Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".
проект по литературе на тему

Шанина Надежда Алексеевна

Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3

ИМЕНИ Д.П. ОЗНОБИШИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Литературное краеведение на уроках литературы»

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2

Глава 1 Школьное литературное краеведение. Теоретические основы……….5

1.1.Понятие «литературное краеведение»…………………………………..…..5

1.2.Содержание школьного литературного краеведения……………………..7

1.3. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности…………………7

Глава 2 Литературное краеведение в школе…………………………………...9

2.1.Процессы и методы изучения литературного краеведения……………....9

2.2.Опыт изучения литературного краеведения в школе……………………..10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………17

Приложение №1…………………………………………………………………18

Введение

                           Любовь к малой Родине – это нечто отвлеченное,

                             это и любовь к своему народу, к своей местности,

                                          к памятникам её культуры, гордость своей

                                                          историей.

                                                                                         Д.С. Лихачев

        Как известно, важными и ценными в системе школьного образования являются уроки литературы и внеклассного чтения. На них в процессе приобщения к великому искусству вырастает вдумчивый и умный читатель, обогативший свою память и речь тем, что несут авторы изученных произведений. Воспитывая на уроках любовь к своей «тихой родине», необходимо привить ученикам мысль о том, что талантам не обязательно суждено родиться в столицах, что наша провинция является родиной многих писателей и поэтов и не собирается оскудевать.

         Тема моего  проекта «Литературное краеведение на уроках литературы». Обращение к данной теме определилось тем, что в практике своей работы столкнулась с такой проблемой: беря детей в 5 класс из начальной школы, встретилась с тем, что ребята совсем не знают писателей, поэтов своего родного края. Хотя в нашей школе есть музей «Память», но там материал исторического краеведения, а вот литературное краеведение остается как бы в стороне. Поэтому мне хочется, чтобы ребята на основном курсе литературы имели возможность прикоснуться к литературному наследию нашей Симбирской-Ульяновской земли.

         Еще это продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Современные подходы к образованию могут определенным образом изменить ситуацию. Для учителей открываются огромные возможности для воспитания и развития личности.

         Я не являюсь исключением и тоже хочу, чтобы мои воспитанники были патриотами своей малой родины города, школы, а как следствие – своей страны.

         В этой связи проблема краеведения на уроках литературы является особенно актуальной для воспитания у школьников патриотизма и любви к своей стране, преданности ей. Привитие таких качеств должно начинаться с привития любви к своей малой родине, гордости за свой край, а чтобы чем-то гордиться, нужно это что-то знать.

В современной школе выделился культурологический подход к образованию. В начавшемся процессе регионализации этот подход становится все более значимым для организации современной системы образования, ибо он способствует «вхождению» школьника в «диалог культур». Краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, неся интегративное начало, помогает формированию целостной картины мира в сознании учеников. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что культуру России в целом наши дети, в принципе, знают.

Им известны имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и других мэтров русской культуры, а вот своих земляков, прославивших их малую родину – не знают, а значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться местом, где родились и где живут.

         В.Г. Маранцман считает, что использование краеведческого материала в процессе обучения литературе объясняется необходимостью выработки наглядных представлений у учащихся, особенно в 5-6 классах, возможностью создания эмоционального настроя на восприятие мер произведения, возможностью выработки нового подхода к интерпретации литературного текста как технологии общения с искусством. В наше время можно говорить об особой значимости  обращения на уроках литературы к меж предметным связям краеведческого характера, к важности знакомства школьников с художественной культурой родного края, лучшими ее образцами. Такое знакомство определяется задачами литературного образования, способствует не только «общению» с подлинниками произведений искусства, формированию интереса к жизни родного края, содействует процессу эстетического воспитания, но и повышает интерес к мировой культуре.

         Появилась необходимость в связи с культурологическим подходом к изучению литературы в школе выделить в методической науке проблему литературного краеведения для воспитания у школьников патриотизма и любви к своей стране, определить возможные пути его использования на уроках литературы основного курса.

         Главной целью данной работы является разработать подходы включения краеведческого материала в основной курс литературы.

         Задачи: проанализировать  методические  подходы к проблеме изучения литературного краеведения на уроках литературы; повысить эффективность усвоения краеведческого материала на уроках литературы; изучить всевозможные пути включения краеведческого материала в основной курс литературы.

         Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

         Материалы по литературному краеведению располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности, поэтому очень важно пробудить интерес учащихся к краеведению. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это необходимые обще учебные навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

         Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. А именно с любви к своей семье, к месту своего рождения начинается любовь к Родине.

         Местный материал очень удобен для анализа, в тоже время он помогает учиться осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

         А Симбирская земля, действительно богата многоцветьем писателей, поэтов, национальных культур.

         Объектом исследования является включенный краеведческий материал в уроки литературы, предметом исследования- содержание краеведческого материала и подходов к включению его в урок литературы.

         Структура работы такова: введение, где даются актуальность темы, цели, задачи курса «литературное краеведение на уроках литературы», значение литературного краеведения в воспитании любви к своей стране, осознание значимости изучения краеведческого материала на уроках литературы.

         В основной части указаны задачи, модель литературного краеведения, сущность понятия «литературное краеведение», содержание школьного литературного краеведения, опыт работы по привлечению литературного краеведения в урок литературы, описание тем основного курса литературы с применением краеведческого материала.

Глава 1 Школьное литературное краеведение. Теоретические основы.

1.1.Понятие «литературное краеведение»

         Школьное литературное краеведение-литература родного края. Отчий дом, малая родина, отечество, родной край. Так мы называем землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и деды, где жили и работали люди, являющейся образцом нашей местности, региона – это поэты, писатели, фольклористы и просто замечательные люди.

         От слов «родина, отечество, край» и возникли понятия «родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах 19, начала 20 века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.

«Краеведение» означает- знание о своей ближайшей родине – от слов «ведать», знать свою родину, её литературу, историю, традиции, взгляды, верования  местного населения.

        Вместе с тем краеведение понимается и как путь, метод познания, процесс.

         О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных,  приобщать их к серьезным исследованиям – об этом писали еще Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, В.П. Семенов – Тян-Шанский, В.О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.

Около 150 лет тому назад К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, в частности швейцарской, американской, английской и немецкой, писал, что « …поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отчеству».

         Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».

         Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники.

      «И поныне степень разработанности теоретических основ литературного краеведения оставляет желать лучшего», - мягко констатировал в 1985 году краевед Н.Н. Милонов. К сожалению, к сегодняшнему времени мало что изменилось. Если литературное краеведение – научная дисциплина, то каков ее предмет, задачи, базовая терминология.

         Литературное краеведение, нередко выходя за рамки художественных текстов, формирует себя на стыке различных научных дисциплин, на пересечении теории и практики, науки и жизни, истории и творимой на наших глазах повседневности. Как размышляет по этому поводу академик Дмитрий Лихачев: «Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора. Иное дело краеведение. Оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценно». Действительно, когда мы узнаем, что в Доме Языковых на ул. Спасской бывали А. Пушкин, Д. Давыдов, М. Погодин и многие другие знаменитые люди России, этот дом наполняется для нас особым духовным содержанием. Решая частные, иногда предельно конкретные исследовательские задачи (уточнение биографии, поиск прототипов, выявление круга общения и т.д.), литературный краевед познает ноосферу (сферу разума) родного края в ее литературной составляющей. Он оперирует литературным фактом в контексте культуры. В итоге, вместе с другими краеведами (географами, этнографами, историками и т.д.) литературный краевед должен стремиться начертать, как определил более семидесяти лет тому назад эту насущную задачу Иван Гревс, «полный и цельный портрет края, отображающий все его тело и вес, дух в их организации и в их общей жизни. Нельзя при этом забывать или отметать ни одной черты, ибо они все постоянно взаимодействуют, не могут обходиться друг без друга. Разрывая их, отбрасывая некоторые, мы получим бледный, скудный, а главное – неверный, непохожий и потому часто уродливый снимок».

1.2.Содержание школьного литературного краеведения

          Литературное краеведение на уроках литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

         Обращение к краеведению на уроках обусловлено несколькими причинами: формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе).

         Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

         В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности.

1.3. «Уровни» краеведческой познавательной деятельности

         Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях:

- во-первых,  получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;

- во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условие для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически, переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.

        И, наконец, третий уровень – изучение школьниками культуры родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

        Первый из этих уровней, естественно,  является главным, подчас единственным в начальных и младших классах. Для основной  школы характерны первый и второй уровни. В старших классах основной школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют ребята, особо увлеченные краеведением, глубоко интересующиеся родным краем.

        Педагогу-литератору необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

        Очень жаль, что в практике учебных и внеклассных занятий ряда школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем  краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».

        В школах отмечается и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

        Урочные, факультативные и внеклассные занятия по литературному краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству через привития интереса к литературе, культуре родного края.

Глава 2 Литературное краеведение в школе

2.1.Процессы и методы изучения литературного краеведения

          Обычно темы школьного краеведения включаются в состав двух взаимосвязанных процессов:

1.учебного процесса на основе классно-урочной системы, в котором реализуются образовательные программы начальной и средней школы, предполагающие совокупность трех содержательных компонентов: федерального, регионального, школьного.

2. процесса «культурной деятельности», предполагающего деятельностную составляющую, что предусматривает практическое освоение учащимися общемировых, национальных и краеведческих артефактов – объектов культурно-исторической среды – на основе активных форм их познания и преобразования.

         Традиционно в системе школьных уроков словесности определенное место занимало литературное краеведение. Само понятие «краеведение» расширяется за счет включения в него основных сведений о местных народных обычаях и традициях, а также песенного фольклора. Все вместе это и определяет содержание филологического образования.

         Хотя рациональные учебные программы по литературе в своей основе и соответствуют федеральным, тем не менее, в них вводится региональный компонент, т.е. дополнительные учебные темы и даже разделы, достаточно актуальные для школ Ульяновской области.

         Но учитель имеет право расширять объем краеведческого материала, самостоятельно формулируя темы и включая их как в программы основного курса, так и в программы элективных или факультативных занятий.

         Региональный компонент школьной программы по литературе, подобно федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных произведений:

а) для чтения и изучения;

б) для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;

в) для внеклассного чтения.

          Для чтения и изучения в программу по литературе дополнительно включены произведения следующих авторов: Н.М. Языкова, Д.Д. Минаева, Д.Н. Садовникова, Н.Н. Благова.

Я же еще включаю таких авторов, как Дмитриев И.И. при изучении басен в 5 и 6 классах, Д.П. Ознобишина, Дворянскова при изучении темы «Край ты мой, родимый край»; С.Т. Аксакова при изучении темы в 5 классе «Литературные сказки», беря для сопоставления с другими сказками сказку «Аленький цветочек» Аксакова; Н.Н. Садовникова и т.д.

         Учебно-методическое обеспечение литературного краеведения в части регионального компонента учебных программ по литературе создают следующие методические и учебные издания.

1.Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998г. – 80 с.

2.Васильчикова Т.Н. «Литературное краеведение Ульяновской области: программа спецкурс для 5-11 классов массовых школ» Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина. – Ульяновск. ИПК ПРО, 2008г. - 51 с.

3. «Родное слово» учебное пособие для 5-11 классов общеобразовательных учреждений по литературному краеведению.

4. «Край прелестный – это ты…» Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области.

2.2.Опыт изучения литературного краеведения в школе

         Уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.

         Материалы по литературному краеведению Ульяновской области располагают богатейшими возможностями для организации разнообразных учебных занятий и призваны вызывать интерес к истории и культуре родного края, воспитывать патриотические чувства, обрабатывать навыки поисковой работы. Практическая реализация курсов литературного краеведения в учебно-воспитательном процессе, особенно на основных уроках литературы, предполагает решение следующих задач:

- изучение творческого пути писателей и поэтов Ульяновского-Симбирского края;

- знакомство школьников с произведениями литераторов-земляков;

- приобщение учащихся к поисково- исследовательской деятельности, связанной с изучением литературы края, знакомство с основными моментами жизни и творчества писателей и поэтов Ульяновского-Симбирского края.

        Широко известны строки из дневника Л. Толстого: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Великая русская литература 19 века для современного школьника нередко оказывается чем-то далеким по времени и абстрактным по проблематике. Но стоит школьнику взять в руки сборники стихов Д.П. Ознобишина ,как сразу он проникается той эпохой, теми места, о которых говорит поэт, изучение творчества этого поэта, фольклориста особенно значимо нашим детям: ведь мы живем в тех местах, где прошло детство поэта, где на свои средства открыл школу (нашу) в 1861 г.; или ступить под своды литературного музея И.А. Гончарова, войти в музей «Дом Языковых», прикоснуться к тайнам «Истории государства российского» - «далекое по времени» оказывается локализованным в конкретном культурно-историческом пространстве.

         Литературное краеведение, нередко выходя за рамки художественного текстов, формирует себя на стыке различных научных дисциплин, на пересечении теории и практики, науки и жизни, истории и творимой на наших глазах повседневности.

         Вот как размышлял по этому поводу академик Д.С. Лихачев: «литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора. Иное дело краеведение. Оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное». Действительно, когда школьники 8 класса узнают, что А.С. Пушкин посещал Симбирск в 1833 году по пути в Оренбург, когда собирал материал для «Капитанской дочки», встречался, со старожилами, знавшими Пугачёва, посетил поэта Н. Языкова, вся семья Языковых помогала А.С. Пушкину: собирали и записывали произведения УНТ, познакомили с записями песен о Пугачеве, таким образом симбирские впечатления наложили отпечаток на замысел «Капитанской дочки», а материалы были использованы в повести.

        Действия романа разворачиваются в Симбирской губернии, главный герой Петруша Гринев стал уроженцем Симбирской губернии -все это способствует развитию интереса к целому произведению вообще, ведь «Капитанская дочка» - часть истории родного края и детьми воспринимается лучше.

Вовлекаясь в литературно-краеведческий поиск, исследование, школьники получают возможность ощутить себя причастным к творению и изучению великой литературы. Решая частные, иногда предельно конкретные исследовательские задачи (уточнение биографии писателя – земляка, выявления круга общения или круга чтения, поиск прототипов литературных персонажей) литературный краевед познает ноосферу (сферу разума) родного края в ее литературной составляющей.

         Изучая творчество М.Ю. Лермонтова в 8 классе, исследуя его литературную деятельность, учащиеся самостоятельно нашли запечатленный образ Симбирска в поэме «Сашка», хотя данная поэма не изучается в основном курсе литературы, а изучается «Мцыри», но проявленный интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова радует.

         Учителя предметники по – разному могут вносить краеведческий материал в основной курс литературы и для этого берутся самые разнообразные материалы, соответствующие федеральному стандарту литературного образования.

         Я использую материалы литературного краеведения Ульяновской области таким образом: краеведческий материал может использоваться на всех этапах урока для пробуждения интереса к теме, для расширения кругозора, знаний о своем крае, для улучшения эстетических вкусов, для решения воспитательных задач.

        В ряде случаем следует начинать рассказ о писателе с использованием местного материала, что обеспечивает активное внимание учащихся и интерес ко всей теме. Такое краеведческое вступление помогает заинтересовать школьников, приблизить к ним отдаленное прошлое, создать определенную эмоциональную атмосферу на уроке. Обычно используемый местный материал невелик по объему и выступает как краеведческое дополнение к определенной теме, расширяя и углубляя литературные знания учащихся, но в некоторых случаях на краеведческом материале может быть построен целый урок. Например, А.С. Пушкин «Капитанская дочка», посещение симбирских мест Пушкиным при написании произведения, беседа со старожилами и т.д. и дальше Петруша Гринев оказывается в Симбирске, где проиграл Зурину 100 руб.

        Говоря о пугачёвском восстании, уместно упомянуть воспоминания И.И. Дмитриева о том, как их семья уехала из Симбирска, боясь пугачевского бунта, затем в мемуарах Дмитриев подробно опишет место казни Пугачева на Болотной площади.

Отправляясь в мир легенд и преданий в 8 классе, где по федеральной программе предусмотрены часы на изучение преданий, учебник под редакцией Коровиной дает предания и песни о Пугачеве как крестьянском предводителе, забегая вперед говорю о том, что имя Пугачева связано с Симбирском, но более яркой фигурой по отношению к Симбирску был Степан Разин,  жизнь  которого почти на столетие назад от Пугачева. Наряду с преданиями и песнями о Пугачеве знакомимся с преданиями, историческими песнями о Стеньке Разине, записанными Д.Н. Садовниковым:

             «Прибыл Стенька Разин

             Под Симбирский город,

              Привел он с собою

              Силы сорок тысяч…

            Грозил: «Воеводу

            В живых не оставлю,

            Бояр всех повешу –

            Волюшку потешу!».

        Симбирск Стенька Разин не взял, - что против Бога пошел. По степям крестный ход шел, а он стоит да смеется.

         «- Ишь чем, - говорит, - испугать хотят. Взял и выстрелил в святой крест. Как выстрелил, так весь своей кровью облился, а заговоренный был, да не от этого. Испугался, да побежал».

        Как Пушкин запечатлел образ Пугачева в «Капитанской дочке», народ в преданиях, легендах, так и имя Стеньки Разина, его удаль, его «детушек» стали достоянием народных песен и легенд. Народ оплакивал тяжелую участь своего вождя, который так и не смог захватить Симбирск. Далее наш земляк Д.П. Ознобишин, уделив внимание событиям Крестьянской войны 1670г., так оценивает роль Симбирска:

«В грозный Разина побег

Поголовно собрал всех –

Весь свой муравейник;

Не робея пред толпой,

Крест взял в руки, дал отбой –

И бежал изменник!»

        Литературное краеведение позволяет учителю обратиться к прошлому, настоящему своего края, сравнить, сопоставить с сегодняшним днем. Постоянное обращение к краеведческому материалу позволяет учащимся представить общую картину литературной жизни края, а Симбирская земля – заметная страница в общей летописи российской литературе.

         Яркими представителями являются: Н.Н. Карамзин, И.А. Гончаров, Д.П. Ознобишин, Н.М. Языков, Благов и др.

        Эту плеяду писателей, поэтов связывают с темами в 8 классе, когда анализируем «Наталью, боярскую дочь» говорю еще о том, что Карамзин воспроизвел «Историю государства российского» и т.д.

         Ярким примером включения материалов литературного краеведения является урок, разработанный мной по теме «Человек и природа в русской литературе 19-20вв.»(Приложение №1).

        Учащиеся проводят исследования по данному направлению и готовят проекты (Приложение №2). Интересными такие работы являются в плане того, что дети пытаются сравнить творческое наследие прошлого и настоящего, находят новые имена поэтов своей местности, в частности,    В.А. Трехонин, .    Н.В.    Нарышкин

        Такая работа важна и ценна тем, что учащиеся ценят прошлое и видят тех, кто продолжает сегодня прославлять свой край. (стихи В.А. Трехонина «Малиновый край»,»Малаяродина»,Нарышкин «Сад отца»….)

        Более эффективному усвоению литературного наследия способствуют и встречи с интересными людьми – поэтами, такие встречи прошли с Н.В.Нарышкиным, Трехониным В.А.

        Уроки литературы с использованием краеведческого материала-это важный фактор формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем, кто множил и развивал культуру Отечества, и сегодня в меру своих творческих возможностей стремится внести свою лепту в великое дело русской литературы.

Заключение

         На мой взгляд, краеведческая работа на уроках литературы и внеклассного чтения дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности истории, культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в сознательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанную у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Влияние краеведения на всестороннее развитие школьников имеет значительный потенциал.

         Однако, изучение родного края школьниками может принести свои плоды лишь при соблюдении нескольких условий:

- увлеченность взрослого человека, организующего краеведческую деятельность детей на уроке или вне его;

- учет и использование личностного опыта школьников в процессе исследования края;

- деятельностный подход в учебной и воспитательной работе на краеведческом материале («лучше один раз сделать, чем сто раз просто увидеть»);

- установление интегративных связей между различными областями краеведческих знаний;

- организация школьного краеведения как системы развития творческого потенциала ребенка (на основе многообразия форм и методов);

- создание в школе особой образовательной среды, способствующей возникновению и развитию интереса у детей к занятиям краеведением.

        Таким образом, я хотела бы еще раз отметить, что на уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю.

        Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное краеведение.

        Именно использование краеведческого материала наилучшим образом способствует созданию эмоциональной ситуации на уроке, в которой и воспитывается святое чувство – любовь к Родине.  Использование материалов краеведения на уроках литературы убеждает наших учеников в том, что художественная литература есть образное отображение жизни, ее правды. Очень важно, «чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но, прежде всего, - как гражданин общества». (Д.С. Лихачев)

Список литературы

1  Авдонин А.М,.  Под сенью языковских муз. Ульяновск,1994,с.4-9

2.Васильчикова Т.Н.,. Коровкина Г.Л, Курошина Л.Н., «Литературное краеведение Ульяновской области». Программа спецкурса для 5-11 классов массовых школ.с114

3.  ВеличкинаГ,  «Симбирская катастрофа», Ж. Мономах, 2004г.с25

4.. Гольц Т.М., «Сердце брата».

5. Лихачёв Д.С., «Учит земля родная».. Вестник Союза краеведов России, 1992г. №1.

6.. Матлин М.Г. , «Изучение народных песен на уроках литературы».

7.  Рассадин А.П., «О понятии «литературное краеведение».            

.8. Региональный компонент содержания образования: программно- методическое обеспечение переработанное и дополненное, 2000г.

9. Садовников Д.Н., «Из-за острова на стрежень»,. Волжские предания и песни., М., 1963г.

10. «Уроки литературного краеведения»., Сборник учебно-методических материалов, Из опыта работы учителей- словесников средних школ Заволжского района г. Ульяновска. ИПК ПРО. Г. Ульяновск, 2001г.

11. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. .Литературное краеведение,  «Родное слово»,. Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001г. Стр. 72.

12. Янушевский В.Н., Литературное краеведение . «Край прелестный – это ты!». Хрестоматия. Ульяновск. Корпорация технологий продвижения. 2000г.

13. Янушевский В.Н., «Симбирские перекрёстки»,. Учебно-методическое пособие. Ульяновск, УИПК ПРО, 2012г.

 14. Трехонин В.А. «Деревенским я родился».   Сборник стихов . Инза,2011г. с.120

15.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновской области. Ульяновский «Домпечати»1998.

Урок литературы в 11 классе

Урок-концерт

Тема: «Человек и природа в творчестве поэтов 19-20 веков»

Цели урока: 1. Формировать у учащихся знания о жизни и творчестве А.А. Фета, Д.П. Ознобишина, Д.Н. Садовникова, Н.Н. Благова;

2. воспитывать понимание того, что природа формирует внутренний мир человека, его духовную память;

3. показать, что пейзаж является средством выражения эстетической позиции автора, а также выражением объективной связи между личностью и реальным миром;

         4. вызвать интерес к литературному творчеству поэтов-симбирян, любовь к родному краю.

Оформление урока

         1.Портреты поэтов А.А. Фета, Д.П. Ознобишина, Д.Н. Садовникова, Н.Н. Благова.

         2. Выставка книг поэтов и о поэтах.

         3. Картины, репродукции о природе.

         4.цитаты о жизни и творчестве поэтов.

        Это не просто поэт, скорее, поэт – музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.

П.И. Чайковский о Фете

        …..Да золотую

Лиру вновь услышит свет!

Н.М. Языков об Ознобишине

         Сильное дарование Благова глубоко народно по своей сути. Нельзя научиться любви к полям, лесу, реке, если они тебе не родные.

Г. Коновалов

Эпиграф

Сколько добра

В русской тоскует природе….

Н. Благов

I Вступительное слово учителя

         Ребята! Сегодня у нас урок-концерт на тему: «Человек и природа в творчестве поэтов 19-20 веков».

       Запишите число, тему урока, эпиграф, план.

План

1.Поэтическое наследие А.А. Фета (1820-1892)

2. Любовь к родному краю в творчестве поэта – переводчика Д.П. Ознобишина (1804-1877)

3.Самобытность поэзии Д.Н. Садовникова (1847-1883)

4.Фетовские традиции в творчестве Н.Н. Благова (1931-1992)

2. Слово учителя.  Ребята! На этом уроке вы пополните свои знания о жизни и творчестве Фета, Ознобишина, Садовникова, Благова, постараетесь понять, что природа формирует внутренний мир человека, а пейзаж является средством пояснения эстетической позиции автора, и, конечно, можете использовать материал в своих размышлениях о жизни .

         Наш урок-концерт состоит из 4-х отделений, где будут звучать стихи, песн, и ваши сообщения. Понравившаяся цитаты, фразы, названия стихов, биографические  данные поэтов вы можете записать по ходу урока.

        Весна! Пробуждение природы, расцвет любви ко всему прекрасному вокруг нас. Распускаются почки, цветут сады, а соприкосновение с душой природы доставляют человеку эстетическое наслаждение. Природа и зимой, и летом, и осенью имеет свою красу,- об этом свидетельствует Афанасий Афанасьевич Фет. Его восторженные гимны посвящены родной природе – лесу, высоким ночным звёздам, ароматным цветам.

         Ученик( заранее подготовленный).   Фет (настоящая фамилия Шейшин) Афанасий Афанасьевич родился вс. Новосёлки Орловской губернии в 1820 году, а умер 21 ноября 1892 года в Москве. Фет получил хорошее образование. Увлечение философией приводит его на словесное отделение философского факультета Московского университета, который окончил в июне 1844г. Теперь он не только не скрывал свою поэтическую увлечённость, но наоборот, всячески стремился приобрести литературную известность и популярность.

         В ноябре 1840г. выходит его первая книга «Лирический пантеон», а с 1842 г. стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Фет – великолепный знаток жизни природы. В его стихах она полнится гармонией и поэтическими событиями. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Из плавных, мелодичных строчек Фета рождаются воздушные очерки мотылька и бабочки. А как  удивление  Фет разглядывает животных, птиц, насекомых.

         Растворяясь в природном мире, погружаясь в его глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него – ощущение полного духовного слияния с природой:

«Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы…..

И я слышу, как сердце цветет» (1889г.)

         Соприкосновение с душой природы доставляет Фету высшее эстетическое наслаждение, как это происходит, например ,в стихотворении «Цветы».

         Ученик: А.А. Фет «Цветы»

С полей несется голос стада,

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат. (продолжение далее…)

        Ученик: Восторженная привязанность к природе уводит героя Фета в мир красоты. Природа – символ женской красоты.

         Учитель: Муза Фета нашла отражение в музыке. К его стихам обращались известные в то время композиторы: Варламов, Рахманинов, Чайковский. Каждый в его поэзии открывал что-то особенное, близкое себе.

         Давайте послушаем отрывок из романса на стихи Фета, написанные композитором Варламовым: «На заре ты ее не буди» (прослушивание грамзаписи)

         Учитель: Красота Земли, духовная и душевная красота человека, красота искусства были символами веры Афанасия Фета, поэта и мудреца 19 века. Фетовская традиция до сих пор не потеряла сферы своего влияния, что свидетельствует об одном: художественные открытия Фета – выдающийся вклад в русскую поэтическую культуру.

         Своим лиризмом, музыкальностью, восторженностью красотой природы стихи А. Фета как бы перекликаются со стихами поэта – переводчика Д.П. Ознобишина.

        В Москве в издательстве Академии наук вышел в свет первый двухтомник нашего земляка поэта и переводчика Д.П. Ознобишина. Подготовка к изданию произведений Ознобишина началась ещё в 50-е годы 20 века силами литературоведа и переводчицы Т.М. Гольц и её дочери НаргисНормухамедовой.

        В 2014 году отмечается 210-летие со дня рождения поэта, и в Инзе ежегодно проводится  Международная конференция его имени «Ознобишенские чтения»  .

        Ученик: В двух километрах от Инзы в окружении полугор, на которые «взбираются» красноствольные могучие сосны, лежит село Троицкое Карсунского уезда Симбирской губернии – родина талантливого поэта, переводчика с восточных и западноевропейских языков, лингвиста, собирателя фольклора, основателя нашей школы Дмитрия Петровича Ознобишина. Д.П. Ознобишин родился в 1804 г. С 1819 г. Дмитрий Ознобишин воспитанник Московского университетского благородного пансиона. Уже в младших классах Д. Ознобишин входил в «литературное общество», состоящего из учеников пансиона. Его путь в изящную словесность был предопределён с юных лет. Немалую часть своих произведений он написал в «отчизне поэтов» - на Симбирской земле. Поэт горячо любил свою Родину, восхищался её природой. Родным местам посвящены стихотворения: «Рассвет», «Волга в ноябре», «Весенняя грусть», «Рыбаки».

Стихотворение Д.П. Ознобишина «Весенняя грусть» (исполняет ученик)

        Ученик: 1839 г. Находясь в Кисловодске он не мог не скучать о Троицком и пишет стихотворение.

        Ученик: Д.П. Ознобишин «О Троицком»

… Когда чело томит палящий жар

И трепетно с предгорияМашуки

Роняет ветер, неся тлетворный пар,

Воздушных арф потерянные звуки,

Невольно скорбь в мою теснится грудь!

Всё вновь скользит на памяти безумной

И дальний край, и одинокий путь,

И Родина, и берег Волги шумной.

О, дайте ж зреть мне, блеск родных небес!

Увижу ль вновь моё уединенье,

Плеск светлых волн, живую сень древес,

И свежее как утро вдохновенье!

        Ученик: Поэт проявлял интерес к устному народному творчеству. Из собственных песен Ознобишина известность получила «Чудная бандура» («Гуляет по Дону казак молодой….»)

         Слова Ознобишина, музыка Алябьева отрывок из «Чудной бандуры» (исполняет ученик)

        Учитель: Мало кто знает, что эта песня написана на слова Д.П. Ознобишина, хотя поют её повсюду. Это же можно сказать и о знаменитой песне «Из-за острова на стрежень…. », которая также имеет своего автора. Им является наш земляк Дмитрий Николаевич Садовников, поэт, переводчик, фольклорист.(Отрывок из песни «Из-за острова на стрежень…» (исполняют ученики)

         Ученик: Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля 1847 года в Симбирске в семье бедного дворянина. Мальчику исполнилось 3 года умерла его мать, а когда Дмитрию шёл тринадцатый год внезапно умер отец. Заботу о его воспитании  берет на себя родная тетка Полянская. Чтобы продолжить образование Дмитрий Николаевич поступает в Симбирскую мужскую классическую гимназию сразу в четвертый класс. Учился Д.Н. Садовников в гимназии прекрасно, но в последнем выпускном классе он уходит из гимназии.

         В 1867 году едет в Москву, затем в Крым и вновь возвращается в Симбирск.в 1871 году с женой переехал сначала в Москву, а оттуда в Петербург. В Петербурге Садовников входит в литературные круги, публикуется во многих газетах и журналах. Поэтический мир Садовникова, его самобытность ярко проявилась в стихотворении с очень характерным для Садовникова заглавием «К Волге». (Ученик исполняет стихотворение Садовникова «К Волге»).

         Ученик: О восприятии русского мира, русской истории и русской природы через устное народное поэтическое творчество прекрасно сказал сам поэт в стихотворении «Полонянка» (Жигулёвское предание).( Ученик исполняет стихотворение Д.Н. Садовникова «Полонянка»).

        Учитель: Фетовская традиция не потеряла сферы своего влияния и в 20 веке. Подтверждением этого служит творчество поэта Н.Н. Благова.

        Ученик: Николай Николаевич Благов родился 2 января 1931 года  в Ташкенте. Его отец Николай Гаврилович Благов был крестьянином деревни Андреевка.

Обобщение.(делает учитель) Природа-это красота ,которая окружает нас с вами ,направляет на размышления о жизни ,на умение видеть прекрасное вокруг. Писатели и поэты 19-20в.были настоящим примером нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы (краеведение)

Урок для 5 класса. Краеведческий материал о Посиделках....

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В данной работе определены цели и задачи изучения краеведческого материала в школе, определены виды и формы работы по краеведению. Поэтапное включение краеведения в проц...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Методические рекомендации для учителей школ и преподавателей СПО по литературе и русскому языку при изучении раздела "Краеведение"....

Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений

Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами я...

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...