Урок "Олимпийские игры в Древней Греции" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Андрейченко Олеся Николаевна

На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения олимпийских игр, формируют образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiyskie_igry.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по истории Древнего мира   «Олимпийские игры в Древней Греции»          5 класс

Цель: познакомить учащихся с историей организации и проведения олимпийских игр, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю

Основные термины и понятия: Олимпийские игры, элланодики, 776 г. до н.э., Олимпия, олимпионики, стадий, экехейрия, спондофоры

Оборудование: на доске – эпиграфы, рисунок храма Зевса и дискобола, оливковые венки и амфоры (для награждения победителей)

 План.

1.Вступительное слово учителя.

2.Олимпия.

3.Виды состязаний.

4.Награждение победителей игр.

5.Закрепление изученного. Текст с ошибками.

6.Подведение итогов урока. Награждение победителей.

                                                                                                                            Эпиграфы:

                                                                                                      Главное не победа, а участие.

                                                                                                                          Пьер де Кубертен

                                                                   «Citius, altius, fortius»    («Быстрее, выше, сильнее»).

                                                                                                                         Олимпийский девиз

   

    1.Вступительное слово учителя.

Летом 2012 года в Лондоне проводились летние Олимпийские игры – соревнования, в которых принимали участие спортсмены из разных стран мира. Олимпийские игры…Их удивительная история не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей, историков, учёных. Олимпийские игры – это праздник молодости, совершенства, красоты. Они пользуются огромной популярностью среди любителей спорта во всём мире и  являются самыми крупными международными соревнованиями. Каждые 4 года проводятся эти спортивные состязания в разных городах мира, в 1980 г. они состоялись в столице нашей страны – Москве. В 2014 году зимние Олимпийские игры пройдут в городе Сочи. Где бы они ни проводились, факел для зажжения олимпийского огня, который не гаснет, пока продолжаются игры, доставляется из Греции. За что такая высокая честь маленькой европейской стране? (Ответы учащихся)

      Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с историей Олимпийских игр - одного из главных праздников древних греков, мы узнаем, как он проводился, кто в нём принимал участие, какие виды состязаний были включены в программу игр, как награждали победителей, почему Олимпийские игры были так популярны в Древней Греции. А в конце нашего урока тех, кто будут сегодня активно работать, отвечать на вопросы, покажут себя знатоками Олимпийских игр, ждут, как и победителей древних спортивных состязаний, награды. За ходом нашего урока будут следить судьи-элланодики из 5В класса, они и определят сегодняшних победителей. (Судьи сидят за отдельным столом)

  Богиня Клио (учащаяся 5 кл.) читает:
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории — Клио —
Вас приглашает. Начинайте!
Свое пятиборье!

     2.Олимпия.

Рождение Олимпийских игр овеяно мифами, преданиями и связано с именами античных богов и героев. В Древней Греции было 2 места с похожим названием. В одном из них, на горе Олимп на севере Греции, согласно верованиям древних греков, обитали Боги во главе с громовержцем Зевсом, другое было не менее известно и уважаемо, это местечко Олимпия в Южной Греции, на полуострове Пелопоннес. Согласно мифам именно здесь, в Олимпии, Зевс одержал победу над своим отцом  Кроносом, и это место стало священным (отметить значками на карте у доски). В ознаменование своей победы он учредил первые Олимпийские игры. Другой миф утверждает, что так отпраздновал свою победу над царем Авгием  легендарный герой Геракл.  А в более поздних преданиях говорится, что правители греческих государств Элиды и  Спарты – Ифит  и Ликург заключили соглашение о регулярном проведении в Олимпии общегреческих праздников дружбы. Именно здесь раз в 4 года и проводились спортивные состязания, посвящённые Богу Зевсу.

       Итак, представим, что  мы оказались в живописной долине Олимпии. Здесь ярко светит солнце, благоухает зелень. Шумят листвой платаны и оливы, высятся строгие кипарисы. Перед нами стоят прекрасные здания и портики из белого камня, повсюду статуи победителей Олимпийских игр. Здесь же белеют храмы Богов, в их числе храм Бога Зевса, в котором находилась статуя Зевса, созданная великим греческим скульптором Фидием из дерева и покрыта пластинками из слоновой кости и золота – одно из 7 чудес света Древнего мира (см. иллюстрацию на доске). Зевс был изображен сидящим на троне в спокойной и величественной позе. Голову его венчал золотой венок из оливковых листьев, золотые волосы и борода обрамляли строгое прекрасное лицо. Золотой плащ покрывал полуобнаженную фигуру бога. В правой руке Зевс держал золотую статуэтку крылатой богини победы - Ники. Жезл, на вершине которого сидел орел - любимая птица Зевса, - сделанный также из чистого золота, находился в левой руке статуи. Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии. У ног статуи была сделана надпись: "Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня". Храм, где находилась статуя, был величественным и строгим зданием. Мощные мраморные колонны (их было 34), мраморные ступени высокого подножия, на котором стоял храм, мраморная черепица, покрывавшая крышу, - все сияло под лучами яркого южного солнца.

Звучат фанфары, выходят послы – глашатаи со свитками в руках и объявляют о начале Олимпийских игр

  Наверное, так много-много лет назад олимпийские послы объявляли о дне начала Олимпийских игр. Предупредить о грядущих играх необходимо было заранее, т.к. согласно условиям состязаний, 10 месяцев будущие участники – атлеты - должны были готовиться к Играм, а потом за 1 месяц до начала Игр прибыть в Олимпию. Существовали и другие условия для участников Игр. Полагалось «не быть ни рабом, ни варваром (чужестранцем)». На Игры не допускались и женщины. И всё-таки история сохранила имя одной из них, которой удалось присутствовать на состязаниях. Известно её имя – Ференика.

     Ференика (рассказ девочки, предварительное задание)

     На праздничных зрелищах позволяли присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не посещали Игры под страхом смерти. Вблизи Олимпии высилась огромная скала, с которой должны были сбрасывать женщин, проникших на священные игры. Это удалось только 1-й женщине – легендарной Каллипатере или, как её называют, Ференике. Она, уроженка острова Родос, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою. В Олимпии Каллипатера любой ценой хотела увидеть его триумф, не сомневаясь в победе. Облачившись в мужскую одежду, она смешалась с группой тренеров и попала на стадион. Когда Посейдор одного за другим победил 5-х соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его…Но в стремительном беге потеряла свой мужской наряд. По закону, её следовало сбросить со скалы. Судьи помиловали женщину, поскольку она была дочерью олимпионика, сестрой олимпиоников и матерью олимпионика. Чтобы впредь такое не повторилось, постановили: судьям, находящимся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовать на играх обнажёнными.

   3.Виды состязаний.

   А сейчас давайте познакомимся с программой игр. Кстати говоря, первые общегреческие игры были проведены в 776 г. до н.э. Для греков они имели такое большое значение, что стали началом летоисчисления древнегреческого календаря. Греки договорились вести счёт по играм, которые проводились каждые 4 года. Промежутки между играми стали называть олимпиадами.

  Рассказы  о первом и последнем днях состязаний

 

 1 учащийся.  1-й день - день открытия Игр. Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. В жертву Зевсу приносили 2-х огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву состязаться честно, не нарушая правил. Запрещалось, например, подкупать соперника, убивать во время кулачного боя.  С нарушителей правил взимали большой штраф, и деньги шли не в казну, а на сооружение статуй, где на постаменте можно было прочесть имена виновных в назидание потомкам. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания спортсмены уходили спать – полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

   2 учащийся.  2-й день. В этот день  проходили состязания молодёжи – бег, прыжки в высоту и в длину, метание короткого копья в цель и на расстояние, метание диска на расстояние, борьба, кулачные бои. Дистанции для детей были в 2 раза короче, чем для взрослых.

  3 учащийся. В последний день Олимпиады происходили состязания на ипподроме - бег колесниц. Это было захватывающее зрелище. На огромной скорости колесницы, запряжённые четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперёд и оттеснить соперников. Вознице, правящему лошадьми, требовалось большое искусство и хладнокровие, чтобы подчинить своей воле разгоряченных и рвущихся коней, сдержать их на крутых поворотах, не перевернуть колесницу, огибая конечный столб арены. 12 раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников. Несчастные случаи на ипподроме были очень часты. Колесницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о конечный столб. Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу. Однако часто возница, благодаря своему мужеству и искусству вышедший победителем, сам не был владельцем коней и колесницы, а звание олимпионика по уставу Олимпийских игр присуждалось хозяину упряжки. И тогда олимпиоником становился богач, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

   О победителях Олимпийских игр рассказывали самые невероятные истории.

Рассказы о самых знаменитых олимпиониках

(3 рассказчика  в оливковых венках и тогах)

    Посмотреть игры съезжались зрители со всей Греции, с побережья Малой Азии, из Сицилии, Италии, Африки, отовсюду, где находились греческие города-колонии. Олимпийский стадион вмещал 45 тысяч зрителей. Зрители сидели на стадионе целый день, страдая от насекомых, жары и жажды. Равнина перед стадионом была усеяна палатками, шатрами и лавками тысяч торговцев, где было выставлено на продажу всё, что угодно – от вина и фруктов до коней и статуй, а  циркачи проделывали тем временем свои трюки перед толпой. Здесь, в Олимпии, в проходили не только спортивные состязания. Поэты читали стихи, ораторы произносили речи в честь Игр. В Олимпии выступали такие прославленные греки, как историк Геродот, философ Сократ, оратор Демосфен, математик Пифагор.

     

    4.Награждение победителей игр.

    В 5-й день Игр проходило награждение победителей. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали венки из ветвей священного оливкового дерева храма Зевса. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. Глашатай в это время объявлял имя атлета и называл его родной город. Зрители кричали: «Слава, слава победителям!». Награды, которых удостаивались олимпионики, не ограничивались только венками. Они получали амфоры с маслом, быков. Списки олимпиоников высекали на мраморных плитах в Олимпии и в родном городе. От родного города победителю полагались: пурпуровая одежда, деньги, пожизненная пенсия, почётное кресло в театре, пожизненное питание, прижизненная статуя (для победивших 3 раза), мраморная стела с хвалебной надписью, освобождение от налогов и повинностей.

Античные Игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.

После подчинения греческих земель Риму римский император Феодосии I, насаждавший христианство, усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и запретил их в 394 г. н.  Многие сооружения в Олимпии были разрушены и сожжены. Землетрясения сравняли древнюю Олимпию с землей. Погиб и величественный храм Зевса,  его статую увезли в Константинополь. Со временем землетрясения и наводнения  сровняли Олимпию с землёй. Сейчас на том месте, где находилась Олимпия, работают археологи.

 Второе рождение Олимпийских игр произошло в конце XIX в. В 1896 г., в Афинах, по инициативе французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена были проведены I Олимпийские игры современности. Символом современного олимпийского движения стали 5 переплетённых колец. Назовите цвета этих колец (слева направо верхний ряд, затем нижний) и объясните, что эти цвета означают. (Голубое, чёрное, красное, жёлтое, зелёное).

   5.Закрепление изученного.

Работа с раздаточным материалом «Олимпийские игры в Древней Греции»                     Задание: найти 12 ошибок. Обсуждение ответов учащихся.

 6.Подведение итогов урока. Награждение победителей.

Вопросы учащимся:

  1. Почему древние греки так гордились своими играми?
  2. Почему государство поощряло занятия спортом? (граждане находились в хорошей физической форме (сила и ловкость) и в случае войны были всегда в боевой готовности)
  3. Могли ли О.И. возникнуть в Древнем Египте? (Нет, т.к. в цивилизациях Древнего Востока каждый человек должен был строго исполнять свои обязанности и прославлять монарха. Ни цари, ни чиновники не были заинтересованы в том, чтобы подвластные им землепашцы, скотоводы или ремесленники были грамотными, образованными людьми, развитыми физически, ценящими искусство).
  4. Что вам нравится и что не нравится в Олимпийских играх? Если бы вы получили возможность изменить программу О.И., какие изменения бы внесли?

 Выступления учащихся по поводу работы на уроке (самооценка и взаимооценка). Награждение 3-х победителей урока оливковыми венками (активность, правильность ответов).

                

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Олимпийские игры  в древности

                                        (текст с ошибками)

Задание: найдите 12 ошибок.

    Один древний грек рассказывал своим внукам:

 «Как сейчас помню, 450-й год до н.э. был годом Олимпийских игр. За 5 лет до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком, поскольку денег на оплату повозки у меня не было.

 Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С её вершины дул пронизывающий ветер, особенно мёрзли женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял своё место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошёл в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.

 На всю жизнь я запомнил те незабываемые 10 дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"

Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....

Внеклассное мероприятие по истории для 5-ых классов: игра "Мифы Древней Греции"

Внеклассное мероприятие по истории для 5-ых классов: игра "Мифы Древней Греции"...

Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...

5 класс: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок истории для 5 класса по ФГОС....

Открытый урок "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в Древней Греции" и презентация к уроку...

Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.

Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции....

Урок-игра "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок-игра - это театрализованное представление с соревновательными  элементами...