Урок литературы (краеведение)
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Урок для 5 класса. Краеведческий материал о Посиделках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2011/10/02/s5000015.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2011/10/02/s5000047.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2011/10/02/s5000052.jpg)
Предварительный просмотр:
Классный час «Посиделки»
Модель фасада русской избы, в классе расставлены лавки, прялка, на столе подносы с козулями, пирогами, самовар. Усаживаются девочки и мальчики отдельно. Хозяйка и Бабушка-Баюшка встречают и усаживают гостей и участников.
Х: Добрый день, гости дорогие, жданные, званые и желанные! Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебёдки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Б: Вот как дружно сидим, друг на друга глядим. Все красивы, все нарядны, все здоровы, вот и ладно! А чего это вы здесь собрались? Чему научиться решили?
Дети отвечают.
Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом,
Все уселись рядком.
Будет всем нам здесь приятно
Побывать в гостях у вас.
Песни русские попеть
И с душой пуститься в пляс.
Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Х: Будут вам и пироги. Посидим рядком, поговорим ладком. А кто знает, что такое «посиделки»? На посиделках обязательно есть хозяйка (Юля), бабушка Баюшка, которая всегда про всё знает и хорошо бает (рассказывает), а также гости.
Б: С 1-го сентября, когда с летом прощались, осень в гости приглашали, начинались в деревнях посиделки. Завершалась страда полевая, урожай собирали, в закрома прибирали. В долгие зимние вечера, на этих самых посиделках девушки усаживались прясть, вязать, вышивать, шили себе приданое. Парни брались снаряжать себе упряжь, сапожничали, утварь домашнюю мастерили, а между делом выглядывали себе суженую.
Х: Сколько сказок сказывалось, сколько былин пелось в старых северных домах о Святках, о Рождестве. Сказка стояла на дворе: хрустально-синяя, прозрачно-стеклянная в кружеве инея. В звёздах, северном сиянии.
Б: Ну вот, изба у нас готова, чиста, красива. Мы с тобой хозяйки хоть куда, правда, ребята? А молодёжь в старину на посиделки избу снимала, чтоб было, где собраться вместе, чайку попить, песни попеть, да и рукоделием заняться. Избу снимали парни, приходили порученцы договариваться о цене и о времени, приходили, низко кланялись с пожеланиями добра и здоровья хозяйке и дому её. Проходи, честной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко. (Выходят 3 мальчика, кланяются в пояс):
– Здравствуйте, хозяюшки, доброго вам здоровья (садятся на лавку). Не уступишь ли, хозяйка, избу на посиделки, гулянья, за ценой не постоим.
Х: Ждала я вас, ребятишки, ждала, да и о цене подумывала, да бабушка Баюшка перебила, цену весёлую придумала, её и слушайте.
Б: Я весной на завалинке, а зимою в горнице посиживаю. Сижу, в окно на народ гляжу, всё всегда запоминаю и в копилку собираю. Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёный – погляжу.
1) Какого писателя у нас на Севере называли мужичком-лесовичком, северным волшебником, фантазёром? (Степана Писахова)
2) Кем с детства хотел стать Писахов? (художником)
3) А какая же была первая его сказка? («Не любо – не слушай»)
4) От чьего лица ведётся рассказ сказки? Кто её рассказывает? (Сеня Малина)
5) А как ещё называли Сеню Малину? (врун, северный Мюнхгаузен) а почему?
А знаете, кто к нам сегодня на огонёк зашёл? – тот самый Сеня Малина. (С. Писахов «Северно сияние»)
Х: Да, у нас на Севере перво-наперво богатство – люди. А люди у нас замечательные. А второе богатство – лес-батюшка. Каждое дерево северянин знает, каждому дереву свой почёт оказывает и в работе, и на празднике. Вот рябине, например, почёт осенью. Ёлочке – зимой. По весне черёмуху славим за красоту невестину и аромат цветов душистых.
Б: А какое дерево в любое время славим: и осенью дождливой, и зимой лютой, и летом жарким? (берёза) Что нас в стужу согревает? (берёзовое полено) А в жару напоит? (берёзовый сок) Болезнь прогонит? (берёзовый веник) Доброе дело в руки даст? (туеса)
Х: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие? А какие же посиделки без прибаутки и небылицы?
Б: Молодцы, смекалистые. Наша изба стала вашей. Вам хорошо, и нам с хозяюшкой весело. Сеня Малина, ты гляди-ко, чем девки-то заняты? Кто прядёт, кто вышивает… Но какая работа без песни? А там и до пляски недалеко.
Все:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется (2р)
Нам работа наша нравится.
Х: Тара-ра, тара-ра, бегут ребята со двора. Песни петь да плясать, всех вокруг забавлять!
(Кадриль)
Б: Только посиделки начались, а вы, ребята, уже и разгалделись. Кыш на лавки за рукоделье! Плясать надумали! В старину на посиделках больше песни пели, а игры да пляски начинались потом.
Х: Не грустите, девочки, и на бабушку Баюшку мою не обижайтесь, раз решили посиделки устроить, будем бабушку Баюшку слушаться. А чтоб она успокоилась, давайте песню споём.
Песня «А я по лугу», поют все.
Б: Но ни одни посиделки не проходили без угощенья. Русь всегда хлебосольством славилась, ну а поморы никогда перед людьми не срамились.
(Люда рассказывает о козулях)
Б: Делают козули долго. Три секрета у козуль: 1) аромат (гвоздика, корица, медок), 2) чтобы пряники долго не сохли, тесто длительное время на холоде держат, 3) форма, украшение.
Я козулечки катаю
Да денёчки коротаю,
С утра до ночи пеку,
Налюбоваться не могу.
Б: Все мы славно потрудились, научились терпению, трудолюбию, зная, что после доброй работы придёт весёлый праздник.
Вот так и живём! Дело с бездельем мешаем, того и вам желаем!
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край:
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай!
Все садятся пить чай с козулями и пирогами.
На протяжении всего классного часа показываются презентации «Северные пряники (козули)», « Северные ремёсла», «В гостях у Степана Писахова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-204962-1360994404.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В данной работе определены цели и задачи изучения краеведческого материала в школе, определены виды и формы работы по краеведению. Поэтапное включение краеведения в проц...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература, краеведение) "Ветер, ветерок, ветрище"
Данный урок представляет интерес для учителей географии и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/15/picture-347791-1408092198.jpg)
Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460067-1403592886.jpg)
Методы и приемы проведения уроков литературы с использованием материалов по краеведению.
На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-611037-1427144231.jpg)
Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"
Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-905507-1490700773.jpg)
Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".
Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....