Урок обществознания "Как на свете жить?" 6 кл.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Говорова Марина Владимировна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Место данного урока в теме: Данный урок продолжает изучение темы «О том, как человек становится человеком», знакомит детей с основными понятиями морали.

Цели урока:

познавательная – сформировать представления о добре и зле как основных понятиях морали, раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности

развивающая – развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, доказывать), развитие эмоциональной сферы и навыков работы в группе, развитие коммуникативных свойств речи

воспитательная – побудить к нравственному самосовершенствованию, воспитание толерантности, способствовать развитию мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_na_svete_zhit.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 кл.

Тема урока: «Как на свете жить»?

«Добра  и зла  исток — в  душе  у  нас, а не во вне».

(Китайская мудрость)

  1. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности (мотивация, определение целей урока)

У. - В одной из московских школ писали сочинение о доброте. Один из учеников написал следующее:

«В современном мире быть добрым - слишком большое удовольствие. Ведь жизнь - это борьба».

Другой ему вторил:

«Может быть, правда, что честность, порядочность, деликатность в наше время никому не нужны, более того, обрекают на постоянную неудачу? Может быть, надо научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из-под носа, - словом, приобрести все качества человека, «умеющего жить»?»

- На сегодняшнем уроке нам и предстоит ответить на вопрос: «КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?» (Название темы появляется на экране)

- Жить ли нам, так как советует нам ученик одной из школ, т. е. обманывать, ловчить, хитрить, или всё-таки выбрать иной путь?

Моделируется игровая ситуация: учитель предлагает учащимся кивком головы определить злой или добрый поступок совершён. (приложение) Последняя ситуация как правило оценивается ребятами неоднозначно.

У. - В жизни действительно часто бывает очень трудно оценить поступки людей.

III.Усвоение новых знаний

У. - И поэтому для начала давайте разберёмся: что же такое добро, а что зло? (На экране: Зло и добро)

- Давайте посмотрим сюжет.
Демонстрируется фрагмент фильма «Евангелие от Иоанна»

У. - Откуда взят этот сюжет? (из Библии). Фрагмент - «Тайная вечеря», Иисус устраивает трапезу со своими учениками в честь праздника Пасхи.

У. - О каком проявлении зла говориться в этом сюжете? (на экране: предательство)

- Кто кого предал?

- Почему Иисус, зная, что его предадут, и кто это сделает, никак не воспрепятствовал этому?

- Из Нагорной проповеди Христа: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас...». В этих словах заключена величайшая мудрость. Какая? (Если злом отвечать на зло, то от зла мы никогда не избавимся.)

- Библия служит своеобразным проводником в мир нравственности. Библейские сюжеты дают представление о добре и зле, об их извечном противостоянии в мире (вывод)

У. - Зло многолико. И сейчас я предлагаю вам послушать небольшой рассказ педагога Василия Александровича Сухомлинского (приложение).

чтение рассказа учителем

У. -  Что автор считает самым опасным злом? (на экране: равнодушие) Согласны ли вы с ним? Как бы вы озаглавили этот рассказ? Сухомлинский назвал его «Как на свете жить»? Как вы думаете почему?

У. - Давайте ещё раз обратимся к литературе.

Самостоятельное прочтение отрывка из сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц».

У. - Почему принц плакал? Ведь его называли счастливым? Какое доброе дело сделала ласточка? Отчего ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? (на  экране: сострадание , взаимопомощь)

У. - Добро многогранно. О добре рассуждали не только писатели, но и художники. Давайте рассмотрим картину голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына». Картина написана на основе библейского сюжета. (можно предложить учащимся вспомнить самостоятельно). Человек, стоящий на коленях перед стариком и есть блудный сын. Блудный означает «заблудший, сбившийся с пути».

Рассказ учителя: Когда-то сын потребовал долю своего наследства. Вряд ли это обрадовало отца, но он отдал сыну часть имения. Сын забрал свою долю и вскоре ушёл «в дальнюю сторону». Там он повел разгульную жизнь и быстро расточил своё имение. Когда же он прожил все и стал так нуждаться, что чуть было не умер с голоду, ему пришлось наняться свинопасом. И рад он был даже той похлёбке, которую давали свиньям. Придя в себя, сын решил вернуться к отцу, покаяться перед ним. Отец сжалился над ним, они обнялись. Этот момент изображён на картине.

У. - Какие чувства испытывают отец и сын кроме радости встречи? (Сына — мучают угрызения совести, стыд, он раскаивается и сожалеет о содеянном, Отец — жалеет сына, готов забыть и простить) это и есть добрые чувства. (на экране: прощение)

У. - В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «... Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся...» как вы понимаете эти слова? (речь идет о духовной, моральной смерти сына)

У. - Все сюжеты литературных произведений, фильмов основаны на противостоянии двух сил: добра и зла. Да и сама жизнь - это борьба этих сил. И в этой борьбе добро всегда одерживает вверх. Почему? Что в нём такого притягательного. Почему люди порой жертвуют собственной жизнью ради идеалов добра?

Работа в группах.

1 группа. Притча «Сердце» (приложение)

2 группа. Сказка Л. Н. Толстого «Волк и белка» (приложение)

3 группа. Пословицы: (приложение)

Заслушиваются результаты работы групп

IV. Первичное закрепление знаний (организация деятельности по конкретизации и применению полученных знаний 

У. - Перед вами на столах лежат листы цветной бумаги. Ваша задача сейчас выбрать сначала те цвета, которые ассоциируются у вас с добром, добрыми делами, а какой со злом. Далее, достав из конверта цветные фигурки, разместите их на соответствующем цветовом поле. Далее каждый из вас напишет, что же такое добро, а что зло в вашем понимании? Затем закрепляете свои листочки на большом листе тем самым, получая коллаж. Готовые работы прикрепите на доску.

У. - Я думаю, вы без труда догадаетесь, с какой стороны доски расположены коллажи иллюстрирующие добро, а с какой зло, даже не читая надписей (учитель зачитывает надписи).

V. Подведение итогов урока.

У. - Какой предстал перед нами мир добра? (яркий, радостный и т. д. ). Ребята, в каком мире вам бы хотелось жить? Почему? Как бы вы ответили на вопрос, обозначенный в виде темы нашего урока «Как на свете жить?» (на экране)

У. - В заключении я хотела бы рассказать вам одну легенду. (О мудреце и бабочке)

На экране высвечивается эпиграф к уроку «Добра и зла исток — в душе у нас, а не во вне».

Ситуация № 1

Школа. Перемена. Один из учеников решил подшутить и поставил ножку пробегающему мимо однокласснику. Тот споткнулся, упал и разбил нос.

Ситуация № 2

Лето. Деревня. Проходя мимо озера, Николай заметил тонущего мальчика, соседа по дому. Не долго думая, он сорвал с себя одежду и бросился спасать тонущего.

Ситуация № 3

Я купила 1 кг. конфет и решила угостить им (имя)... Когда он (она) съел(а) их, то у него(неё) начался кариес и ему(ей) пришлось идти к стоматологу.

Как на свете жить?

У маленькой Кати большая радость — поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя подошла к девочкам, игравшим «в классы».

- Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

В. А. Сухомлинский

Что автор считает самым опасным злом? Согласны ли вы с ним? Как бы вы озаглавили этот рассказ? Сухомлинский назвал его «Как на свете жить»? Как вы думаете почему?

Пословицы

Добрый человек придёт – словно свету принесет.

Кто ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.

Нет ничего прекраснее, чем дарить счастье людям.

Раскройте смысл каждой пословицы одним предложением.

Притча «Сердце».

У одной мудрой старушки спросили:

- Бабушка! Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

- Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно- рай благоуханный.

Каковы мораль этой притчи?

«Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: 

- Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Л. Н. Толстой

Какова мораль этой сказки?

О. Уайльд «Счастливый принц»

На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в тёплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на неё упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слёзы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

- Когда я был жив, - ответил Принц, - я не знал, что такое слёзы. Я жил во дворце, куда горю человеческому вход воспрещён. Вокруг дворца была возведена высокая стена, и я ни разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый принц» - так величали меня приближённые. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу сдержать слёз.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребёнком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребёнку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

Почему принц Плакал? Ведь его называли Счастливым? Почему принц решил помогать людям? Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)

Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...

Материалы к уроку на тему:"Свет. Законы отражения и преломления света." (8 класс).

Данный материал содержит опорный конспект по теме «Свет. Законы отражения и преломления света», вопросы к данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта. Конспект может быть ис...

Задачи к уроку по теме "Свет и его законы" + тест "Законы преломления и отражения света. Линзы" для 11 класса

Первая часть - задачи даны с ответами, поэтому потребуется, убрав ответы, распечатать условия для раздачи учащимся. Вторая часть - тесты (в количестве 23 вопросов) не требуют дорабтки и готовы к распе...

Урок по теме "Свет. Природа света"

Методическая разработка урока по теме "Свет. Природа света". Работа содержит презентацию сопровождения урока, карту для ученика, бланки памятных закладок, тест для проверки знаний....

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе

Методическая разработка урока физики «Источники света. Распространение света» в 8 классе...

План урока №76 «Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел» 9Б класс.

В связи с выходом на дистанционное обучение разработам подробный план урока для работы обучающихся на платформе РЭШ....