Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Мурзина Ольга Алексеевна

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_8_klasse2.docx706.22 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока кубановедения в 8 классе                                                                на  тему: «Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»          

Тип урока:  вводный урок

Цель урока: Познакомить учащихся с  общим  геополитическим положением Кубани в  XIX веке,  с  полиэтничным составом населения.

Задачи:       

  1. Обучающая:  дать общую характеристику геополитического положения Кубани в  XIX веке,    определить полиэтничный состав населения;
  2. Развивающая: развивать информационно-коммуникативные компетенции через групповую работу; формирование универсальных учебных действий.
  3. Воспитательная: формирование поведенческих ориентиров обучающихся, овладение ими позитивным опытом межнационального общения, гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического и религиозного экстремизма;

Оборудование: интерактивный  комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал (Приложения); учебник  для 8  кл. общеобразовательных учреждений  /Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011; дополнительный  материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя).

    PRACTIC2Используемая литература:

- Учебник  для 8  кл. общеобразовательных учреждений  /Под ред. проф. Б.А. Трёхбратова. Краснодар, 2011;

- История Кубани 8 класс (поурочное планирование)/под ред. А.Г. Еремёнко.

Интернет-ресурсы:

Двигательная физминутка «За землю русскую.» http://pedsovet.su/load/241-1-0-35887


ХОД УРОКА:

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

Деятельность учителя.

Учитель: При изучении курса кубановедения в 7 классе вы познакомились с  историей, культурой и образом жизни народов, населявших Кубань в XVII-XVIII вв.?   

В этом году вы продолжите изучение предмета «Кубановедение», в процессе которого получите разнообразнейшую информацию о исторических событиях Кубани, своей местности; познакомитесь с культурой, литературой,  народов, населявших территорию края в  XIX веке.

Вызов уже имеющихся знаний, учащиеся отвечают  на вопросы:

- Какие народы проживали на территории Кубани в XVII-XVIII вв.?  Найдите места их проживания на карте (стр. 6 учебника)

-  Чем отличался образ жизни ногайцев и адыгов?

- Вспомните наиболее  интересные  и важные исторические  факты, события с которыми вы познакомились в 7 классе.

Ответы учащихся.

Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и конечный результат (практический выход).

II. Фаза урока Осмысление (реализация).

Шаг 1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Задание № 1

Определи хронологические рамки изучаемого периода.

          Сколько лет в себя вмещает?

Учитель: Что значит «новая»?

Как вы думаете, чем этот период отличается от других периодов истории Кубани?

Кроме этого, он вмещает в себя и необычное переплетение интересных событий переселения казаков на Кубань, взаимоотношений их с местными племенами и народами, хозяйственное освоение края.

Задание № 2

Используя предложенную карту, составь легенду.

 

Используемые обозначения

Легенда карты

Какому периоду времени соответствует данная карта

Население Кубани во 2-й половине  XVIII в.

Кочевья ногайских орд в 1871-1784 гг.

Адыгские племена Закубанья.

Поселения казаков - некрасовцев в 1807-1777гг

Турецкие крепости, годы их основания

Задание № 3

Используя диаграмму национальный состав Кубани на рубеже XVIII - XIXвв.

Определи  какие нации составляли большинство населения?_____________________________________________________________

Сделай вывод  ____________________________________________________________________________

Учащиеся делают вывод о многонациональном составе населения Кубани в этот исторический период.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА (двигательная физминутка «За землю русскую») 

http://pedsovet.su/load/241-1-0-35887

Задание № 4

Словарь урока. Запиши в тетрадь.

Запись темы урока в тетрадь.

Геополи́тика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы)...

Термин «геополитика» употребляется в двух значениях: в узком (как наука) и широком (как политическая практика).

2 шаг. Игра «Навигатор» (работа в паре).

Знакомство с учебником (выяснить фамилии авторов, познакомиться с оглавлением, акцентировать внимание на работу с хронологической таблицей на стр.129-130 и словарем на стр. 134 - 135).

Работа с текстом «Введение» на стр. 5 - 7(обратить внимание учащихся  на карты расположенные  на развороте учебника).

Учитель: Почерпнуть знания о   истории и культуре родного края вам помогут различные источники информации: учебник, словари энциклопедического характера, сайты сети Интернет, географическая и историческая карты Кубани.

3 шаг. Игра «Мозговой штурм». Учащимся предлагается вспомнить  какую роль в истории Кубани сыграли Русско-турецкие войны конца XVIII века. Напишите названия мирных договоров.

Синхронистическая таблица.

Русско- турецкая война

Русско- турецкая война

11764-1778 гг.

1787-1791 гг.

Кючук - Кайнарджийский мирный договор

10 июля 1774г.

Ясский мирный договор

29 декабря 1791г.

Задание № 5

Определи по описанию кто это ?

Полководцы

E:\RHistory (D)\RHistory\Pictures\Sovr\SV59_3.JPG

    Государственный и военный деятель(1739-1791). После присоединения Крыма  получил титул  светлейшего князя Таврического.  В русско-турецкой войне 1787-1791гг был главнокомандующим русской армией, имел чин генерал-аншефа. Способствовал освоению СеверногоПричерноморья.

             

Григорий Александрович Потёмкин-Таврический  

suvorov03l

Начал службу капралом в 1748. Участник семилетний войны.

 Во время русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1791)

одержал победы при Козлудже (1774), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил(1790).

 Командовал войсками, подавлявшими польское восстание 1794 года.

В 1799 провёл Итальянские и Швейцарские походы,

 разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови, а затем перешёл швейцарские Альпы и вышел из

 окружения. Является автором военно-теоретических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать», где он создал оригинальную и передовую для своего времени

 систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его стратегия носила наступательный характер, ставила главной задачей полный разгром противника в полевом сражении. Войска под его руководством не проиграли ни одного сражения.

Суворов Александр Васильевич (1730-1800), граф Рымникский (1789), князь Италийский(1799), русский полководец, генералиссимус (1799).

III. Фаза урока  РЕФЛЕКСИЯ /саморефлексия учащихся.

Учитель: Сосуществование и взаимодействие различных народов подчинено сложным закономерностям и имеет не только культурный аспект. Но не подлежит сомнению, что тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга — один из лучших путей к достижению взаимопонимания.                                                                                                                                                                                  

Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Рефлексия содержания учебного материала.

Метод: «Толстые и тонкие вопросы»

 (Толстый вопрос начинается со слов Почему? Объясните...? Как вы думаете...?. Тонкий вопрос начинается со слов Кто? Где? Когда? Что?).

Задание № 4

Составить 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока

Толстые?

Тонкие?

Задание № 5

Дан отрывок из гимна Краснодарского края.

 Вставьте пропущенные слова, объясните, почему использовались именно эти слова.

Объясните когда и в честь чего он был создан.

Примерный ответ. Кубань – малая родина, в честь реки. Богатырь – сила и мощь реки сравнима с былинными героями. Полуденных – южных. Заморской – за Черным морем. Чело – лоб, бить челом – просить. Станицы – казачьи поселения. Басурманина – мусульманин, шла война против Османской империи. 

IV.  Домашнее задание.

  1. Введение стр.5-7
  2. Ответить на вопросы 3,5 стр. 7
  3. Подготовить сообщение по теме: «А.В. Суворов в исторической памяти кубанцев».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....

методическая разработка урока кубановедения в 7 классе

Знакомство учащихся с природными ресурсами родного края. Черное и Азовское моря....

Методическая разработка урока кубановедения "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"

Форма урока: урок – путешествиеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые п...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...

«Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Тема урока: «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»» Цель урока: Определить роль народов Кавказа  в истории Российского государства...