уроки по краеведению
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Белова Александра Валерьевна

уроки по кроеведению "Кольский Север в XIX веке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки по краеведению XIX век.

Учитель Белова Александра Валерьевна. Гимназия № 8 г.Мурманска.

Тема № 1 Введение. История края – часть истории России.

Форма, тип урока. Урок-беседа, практикум. Цели урока: развивающая – способствовать развитию у школьников  умений устанавливать причинно-следственные   связи,  образовательная – уяснить, что история  края – часть истории России,  воспитательная – воспитание у восьмиклассников любви к родному  краю.

План урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей работы.
  2. Основные вехи истории края в 19 веке (рассказ учителя).
  3. Входной контроль.
  4. Завершающий контроль (тест).
  5. Рефлексия.

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей работы.

Изучив историю России в 19 веке, мы выявили особенности социально-экономического и политического развития страны, определили место России в мировом сообществе. Теперь нам предстоит определить особенности развития Кольского севера в 19 веке, в контексте общегосударственного развития. В своей работе мы будем опираться на исторические источники, текст пособия, используя сравнительную таблицу исторических событий в России, на Кольском севере.

  1. Основные вехи истории края в 19 веке.

В начале 19 века, казалось, ничто уже не грозит Мурману. Западные соседи – Швеция и Дания, были настроены мирно. Но вскоре Наполеон объявил блокаду Британских островов, к которой, после неудачной войны с Францией, присоединилась и Россия. Англия ответила нападением на Мурман.

5 мая 1809 г. три британских корабля подошли к Кольскому взморью и начали обстреливать из пушек рыбацкие суда. Они разграбили в Екатерининской гавани базу Беломорской промысловой компании, основанной в 1803 г. В августе 1810 г. англичане захватили на море ладью с хлебом, шедшую в Норвегию. Англичане отобрали у экипажа личные вещи и погнали ладью с пленниками в Англию. Поморам удалось захватить судно, а своих мучителей крепко запереть в каюту. Капитан команды доставил северных пленных британцев в норвежский порт Вардё и сдал их невредимыми датскому коменданту. Правительство отметило подвиг Кольских рыбаков знаком отличия военного ордена – Георгиевского креста. Еще больший ущерб был нанесен Кольскому краю во время Крымской войны. В августе 1854 г. англичане из корабельных орудий 20 часов обстреливали Колу и почти всю ее выжгли. Жителям пришлось временно переселиться в поморье, а потом заново отстраивать город. Развитие края шло медленно – примерно с той быстротой, с какой росло ее население. В середине 19 века на полуострове проживало 5-6 тысяч человек, в том числе около 1600 лопарей. Притока людей и капиталов на крайний север из центральной России, пока там господствовало крепостничество, не происходило. А собственные силы края были недостаточными для освоения огромных природных ресурсов – лесов, недр и рыбных богатств. Задерживали развитие севера не только иностранные вторжения, но и изжившая себя феодальная система. Хотя реформы 60-х – 70-х гг. 18 века дали сильный толчок предпринимательской деятельности поморов, они не изменили социального строя: в России по-прежнему сохранялось самодержавие, господство помещичьего класса, всесилие и произвол чиновников. Зависимое население платило подушную подать.

В 1861 г. в России пало крепостное право. Стали быстрее расти города. Строились промышленные предприятия и железные дороги. Повысился спрос на лес и рыбу. Царское правительство решило заселить мурманский берег людьми.  В 1868 г. оно предоставило поселенцам право беспошлинно заниматься торговлей и промыслами. Они освобождались от налогов и воинской повинности.

«КОЛОНИЗАЦИЯ» - заселение мурманского побережья с 1869 г.

При Екатерининской гавани правительство построило «коммерческий порт» Александровск, он стал административным центром края. Развитию капитализма на Кольском полуострове способствовало улучшение транспортного сообщения и средств связи. В 1871 г. группа предпринимателей образовала товарищество и ввела движение пароходов вдоль Мурманского побережья. В 1894-1895 гг. ведомство связи провело телеграф от Кеми до Печенги. Самыми крупными явлениями в экономическом развитии края было возникновение лесопильной промышленности. Заводы имели высокое по тем временам техническое оснащение: английские и шведские паровые двигатели, динамо-машины для электрического освещения, пилорамы и станки.

Карта Кольского полуострова раздается каждому ученику в качестве дидактического материала в начале урока.


  1. Входной контроль. 

Цель работы – установить причинно-следственные связи между событиями истории России 19 века и Кольского севера.

Сравнительная хронологическая таблица

Царствование

События в России

События на Кольском севере

Александр I

1801-1825 гг.

1805-1807 гг. война России с Францией.

1807 Тильзитский мир.

1812 г. Отечественная война (Россия-Франция).

1803 г. Основание Беломорской промысловой компании.

1809-1810 гг. Разорение Мурмана англичанами.

Николай I

1825-1855 гг.

1853-1856 гг. Крымская война.

1826 г. Установление границ с Норвегией.

11-12 августа 1854 г. Нападение англичан (корвет «Миранда») на Колу.

6 июля 1855 г. Поражение англичан под Кандалакшей.

Александр II

1855-1881 гг.

1861 г. Отмена крепостного права.

1864 Земская и судебная реформы.

70-е годы. Реформа городского самоуправления.

1869-1870 гг. Возникновение колоний (Печенга, Териберка, Гаврилово, Рында).

22 ноября 1868 г. Издание о льготах колонистам Мурманского берега.

1871 г. Открытие нового пароходного сообщения.

1871 г. Отмена подушной подати.

Александр III

1881-1894 гг.

Промышленный подъем в России, развитие капиталистических отношений.

1886 г. Строительство Трифоно-Печенгского монастыря.

1890-1892 гг. Строительство лесопильных заводов.

Николай II

1894-1917 гг.

Завершение промышленного переворота в России.

1897 г. Финансовая реформа Витте.

1897-1899 гг. Строительство заводов в Дровяном и Умбе.

24 июня 1899 г. Открытие г.Александровска (г.Полярного).

Таблица заполняется на уроке по группам. Каждая группа делает вывод по своему историческому этапу. При заполнении используются тексты пособий:

  1. И.Ф. Ушаков «История Кольского севера»;
  2. П.Н. Зырянов «История России. 8 класс»;
  3. И.Ф. Ушаков А.А. Киселев «История родного края»;
  4. И.Ф. Ушаков «Кольская земля».

  1. Завершающий контроль (тест).

Вопросы к учащимся:

1) Назовите основные периоды в развитии Кольского края в 19 веке.

2) Укажите характерные черты экономического, социального, политического и культурного развития.

Тест  (выполняется письменно в тетрадях) «Как проходила колонизация мурманского побережья в пореформенную эпоху»:

а) стихийно;

б) путем насильственного переселения под руководством царских чиновников;

в) добровольного переселения в соответствии с законом о привилегиях и льготах переселенцам Мурманского берега (закон 1868 г. о льготах колонистам Мурманского берега).

  1. Рефлексия.

Ученикам предлагается оценить свою работу на уроке по 10-ти бальной шкале, ответив на вопросы:

  1. как я работал на уроке;
  2. как я усвоил материал?

6. Домашнее задание.

Темы сообщений на следующий урок:

  1. «Хозяйство и быт саамов в 19 веке».
  2. «Вывод регулярных войск из Колы».
  3. «Общественная жизнь г. Кола в 19 веке».
  4. «Героическая оборона г. Кола в середине 19 века».
  5. «Подвиг Максима Мамонтова. 1809 г.».
  6. «Подвиг Матвея Герасимова. 1810 г.».
  7. «Беломорская компания. Развитие и банкротство».
  8. «1899 г. – основание  г. Алексанровска».


Работа по группам (4 группы). События в России заполняются учениками дома (опережающее задание).

  1. Группа. Заполняет таблицу по периоду правления Александра I.

Царствование

События в России

События на Кольском севере

Александр I

1801-1825 гг.

1805-1807 гг. война России с Францией.

1807 Тильзитский мир.

1812 г. Отечественная война (Россия-Франция).

1803 г. Основание Беломорской промысловой компании.

1809-1810 гг. Разорение Мурмана англичанами.

Вывод:

События на Кольском севере непосредственно связаны с внешней политикой России, проводимой Александром I. Международная обстановка была очень сложной. Царская Россия вела войны с Францией, Ираном, Турцией и Швецией. В 1807 г., вследствие неудач в борьбе с Францией, Россия вынуждена была присоединиться к объявленной Наполеоном блокаде британских островов. Правительство Александра I порвало дипломатические отношения с Англией и прекратило торговлю с ней. Все это до крайности обострило отношения Англии и России. Формально не объявляя войны, Англия предприняла серию враждебных актов против России и в частности – послала военный флот громить берега Кольского полуострова.

2. Группа. Заполняет таблицу по периоду правления Николая I.

Царствование

События в России

События на Кольском севере

Николай I

1825-1855 гг.

1853-1856 гг. Крымская война.

1826 г. Установление границ с Норвегией.

11-12 августа 1854 г. Нападение англичан (корвет «Миранда») на Колу.

6 июля 1855 г. Поражение англичан под Кандалакшей.

Вывод:

События на Кольском севере непосредственно связаны с внешней политикой России, проводимой Николаем I. Россия вела войну с Турцией, союзниками которой являлись также Англия и Франция. При первых известиях о начале Крымской войны, Архангельская губерния находится на военном положении. 10 марта 1854 г. военное положение было введено в Коле. Царские власти не приняли серьезных мер по защите заполярья. В воды русского севера пришла англо-французская эскадра. В октябре 1858 г. Кольский полуостров включили в состав Кемского уезда.

3. Группа. Заполняет таблицу по периоду правления Александра II.

Царствование

События в России

События на Кольском севере

Александр II

1855-1881 гг.

1861 г. Отмена крепостного права.

1864 Земская и судебная реформы.

70-е годы. Реформа городского самоуправления.

1869-1870 гг. Возникновение колоний (Печенга, Териберка, Гаврилово, Рында).

22 ноября 1868 г. Издание о льготах колонистам Мурманского берега.

1871 г. Открытие нового пароходного сообщения.

1871 г. Отмена подушной подати.

Вывод:

События на Кольском севере непосредственно связаны с внутренней политикой (реформами) в России, проводимой Александром II «Освободителем». Отмена крепостного права означала конец феодальным пережиткам. Быстрыми темпами развивались капиталистические отношения. Рушились всякие формы личной зависимости, увеличилась подвижность населения. Кольский север представлял особый интерес для царской России. Переселенцам разрешалось беспошлинно заниматься торговлей и промыслами, развивать торговлю. Вторая половина 19 века, связанная с восстановлением хозяйства Кольского края.

4. Группа. Заполняет таблицу по периоду правления Александра III и Николая II.

Царствование

События в России

События на Кольском севере

Александр III

1881-1894 гг.

Промышленный подъем в России, развитие капиталистических отношений.

1886 г. Строительство Трифоно-Печенгского монастыря.

1890-1892 гг. Строительство лесопильных заводов.

Николай II

1894-1917 гг.

Завершение промышленного переворота в России.

1897 г. Финансовая реформа Витте.

1897-1899 гг. Строительство заводов в Дровяном и Умбе.

24 июня 1899 г. Открытие г.Александровска (г.Полярного).

Вывод:

Эти периоды связаны с промышленным подъемом в России, развитием капиталистических отношений и завершением промышленного переворота. На Кольском севере это заключалось в развитии различных отраслей промышленности. На Мурманском побережье появились постоянные селения, в том числе г. Александровск (300 жителей) и фактории. В крае открылись пароходное сообщение и телеграфная связь.

Итог: однако, все эти сдвиги и изменения не могли поднять Мурман до уровня промышленно развитых районов. Кольский край значительно отставал в развитии от центральных губерний России.



Предварительный просмотр:

Уроки по краеведению.

Учитель Белова Александра Валерьевна. Гимназия № 8 г.Мурманска.

Тема № 2 Кольский север в начале 19 столетия.

Форма, тип урока. Урок-практикум (групповая работа). Цели урока: образовательная – выявить особенности развития Кольского севера в начале 19 века, развивающая – способствовать развитию у учащихся умений поиска необходимой информации в нескольких источниках,  воспитательная – воспитание у восьмиклассников любви к родному  краю.

План урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей работы.
  2. Входной контроль. Социально-экономическое развитие края в начале 19 века:

А) Численность жителей и основные занятия;

Б) Социальный состав;

В) Состояние промыслов.

  1. Сообщения учеников («Беломорская компания», «Подвиг Максима Мамонтова», «Подвиг Матвея Герасимова»).
  2. Завершающий контроль.
  3. Рефлексия.

  1. Мотивационная беседа. Формулировка целей работы.

На прошлом уроке мы ознакомились с основными вехами истории края 19 века. Теперь нам предстоит более подробно остановиться на особенностях развития Кольского севера в первой половине 19 века. В своей работе мы будем опираться на исторические источники, сравнительную хронологическую таблицу, заполненную на прошлом уроке, а также прослушаем сообщения ваших одноклассников и поработаем с картой.

  1. Входной контроль. Социально-экономическое развитие края в начале 19 века.

Ученики составляют краткий конспект социально-экономического положения края в начале 19 века под пунктами А, Б и В, пользуясь пособиями:

  1. И.Ф. Ушаков «История Кольского севера»;
  2. П.Н. Зырянов «История России. 8 класс»;
  3. И.Ф. Ушаков А.А. Киселев «История родного края»;
  4. И.Ф. Ушаков «Кольская земля».

Конспект:

А) Численность жителей и основные занятия. В начале 19 века на территории Кольского полуострова проживало более 5000 человек. Население состояло из 3-х основных групп:

Кроме того, в административном центре проживали:

  1. чиновники
  2. духовные лица
  3. военнослужащие и отставные солдаты
  4. ссыльные
  5. временно прибывающие люди по служебным делам

Занятия: рыбный, зверобойный промысел. Скотоводство и огородничество было развито слабо. Полевого земледелия не существовало совсем. Коренные жители занимались оленеводством, зверобойным промыслом. В Кольском заливе вели зверобойный промысел.

Б) Социальный состав.

  1. чиновники
  2. духовные лица
  3. купцы
  4. временно прибывающие люди по служебным делам
  5. военнослужащие
  6. крестьяне
  7. коренные жители
  8. ссыльные

В) Состояние промыслов.

В Екатерининской гавани была создана база для «груманландского» промысла: построены пристань, две казармы, контора, жиротопное предприятие, кузница, склады и др. подсобные помещения. Компания приобрела трехмачтовый китобойный корабль и 10 других мореходных судов. Нападение английского флота повлияло на развитие промыслов, они терпели огромные убытки. В тяжелом положении оказались саамы, многие из них не имели средств к жизни. Восстановление промыслов длилось около 20 лет. К середине 19 века на промысел выходило не много более 500 судов, а среднегодовой улов составлял 65000 центнеров.

  1. Сообщения учеников.

«Беломорская компания»:

  1. И.Ф. Ушаков «История родного края», стр. 73-74
  2. И.Ф. Ушаков, А.А. Киселев «История родного края», стр. 46-47, 50-52

«Подвиг Максима Мамонтова»:

  1. И.Ф. Ушаков, А.А. Киселев «История родного края», стр. 47-50
  2. И.Ф. Ушаков «Кольская земля», стр. 249-257

«Подвиг Матвея Герасимова»

  1. И.Ф. Ушаков А.А. Киселев «История родного края» стр.47-50
  2. И.Ф. Ушаков «Кольская земля», стр.

  1. Завершающий контроль. Работа по группам.

Ученики работают с историческими источниками. Каждая группа имеет карту Кольского полуострова, документальный материал. Учащиеся должны ответить на ряд вопросов и сделать общий вывод по теме.

Работа по группам                                                 группа № 1.

Документальные материалы.

  1. Грабительские действия англичан на Мурмане в 1809 году.

(Выдержки из донесений местных властей

архангельскому губернатору)


14 мая 1809 года … Мореходных судов неприятелем уведено из Колы два – купца Герасимова и мещанина Голодного… Из скота взято овец и телят около 50-ти… немалое число казенного и обывательского леса, а при том и с обывательским при городе стоящих судов все якоря и снасти обрали и увезли…В Екатерининской гавани взято 7 купецких судов, в том числе кольских 4.



26 мая … В Кильдине промышленничьи избы, анбары с солью и прочим, равно и часовня, сожжены англичанами… В становище Териберке находящиеся там промышленничьи станы неприятель сжег без остатку.



12 июля … В становищах у Семи островов англичане забрали у промышленников имущество, какое у кого сыскать могли… Судно крестьянина Малышева со всем грузом и такелажем сожгли…



В Екатерининской гавани имущество беломорской компании англичанами похищено:



- муки ржаной 7862 пуда…



- рыбы 6256 пудов 20 фунтов…



- шлюп «Пчела» себестоимостью 1548 руб. 15 коп.


Ученикам предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Почему англичане беспрепятственно грабили Мурман?
  2. Какие пункты подверглись разграблению (отметить на карте)?
  3. Кто понес урон от разбоя британских моряков?


Работа по группам                                                 группа № 2.

  1. Кола после английского погрома 1854 года.

(Выдержки из статьи лесничего Соловцова К.А.)


Кола наружным видом похожа на бедную деревушку… Обширное пожарище с немногими уцелевшими домами и полуразрушенною каменною церковью производит грустное впечатление… Город выжжен почти весь… Позади церкви уцелели от разрушения единственный во всем городе каменный дом уездного казначейства и три обывательских деревянных дома. Этим строениям церковь служила защитою от неприятельских зажигательных снарядов. Уцелел еще правый конец города, называемый Верховье, состоящий из 12-ти или 15-ти ветхих лачуг, которые от действия неприятельской артилерии защищены были выдающимся в виде мыса берегом реки.


Ученикам предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Когда и с какой целью напали англичане на Колу (отметить на карте)?
  2. Какое строение начала 19 века сохранялось в Коле до нашего времени и что в нем размещено?
  3. Какое значение Кола имела для жителей Кольского полуострова (назовите центры промыслов)?


Работа по группам                                                 группа № 3.

  1. Капиталистическое предпринимательство на Мурмане.

(Выдержка из книги архангельского губернатора

А.П. Энгельгардта «Русский Север» 1897 год)


Мы заметили необычный подъем духа на Мурмане… Весть об устройстве телеграфа, об устройстве маяков по берегам Мурманского побережья, о том что… по западной стороне Мурманского берега будет ходить особый местный пароход, в значительной мере возбудило энергию и предприимчивость как промышленников, так и торговцев. В Териберке, например, купец Мерзлютин строит особую пристань, к которой могут приставать пароходы, соляной склад на 100000 пудов соли, склад угля и, что особенно важно, казарму для рабочих на несколько сот человек. Купец Савин заводит пароход для перевозки мойвы, устраивает для нее садки и предполагает даже искусственно замораживать мойву, что бы сохранить ее на то время, когда она отходит уже от берегов в океан. На Иокангских островах, вблизи Святого Носа, устраивается помещение для рабочих с тем расчетом, что бы с весны заняться промыслом тюленей. Г.Гебель купил  в порте Владимир находившийся уже много лет в бездействии китобойный завод и намерен вновь открыть китовый промысел, но главным образом организовать лов и развозку мойвы и лов сельдей.


Ученикам предлагаются вопросы для обсуждения:

  1. Какие заведения возникали на Мурманском берегу?
  2. Кто работал на купеческих предприятиях?
  3. Для чего нужна была «развозка мойвы»?
  4. Какие стимулы способствовали «подъему духа» предпринимателей?


Вывод по уроку:

 Ученики должны прийти к общему выводу, что развитие Кольского края в первой половине 19 века шло очень медленно. Социальный состав населения был неоднообразен, в большинстве своем жители находились в тяжелых условиях, так как царское правительство не уделяло должного внимания своей северной окраине. Саамское население оставалось неграмотным. Общественная жизнь была небогата событиями. Каждая социальная группа жила своими интересами. Уровень жизни зависел от состояния промыслов. Попытки создать крупные промысловые предприятия оказались неудачными. Единственный город в крае Кола постепенно приходил в упадок. Все это было следствием нападения англичан и нежелания царского правительства заботится о нуждах народа.

  1. Рефлексия.

Ученикам предлагается оценить свою работу на уроке по 10-ти бальной шкале, ответив на вопросы:

  1. как я работал на уроке;
  2. как я усвоил материал?

  1. Домашнее задание.

Ученикам предлагается написать историческое сочинение-миниатюру на тему «История Кольского севера – неотъемлемая часть истории России».


Раздаточный материал

«Места сражений жителей Кольского Севера с иностранными захватчиками»:

«Экономика Кольского края в 19 веке»:

Русские крестьяне Беломорья  2500 чел.

Кольские горожане < 1000 чел.

Саамы  1600 чел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Урок литературы (краеведение)

Урок для 5 класса. Краеведческий материал о Посиделках....

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности".

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности"....

Использование ЭОР на уроках географического краеведения

Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....