Предпрофильный спецкурс "Символы России"
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме

Андрейченко Олеся Николаевна

Представлен материал из опыта работы. Показана важность выбранной тематики для формирования личностных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprofilnaya_podgotovka.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс «Символы России»

как предпрофильная подготовка для учащихся 9 класса

(из опыта работы)

Государственная символика является частью истории и культуры страны. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн, основанных на исторической преемственности и исторических традициях. В Российской империи каждый из 3-х символов появился в определённый исторический период, хронологически далеко отстоящий друг от друга. Всякая смена власти сопровождалась сменой символики.

           Российская символика находится в ряду тех проблем, которые ещё недавно казались малозначительными и не вызывали интереса у историков. В последние годы в российском обществе усилился интерес к истории государства, его символам, к науке геральдике. Это связано с теми изменениями, которые происходят в России и, вероятно, с тем, что на смену прежним символам Советского государства, пришли символы новой России – новый Герб, новый Флаг, новый Гимн. Пробудился интерес не только к государственной, но и к местной геральдике. Новые символы появились у города Новосибирска, у большинства населённых пунктов Новосибирской области.

В настоящее время многие проявляют живой интерес к символам и эмблемам, когда-то забытым, но теперь вернувшимся в наше общество как исконные знаки русской государственности.

            Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства исторических и культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории Отечества, к его символам.

             Обращаясь к российской государственной символике, важно понимать, что кроме официальных, утверждённых в таком качестве её элементов - герб,
флаг, гимн, есть и другие значимые символы для России: Конституция РФ, Президент, столица г.Москва и др. Не нужно забывать, что с
уществует не только государственная символика. Наряду с государственными (официальными) существуют так называемые неофициальные символы - народные, религиозные, спортивные, повседневные (общественных организаций, школьные, семейные и т.д.). В формировании стереотипа восприятия страны часто неофициальная символика значит даже больше, чем официальная. Так, в сознании многих иностранцев Россия ассоциируется с матрёшкой, медведями, балалайкой. Те, кто более глубоко знают историю давнюю России, в качестве неофициальных символов называют тульский самовар, оренбургский пуховый платок, уральский малахит, географические и природные символы (река Волга и белая берёза), денежные знаки (рубль) и др.

           Формирование уважения к символам страны необходимо вести одновременно со знакомством с местной территориальной символикой – символами района, города, области, федерального округа. Подобная работа позволяет детям не только многое узнать об истории возникновения местных символов, но и расширить кругозор, получив сведения об истории и географии родного края, сравнить символику своей малой родины с символикой других территорий страны, узнать о своей родной земле что-то важное, особенное, чем можно гордиться.

           Отсюда  цель данного спецкурса - формирование гражданско – патриотической компетентности учащихся на основании изучения государственной и региональной символики.

           Задачи спецкурса:

 1).Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики для каждого гражданина;

 2).Познакомить учащихся с историей происхождения и развития символов Российского государства: гербом, флагом, гимном с древности и до наших дней;

 3).Познакомить учащихся с историей происхождения и развития символов Новосибирской области, города Новосибирска, Сибирского Федерального округа;

 4).Проследить взаимосвязь между содержанием  символики и ролью России на международной арене в различные исторические эпохи;

 5).Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики, упорядочить имеющиеся в этой области знания;

 6).Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине;

 7).Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам России, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны;

 8).Развивать творческие способности учащихся, коммуникативные и информационные компетенции учащихся.

           Данный курс позволяет показать, что единство истории и культуры каждой страны строится на общем языке её символов. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

          Этот спецкурс важен и необходим для тех, в первую очередь, кто интересуется историей, планирует в дальнейшем углублённое изучение исторической науки. На занятиях спецкурса есть возможность повторить имена и роль в истории основных российских деятелей и исторических событий с древнейших времён и до современности, проследить связь символики с изучаемой эпохой. А это помогает девятиклассникам лучше подготовиться к экзамену по истории России, более глубоко осмыслить уже известные факты.

          Программа спецкурса рассчитана на 34 часа. Она предполагает параллельное, углублённое изучение отдельных тем в рамках общего курса отечественной истории.

          Теоретическое знакомство предполагает проведение ряда практических занятий – зарисовки отдельных элементов гербов, составление сравнительных таблиц, представление собственных или семейных гербов, подготовка тематических презентаций по отдельным вопросам геральдики и др. Как результат – не только знание государственной и региональной геральдики, но и умение ориентироваться в интереснейшем мире символов и знаков вообще.

         Было проведено открытое занятие спецкурса по теме «Двуглавый орёл на российском гербе», на котором учащиеся, разбившись предварительно на группы и изучив 4 версии (византийскую, восточную, габсбургскую, балканскую) пытались аргументированно доказать право на существование каждой из них. Выступлению на занятии предшествовала большая подготовительная работа – изучение источников (печатных и электронных), выбор формы представления результатов работы (ролевая игра, сравнительный анализ иллюстраций, электронная презентация). Занятие прошло в форме дискуссии, получилось интересным, насыщенным. Дети пришли к выводу, что убедительно доказать правильность своей точки зрения иногда бывает сложно, несмотря на наличие разнообразных источников, тем более что даже в исследовательской литературе нет точного ответа на вопрос о том, откуда «прилетел» двуглавый орёл на российский герб. Ребятами было сочинено и инсценировано стихотворение о российском гербе.

         Об интересе и нужности для учащихся изучения данного курса говорит и тот факт, что в течение ряда последних лет учащиеся, посещающие занятия спецкурса, в качестве тем для исследовательских работ выбирали следующие: «Территориальная геральдика Новосибирской области», «История одной грамоты» - поездка на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году (фестивальная символика), «Символы Советской власти» (серп, молот и красная пятиконечная звезда), «Символы Советской власти в архитектуре Новосибирска». Все эти работы получили призовые места на районной или городской научно-практических конференциях.

        Сегодняшние государственные символы – это, прежде всего, знаки русской истории, а историю своей страны надо просто любить, как любил её великий А.С.Пушкин, который писал: «…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Предпрофильный курс "Химия на кухне"

Задача современного школьного образования - формирования у обучающихся целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах.   Программа предпрофильного курса...

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

Программа учебного курса по предпрофильной подготовке «Основные события истории России IX-XXI вв.» 9 класс

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Основные события истории России IX-XXI вв.» предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю (II полугодие) - 17 часов.Цель курса   -...