательная: формирование поведенческих ориентиров обучающихся, овладение ими позитивным опытом межнационального общения, гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического и религиозного экстремизма;

    Оборудование: интерактивный  комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложения); учебник  для 8  кл. общеобразовательных учреждений  /Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011; дополнительный  материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя).

        PRACTIC2Используемая литература:

    - Учебник  для 8  кл. общеобразовательных учреждений  /Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011;

    - История Кубани 8 класс (поурочное планирование)/под ред. А.Г. Еремёнко.

    Интернет-ресурсы:

    Двигательная физминутка «За землю русскую.» http://pedsovet.su/load/241-1-0-35887


    ХОД УРОКА:

    I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

    Деятельность учителя.

    Учитель: При изучении курса кубановедения в 7 классе вы познакомились с  историей, культурой и образом жизни народов, населявших Кубань в XVII-XVIII вв.?   

    В этом году вы продолжите изучение предмета «Кубановедение», в процессе которого получите разнообразнейшую информацию о исторических событиях Кубани, своей местности; познакомитесь с культурой, литературой,  народов, населявших территорию края в  XIX веке.

    Вызов уже имеющихся знаний, учащиеся отвечают  на вопросы:

    - Какие народы проживали на территории Кубани в XVII-XVIII вв.?  Найдите места их проживания на карте (стр. 6 учебника)

    -  Чем отличался образ жизни ногайцев и адыгов?

    - Вспомните наиболее  интересные  и важные исторические  факты, события с которыми вы познакомились в 7 классе.

    Ответы учащихся.

    Инициация, формирование ожиданий учащихся.

    Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и конечный результат (практический выход).

    II. Фаза урока Осмысление (реализация).

    Шаг 1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

    Задание № 1

    Определи хронологические рамки изучаемого периода.

              Сколько лет в себя вмещает?

    Учитель: Что значит «новая»?

    Как вы думаете, чем этот период отличается от других периодов истории Кубани?

    Кроме этого, он вмещает в себя и необычное переплетение интересных событий переселения казаков на Кубань, взаимоотношений их с местными племенами и народами, хозяйственное освоение края.

    Задание № 2

    Используя предложенную карту, составь легенду.

     

    Используемые обозначения

    Легенда карты

    Какому периоду времени соответствует данная карта

    Население Кубани во 2-й половине  XVIII в.

    Кочевья ногайских орд в 1871-1784 гг.

    Адыгские племена Закубанья.

    Поселения казаков - некрасовцев в 1807-1777гг

    Турецкие крепости, годы их основания

    Задание № 3

    Используя диаграмму национальный состав Кубани на рубеже XVIII - XIXвв.

    Определи  какие нации составляли большинство населения?_____________________________________________________________

    Сделай вывод  ____________________________________________________________________________

    Учащиеся делают вывод о многонациональном составе населения Кубани в этот исторический период.

    ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА (двигательная физминутка «За землю русскую») 

    http://pedsovet.su/load/241-1-0-35887

    Задание № 4

    Словарь урока. Запиши в тетрадь.

    Запись темы урока в тетрадь.

    Геополи́тика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы)...

    Термин «геополитика» употребляется в двух значениях: в узком (как наука) и широком (как политическая практика).

    2 шаг. Игра «Навигатор» (работа в паре).

    Знакомство с учебником (выяснить фамилии авторов, познакомиться с оглавлением, акцентировать внимание на работу с хронологической таблицей на стр.129-130 и словарем на стр. 134 - 135).

    Работа с текстом «Введение» на стр. 5 - 7(обратить внимание учащихся  на карты расположенные  на развороте учебника).

    Учитель: Почерпнуть знания о   истории и культуре родного края вам помогут различные источники информации: учебник, словари энциклопедического характера, сайты сети Интернет, географическая и историческая карты Кубани.

    3 шаг. Игра «Мозговой штурм». Учащимся предлагается вспомнить  какую роль в истории Кубани сыграли Русско-турецкие войны конца XVIII века. Напишите названия мирных договоров.

    Синхронистическая таблица.

    Русско- турецкая война

    Русско- турецкая война

    11764-1778 гг.

    1787-1791 гг.

    Кючук - Кайнарджийский мирный договор

    10 июля 1774г.

    Ясский мирный договор

    29 декабря 1791г.

    Задание № 5

    Определи по описанию кто это ?

    Полководцы

    E:\RHistory (D)\RHistory\Pictures\Sovr\SV59_3.JPG

        Государственный и военный деятель(1739-1791). После присоединения Крыма  получил титул  светлейшего князя Таврического.  В русско-турецкой войне 1787-1791гг был главнокомандующим русской армией, имел чин генерал-аншефа. Способствовал освоению СеверногоПричерноморья.

                 

    Григорий Александрович Потёмкин-Таврический  

    suvorov03l

    Начал службу капралом в 1748. Участник семилетний войны.

     Во время русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1791)

    одержал победы при Козлудже (1774), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил(1790).

     Командовал войсками, подавлявшими польское восстание 1794 года.

    В 1799 провёл Итальянские и Швейцарские походы,

     разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови, а затем перешёл швейцарские Альпы и вышел из

     окружения. Является автором военно-теоретических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать», где он создал оригинальную и передовую для своего времени

     систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его стратегия носила наступательный характер, ставила главной задачей полный разгром противника в полевом сражении. Войска под его руководством не проиграли ни одного сражения.

    Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский(1799), русский полководец, генералиссимус (1799).

    III. Фаза урока  РЕФЛЕКСИЯ /саморефлексия учащихся.

    Учитель: Сосуществование и взаимодействие различных народов подчинено сложным закономерностям и имеет не только культурный аспект. Но не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга — один из лучших путей к достижению взаимопонимания.                                                                                                                                                                                  

    Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

    Рефлексия содержания учебного материала.

    Метод: «Толстые и тонкие вопросы»

     (Толстый вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?. Тонкий вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?).

    Задание № 4

    Составить 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока

    Толстые?

    Тонкие?

    Задание № 5

    Дан отрывок из гимна Краснодарского края.

     Вставьте пропущенные слова, объясните, почему использовались именно эти слова.

    Объясните когда и в честь чего он был создан.

    Примерный ответ. Кубань – малая родина, в честь реки. Богатырь – сила и мощь реки сравнима с былинными героями. Полуденных – южных. Заморской – за Черным морем. Чело – лоб, бить челом – просить. Станицы – казачьи поселения. Басурманина – мусульманин, шла война против Османской империи. 

    IV.  Домашнее задание.

    1. Введение стр.5-7
    2. Ответить на вопросы 3,5 стр. 7
    3. Подготовить сообщение по теме: «А.В. Суворов в исторической памяти кубанцев».




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

    Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

    методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"

    Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....

    Методическая разработка урока по теме: «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации»

    Граждане России, впервые поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге. До приведения к Военной присяге новобранцы проходят специальный курс обучения сроком не менее двух месяцев. При эт...

    методическая разработка урока кубановедения в 7 классе

    Знакомство учащихся с природными ресурсами родного края. Черное и Азовское моря....

    Методическая разработка урока кубановедения "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"

    Форма урока: урок – путешествиеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые п...

    Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке

    Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

    «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

    Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...