Предпрофильный курс "Химия на кухне"
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) по теме

Бойко Елена Николаевна

Задача современного школьного образования - формирования у обучающихся целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах.   Программа предпрофильного курса "Химия на кухне" предназначена для обучающихся 9 класса, как интересующихся химией, так и не очень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Predprofilnyy_kurs_Himiya_na_kuhne.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предпрофильного курса

ХИМИЯ НА НАШЕЙ КУХНЕ

Пояснительная записка.

Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых ими наук, их теоретических и прикладных аспектах.

Программа курса по выбору «Химия  на кухне» предлагается для учащихся 9 класса,  как интересующихся  химией, так  и не очень.

Цель курса I уровня

  1. Создать  ориентационную и мотивационную основы для осознанного выбора профиля обучения на старшей ступени.
  2. Расширить кругозор обучающихся.

Цель курса II уровня:

  1. Формировать основы химических знаний; развивать умение наблюдать, анализировать химические явления в быту, обобщать, делать выводы.
  2. Формировать умения безопасного обращения с веществами.
  3. Формировать  у учащихся отношение к химии как к возможной области практической деятельности.

Программа курса рассчитана на 12 часов, часть из которых отводится на практические работы учащихся. Основная цель эксперимента – повысить интерес к химии через мотивационно  аргументированный химический эксперимент.. Особенностями данного курса является не только  усвоение учащимися конкретных знаний, но и формирование умений осуществлять проектную деятельность,  организация учебно – познавательного процесса на деятельностной основе.

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно - мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно: интеллектуальная, эмоционально - волевая, а также сфера социальных навыков.

Предпрофильный курс является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие этих сфер личности. Посещая предпрофильный курс, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно - мотивационная сфера); у него формируются навык планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять  системность,   креативность  и  критичность  мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями учителя и соотнесение их с результатами других обучающихся  способствует формированию у него адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно - мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

Развивающие задачи курса:

  • Развивать креативность  и  критичность  мышления.

Воспитательные задачи курса:

  • Формировать  навык планирования и самоконтроля
  • Формировать адекватную  самооценку и уровень притязаний.
  • Способствовать формированию чувства долга, ответственности за результаты своей работы.
  • Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
  • Формировать коммуникативные умения.

Познавательные задачи курса:

  • Приобрести знания по основам органической, физической  и аналитической химии.
  • Научиться планировать химический эксперимент.
  • Научиться самостоятельно проводить химический эксперимент.

Формы проведения занятий:

  1. Мини – лекции.
  2. Создание эвристических ситуаций.
  3. Самостоятельная работа в группах.
  4. Практические работы учащихся.
  5. Проектная деятельность.

Рекомендации к проведению курса.

Участники курса совместно готовят и реализуют в виде итоговой презентации для учащихся 5 – 9 классов проект «Химия на кухне».

Деятельностный характер обучения включает  в себя следующие этапы:

  1. Самостоятельное формирование четырех рабочих групп на основе психологической совместимости. Выбор путем жеребьевки объекта исследования. Конкретизация форм и видов деятельности. Распределение функций внутри группы.
  2. Работа в библиотеке с каталогами. Составление библиографических карточек по «своему» химическому эксперименту. Поиск в  Интернете. Создание каталога сайтов.
  3. Проведение химического эксперимента.
  4. Тестирование по основам органической, физической  и аналитической химии  с последующей взаимопроверкой.
  5. Изменение ролевого функционирования на различных этапах проекта как результат осознанного выбора вида деятельности.
  6. Подготовка компьютерной презентации.
  7. В ходе итоговой презентации курсант демонстрирует приобретенные им знания, умения и навыки, а также результаты формирования инструментальных сфер личности: интеллектуальной, эмоционально - волевой, а также сферы социальных навыков.

Таким образом, участие подростков в предлагаемом проекте дает  возможность каждому ученику:

 • продемонстрировать приобретенные им общеучебные умения и навыки;

            • проявить интеллектуальные способности;

            • раскрыть многогранность своих интересов.

Профильная проба позволит не только повысить интерес к химии, но и создаст условия для осознанного, мотивированного обучения, что станет основой для осознанного выбора профессии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа рассчитана на 12 часов занятий. Теоретическая часть и практическая деятельность могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Учитель имеет возможность выбрать целесообразный с его точки зрения экспериментальный курс (Приложение 1). 

Учебно – тематический план.

Тема занятия.

Количество часов

1.

Два кита нашего питания.

3

2.

Химия в чашке чая.

3

3.

Почему ягоды пускают сок

3

4.

Сколько в яблоке  аскорбиновой кислоты.

3

Тема 1. Два кита нашего питания.  Белки. Качественные реакции на белок.  Денатурация белка. Химический смысл приготовления бульона и отварного мяса. Почему полезен творог? Что такое казеин?  Как самому приготовить казеиновый клей. Углеводы. Классификация углеводов. Гидролиз полисахаридов. Патока. Обнаружение углеводов в овощах и фруктах.

Эксперимент: опыты № 1 – 11.

Тема 2. Химия в чашке чая.

Чай. Состав чая. Как правильно заварить чай. Как обнаружить в чае кофеин и дубильные вещества. Какова их роль для организма человека?

Эксперимент: опыты № 12 – 15

Тема №3. Почему ягоды пускают сок.

Что такое осмос. Осмотическое давление.  Полупроницаемые мембраны. Почему ягоды пускают сок? Как солить капусту? Осмос в природе.

Эксперимент: опыты №16 – 20

Тема №4. Сколько в яблоке аскорбиновой кислоты

Что такое витамины. Роль аскорбиновой кислоты для организма человека. Обнаружение аскорбиновой кислоты в плодах. Влияние различных факторов на содержание витамина С в плодах.

Эксперимент: опыты №21 – 25

Приложение 1

ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(демонстрационный эксперимент, практические работы)

Опыт  №1. Качественная реакция на белок

Приготовьте несколько растворов, которые, как можно предположить, содержат белок. Пусть это будет мясной или рыбный бульон (желательно процедить через марлю), отвар каких-либо овощей или грибов и др. Растворы налейте в пробирки примерно наполовину. Затем прибавьте немного раствора щелочи— едкого натра или стиральной соды (раствор соды желательно прокипятить и остудить). Наконец, добавьте раствор медного купороса. Если в испытуемом отваре действительно есть белок, то окраска сразу станет фиолетовой. Про такие реакции говорят, что они характерные. Они идут только в том случае, если в растворе действительно есть белок. Для контроля поставьте опыт с лимонадом или с минеральной водой.

Опыт №2. Как правильно варить бульон.

Налейте в пробирку холодной воды, опустите в нее немного сырого рубленого мяса и нагрейте. По мере нагревания образуются (и в большом количестве) серые хлопья. (Что это за хлопья?).

В другой пробирке воду вскипятите заранее и положите сырое мясо уже в кипяток. Как только мясо соприкоснется с водой, оно моментально станет серым, зато хлопьев образуется очень мало (почему?).

В каком случае получается вкусный бульон, а в каком вкусное мясо?

Опыт №3. При каких условия денатурирует белок.

Налейте в пробирку чуть-чуть свежего молока и капните одну-две капли уксуса или раствора лимонной кислоты. Молоко тут же скиснет, образуя белые хлопья. Это свертывается молочный белок. Кстати, без такой реакции не приготовить творога, и неслучайно творог так полезен …. (почему?)

Опыт №4  Почему скисает молоко.

Когда молоко оставляют в теплом месте, то его белок тоже свертывается, но уже по иной причине — это работают молочнокислые бактерии. Их известно очень много, и все они вырабатывают молочную кислоту, даже если питаются не молоком, а, скажем, соком капусты. Профильтруйте немного скисшего молока и прибавьте к сыворотке несколько капель какого-нибудь самодельного индикатора. Цвет индикатора покажет, что в растворе есть кислота. Эта кислота — молочная, ее также можно обнаружить и в капустном, и в огуречном рассоле.

Опыт №5. Обнаружение серы в белке.

В состав некоторых белковых молекул входит, помимо углерода, водорода, кислорода и азота, еще и сера. В этом можно убедиться на опыте. Немного яичного белка поместите в пробирку с раствором едкого натра или стиральной соды и, нагрев пробирку, добавьте в нее немного раствора основного ацетата свинца РЬ(СНзСОО)2 • ЗН20 — свинцовой примочки, которая продается в аптеках. Если содержимое пробирки почернеет, значит, сера есть: это образуется сульфид свинца PbS, вещество черного цвета.

Опыт №6. Готовим казеиновый клей.

Отфильтруйте простоквашу от сыворотки. То, что осталось на фильтре, несколько раз промойте водой, чтобы удалить растворимые примеси, и высушите. Потом промойте полученную массу бензином и высушите вновь; это нужно для того, чтобы избавиться от молочного жира (он растворяется в бензине). Когда масса станет совсем сухой, измельчите ее в ступке — получится порошок казеина.

Сделать из него клей совсем просто — смешать порошок с нашатырным спиртом и водой в отношении 1:1:3. Конечно, вы захотите испытать клей. Попробуйте склеить им какие-нибудь деревянные или керамические предметы, потому что для этих материалов казеиновый клей особенно хорош.

Опыт №7. Как обнаружить углеводы. Реакция Молиша.

Налейте в пробирку примерно 1 мл воды и бросьте несколько крупинок сахарного песка (сахарозы), часть таблетки глюкозы или клочок фильтровальной бумаги (клетчатки). Теперь добавьте 2—3 капли спиртового раствора резорцина или тимола (эти вещества продают в аптеке). Наклоните пробирку и осторожно налейте по стенке 1—2 мл концентрированной серной кислоты. Будьте осторожны с кислотой, следите, чтобы она не попала на кожу.  Закрепите пробирку в вертикальном положении. Тяжелая кислота опустится на дно, а на границе ее с водой появится яркое красивое кольцо — красное, розовое или фиолетовое.

Если вещество, состав которого неизвестен, даст при реакции Молиша такое кольцо, можете не сомневаться, что углевод налицо, Помните только, что эта реакция настолько чувствительна, что ее может вызвать даже пылинка и волоконце на стенках пробирки. Поэтому посуду, в которой проводят реакцию, надо очень тщательно мыть, а ополаскивать лучше дистиллированной водой.

Опыт №8. Готовим крахмальный клейстер.

Налейте в кастрюлю немного холодной воды и добавьте крахмал, из расчета примерно две чайные ложки на стакан (учитывая и ту воду, которую вы добавите позже). Смесь хорошо размешайте — получится так называемое крахмальное молоко. При перемешивании добавьте к нему кипяток и, продолжая размешивать, нагревайте на огне до тех пор, пока раствор не станет прозрачным. Остудите его. Это и есть крахмальный клейстер, который так хорошо склеивает бумагу; поэтому его часто применяют, например, для приклеивания обоев.

Опыт №9. Качественная реакция на крахмал.

Отберите несколько капель крахмального клейстера и капнете 1 – 2 капли разбавленного раствора иода. Что вы наблюдаете?

Опыт № 10. Превращения крахмала.

К половине стакана крахмального клейстера добавьте 1—2 чайные ложки разбавленной, примерно 10 %-ной серной кислоты. Не забудьте: при разбавлении серной кислоты обязательно нужно лить кислоту в воду, а не наоборот!

Смесь клейстера с кислотой поставьте кипятиться в кастрюльке, понемногу доливая воду по мере ее испарения. Время от времени берите ложкой пробы жидкости и, слегка охладив, капайте па них разбавленным йодным раствором. Крахмал, как вы помните, дает синее окрашивание, а вот декстрины — красно-бурое. Что касается мальтозы и глюкозы, то они вовсе не окрашиваются. По мере гидролиза цвет проб будет меняться (как?), а когда окрашивание иодом исчезнет, нагревание можно прекратить. Впрочем, для более полного разложения мальтозы имеет смысл прокипятить смесь еще несколько минут.

После кипячения жидкость надо немного охладить и постепенно добавлять в нее при перемешивании около 10 г порошка мела, чтобы полностью нейтрализовать серную кислоту. Смесь при этом будет вспениваться. (Почему?). Как только вспенивание прекратится, поставьте полученную желтоватую жидкость на слабый огонь, чтобы она упарилась примерно на две трети. Затем еще горячей профильтруйте ее через несколько слоев марли, после чего упарьте жидкость еще раз, но теперь более аккуратно, уже не на открытом огне, а на водяной бане (смесь легко пригорает). У вас получится густая сладкая патока, основу которой составляет глюкоза. Примерно так же патоку получают в больших количествах на крахмалопаточных заводах.

Опыт №11. Почему огурец сладкий.

Вымойте свежий огурец, натрите его на терке и выжмите сок. Сок можно отфильтровать, но это не обязательно.

Приготовьте в пробирке гидроксид меди Си(ОН)2. Для этого добавьте 2—3 капли раствора медного купороса к 0,5—1 мл раствора едкого натра. К полученному осадку прибавьте равный объем огуречного сока и встряхните пробирку. Осадок растворится, получится синий раствор. Такая реакция характерна для многоатомных спиртов, т. Е. для спиртов, которые содержат несколько гидроксильных групп.

Теперь нагрейте до кипения (или поставьте в кипящую воду) пробирку с полученным синим раствором. Он сначала пожелтеет, затем станет оранжевым, а после охлаждения выпадет красный осадок оксида меди Cu2O. Эта реакция характерна для другого класса органических соединений — для альдегидов, Значит, в огуречном соке есть вещество, представляющее собой альдегид и спирт одновременно. Это вещество и есть глюкоза, которая по строению представляет собой альдегидоспирт. (Почему огурец сладкий?)

Опыт №12. Кофеин из чая.

Для опыта потребуется фарфоровый или металлический тигель (можно использовать любой подходящий металлический сосуд, желательно не плоский, а высокий, вроде стакана). В него положите измельченный в ступке черный чай — около чайной ложки — и примерно 2 г оксида магнии. Это вещество продают в аптеках, обычно под названиями «жженая магнезия», «окись магния». Смешайте оба вещества и поставьте тигель на огонь. Нагрев должен быть умеренным, не слишком энергичным. Сверху на тигель или стакан поставьте фарфоровую чашку или другой подобный сосуд, например розетку для варенья, и налейте в нее холодной воды. В присутствии оксида магния кофеин будет возгоняться, т. Е. превращаться в пар, минуя стадию жидкости. Попадая на холодную поверхность, кофеин вновь вернется в твердое состояние и осядет на дне чашки или розетки в виде бесцветных кристаллов. Прекратите нагрев, осторожно снимите чашку с тигля и соскребите кристаллы в чистую склянку.

Опыт №13. Качественные реакции на кофеин.

Несколько кристаллов  кофеина положите на фарфоровую или керамическую пластинку (сгодится осколок от кафельной плитки) и капните одну-две капли концентрированной азотной кислоты. (С концентрированными кислотами надо обращаться предельно осторожно!) Нагревайте пластинку до тех пор, пока смесь на ней не станет сухой. Кофеин при этом окислится и превратится в заметную, оранжевого цвета, амалиновую кислоту. Нейтрализуем кислоту, добавив к ней капель десять концентрированного раствора аммиака (не аптечного, а такого, который продается в хозяйственных магазинах). При нейтрализации образуется соль очень красивого, красного, переходящего в пурпурный, цвета. Такая соль носит название мурексида, а реакция — мурексидной.

Опыт №14. Извлекаем танин.

Маленькую пачку зеленого чая (50 г) залейте в кастрюльке половиной стакана (100 г) кипятка и кипятите на небольшом огне около часа, чтобы как можно полнее экстрагировать растворимые вещества. Раствор отфильтруйте через несколько слоев марли или через хлопчатобумажную ткань, сложенную вдвое; осадок на фильтре промойте дополнительно горячей водой (полстакана), Вы получите около стакана желто-зеленого раствора.

Внесите в жидкость 15—20 г ацетата свинца или соответствующее количество свинцовой примочки. Имейте в виду, что ацетат свинца не должен попадать в рот: он может вызвать отравление. Аккуратно слейте жидкость, к осадку добавьте стакан горячей воды, размешайте, дайте отстояться и слейте вновь. Повторите эту операцию 3—4 раза, чтобы удалить ионы свинца. Проверьте, действительно ли они удалены, взяв пробу жидкости и добавив к ней в пробирке несколько капель разбавленной серной кислоты. Если свинец остался, раствор помутнеет; в этом случае нужно повторить промывку. Когда проба будет отрицательной, отфильтруйте осадок (это— танат свинца) через стекловату, на фильтре промойте 50 мл примерно I %-ного раствора серной кислоты. Собрав раствор, нейтрализуйте кислоту, добавляя но каплям 0,5 %-ный раствор гидроксида бария, после чего отфильтруйте выпавший осадок сульфата бария.

Оставшийся прозрачный раствор содержит чайный танин. Упарьте его досуха на водяной бане. Оставшийся на дне танин соскребите и измельчите в порошок

Опыт №15. Реакции с танином.

Примерно 0,5 г танина растворите в 40 мл воды. Как только вы добавите раствор хлорида железа (III) или другой соли трехвалентного железа, жидкость сразу почернеет. Это — старинные чернила, только танин для них добывали из дубовых (чернильных) орешков, наростов на листьях и молодых побегах дуба.

Еще один яркий опыт: около 0,3 г танина положите в маленькую пробирку и капните три капли концентрированной соляной кислоты. Образуется флобафен— вещество красного цвета.

Далее добавьте немного танина к раствору нитрата серебра AgNO3 (ляписа); годится и ляписный карандаш из аптеки. На этот раз выпадет осадок таната серебра. У него бурый цвет.

И последний опыт с танином. В 2 %-ном растворе соляной кислоты растворите около 0,3 г ванилина (или соответственное количество ванильного сахара) и добавьте втрое меньше танина. Малиновое окрашивание не замедлит появиться. Это характерная реакция не только на танин, но и вообще на вещества из класса катехинов, к которым принадлежат многие дубильные вещества.

Опыт №16.Осмотическое давление

а. Заполнить осмометр (склянка без дна, емкостью 500мл, нижнее отверстие которой очень плотно затянуто пергаментом) насыщенным раствором сахара. Укрепить склянку в штативе, погрузив дно ее в кристаллизатор с водой. С помощью резиновой пробки вставить в горло склянки стеклянную трубку длиной 1 м, диаметром 6 – 8 мм. Отмечая уровень жидкости в течение занятия, проследить за поднятием жидкости. При указанных размерах осмометра уровень жидкости в трубке поднимается за час на 50 – 70 см. Пергамент является полупроницаемой перегородкой, через которую проходят молекулы воды и не могут проходить молекулы сахара. Поэтому объем насыщенного раствора сахара увеличивается.

Б. Предварительно (за 1 – 2 дня до демонстрации) протравить скорлупу яиц скорлупу двух яиц соляной кислотой (1:2).. Поместить одно яйцо в стакан с дистиллированной водой, другое  - в стакан с насыщенным раствором сахара. По прошествии одного – двух дней яйцо, находящееся в воде, разбухает, а яйцо, находящееся в растворе сахара, сморщивается. Через протравленную яичную скорлупу могут проходить только молекулы воды, что и объясняет наблюдаемое явление.

Опыт №17. Осмос.

Приготовьте сахарный сироп — насыщенный раствор сахара, настолько густой, что сахар больше не растворяется. Быстрее и удобнее готовить такой раствор в горячей воде. Налейте сироп доверху в стакан и прикройте размоченным листком  целлофана или пергамента и туго перевяжите. Следите, чтобы под пленкой, не осталось пузырьков воздуха. Стакан поставьте в банку или в кастрюлю с водой (вода должна покрывать стакан) и оставьте на несколько часов. Когда вы вновь посмотрите на стакан с сиропом, то сразу заметите, что пленка, которой он закрыт, раздулась: над стаканом как бы образовался пузырь. (Что произошло?)

Опыт №18. Опыты с лимоном.

Острым ножом отрежьте тонкий ломтик лимона и положите его на блюдце. Заметьте есть ли  сок на поверхности. Посыпьте дольку сахарным песком или, еще лучше, сахарной пудрой. Наблюдайте, что произойдет через некоторое время. Объясните наблюдаемое явление.

Опыт №19. Готовим салат из капусты.

Нашинкуйте капусту ножом, посыпьте солью и хорошенько потрите — капуста тоже даст сок. Объясните наблюдаемое явление.

Опыт №20. Опыты с картофелем.

Вырежьте из картофелины три кубика, желательно одинаковых размеров. Приготовьте три банки. В одну налейте подсоленную воду, в другую — концентрированный раствор соли, а в третью — просто воду из-под крана. В каждую банку опустите по картофельному кубику. Часа через два-три внимательно рассмотрите кубики. Какие изменения произошли с кубиками? Объясните их.

Опыт №21. Готовим рабочие растворы.

Можно взять аптечный спиртовой раствор иода (йодную настойку) с концентрацией иода 5 %, т. Е. 5 г в 100 мл, Приготовим раствор крахмала: разведем 1 г его в небольшом количества холодной воды, выльем в стакан кипятка и прокипятим еще с минуту. Такой раствор пригоден для опытов в течение недели.

Опыт №22  Определение витамина С.

Возьмите 0,5 г аптечной аскорбиновой кислоту (без глюкозы), растворите ее в 500 мл воды и отберите 25 мл раствора. Добавьте примерно полстакана воды — точное ее количество значения не имеет — и еще 2—3 мл раствора крахмала. Теперь осторожно, по каплям, прибавляйте из аптечной пипетки раствор иода, постоянно взбалтывая содержимое (удобнее делать это в конической колбе). Внимательно считайте капли и следите за цветом раствора. Как только иод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же его капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Это означает, что наша операция — титрование — закончена,

Как узнать, сколько мы израсходовали йодной настойки? Капли— не единицы измерения. С помощью той же пипетки посчитаем, сколько капель содержится в аптечной склянке с иодом  (она вмещает обычно 10 мл). (Не пугайтесь -  вся работа займет несколько минут.) Зная объем одной капли, можно довольно точно определить объем раствора иода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. И теперь, воспользовавшись уравнением реакции (предлагаем вам написать его самостоятельно), можно проверить, сколько в таблетке было аскорбиновой кислоты. А можно решить и обратную задачу: зная количество кислоты, определить концентрацию йодной настойки — действительно ли она пятипроцентная?

Этот несложный способ анализа химики часто используют для определения иода и других окислителей.  Он называется аскорбинометрией.

Опыт №23. Определение витамина С в лимонном или апельсиновом соке.

Отмерьте 20 мл сока и разбавьте водой до объема примерно 100 мл. Влейте немного раствора крахмала, а затем, как и раньше, добавляйте по каплям раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10—15 с. Правда, теперь, в растворе значительно меньше аскорбиновой кислоты, чем в опыте с таблеткой, и иода пойдет на титрование тоже меньше. Если содержание витамина С очень мало, может случиться так, что потребуется всего 1—2 капли йодной настойки; при этом наш анализ будет, конечно, очень приблизительным. Чтобы результат был более точным, надо либо взять очень много сока, либо разбавить йодную настойку. Химики (да и все любители вкусного сока) предпочтут второй путь. При анализе фруктовых соков удобно разбавить иод водой в 40 раз, при этом получится 0,125 %-ный раствор, I мл которого соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты. Не забудьте только, что поверхностное натяжение воды больше, чем спирта, и, следовательно, капли воды значительно крупнее. Значит, придется заново посчитать объем одной капли.

Опыт №24. Анализ яблок. Тонким ножом  из нержавеющей стали вырежьте из предварительно взвешенного яблока пробу в виде ломтика, от кожуры до сердцевины с семечками. Витамин  С распределен в толще яблока неравномерно, а мы хотим сделать анализ не какой-то одной зоны, а яблока в целом. Этот ломтик перенесите в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно разотрите пестиком. Добавьте раствор крахмала и титруйте смесь разбавленным раствором иода. Массу пробы определим по разности: взвесим яблоко до анализа, целиком, а затем eщe раз, без ломтика.

Опыт№25. Влияние различных факторов на содержание в плодах витамина С.

Найдите содержание аскорбиновой кислоты в только что сорванных плодах и в тех, что хранились неделю, месяц, полгода. Иногда говорят, что железным ножом нельзя резать фрукты — от этого витамин  С разрушается. Проверьте, так ли это, подержав сок в железной посуде. (Кстати, если вы будете сравнивать содержание витамина и свежем соке и  консервированном, то учтите, что последний может содержать специально добавленную аскорбиновую кислоту.) Наконец, проследите, как меняется содержание витамина С в соке при его нагревании и  сделайте из этих опытов выводы.

Железной посуде. (Кстати, если вы будете сравнивать содержание витамина и свежем соке и  консервированном, то учтите, что последний может содержать специально добавленную аскорбиновую кислоту.) Наконец, проследите, как меняется содержание витамина  С в соке при его нагревании и сами сделайте из этих опытов выводы.

Отслеживание результатов освоения курса по выбору

(профильная проба)

Фронтальное тестирование с последующей взаимопроверкой. (Приложение 2).

Письменные отчеты о проделанном химическом эксперименте по форме: название опыта, действия, наблюдения, рисунки, выводы.

Подготовка и представление каталога публикаций химического эксперимента и адресного путеводителя в поисковых системах в Интернете.

Участие в подготовке и проведении итоговой презентации по теме «Химия у тебя на кухне» для учащихся 5 – 9 классов.


Тематическое планирование.        

Тема занятия

Формы организации деятельности

Виды практических работ

демонстрации

индивидуальные

групповые

фронтальные

1

2

3

4

5

6

1. Заглянем на кухню. Явления физические и химические. Химические вещества на кухне

Вводно – организационная беседа. Постановка целей и конкретных задач. Психологическое тестирование. Распределение по рабочим группам (по темам). Совместная актуализация видов деятельности в соответствии общим планом работы.

2. Белки. Белки. Качественные реакции на белок.  Денатурация белка. Химический смысл приготовления бульона и отварного мяса. Почему полезен творог? Что такое казеин?  Как самому приготовить казеиновый клей?

Мини – лекция.

Создание эвристических ситуаций.

Самостоятельная работа в группах.

Качественные реакции на белок.

№5

3. Углеводы. Классификация углеводов. Гидролиз полисахаридов. Патока. Обнаружение углеводов в овощах и фруктах.

Мини – лекция.

Создание эвристических ситуаций.

№7

4. Чай. Состав чая. Как правильно заварить чай. Как обнаружить в чае кофеин и дубильные вещества. Какова их роль для организма человека?

Мини – лекция.

Создание эвристических ситуаций.

Самостоятельная работа в группах.

№12

5.Осмотическое давление.

Что такое осмос, осмотическое давление.  Полупроницаемые мембраны.

Мини – лекция.

Создание эвристических ситуаций.

№16

6. Что такое витамины. Роль аскорбиновой кислоты для организма человека. Обнаружение аскорбиновой кислоты в плодах.

Мини – лекция.

Создание эвристических ситуаций.

.

№21,22

7-10. Постановка химического эксперимента обучающимися

Индивидуальная и групповая работа обучающихся.

№1- 4,6

№ 8 – 11

№13 -15

№17 – 20

№23 - 25

11.Репетиция презентации

Подготовка зала,  реактивов, посуды.

Прогон сценария презентации.

12.Презентация результатов курса.

Интерактивное общение с участниками курса по выбору и другими учащимися с целью пропаганды химических знаний.


Тест

«Химия на кухне».

Вариант 1.

  1. Особенно много белка содержит
  1. соя.
  2. яблоко.
  3. морковь
  4. рыбий жир.
  1. При нагревании белка протекает реакция
  1. обмена
  2. соединения
  3. денатурации
  4. нейтрализации
  1. Творог полезен потому, что содержит много
  1. витаминов
  2. углеводов
  3. белка
  4. жиров
  1. Углеводом является
  1. рыбий жир
  2. глюкоза
  3. аскорбиновая кислота
  4. уксус
  1. Крахмал можно распознать при помощи
  1. зелёнки
  2. мыла
  3. иода
  4. перекиси водорода
  1. Глюкозу можно обнаружить при помощи реакции с
  1. гидроксидом бария
  2. гидроксидом кальция
  3. гидроксидом натрия
  4. гидроксидом меди (II)
  1. При помощи мурексидной реакции можно обнаружить
  1. белок
  2. глюкозу
  3. крахмал
  4. кофеин
  1. Вяжущий вкус крепкому чаю придает
  1. танин
  2. кофеин
  3. витамин С
  4. витамин В1
  1.  Одностороннее проникновение молекул растворителя через полупроницаемую перегородку
  1. гидролиз
  2. денатурация
  3. осмос
  4. электролиз
  1. Овощи «плачут» благодаря
  1. воде
  2. соли
  3. перцу
  4. подсолнечному маслу

 

  1. Причина осмоса
  1. выравнивание концентраций
  2. выравнивание объемов
  3. выравнивание силы тяжести
  4. выравнивание давления
  1. Аскорбиновая кислота  - это
  1. витамин В1
  2. витамин Р
  3. витамин В6
  4. витамин С
  1. Определить содержание витамина С  можно при помощи
  1. сахара
  2. иода
  3. зеленки
  4. соли.

Тест

«Химия на кухне».

Вариант 2.

  1. Качественная реакция на белок
  1. Кучерова.
  2. биуретовая.
  3. «серебряного зеркала».
  4. нейтрализации
  1. Денатурация белковой молекулы
  1. разрушение ее структуры
  2. синтез
  3. полимеризация
  4. электролиз
  1. Белковый клей
  1. полиуретановый
  2. казеиновый
  3. силикатный
  4. резиновый
  1. Качественной реакцией на углеводы является реакция
  1. Зинина
  2. Кучерова
  3. Молиша
  4. Вюрца
  1. Готовый продукт гидролиза крахмала
  1. казеин
  2. белок
  3. аскорбиновая кислота
  4. патока
  1. При помощи мурексидной реакции можно обнаружить
  1. белок
  2. глюкозу
  3. крахмал
  4. кофеин
  1. Вещество, поднимающее жизненный тонус
  1. глюкоза
  2. белок
  3. кофеин
  4. крахмал
  1. Давление, заставляющее подниматься воду по стеблю растения называется
  1. атмосферным
  2. осмотическим
  3. гидравлическим
  4. механическим
  1. Ягоды «плачут» благодаря
  1. луку
  2. чесноку
  3. сахару
  4. перцу
  1. Чтобы наблюдать осмос нужны полупроницаемая перегородка и
  1. два раствора одинаковой концентрации
  2. раствор и растворитель
  3. два растворителя
  4. два растворенных вещества
  1. В жизнедеятельности организмов важную роль играет
  1. механическое давление
  2. атмосферное давление
  3. осмотическое давление
  4. гидравлическое давление

12). Витамин С – это

  1. лимонная кислота
  2. яблочная кислота
  3. уксусная кислота
  4. аскорбиновая кислота

13). Иод является реактивом на группу веществ:

     а) аскорбиновая кислота и глюкоза

     b) кофеин и крахмал

     с) аскорбиновая кислота и крахмал

     d) глюкоза и крахмал.

После выполнения теста учащиеся обмениваются листками и производят проверку по кодам

1 вариант

2 вариант

1b

2a

3c

3b

4b

4c

5c

5d

6d

6d

7d

7c

8a

8b

9c

9c

10b

10b

11a

11c

12d

12d

13b

13c

 

Оценка результатов:

13 правильных ответов                                 «5»

10 -12 правильных ответов                          «4»

7 – 9 правильных ответов                         «3»

1 – 6 правильных ответов                         «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

«Национальная кухня народов Российской Федерации».Дагестанская кухня.

В каждой стране мира существуют «фирменные» блюда, которые известны за ее пределами. Кто не слышал об английском пудинге, лягушачьих лапках по-французски, итальянской пицце и спагетти, польском ...

Кухня, оборудование кухни

Задачи: - повторение и расширение представлений детей о кухонной и столовой посуде, о кухонном оборудовании, о мебели на кухне;- формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства;- коррек...

Интерьер кухни.Проектирование кухни на компьютере

Урок "Интерьер кухни. Проектирование кухни на компьютере"  первый урок в разделе "Технологии домашнего хозяйства". Содержание урока включает: понятие об интерьере, требования к интерьеру, планиро...

Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни".

Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни"....

Технологическая карта урока технологии в 5 классе Тема урока: «Интерьер и планировка кухни - столовой. Бытовые электроприборы на кухне»

Цель урока - организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике.Задачи:Раскрыть понятия интерьер, планировка, фун...