Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни".
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Роганова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни".

Выполнила: учитель технологии Роганова Наталья Николаевна

ГБОУ СОШ №270, Красносельского района

Тема: "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни." 

Тип урока: общеметодологический.

Цель: Формирование у обучающихся компетенций, связанных с представлениями об особенностях интерьера кухни.

Задачи:

Образовательные –

 1.Формировать знания, практические умения и навыки технологии оформления кухни.

Развивающие –

1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

2.Активизировать творческие способности.

3.Развивать и расширять кругозор обучающихся.

4.Развивать умения обсуждать работу в парах.

Воспитательные – содействовать:

1.Воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;

2.Воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;

3.Созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;

4.Воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

Профориентационная – знакомство с профессией – дизайнер.

Планируемые результаты

Предметные:

Знания: о требованиях предъявляемых к интерьеру кухни, вариантах планировки; способах размещения оборудования; умения: применить теоретические  знания, полученные  на уроке, на практике.

Метапредметные:

Регулятивные. Планирование собственной деятельности, оценка качества, выработка алгоритма действий и уровня усвоения.

Познавательные. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.

Коммуникативные. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Личностные:

Формирование мотивации к изучению темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация.

Межпредметные связи: история, черчение, ИЗО, математика, литература.

Ресурсы урока

Для учителя: рабочая программа, пособие для учителя, электронное приложение к учебнику, экран, проектор, компьютер.

Для учащихся: учебник "Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, рабочая тетрадь.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

1. Проверить готовность и результативность домашнего задания.

--------------------------------------------------------------------------------------

2. В усвоения нового учебного материала нам помогут выполненные вами проектные работы, которые были заданы на дом. Ваша задача выступить с защитой ваших работ. Для этого нам необходимо жюри, которым вы доверяете и рассчитываете на их объективное оценивание.

--------------------------------------------------------------------------------------

3. Постановка темы  урока и достижение его цели.

--------------------------------------------------------------------------------------

4. Подвести обучающихся к определению направления работы на уроке Озвучить цель и задачи урока.

 Читает:

Обыден быт, обеден стол,

Сутулый стул, усталый пол,

Оконный свет – изгиб луча

В баллистике паралича.

Графина туз, мышиный лаз,

Медовый вкус и медный таз.

Дверной засов, часов мишень,

И мешанины светотень.

Храм кухонный: хромой буфет,

В хрустальной вазочке – букет,

В сухарнице полно конфет

И никого в квартире нет.

--------------------------------------------------------------------------------------

Задание №1 обучающимся:

-  Предположить о какой части жилого помещения идет речь в данном стихотворении?

Исходя из темы нашего урока мы познакомимся с понятием интерьер, узнаем значение понятие планировка, что такое стиль и какие бывают стили кухонь. Познакомимся с вариантами планировки кухни, а также цветового решения. И  для этого  мы с вами перенесёмся во времена старины далёкой, а именно с  историей развития  интерьера, что бы в конечном результате мы могли, применив бумагу, клей и чертёжные инструменты,  выполнить планировку кухни соответственно с требованиями, предъявляемые к ней (работа с учебником и тетрадью).

--------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос №1: Что такое интерьер?

1. Уточняют правила защиты проектов.

------------------------------------------------------------------------------------

2. Выбор членов жюри.

-----------------------------------------------------------------------------------------

3. Подготавливают свои мини – проекты (д/з) для защиты.

-----------------------------------------------------------------------------------------

4. Слушают стихотворение, вникают в текст. Обмениваются мнениями с одноклассниками. Высказывают предположение по какой теме будет проходить урок.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Предполагаемые ответы на:

Задание №1

1. Кухня;

2. Столовая.

3.Кухня- столовая.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Ответ на вопрос №1:

Интерьер -  оформление помещения в определённом художественном стиле, а также внутренний вид помещения.

Мотивация познавательной деятельности

Вопрос №2:

Вспомните, а в каких литературных произведениях (сказках) можно встретить  описание  интерьера?

---------------------------------------------------------------------------------------

Какой для вас должна быть кухня?

Хотели бы вы научиться правильному подбору мебели для кухни столовой с учётом  размеров своей кухни и в соответствии с  требованиями?    

Подготовка к сознательному восприятию материала

осознания познавательной задачи:

Ответ на вопрос № 2 учителя:

Например сказка «Машенька и три медведя»

"В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела стол, на столе три чашки с похлёбкой. Девочка захотела сесть и видит у стола три стула (большой, средний, маленький). Пошла в другую горницу. Там стояли три кровати...

-----------------------------------------------------------------------------------------

Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят небольшие монологические высказывания, дополняют высказывания одноклассников.

Принимают  учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и или самостоятельно) необходимые действия, операции. Выражают в словесной форме образный смысл или замысел идеи.

Организация познавательной деятельности

Знакомство  с историей создания кухни. Раскрытие новой темы.

Проводит беседу об истории кухонь.

В раскрытие темы объясняет новый материал.  Слово «интерьер» в переводе с французского означает: «внутренний».

Рассказывает об интерьере  кухни - столовой.

Требованиях к интерьеру

- эргономические;

- санитарно – гигиенические;

- эстетические.

О планировке,  как о разделении пространства на отдельные части, имеющие разное назначение.

  • Зона приготовления пищи (рабочая);
  • Зона столовая (приёма пищи)

Осуществляет промежуточный контроль полученных знаний.

---------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос №3:  Что означает понятие «планировка» кухни ?

Что бы лучше понять, по какому принципу необходимо выполнять планировку  кухню с учётом пропорций и размеров помещения, необходимо вспомнить  возможное необходимое оснащение и характеристику цвета.

Почему?

Рассмотрим варианты планировки

- линейная кухня;

- угловая кухня;

- параллельная кухня.

- П – образная кухня

Зрительные иллюзии: пользуясь ими, дизайнер  «строит», организует пространство. Но главное, чем он руководствуется – это «Принцип  рабочего треугольника».

Работа в рабочей тетради  с графическими шаблонами кухонного оборудования, клеем , фломастером, ножницами.

Задание: Я вам предлагаю побыть в роли дизайнера, создать в рабочей тетради план своей кухни и путём перемещения шаблонов на плане кухни,

- выполнить рациональную планировку с учётом принципа рабочего треугольника.

- выполнить из листа бумаги подобранного по цвету (с использованием полученных знаний) шаблонов мебели и оборудования для кухни.

- приклеить шаблоны и начертить фломастером с помощью линейки рабочий треугольник»

 При защите своей работы, нужно указать каким требованиям, предъявляемым к дизайну кухни, соответствует созданная планировка.

эргономические;

- санитарно – гигиенические;

- эстетические.

Проводит обучающее упражнение по выполнению шаблонов мебели, проверяет.

Контролирует ход выполнения самостоятельной работы.

---------------------------------------------------------------------------------------

Физминутка.

Учащиеся слушают объяснение учителя, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадях.

Происходит расширение навыков общения в процессе создания игровых ситуаций.

Шуточный игровой фольклор: это придает уроку живой характер. Девочки с рисунками (д/з) в руках (перечисленных ниже предметов)  встают заполняя воображаемую кухню

«На кухню впихнули, всего-то немножко -

 Два кресла, диван, и корзину с картошкой

Обеденный стол, табурет, холодильник

Три книжные полки, гамак и будильник

Разделочный стол, телевизор и тумбу,

Рассаду, что высадим летом на клумбу, Кастрюли, тарелки и чайник в придачу…

 А разве на кухне бывает иначе?"

Рассказ о кухнях бабушек.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Отвечают на вопрос №3: планировка- это расположение в кухне, в соответствии с определённым планом,  кухонной мебели и оборудования.

Кроссворд «Кухонная мебель».

Отвечают на вопросы учителя, основываясь на прежних знаниях:  1.Необходимо учитывать пропорции и размеры  помещения, так как нагромождение кухонного оборудования, или его разреженность является предпосылкой быстрой утомляемости хозяйки.

О цветовом восприятии

2. Цвет влияет на восприятие окружающего нас мира и на наше настроение. Придаёт жилой среде своеобразный характер, вносит в интерьер эстетические качества.

На какую сторону выходят окна

3.Если это солнечная сторона, то холодные оттенки создадут в интерьере впечатление простора, если теневая, то теплые тона оживят его

Вступают в диалог с учителем; задают встречные вопросы на уточнение и понимание; комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.

Выполняют сравнения видов,  типов и размеров кухонного оборудования (его перечень), устанавливают причинно-следственные  связи, делают обобщения, выводы.

Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.

Мы знаем, что все цвета делятся на теплые и холодные. Умело используя свойства цвета, можно добиться в своем жилище гармонии и уюта.

Выбирают и демонстрируют образцы цветового сочетания, рассматривают спектральный цветовой круг

Осуществляют практическую деятельность  с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Практическая работа.

Выполняют схему  по теме.

Передают  своё впечатления

Используют элементы шаблонов для решения  учебного задания.

-----------------------------------------------------------------------------------------

В период работы физминутка (подражательная)

(дети встают и через движения и мимику передают функцию кухонного оборудования: открывание створок шкафа, движение миксера, пожимание плечами растирание рук (холод морозильной камеры) и т.д.

Осуществляют выбор гармоничного сочетания цветов, стиля,  вариантов планировки, с помощью консультация у учителя, одноклассников.

Действуют по плану;

создают уникальный эскиз (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. Самостоятельно рисуют схему кухни; определяют варианты планировки,   добавляют элементы декоративного оформления кухни, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы, придумывают название своей кухне - столовой. Соблюдают приёмы безопасного и рационального труда.

Подведение итогов

Выставка и анализ детских работ. Возможность оценить промежуточные и конечные результаты  реализации плана  урока  благодаря  конкретности запланированных  в  нем  действий.

осознание ответственности за качество результатов труда;

потребительская оценка зрительного ряда обучаться сотрудничеству, слушать собеседника. Делает комментарии к работам детей, формулирует выводы. Оценивает и комментирует достижения учащихся.

Критерии оценивания:

замысел;

эскиз;

соблюдение требований к планировке, пропорций, цветового оформления;

эстетичность;

аккуратность в работе;

самостоятельность;

защита.

Устанавливает соответствия между поставленными задачами урока и результатами.

        

Демонстрируют выполненные работы. Комментируют работы одноклассников. Выявляют возникавшие трудности,  их причины и пути преодоления. Актуализация полученных знаний:

Я узнала:

  • Что такое интерьер.
  • Основные требования, предъявляемые к кухне - столовой.
  • Принципы планировки.

Я научилась:

Диалог с учителем, дополнения ответов одноклассников. Восполняют пробелы в полученных знаниях на уроке.

 Подведение итогов, защита своих мини-проектов, самооценка учащихся.

1. Моя модель называется:

«………………».

2. Я  использовала  вариант с  учётом ____.

3. Я применила цветовое решение– ____.

И учитывала____.

4. Работу оцениваю_____.

5. Комментарии, дополнения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Обобщают полученные на уроке сведения. Адекватно оценивают свои достижения.

Жюри выбирает лучшие работы.

Дополнительный материал: презентации по теме, карточки с заданиями (кроссворд). Иллюстрации русских изб, макеты планировки. Рисунки учащихся на тему: «Русская кухня», «Кухонное оборудование». Учебник "Технология. Ведение домашнего хозяйства."  под ред. Симоненко В.Д. 5 класс. Учебник "Изобразительное искусство" под редакцией Неменского Б.Ф. 6 класс.

Диагностика достижения планируемых результатов:  исследование ответов учащихся, тестовое задание.

Дополнительные творческие задания: в качестве домашней работы учащимся предлагается поисковая деятельность (открытки, журналы, Интернет, семейные фотографии) по теме «Новые функции, формы и качества кухонного оборудования и оснащения, возникновение которых обусловлено, меняющимися потребностями общества".

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Урок обучающий, воспитывающий и развивающий. Дается продуктивным методом и частично поисковым. Используются многие приемы: работа с текстом,  беседы, инсценировка. Тема урока соответствует содержанию технологического образования. Урок цели достиг. Основную идею ученики поняли. Урок проведен на высоком уровне, формировалось мировоззрение учащихся, прививались навыки работы с текстом,  развивалась связная устная речь учащихся, вопросы развивали мыслительную деятельность, создавали проблемную ситуацию.  Во времени урок организован: четкое начало и конец, домашнее задание дано вовремя, знания у учащихся оценены.

 Новый материал слабо связан со старым, с тем, что изучали ранее . Ответы учащихся на вопросы «скованные». Недостаточно использовался наглядный материал и предшествующий опыт детей. Не все ученики справились с практической работой.

1. Думать над организацией урока во времени.

2. Предоставить ученицам больше возможности и времени для самостоятельного исследования новой темы и представления полученного опыта перед одноклассниками.

3. Не оставлять без внимания неправильные ответы учащихся на вопросы, а создавать проблемные ситуации и предлагать детям совместными усилиями находить пути их решения.