Влияние дидактических игр на процесс обучения (описание опыта работы)
учебно-методический материал по истории по теме

Осадчая Наталия Николаевна

Цель данной работы - поделиться профессиональными наработками с коллегами-учителями истории, помочь им сделать учащихся успешными в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы (методическая разработка)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были запоминающимися и увлекательными. Работая в школе, я тоже задумываюсь над тем, как сделать свои уроки яркими и интересными.

Дидактические игры являются одной из уникальных методических форм, позволяющих сделать увлекательной и интересной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и повседневные и ежеурочные шаги по изучению нового учебного материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности, а также включают в себя усвоение исторических фактов, дат, имен, сущности событий.

Актуальность игры в настоящее время несомненна. Это объясняется перенасыщенностью современного школьника информацией, получаемой с помощью телевидения, видео, радио, компьютерных сетей и Интернета, которые за последнее время значительно увеличили ее поток и разнообразие. Однако все эти источники способствуют, в основном, пассивному восприятию. Именно поэтому важной задачей организации урока становится развитие умений школьников самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая позволит использовать и закрепить знания, полученные на уроке и во внеурочное время.

Методической особенностью игры как средства обучения является то, что она объединяет рациональный и эмоциональный виды познавательной деятельности.

Игра – это привычная для ребенка форма деятельности, которая представляет собой его жизненный опыт. Таким образом, передавая знания посредством игры, педагог удовлетворяя сегодняшние интересы школьника, учитывает в том числе и будущие. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не только из соображений порядка, удобства и целесообразности.

СУЩНОСТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые был введен Ф. Фребелем и М. Монтессори. Предлагаемые ими игры были предназначены для детей дошкольного возраста. Однако со временем эти игры стали проникать и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В нашей стране только в 1960-х гг. – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Л. Соловейчиком. Эта формула раскрывала и другие стороны учения, являющегося трудом, но трудом по своей сути радостным, потому что он приобщает к неизведанному, новому и интересному.

Чтобы применять дидактические игры на уроках истории, необходимо понять, чем является игра с точки зрения данной методики.

Дидактическая игра – это увлекательная для детей учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра – это условная занимательная для школьников деятельность, которая направлена на формирование их знаний, навыков и умений.

Понимание сущности дидактических игр позволяет выделить их наиболее значимые составляющие:

-  деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в ней развиваются психические процессы, формируются умственные, волевые и эмоциональные качества личности, ее характер и способности;

- деятельность, носящая условный характер, понимаемая как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность объекта и его образа.

Таким образом, деятельность, чтобы являться игрой, должна соответствовать следующему требованию – быть занимательной для играющего. Деятельность в игре является не целью, а средством. Цель же представляет собой занимательность. В учебной деятельности условность должна быть направлена на обучение, на возможность тренировки различных навыков и умений.

Возвращаясь к сравнению учения и игры, необходимо заметить, что игра действенна только тогда, когда в ней присутствует элемент непредсказуемости. Если же деятельность полностью предсказуема, то она становится скучной и перестает быть игрой.

Игра как таковая, имеет два компонента: условный и деятельностный, которые могут наполняться различным «содержимым» и делать игры совершенно непохожими друг на друга, однако эти два компонента всегда просматриваются в любой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру.

В дидактической игре отчетливо просматривается ее двойственный характер: для детей при объяснении игры главное – это сама игра, а для учителя – дидактический результат (методическое значение игры).

Для детей увлекательная игра делает эмоционально положительно окрашенной, незаметной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению и закреплению пройденного материала.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ  ИГРЫ

Чтобы успешно организовать игру, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, одно из самых главных условий проведения игры – это дисциплина, которая не позволит превратить урок в беспорядочное шумное мероприятие. Под дисциплиной следует понимать не железную тишину, которая способна «убить» игру, а деловую активность учеников, включающую в себя определенную цель, направленную на изучение или повторение нового материала. Во-вторых, следующая проблема – это оценка в игре: если ставить оценки, то как, за что, где критерий объективности? В игре нет полной предсказуемости. Организуя обычный урок, учитель уверен, что процесс усвоения знаний находится под контролем. В игре же всегда возможны всякие неожиданности.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник.

Структура организации игры

1.        Выбор игры

На данном этапе происходит отбор содержания исторического материала учителем, основывающимся на программе, тематическом плане, учебниках и методической литературе. Отобрав игры, которые соответствуют содержанию программы, учитель должен четко представлять себе, какие результаты он хочет получить.

2.        Подготовка игры

Не все игры содержат этап предварительной подготовки учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что им следует сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная подготовка часто несет в себе основную дидактическую нагрузку. В основном это относится к ролевым играм.

Непосредственно перед игрой учитель должен позаботиться о том, чтобы создать игровой настрой у детей. Для этого можно переставить парты и стулья, включить музыку, оформить класс наглядными пособиями, картами и схемами. Перед игрой следует проверить готовность школьников к ней.

3.        Введение в игру

а)        Предложение игры детям.

б)        Объяснение правил игры.

Правила должны быть сформулированы конкретно и кратко. Многое усвоится в процессе игры.

в) Выбор участников игры.

4.        Ход игры

Как только игра началась, главным становится игровое действо. Ведь чем занимательнее и интереснее игра, тем больший образовательный, развивающий и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

а)        Начало игры.

На данной стадии следует уточнить нюансы, касающиеся правил, которые могут проявиться во время игры.

б)        Развитие игрового действа (кульминация).

На этой стадии азарт играющих проявляется максимально, в том числе одновременно возрастает интерес и участников, и зрителей (если таковые есть). Организатору важно следить за выполнением правил.

в)        Заключительный этап игры.

Учитель должен уметь почувствовать, когда дети устанут,чтобы вовремя поставить точку. Тогда не только не пропадет приподнятое настроение, созданное игрой, но и не расфокусируется внимание, направленное на изучаемый материал. Для того чтобы вовремя остановить игру, необходимо заранее сказать о приближении ее окончания.

5.        Подведение итогов (оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры – важный этап рефлексивной деятельности учителя и учеников. Он включает в себя не только учебный результат (что нового узнали школьники, как они справились с заданием и чему научились), но и подведение итогов самой игры (кто из участников оказался лучшим, что помогло ему достичь победы).

Сложен момент объявления результатов соревнования, занимающего большую часть урока или даже выходящего за его пределы, поскольку класс может перессориться, ведь для каждого принимавшего участие его группа всегда кажется самой лучшей. Иногда также может получиться, что лучше всего участвует группа, которая готовилась меньше всего (хороший экспромт). Поэтому естественно, что другим группам, которые потратили много времени и сил на подготовку, будет обидно. Учитель должен проявить не только такт, но и способность умело принимать решения.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

а) следует четко объявить критерии, по которым будет производиться оценка результатов перед началом игры (будет лучше, если школьники запишут их в тетрадь);

б)        результаты должны быть корректно обнародованы;

в)        обязательно нужно со всей тщательностью отметить положительные стороны команд  и участников, не занявших призовых мест;

г)        также следует отметить, что мешало игре, в случае возникновения проблем. И, конечно, всем участникам должно быть предельно ясно, что команды, получившие призовые места, действительно были сильнее.

Развитие самостоятельности учащихся в подготовке и организации игр.

Игра – это такой вид деятельности, в котором ребенок может проявлять себя в разных позициях: обычный участник, активный участник, организатор, ведущий или инициатор игры. Учащиеся могут стать активными союзниками учителя в подготовке новой игры.

Дидактические игры по истории – важный методический прием, развивающий метапредметные связи, так как дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин и из жизненного опыта.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Во-первых, многими исследователями отмечалось, что игра является мощным стимулом в обучении, это сильная и разнообразная мотивация. С помощью игры гораздо быстрее и активнее происходит возбуждение познавательного интереса у школьников.

Во-вторых, во время игры активизируются психические процессы участников игровой деятельности: запоминание, внимание, восприятие,интерес и мышление.

Игра эмоциональна по своей природе, потому она способна даже самую сухую и скучную информацию оживить и сделать запоминающейся и яркой.

В игре возможно вовлечение каждого участника в активную работу, это форма, противостоящая пассивному слушанию или чтению.

Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, который отличается трудностью учения, неустойчивостью психики и  быстрой утомляемостью, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Для успешного усвоения любого учебного предмета подростками учителю важно развить познавательную потребность, основанную прежде всего на эмоциональном восприятии окружающего мира и привлекательности самого процесса деятельности. (Эмоциональность игры является очень важной ее особенностью, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.)

Подростки предпочитают коллективные формы выполнения заданий, совместные действия, соревнования,  игровые ситуации, в которых происходит чередование разнообразных видов деятельности, сопровождаемых быстрым темпом работы; они с трудом переносят паузы. Учителю необходимо уметь реализовать стремление подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, возбудить у них интерес к импровизациям и перевоплощениям.

Все это прекрасно реализуется именно в игре.

Несомненным преимуществом дидактической игры является то, что она создает широкие возможности для творчества учащихся.

Кроме того, в процессе игры дети могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Во время игры проходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (примеры игровых ситуаций из опыта работы)

ИГРА ПРИ УСТНОМ ИЗЛОЖЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ПРИ РАБОТЕ С ПЕЧАТНЫМ ТЕКСТОМ

В игре «Создай свой фильм» ученикам предлагается представить себя в роли сценариста фильма и, используя пройденный материал, составить сценарий, записать краткое содержание или описание картинок для его кадров.

В игре «Три предложения» ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом более точно передает содержание.

Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Игра «Блеф-клуб» может с успехом применяться в начале учебного года на первом вводном занятии любого исторического курса. С ее помощью учащиеся могут узнать много нового увлекательного о том курсе истории, который им предстоит изучать, что несомненно повысит познавательный интерес к предмету. Каждый вопрос обязательно начинается со слов: «Верите ли вы, что...?» Участники должны дать односложный ответ «да» или «нет»

Примеры вопросов, которые могут быть использованы в данной игре в 7-м классе при повторении истории России с древнейших времен до конца XVIII в.:

1.        Верите ли вы, что славяне, когда рубили дерево, просили у него прощение и «кормили» его, оставляя еду на пеньке?

Да: Славяне поклонялись всему, что росло на земле - деревьям, травам, цветам. С деревьями разговаривали, поверяли им свои тайны. На деревьях оставляли расшитые полотенца, ленты, одежду. В священных рощах молились и судили сородичей. Старые, могучие деревья запрещалось рубить. Они считались «покровителями» окрестностей.

2.          Верите ли вы, что в древности у славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным?

Да: Ведь без каши, так же как и без пирогов, на Руси не проходило ни одного события. Кашу варили и в праздники, и в будни. Действительно, в древности у славян был обычай: враждующие стороны вместе ели кашу при заключении мира. Без этого и мирный договор был недействительным. До сих пор о человеке, с которым трудно договориться, говорят: «С ним каши не сваришь».

3.        Верите ли вы, что цирюльников (парикмахеров) в XVII в. причисляли к медицинскому персоналу?

Да. Цирюльник был почти тоже, что и парикмахер, но вместе с тем и лекарь, исполнявший фельдшерские и даже докторские операции.

4.        Верите ли вы, что царская династия Романовых берет свое начало от Кобылы?

Да:  Андрей Иванович Кобыла, действительно, был боярином при Иване Калите и историки считают его родоначальником рода Романовых.)

5.   Верите ли вы, что Владимир Мономах был внуком киевского князя и испанской королевы?

Нет. Владимир Мономах был внуком киевского князя и византийского императора.

6.   Верите ли вы, что слово «нос» на Руси означало взятка?

Да. В XVI в. с развитием приказной системы развилось и взяточничество. Взятка действительно называлась «нос». В связи с этим возникла поговорка «Остался с носом» - это значит, взятку не приняли и надежды на решение дела были невелики.

8.          Верите ли вы, что «курантами» в XVII в. в России назывались выписки из иностранных газет?

Да. Именно тогда и появилось это слово.

9.          Верите ли вы, что Мюнхгаузен служил в Кирасирском полку ее Величества во времена Елизаветы?

Да. Дело в том, что барон Карл Фридрих Иеронимус фон Мюнхгаузен - реальное лицо. И он действительно служил во времена Елизаветы в Кирасирском полку ее Величества, вышел полковником в отставку и уехал жить в Ганновер.

10.        Верите ли вы, что Павел I был гроссмейстером?

Дa. Он был гроссмейстером Ордена мальтийских рыцарей.

Основными критериями вопросов является занимательность информации заложенной в вопросе или ответе на него и принадлежность к тому курсу истории, который предстоит изучать учащимся. Для этого школьникам необходимо «полистать» учебник, а лучше - дополнительную литературу

Игра позволяет заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, визировать познавательную деятельность в первичном ознакомлении с текстом учебника и дополнительной литературой.

Самостоятельная работа учащихся с текстом становится увлекательной, если оформляется в виде игры.

Игра «Найди ошибки». Эта игра обычно применялась при закреплении и повторении материала. Однако она успешно может использоваться и при изучении нового материала, если перед работой над текстом с ошибками дети изучают такой же текст, но без ошибок. Таким образом, новый текст является частью игры, и школьники работают над ним с большим интересом.

Учитель заранее готовит несколько листов с текстом № 1 (без ошибок) по изучаемой теме, а также столько же листов с подобным текстом № 2, в котором специально допущены исторические ошибки.

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ОТГАДАЙ ГЕРОЯ

В процессе игры учитель или ученики составляют биографические задачи по пройденному материалу.

  1. Генералиссимус, прошедший все воинские звания, не проигравший ни одного сражения, автор учебника «Наука побеждать». (Суворов А. В.)
  2. Царь, бывший 14 ребенком в семье, за неделю до смерти подписавший указ о создании российской Академии Наук. (Петр Великий)
  3. Императрица, давшая помещикам право ссылать крепостных крестьян в Сибирь, оставившая после своей смерти 15 тысяч платьев. (Елизавета)

НЕОБЫЧНЫЕ ИМЕНА

Назови исторических деятелей, к которым относятся эти прозвища, указав, за что они их получили:

Святая, Хитрая, Мудрая. Красное солнышко. Невский. Великий. Благословенный. Освободитель. Грозный

НЕОТОСЛАННЫЕ ПОСЛАНИЯ

Кто и в связи с какими событиями мог написать:

1) «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом»

2) «Кто не храбро сражается, того убить, кто побежит с поля боя – убить весь десяток. Имение врага разорить и сжечь, а самого его убить»

3) «Во всем виноваты овцы. Овцы пожирают людей»

ОРАТОР

1) Представь, что ты опытный русский воин, принимавший участие в Ледовом побоище. Опиши битву молодым новобранцам.

2) Представь, что ты член тайного общества декабристов. Приведи аргументы в пользу начала восстания в Петербурге 14 декабря 1825

ОПРЕДЕЛИ СОБЫТИЯ

Определите, о каком событии идет речь. Что произошло дальше.

«И паника возникла меж татар: мертвые восстали…  Гневно сдвинул Батый бровь, когда привели к нему пленных: «Кто вы?» «Мы пришли с честью проводить тебя из Рязани» - ответили пленники».

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

1) Военный слуга сеньора (вассал)

2) Грамота о прощении грехов (индульгенция)

3) Специальный церковный суд (инквизиция)

4) Союз мастеров-ремесленников одной специальности (цех)

КРОССВОРД

Повторение пройденного материала (особенно исторических понятий) целесообразно проводить с помощью кроссвордов.

Примером может служить кроссворд по истории Нового времени для 7 класса.

2

4

3

10

11

                      1

5

6

7

8

9

12

14

15

16

1) Название церкви в Западной Европе

2) Часть защитных укреплений феодального замка

3) Союз мастеров-ремесленников одной специальности

4) Глава городского совета

5) Военные походы, организованные церковью, на Восток

6) Хозяин ремесленной мастерской

7) Состязание рыцарей в силе и ловкости

8) Самая высокая башня феодального замка

9) Ремесленник, над мастерской которого висел румяный крендель

10) Подросток, обучающийся ремеслу в мастерской

11) Рубашка, сплетенная из железных колец

12) Лучший образец изделия

13) «Правая рука» мастера

14) Феодальная повинность зависимых крестьян

15) Бесплатная работа крестьянина на поле феодала

16) Налог в пользу церкви

ВЫВОДЫ

Подводя итог, хочется еще раз отметить тот факт, что достоинством применения такой методики урока состоит в следующем.

Игра мотивирует и стимулирует познавательные процессы школьников, активизирует такие процессы, как внимание, мышление, восприятие, воображение, запоминание. Игра способствует закреплению полученных знаний.

Одним из главных достоинств дидактических игр является повышение интереса к изучаемому предмету у большинства учащихся класса.

Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

  1. историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;
  2. способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

-        способность к историческому сопереживанию.

Таким образом, дидактические игры как методический прием гармонично сочетают эмоциональное и логическое усвоение знаний, в результате чего учащиеся получают прочные и осознанные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность темы.  В современных условиях, когда объем  необходимых для человека знаний  резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...

Описание опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения (2013 г)

Опыт работы (руский язык, образовательная система "Школа 2100")...

Описание опыта работы по профилактике употребеления ПАВ подростками в образовательном процессе

Краткое описание опыта работы по профилактике наркомании, разработки и апробирования социалльно-педагогической программы профилактики наркомании...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)

Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые о...